Викторина: "Секреты ориентирования, или Читаем природу как карту"
Пешко О.С., педагог доп.образования, Брест
Цель: Сформировать у учащихся 6-7 классов устойчивые практические знания и умения по определению сторон горизонта с помощью природных объектов и явлений, развить наблюдательность и понимание взаимосвязей в природе, необходимые для безопасного нахождения в лесу или на местности.
Задачи:
Проверить и закрепить знания о классических и природных способах определения сторон света (солнце, звезды, растения, деревья, лишайники).
Научить применять теоретические знания на практике для решения конкретных задач по ориентированию без компаса.
Развить наблюдательность и аналитическое мышление: Умение "читать" признаки природы (кору, крону, мох, плоды) и делать на их основе правильные выводы о направлении.
Углубить понимание причинно-следственных связей: Почему мох растет с северной стороны? Почему солнце в полдень на юге? Почему кора отличается?
Сформировать основы безопасного поведения: Понимание важности умения ориентироваться для предотвращения потери направления в лесу.
Стимулировать интерес к предмету географии и туризму через практическую значимость темы.
Ход викторины :
Вступление (2-3 мин): Объяснение цели викторины, важности умения ориентироваться. Напоминание о безопасности в лесу ("Остановись, если заблудился!").
Проведение (15-20 мин): Учитель зачитывает вопросы. Учащиеся могут отвечать индивидуально (письменно на листочках) или в мини-группах (обсуждая ответ). Возможно использование наглядности (фото коры, мха, схемы движения солнца).
Вопросы:
1. В любой солнечный день можно безошибочно определить направление «юг-север». В полдень солнце располагается над точкой юга. Как определить момент местного полдня?
2. В какое время солнце находится на юге по нашим часам?
3. Солнце восходит приблизительно на востоке и заходит на западе. Когда оно бывает на востоке, юго-востоке, юге, юго-западе и западе?
4. Иногда мы называем одну из сторон какого-либо места северной, а противоположную – южной. Разделив нашу лесную поляну, назовите признаки северного и южного направления на ней.
5. Распространено мнение, что север легко определить по развитию ветвей, кроне и годовым кольцам на пнях. Можно ли определить север таким образом в лесу?
6. Кора деревьев вокруг ствола деревьев неодинакова: с одной стороны, она грубее, с другой – эластичнее, глаже. Нет ли здесь связи со сторонами горизонта?
7. Вам, конечно, приходилось видеть камни, поросшие мхом и лишайником. Как по таким камням узнать направление на север?
8. Знаете ли вы, что растения могут служить «компасом»? Назовите растения, по которым можно определить северное направление.
9. Плоды различных растений и ягоды на открытой площадке созревают со всех сторон одинаково. Как в связи с этим по плодам и ягодам определить, где север?
10. Север часто определяют по Полярной звезде, которую находят по созвездию Большой Медведицы. Как еще можно определить направление «север-юг»?
Проверка ответов и объяснение (10-15 мин): Совместный разбор каждого вопроса. Акцент на почему ответ правильный. Разъяснение сложных моментов (местный полдень, условность признаков в лесу).
