Викторина
«Путешествие в мир сказок»
Цель:
- закрепление знаний о сказках, сказочных персонажах и волшебных предметах.
Задачи:
- развивать мышление, наблюдательность, смекалку, речь, эмоциональную сферу;
- формировать ответственность, умение работать в группе и самостоятельно.
Оборудование:
- выставка книг-сказок, сказочные предметы (аленький цветочек, зеркальце, игла, мочалка, туфелька, горошина, стрела, яйцо, шапка), детские рисунки по сказкам, карточки, презентация.
Ход викторины:
Участники конкурса входят в класс и рассаживаются по командам за столы.
Вступительное слово библиотекаря.
Добрый день, ребята! Добрый день уважаемые гости! Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир сказок.
С чего начинается радостный и волнующий мир детства? С колыбельных песен матери, с крепких рук отца, с запаха бабушкиных пирогов.И, конечно со сказок. С помощью сказок мы познаём мир, учимся различать добро и зло, правду и ложь…
Сказки - это мы с вами, наши характеры, взгляды на жизнь, стремление к счастью и гармонии.
По-настоящему мудр тот, кто не расстаётся со сказкой всю жизнь, потому что их красотой не устаёшь любоваться, а глубину сказки постигаешь лишь с годами.
Ребята!
- Что такое сказка?
(Сказка - это произведение устного народного творчества, повествование, выдумка, вымысел иногда с участием волшебных сил.)
- Какие бывают сказки?
(Народные и авторские).
- Назовите народные сказки…
(Ответы детей)
- Назовите авторские сказки…
(Ответы детей и показ портретов сказочников).
- Назовите имя известного русского писателя и сказочника.
(А.С. Пушкин.)
Ученик 1
Любят сказки все на свете
Любят взрослые и дети,
Любят слушать и смотреть,
Сказки могут душу греть.
Ученик 2
Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг,
Мы время отлично проводим вдвоем
И наш разговор ведем.
Библиотекарь: Не только в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг.
Сегодня у нас конкурс между двумя командами. Мы узнаем, насколько хорошо вы знаете сказки, кто из вас самый внимательный и кто у нас в классе является самым лучшим читателем.
Давайте познакомимся с нашими участниками.
В викторине принимают участие 2 команды:
Конкурс будет оценивать компетентное жюри в составе:
За каждый правильный ответ 1 балл.
1 конкурс. «Визитная карточка»
Каждая команда представит себя (название, плакат или рисунок)
У каждого из вас дома есть книги. Человек не может жить не развиваясь, не узнавая каждый день что-нибудь новое. И все это он получает из книг. Как скучен мир без них. Посмотрите, у нас стоит выставка книг. Здесь представлены вам сказки разных авторов. В конце мероприятия можете подойти и посмотреть.
2 конкурс «Дополни имя»
Библиотекарь: Игра для разминки. Я называю первое слово имени сказочного героя, вы продолжаете.
1 команда Кощей – Бессмертный
Василиса – Премудрая
Карабас - Барабас
Елена - Прекрасная
Сестрица - Алёнушка
2 команда Братец – Иванушка
Крошечка - Хаврошечка
Змей - Горыныч
Иван - Царевич
Снежная - Королева.
Молодцы! Справились с этим заданием.
Когда вы еще не умели читать, ваши родители, бабушки, дедушки читали вам сказки. Наверно, сказки были первыми книгами, которые вы прочли самостоятельно. Следующий конкурс покажет, как хорошо вы знаете сказки.
3 конкурс. «Кто дал полезный совет?»
