СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина. Произведения русской Литературы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверка знаний учащихся по литературе за курс 8 класса

Просмотр содержимого документа
«Викторина. Произведения русской Литературы.»

Викторина  Урок систематизации и обобщения по русской литературе в 8 классе. Составитель:Киселева В.В. учитель русского языка и литературы

Викторина

Урок систематизации и обобщения по русской литературе в 8 классе.

Составитель:Киселева В.В. учитель русского языка и литературы

« Поэзия, - говорил Л.Н.Толстой, - есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжет, греет и освещает…»

« Поэзия, - говорил Л.Н.Толстой, - есть огонь, загорающийся в душе человека.

Огонь этот жжет, греет и освещает…»

Темы на выбор: Л.Толстой «После бала» «Капитанская дочка» Определения А.С.Пушкин  Устное Народное  Лермонтов  Биография. И.С.Тургенев  «Ася» Н.В.Гоголь «Ревизор» «Мцыри» «Метель»  Шукшин.. Творчество. В.Короленко «Парадокс». «Василий Теркин» «Челкаш» Паустовский «Телеграмма» Третий Лишний. Галерея

Темы на выбор:

Л.Толстой

«После бала»

«Капитанская дочка»

Определения

А.С.Пушкин

Устное

Народное

Лермонтов

Биография.

И.С.Тургенев

«Ася»

Н.В.Гоголь

«Ревизор»

«Мцыри»

«Метель»

Шукшин..

Творчество.

В.Короленко

«Парадокс».

«Василий

Теркин»

«Челкаш»

Паустовский

«Телеграмма»

Третий

Лишний.

Галерея

 Л.Н.Толстой «После бала» 1.Выберете портрет автора: 1. 2. 3.  2.Название имения, в котором Лев Николаевич начал свою творческую жизнь : А) Восточная Долина Б) Ясная Поляна В) Яркая Долина Г) Сочная Поляна

Л.Н.Толстой «После бала»

1.Выберете портрет автора:

1.

2.

3.

2.Название имения, в котором Лев Николаевич начал свою творческую жизнь :

А) Восточная Долина

Б) Ясная Поляна

В) Яркая Долина

Г) Сочная Поляна

 Определения. 1. Что такое «Монолог» и «Диалог»? В чем их различия? Диалог- Разговор двух или нескольких лиц в худож. произведении. Монолог- Более или менее длительная речь действующего лица, обращенная к себе и собеседникам.  2.Дайте определение слову «СКАЗКА» Сказка- произведение устного народного творчества повествующее о вымышленных событиях. 3. По портрету узнайте писателя. Маяковский Цветаева Лермонтов Тургенев

Определения.

1. Что такое «Монолог» и «Диалог»? В чем их различия?

Диалог- Разговор двух или нескольких лиц в худож. произведении.

Монолог- Более или менее длительная речь действующего лица, обращенная к себе и собеседникам.

2.Дайте определение слову «СКАЗКА»

Сказка- произведение устного народного творчества повествующее о вымышленных событиях.

3. По портрету узнайте писателя.

Маяковский

Цветаева

Лермонтов

Тургенев

А.С Пушкин. 1.Назовите годы жизни Александра Сергеевича Пушкина. 1799-1837 2. Укажите произведение не принадлежащее автору. «Евгений Онегин»,«История Пугачева»,«Песня о соколе»,»Руслан и Людмила» 3. Назовите название произведения по строчкам. Восстань, пророк, и виждь, и внемли Исполнись волею моей. И обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. Но, страстью пылкой утомленный, Не ест, не пьет Руслан влюбленный. На друга милого глядит. Буря мглою небо кроет Вихри снежные крутя, То как зверь она завоет, То заплачет как дитя.  «Зимний вечер»  «Руслан и Людмила»  «Пророк»

А.С Пушкин.

1.Назовите годы жизни Александра Сергеевича Пушкина.

1799-1837

2. Укажите произведение не принадлежащее автору.

«Евгений Онегин»,«История Пугачева»,«Песня о соколе»,»Руслан и Людмила»

3. Назовите название произведения по строчкам.