Ответы к викторине по ориентированию 1. Самая короткая тень при солнце соответствует моменту местного полдня. 2. Около 13 часов. В 1930 г. стрелки часов на основании декрета Правительства переведены в СССР на час вперед. 3. Около 7 часов солнце бывает на востоке; около 10 часов – на юго-востоке; около 13 часов – на юге; около 16 часов – на юго-западе; около 19 часов – на западе. 4. В первую половину лета на лесной поляне более высокая трава бывает с южной стороны отдельных стволов или высоких пней; во вторую половину лета трава со всех сторон ствола дерева одинакова; трава, расположенная с южной стороны, желтеет быстрее, чем расположенная с северной. 5. Нет, в чаще леса деревья закрывают друг друга от солнца, поэтому у значительного большинства деревьев, находящихся в глубине леса, сучья очень редко вытянуты в южном направлении. То же самое относится к увеличенным промежуткам между годовыми кольцами на пнях. 6. Да, есть. Ствол сосны обычно покрывается вторичной коркой, которая на северной стороне ствола образуется раньше, и, следовательно, она выше, чем на южной стороне. На березах кора светлее и эластичнее с южной стороны ствола. 7. Мох и лишайник обычно покрывают северную часть камней (валунов). 8. Цветы череды и подсолнечника в течение дня поворачиваются за солнцем и никогда не бывают обращены на север. Листья дикого салата («компасника») повернуты ребром к зениту, а плоскости листьев обращены на восток и запад. 9. На открытой лесной поляне ягоды и фрукты в период созревания приобретают раньше окраску с южной стороны. Значит, север будет с противоположной стороны. 10. Направление «север-юг» можно определить по таким созвездиям: а) в декабре около полуночи Орион показывает почти точно на юг; б) Близнецы располагаются над точкой юга в декабре около полуночи, Малый Пес – в январе; в) созвездие Льва бывает над точкой юга в марте около полуночи; г) в мае около полуночи над точкой юга располагается созвездие Волопаса; д) созвездия Лебедя и Орла на юге примерно в течение июля и августа около полуночи; е) Пегас располагается над точкой юга в сентябре около полуночи. |
4.Подведение итогов и рефлексия (5-7 мин):
Объявление результатов: Назвать самых активных/точных участников (или команду-победителя). Подчеркнуть, что главное – не победа, а приобретенные знания.
Краткое резюме ключевых моментов: "Итак, сегодня мы убедились, что природа – наш главный помощник в ориентировании. Мы вспомнили, что полуденное солнце указывает на юг, Полярная звезда – на север, мох предпочитает тень севера, а кора и крона деревьев могут подсказать направление, хотя и не всегда однозначно. Мы узнали про растения-"компасы" и то, что спелые ягоды не помогут найти север".
Акцент на практическую значимость: "Эти знания – не просто теория. Умение определить сторону света без компаса может быть очень полезным в походе, на прогулке в незнакомом лесу и даже в экстренной ситуации, если вы заблудились. Помните главное правило безопасности!".
Связь с будущим: "Эти навыки пригодятся вам в будущих походах, на уроках географии и биологии, да и просто сделают ваше общение с природой более осознанным и интересным".
Рефлексия (Варианты для учащихся):
Вариант 1 (Быстрый, "Светофор"):
Зеленый лист/кружок: "Я уверенно разбираюсь в способах ориентирования по природным признакам и солнцу. Все понятно!"
Желтый лист/кружок: "Я в основном понял(а), но есть 1-2 вопроса (назвать какие), где я еще не до конца уверен(а) или хотел(а) бы узнать больше".
Красный лист/кружок: "Мне еще сложно ориентироваться без компаса по природным признакам. Мне нужно повторить тему (указать что конкретно)".
Вариант 2 (Развернутый):
Сегодня я узнал(а) новое о... (написать 1-2 пункта).
Самым полезным для меня оказалось узнать/понять, что...
Мне показалось сложным...
Где я могу применить эти знания? (написать пример).
Какую оценку я бы поставил(а) себе за свои знания по ориентированию ДО викторины? ____ ПОСЛЕ викторины? ____
Вариант 3 (Устный, "Незаконченные предложения"):
"Теперь я точно знаю, как найти юг в полдень, это..."
"Оказывается, мох на камнях показывает на север, потому что..."
"Меня удивило, что по ягодам нельзя определить север, так как..."
"В следующий поход я обязательно попробую определить север по..."
"Если я заблужусь, я вспомню, что сначала нужно..."
Рекомендации учителю:
Подготовьте наглядные материалы: фотографии коры деревьев (с севера/юга), мшистых камней, схемы движения солнца в разное время года, изображения созвездий.
На вопрос 5 сделайте акцент: "Признаки могут указывать, но не всегда надежны в густом лесу, где дерево борется за свет или растет наклонно. Они лучше работают на опушке или у отдельно стоящего дерева".
На вопрос 9 подчеркните: "Разница в спелости ягод на кусте внутри леса чаще говорит о доступе света (юг/север опушки, поляны), а не о строгом севере/юге горизонта. На открытой площадке разницы нет".