1 команда 1.Не открывай двери незнакомым людям. (Семеро козлят)
2 команда 2. Чисти зубы, мой руки, принимай регулярно душ. (Мойдодыр)
1 команда 3. Покушал, вымой за собой посуду. (Федора)
2 команда 4. Не ходи по лесу один. (Красная Шапочка)
1 команда 5. Помогай друзьям в трудных ситуациях. (Репка и Аленушка из сказки «Гуси лебеди»)
2 команда 6. Тщательно пережевывай пищу, не торопись и не разговаривай во время еды. (Курочка из сказки «Бобовое зернышко»)
1 команда 7. Не выполняй просьбы малознакомых людей. (Колобок)
2 команда 8. Пей только чистую воду. (Братец Иванушка)
1 команда 9. Попав в трудную ситуацию, не паникуй, а постарайся найти из нее выход. (Маша из сказки «Маша и медведь» и Герда)
2 команда 10. Хорошо учись. (Буратино)
Молодцы, ребята!
4 конкурс. «Подумаем над сказкой»
Библиотекарь: задания записаны на листочках. Каждая команда берет одно задание.
Ведущая: Даны две сказки: «Петушок – Золотой гребешок» и «Колобок»
Каждой команде по сказке.
Надо ответить на следующие вопросы:
- Сколько героев в сказке?
- Какие слова чаще повторяются?
- Каков вывод из сказки?
«Петушок – золотой гребешок»
- 4 героя: петушок, кот, лиса, дрозд.
- «Петушок, петушок, золотой гребешок».
Маслена головушка, шелкова бородушка
Выгляни в окошко, дам тебе горошка».
- Вывод: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей».
«Колобок»
- 7 героев: бабка, дед, колобок, заяц, медведь, лиса, волк.
- «Я колобок, колобок, по амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешен, в печку сажен, на окошке стужен».
- Вывод: не надо забывать об осторожности с хитрецами (простота хуже воровства).
Пока наши команды думают, мы поиграем со зрителями
Ребята, попробуйте отгадать наши загадки.
Загадки
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите, как звали ее?
(Красная шапочка)
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке,
Там три стула, три подушки,
Три кровати и три кружки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(3 медведя)
Сейчас потолкуем о книжке другой –
Тут синее море,
Тут берег крутой…
Старик вышел к морю.
Он невод забросил.
Кого он поймает?
И что он попросит?
(Золотая рыбка)
Появилась девочка в чашечке цветка.
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка, как она мала!
Кто читал такую книжку, знает девочку- малышку?
(Дюймовочка)
Скорей бы близился вечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворе не узнает,
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
(Золушка)
С грядки старушка цветок сорвала,
Девочке Жене его отдала.
В цветке, лепестках есть волшебная сила,
Их девочка Женя о чем-то просила.
Что надо сказать, лепестки обрывая?
Как называется сказка такая?
(Цветик - семицветик)
Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться,
Очень вкусная вода в ямке от копытца.
(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
5 конкурс. «Кто быстрей?»
– Чем угощала лиса журавля? (Кашей)
– Чем подавился петушок? (Бобовым зёрнышком)
– Кто помог сестре спасти брата в сказке «Гуси-Лебеди»? (Мышка)
– Кого заморозил Мороз - Синий нос? (Купца)
– Что обещали купить родители дочке в «Гуси-Лебеди»? (Платочек)
– Кто спас Снегурочку в сказке «Девочка Снегурочка»? (Жучка)
– Кто помогал Крошечке - Хаврошечке выполнять работу? (Корова)
– На чьей кроватке уснула девочка в сказке «Три медведя»? (на Мишуткиной)
6 конкурс капитанов. Викторина «Сколько?»
Библиотекарь: Каждой команде по очереди задается вопрос.
1. Сколько сказочных героев тянуло репку? (Шесть)
2. Сколько месяцев сидело у новогоднего костра? (Двенадцать)
3. Сколько животных шло в Бремен, чтобы стать музыкантами? (Четверо)
4. Сколько глаз у Бастинды? (Один)
5. Сколько козлят похитил волк? (Шесть)
6. Сколько лет было дяде Федору, когда он научился читать? (Четыре)
7. Сколько раз обращался старик с просьбами к золотой рыбке? (Пять)
8. Сколько золотых монет Карабас Барабас дал Буратино? (Пять)
9. Сколько героев предлагали Дюймовочке выйти замуж? (Четверо)
10. Сколько мартышек составляют длину удава? (Пять)
11. Сколько лет спала спящая красавица? (Сто)
12. Сколько лет крокодилу Гене? (Пятьдесят).