Восстань, пророк, и виждь, и внемли

Исполнись волею моей.

И обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Но, страстью пылкой утомленный,

Не ест, не пьет Руслан влюбленный.

На друга милого глядит.

Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя.

«Зимний вечер»

«Руслан и Людмила»

«Пророк»

 «Капитанская дочка» 1.По описанию узнайте героя: Обыкновенная русская девушка. Круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами. По своей натуре труслива и замкнута. Мария Миронова Ему 17 лет, он русский дворянин, только что поступивший на военную службу. Одно из качеств искренность. Петр Гринев Смугл, кудряв, нехорош собою, оживлен. Отличается насмешливостью и даже презрительностью. Очень хитер и завистлив. Швабрин

«Капитанская дочка»

1.По описанию узнайте героя:

Обыкновенная русская девушка. Круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами. По своей натуре труслива и замкнута.

Мария Миронова

Ему 17 лет, он русский дворянин, только что поступивший на военную службу. Одно из качеств искренность.

Петр Гринев

Смугл, кудряв, нехорош собою, оживлен. Отличается насмешливостью и даже презрительностью. Очень хитер и завистлив.

Швабрин

«Метель» 1) Вспомните содержание произведения. 2) Как называлось место, где Владимир должен был обвенчаться с Марией? А) Чащино Б) Выхово В) Жадрино 3) Выберете портрет более соответствующий Марие Гавриловне 3. 1. 2. Стройная, бледная, скромная семнадцатилетняя девица….

«Метель»

1) Вспомните содержание произведения.

2) Как называлось место, где Владимир должен был обвенчаться с Марией?

А) Чащино Б) Выхово В) Жадрино

3) Выберете портрет более соответствующий Марие Гавриловне

3.

1.

2.

Стройная, бледная, скромная семнадцатилетняя девица….

«Мцыри» В произведении Мцыри говорит:  Ты хочешь знать, что делал я  На воле? Жил…  Что значило для Мцыри Жить? 2) Почему истории всей его жизни посвящена лишь одна глава, а трем дням, проведенным на воле, - почти вся поэма? 3) Выберете иллюстрацию не относящуюся к произведению: 2. 3. 1.

«Мцыри»

  • В произведении Мцыри говорит:

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил…

Что значило для Мцыри Жить?

2) Почему истории всей его жизни посвящена лишь одна глава, а трем дням, проведенным на воле, - почти вся поэма?

3) Выберете иллюстрацию не относящуюся к произведению:

2.

3.

1.

Гоголь « Ревизор» 1) Соотнесите имена героев и их описание: Уже постаревший на службе человек. Взяточник. Но ведет себя очень солидно. Довольно серьезен, говорит ни громко, ни тихо. Каждое слово значительно. Анна Андреевна Провинциальная кокетка, не совсем пожилых лет, воспитанная на романах и альбомах. Очень любопытна. Земляника Городничий Слуга. Говорит серьезно, резонен и любит себе самому читать нравоучения. Очень умен, не любит много говорить. Осип Попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек . Проныра и плут.

Гоголь « Ревизор»

1) Соотнесите имена героев и их описание:

Уже постаревший на службе человек. Взяточник. Но ведет себя очень солидно. Довольно серьезен, говорит ни громко, ни тихо. Каждое слово значительно.

Анна Андреевна

Провинциальная кокетка, не совсем пожилых лет, воспитанная на романах и альбомах. Очень любопытна.

Земляника

Городничий

Слуга. Говорит серьезно, резонен и любит себе самому читать нравоучения. Очень умен, не любит много говорить.

Осип

Попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек . Проныра и плут.

Тургенев « Ася» Выберете портрет автора: 1. 2. 3. В чем рассказчик обвиняет себя, в чем видит причину своей неудавшейся любви?

Тургенев « Ася»

  • Выберете портрет автора:

1.

2.

3.

  • В чем рассказчик обвиняет себя, в чем видит причину своей неудавшейся любви?
М.Горький «Челкаш» 1) Выберете портрет автора: 1. 2. 3.