Вопрос 10 можно расширить: "Можно ли определить стороны света по Луне? По таянию снега весной? По муравейникам? (Ответы: Да, по фазам Луны есть способы, но сложнее; снег быстрее тает на южных склонах; муравейники часто с южной стороны дерева/куста)".
Поощряйте вопросы учащихся во время разбора ответов. Их вопросы – лучшая рефлексия и показатель интереса! Эти знания действительно могут пригодиться в жизни.
Приложение 1
1. В любой солнечный день можно безошибочно определить направление «юг-север». В полдень солнце располагается над точкой юга. Как определить момент местного полдня?
2. В какое время солнце находится на юге по нашим часам?
3. Солнце восходит приблизительно на востоке и заходит на западе. Когда оно бывает на востоке, юго-востоке, юге, юго-западе и западе?
4. Иногда мы называем одну из сторон какого-либо места северной, а противоположную – южной. Разделив нашу лесную поляну, назовите признаки северного и южного направления на ней.
5. Распространено мнение, что север легко определить по развитию ветвей, кроне и годовым кольцам на пнях. Можно ли определить север таким образом в лесу?
6. Кора деревьев вокруг ствола деревьев неодинакова: с одной стороны, она грубее, с другой – эластичнее, глаже. Нет ли здесь связи со сторонами горизонта?
7. Вам, конечно, приходилось видеть камни, поросшие мхом и лишайником. Как по таким камням узнать направление на север?
8. Знаете ли вы, что растения могут служить «компасом»? Назовите растения, по которым можно определить северное направление.
9. Плоды различных растений и ягоды на открытой площадке созревают со всех сторон одинаково. Как в связи с этим по плодам и ягодам определить, где север?
10. Север часто определяют по Полярной звезде, которую находят по созвездию Большой Медведицы. Как еще можно определить направление «север-юг»?
Приложение 2. Ответы к викторине по ориентированию
1. Самая короткая тень при солнце соответствует моменту местного полдня.
2. Около 13 часов. В 1930 г. стрелки часов на основании декрета Правительства переведены в СССР на час вперед.
3. Около 7 часов солнце бывает на востоке; около 10 часов – на юго-востоке; около 13 часов – на юге; около 16 часов – на юго-западе; около 19 часов – на западе.
4. В первую половину лета на лесной поляне более высокая трава бывает с южной стороны отдельных стволов или высоких пней; во вторую половину лета трава со всех сторон ствола дерева одинакова; трава, расположенная с южной стороны, желтеет быстрее, чем расположенная с северной.
5. Нет, в чаще леса деревья закрывают друг друга от солнца, поэтому у значительного большинства деревьев, находящихся в глубине леса, сучья очень редко вытянуты в южном направлении. То же самое относится к увеличенным промежуткам между годовыми кольцами на пнях.
6. Да, есть. Ствол сосны обычно покрывается вторичной коркой, которая на северной стороне ствола образуется раньше, и, следовательно, она выше, чем на южной стороне. На березах кора светлее и эластичнее с южной стороны ствола.
7. Мох и лишайник обычно покрывают северную часть камней (валунов).
8. Цветы череды и подсолнечника в течение дня поворачиваются за солнцем и никогда не бывают обращены на север. Листья дикого салата («компасника») повернуты ребром к зениту, а плоскости листьев обращены на восток и запад.
9. На открытой лесной поляне ягоды и фрукты в период созревания приобретают раньше окраску с южной стороны. Значит, север будет с противоположной стороны.
10. Направление «север-юг» можно определить по таким созвездиям:
а) в декабре около полуночи Орион показывает почти точно на юг;
б) Близнецы располагаются над точкой юга в декабре около полуночи, Малый Пес – в январе;
в) созвездие Льва бывает над точкой юга в марте около полуночи;
г) в мае около полуночи над точкой юга располагается созвездие Волопаса;
д) созвездия Лебедя и Орла на юге примерно в течение июля и августа около полуночи;
е) Пегас располагается над точкой юга в сентябре около полуночи.
8