7 конкурс.
«По опорным словам угадай сказку!»
Библиотекарь: на листочках написаны слова. Нужно угадать сказку по опорным словам.
Осел, шляпа, сапоги, поле, замок («Кот в сапогах»)
Дорога, разбойники, музыка, дружба («Бременские музыканты»)
Тыква, тюрьма, налоги, слезы, генералы («Чиполлино»)
Стадо, факел, лианы, волк, мальчик («Маугли»)
Бабушка, пирожки, лес, дровосеки, веревочка («Красная шапочка»)
Нора, крыло, эльф, цветок, ласточка, полевая мышь («Дюймовочка»)
Брат, сестра, яблонька, гуси, Баба – Яга, печка («Гуси - лебеди»)
Солнце, снег, стекло, зеркало, утро, роза, олень («Снежная королева»)
Лебедь, яйцо, мечта, вода, утка, мороз («Гадкий утенок»)
Роза, трещотка, соловей, горшочек, принцесса («Свинопас»)
Петух, зёрнышко, корова, кузнец, курочка («Петушок и бобовое зернышко»)
Дупло, ведьма, собака, колыбель, трубка, принцесса («Огниво»)
Бабушка, внучка, мышка, курочка («У страха глаза велики»)
Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц («Русалочка»)
8 конкурс. «Коробочка с секретом»
Библиотекарь: В коробке находятся разные сказочные предметы. По описанию предмета отгадайте, что же находится в коробке.
1. С помощью этого предмета, можно смастерить самые разные вещи, а можно даже меня убить. (Игла)
2. Эта вещь может спрятать вас, если её надеть на голову. (Шапка – невидимка)
3. Из – за этого предмета плакали дед да баба после проделки маленького зверька? (Золотое яичко)
4. Всю ночь ворочалась, потому что она ей мешала спать? (Горошина)
5. Этот предмет говорил правду царице. Он сообщил, что есть на свете девица красивее. (Зеркальце)
6. Вещь, которую съел крокодил? Как называется сказка? (Мочалка.«Мойдодыр»)
7. А прилетел этот предмет прямо в болото и упал возле лягушки? (Стрела)
8. Она потеряла её на балу? (Туфелька)
9 конкурс. «Назови, одним словом»
Библиотекарь: Каждой команде по очереди задается вопрос.
1. Сказочный кучер с длинным хвостом. (Крыса)
2. Из чего фея сделала для Золушки карету? (Из тыквы)
3. В какой сказке грязная посуда решила сбежать от своей хозяйки? (Федорино горе)
4. Женщина, которая совершила первый полет? (Баба – Яга)
5. Имя мальчика, которого унесли дикие лебеди? (Иванушка)
6. Кто из обитателей болота стал женой царевича? (Лягушка)
7. Секретный лазутчик Шапокляк? (Крыса Лариса)
8. Как звали мальчика, чье сердце превратилось в лёд? (Кай)
9. Мужчина, использовавший сковородку и перчатки, как наряд? (Рассеянный)
10. В каком городе жил незнайка? (В цветочном)
11. Всех излечит исцелит и под деревом сидит? (Айболит)
12. Какое лакомство предпочитал Карлсон? (Варенье)
Ведущая:Молодцы, ребята! Спасибо вам, вы активно работали в командах, отвечали на вопросы, показали свои знания и умения. Викторина помогла нам попасть в мир добрых сказок, которые помогают нам быть добрыми, справедливыми и уметь найти выход из любой ситуации!
Победителем является команда «…………….».Вы сегодня проявили не только смелость, активность, но и смогли показать то, что вы интересуетесь и читаете сказки. Желаем в дальнейшем только удачи и успехов.
Подведение итогов.
Награждение победителей.