М.Горький «Челкаш»

1) Выберете портрет автора:

1.

2.

3.

Твардовский «Василий Тёркин» 1) Выберете портрет автора: 3. 1. 2.

Твардовский «Василий Тёркин»

1) Выберете портрет автора:

3.

1.

2.

В.Г. Короленко »Парадокс» 1) Выберете портрет автора: 1. 2. 3. 2) Как вы понимаете слова Феномена « Кормлю семью ногами»?

В.Г. Короленко »Парадокс»

1) Выберете портрет автора:

1.

2.

3.

2) Как вы понимаете слова Феномена « Кормлю семью ногами»?

Шукшин и его творчество. Вспомните содержание произведения «Дядя Ермолай»  Как мальчики обманули дядю Ермолая? 2) Знал ли он о их обмане? Чего он от них добивался? 3) Вспомните содержание произведения « Солнце, Старик и Девушка» Много несчастий и бед испытал на своем веку старик. Откуда же у него «странное спокойствие» и «умиротворенность»?

Шукшин и его творчество.

  • Вспомните содержание произведения «Дядя Ермолай»

Как мальчики обманули дядю Ермолая?

2) Знал ли он о их обмане?

Чего он от них добивался?

3) Вспомните содержание произведения « Солнце, Старик и Девушка» Много несчастий и бед испытал на своем веку старик.

Откуда же у него «странное спокойствие» и «умиротворенность»?

Галерея По иллюстрации узнайте произведение и его автора. Паустовский «Телеграмма»

Галерея

По иллюстрации узнайте произведение и его автора.

Паустовский

«Телеграмма»

Третий лишний. Из перечисленного ряда выберете лишнее. Объясните свой выбор. 1) «Песня о Соколе» «Дядя Ермолай» «Челкаш» (Автор двух произведений Горький) 2) Бобчинский Земляника Гринев (Герои произведения «Ревизор») 3) Шекспир Лермонтов Гоголь (Русские писатели) 4) Гаврила Тихон Катерина Петровна (Герои произведения «Телеграмма»)

Третий лишний.

Из перечисленного ряда выберете лишнее. Объясните свой выбор.

1) «Песня о Соколе» «Дядя Ермолай» «Челкаш»

(Автор двух произведений Горький)

2) Бобчинский Земляника Гринев

(Герои произведения «Ревизор»)

3) Шекспир Лермонтов Гоголь

(Русские писатели)

4) Гаврила Тихон Катерина Петровна

(Герои произведения «Телеграмма»)

Паустовский «Телеграмма» Выберете портрет автора: 1. 2. 3. 2) В какие моменты Настя поняла, что категорически нужна матери?

Паустовский «Телеграмма»

  • Выберете портрет автора:

1.

2.

3.

2) В какие моменты Настя поняла, что категорически нужна матери?

3. Выберете иллюстрацию не подходящую к произведению: 2. 1. 4. 3.

3. Выберете иллюстрацию не подходящую к произведению:

2.

1.

4.

3.

2. Какие герои ведут диалог?  -Хорошо, если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп.  -Помилуй! Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом табаке.  - Это, старинушка, не твоя печаль, пропью я его или нет. Его благородие меня жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить а слушаться. Гринев Савелич Пугачев

2. Какие герои ведут диалог?

-Хорошо, если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп.

-Помилуй! Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом табаке.

- Это, старинушка, не твоя печаль, пропью я его или нет. Его благородие меня жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить а слушаться.

Гринев

Савелич

Пугачев

Какие два героя ведут диалог? Чрезвычайное происшествие!  Неожиданное известие! Непредвиденное дело: приходим в гостиницу…  Приходим, значит, в гостиницу… Позвольте, я расскажу.. Э, нет, позвольте уж я…  (Бобчинский и Добчинский) 3) Вспомните, почему Добчинский и Бобчинский приняли Хлестакова за Ревизора? ( - Как вдруг молодой человек недурной наружности, в партикулярном платье, ходит этак по комнате, и в лице эдакое рассуждение…физиономия…поступки, и здесь ( вертит около лба) много, много всего.)
  • Какие два героя ведут диалог?
  • Чрезвычайное происшествие!
  • Неожиданное известие!
  • Непредвиденное дело: приходим в гостиницу…
  • Приходим, значит, в гостиницу…
  • Позвольте, я расскажу..
  • Э, нет, позвольте уж я…

(Бобчинский и Добчинский)

3) Вспомните, почему Добчинский и Бобчинский приняли Хлестакова за Ревизора?

( - Как вдруг молодой человек недурной наружности, в партикулярном платье, ходит этак по комнате, и в лице эдакое рассуждение…физиономия…поступки, и здесь ( вертит около лба) много, много всего.)

3) Выберете более подходящее описание Аси? Девушка лет семнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. 2. Провинциальная кокетка воспитанная на романах и альбомах. Очень любопытна и тщеславна. 1. 3. Очень миловидная девушка. Смугловатое круглое лицо, с небольшим тонким носом, почти детские щечки. Черные светлые глаза.

3) Выберете более подходящее описание Аси?

Девушка лет семнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели.

2.

Провинциальная кокетка воспитанная на романах и альбомах. Очень любопытна и тщеславна.

1.

3.

Очень миловидная девушка.

Смугловатое круглое лицо, с небольшим тонким носом, почти детские щечки. Черные светлые глаза.

3) Сравните эти два образа: Челкаш и Гаврила. Одинаково ли они себя ведут в различных ситуациях?

3) Сравните эти два образа: Челкаш и Гаврила.

Одинаково ли они себя ведут в различных ситуациях?

Переправа, переправа!  Берег левый, берег правый… …  Переправа, переправа…  Темень, холод. Ночь как год. Слово «Переправа» стало ведущим мотивом, пронизывающим всю главу. С какой интонацией следует читать каждый раз эти слова? 3) Как следует понимать слова А.Т. Твардовского о том, что Василий Теркин- «обыкновенный парень», что «парень в этом роде» найдется в любом взводе?
  • Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый…

Переправа, переправа…

Темень, холод. Ночь как год.

Слово «Переправа» стало ведущим мотивом, пронизывающим всю главу. С какой интонацией следует читать каждый раз эти слова?

3) Как следует понимать слова А.Т. Твардовского о том, что Василий Теркин- «обыкновенный парень», что «парень в этом роде» найдется в любом взводе?

 3) Пожертвовав монету нищему, Матвей, его помощник, очень разозлился. После этого Феномен сказал такие слова:  -- У тебя две руки, но твоя голова ничего не стоит, бедный Матвей!...Человек создан для счастья , только счастье не всегда создано для него. Понял? У людей бывают и головы, и руки. Только мне забыли приклеить руки, а тебе по ошибке поставили на плечи пустую тыкву…Ха! Это неприятно для нас, однако не изменяет общего правила… Какой вывод нужно сделать после его слов?

3) Пожертвовав монету нищему, Матвей, его помощник, очень разозлился. После этого Феномен сказал такие слова:

-- У тебя две руки, но твоя голова ничего не стоит, бедный Матвей!...Человек создан для счастья , только счастье не всегда создано для него. Понял? У людей бывают и головы, и руки. Только мне забыли приклеить руки, а тебе по ошибке поставили на плечи пустую тыкву…Ха! Это неприятно для нас, однако не изменяет общего правила…

Какой вывод нужно сделать после его слов?

Гоголь «Ревизор»

Гоголь

«Ревизор»

Шукшин «Дядя Ермолай»

Шукшин

«Дядя Ермолай»

Толстой «После Бала»

Толстой

«После Бала»

Горький «Челкаш»

Горький

«Челкаш»

Твардовский «Василий Теркин»

Твардовский «Василий Теркин»

3) В этом рассказе огромную роль играет описание природы. «-Должно быть, почудилось, - сказала Катерина Петровна и побрела назад. Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.»  Что автор хотел этим показать?

3) В этом рассказе огромную роль играет описание природы.

«-Должно быть, почудилось, - сказала Катерина Петровна и побрела назад.

Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.»

Что автор хотел этим показать?