Викторина "Село мое родное"
![]()
Нельзя только призывать к патриотизму, его нужно воспитывать – воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость.
Лихачев Д.С.
Цель викторины: Формирование чувства любви к своей малой родине, месту, в котором вырос и живешь; сопричастности к истории своего села.
Задачи:
Формирование интереса учащихся к истории своего села, его традициям и обычаям;
Формирование интереса к языку.
Развитие коммуникативных навыков учащихся.
Формирование эстетических качеств у подрастающего поколения: восхищение красотой родного села, его природой, памятниками, людьми, живущими рядом, их делами.
Оформление:
Выставка газет о родном селе;
Фотографии любимых мест учеников
Книжная выставка «Моя малая родина».
Оборудование: мультимедийная презентация «Моя малая родина»
Жюри игры-викторины: члены администрации школы, школьный библиотекарь, ученики старших классов.
Ход викторины.
Определение темы.
Ведущий: Давайте определим тему сегодняшней викторины.
1 конкурс: «Ребус»
Переставь буквы и получишь название темы, о которой сегодня мы будем говорить.
РАНУЗГ Ответ: (Зурган) 
Подведение итогов 1 конкурса жюри.
Наша викторина называется «Село мое родное».
Төрскн гисн – хамгин эңкр үг. Күн болһнд төрсн гер бәәнә. Тер гертән күн болһн аав, ээҗән күндлнә, эк – эцкән тевчнә.
Детство – это самая счастливая пора, ведь его сопровождают теплые руки матери, радостные голоса друзей, добрые советы учителей, помощь и забота родителей и, конечно же, наше любимое село, в котором мы родились, растем и учимся.
Төрскн һазр мана седклд бичкн цагас авн орад, мартгдшгоһар батрна. Теегин сәәхн бәәдләс чееҗ байрар дүүрнә, нисх дурн күрнә, өргәд дуулх дурн ирнә.
Звучит песня, посвященная родному селу. На экране высвечиваются изображения улиц, памятников, зданий села.

Зурḥан, мини Зурһан.
Үгнь Бадмин А . Зурһан худгин усн, усн
Зандрсн цәәдн зокана, зокана
Зурһанд төрсн улсин
Заӊгинь сәәхн гинәлә. Хашаḥарн дүүрӊ малта гинә,
Хораһарн дүүрӊ үртә гинә,
Седкл тарһн бәәнә,
Сансн тоотан куцәнә.
Хойр чивḥстә домбрнь, домбрнь
Хотн дундан җиӊнәд бәәнә,
Еӊсг сәәхн дууна
Яḥсн ирлцсн айсви!
Көвүд, күүкүд сольн биилнә,
Көлән эндүрл уга тавшна, тавшна.
Хөөч өскә цокна,
Хаҗуднь адуч мульҗна.
Зурһана күүкд сәәхн гинә,
Зуг көвүднь аӊхун гинә.
Адһтн, көвүд, адһтн
Алдад оркдг болвзгод!
Ведущий: на сцену приглашаются команды-участники викторины.
2 конкурс «Визитка команд» (Домашнее задание).
Название, девиз и эмблема команд должны указывать на то, что участники игры – это жители села Зурган.
По калмыцкой считалке определим, чья команда будет первой отвечать на вопросы.
Подведение итогов 2 конкурса.
Төрскн – гертәс авн эклнә, гер – Төрскн бәәсәр байрар, инәдәр, зөөрәр дүркрнә. Тер учрар Төрскнә күн – мөңк гиҗ хальмг улс келнә.
3 конкурс – «Паспорт места жительства».
Ведущий: Заполнить анкету для паспорта места жительства нашей школы:
Галактика-
Система (звездная)-
Планета-
Страна-
Республика-
Район-
Село-
Улица-
Дом №-
Ответы:
1) Млечный путь; 2)Солнечная; 3) Земля; 4) Россия; 5) Калмыкия; 6) Малодербетовский; 7)Зурган; 8) Городовикова; 9) 10
Подведение итогов 3 конкурса.
4 конкурс: “Навигатор”.
Определите на карте местоположение нашего района и поселок.

Подведение итогов 4 конкурса.
Ведущий:
Каждый город, село, как и человек, имеет свое «лицо»: это его название и символы, отличительные знаки.
5 конкурс – «Страницы истории нашего села».

На сцену приглашаются «историки» нашего села.
Учащиеся получают задания – ответить на вопросы:
Как называют жителей нашего поселка?
На какой улице расположена наша школа?
Как называется район, где расположено наше село?
Сколько улиц в нашем селе?
Сколько памятников в селе? Назовите их.
Назовите соседние населенные пункты нашего села.
Как называется ближайшее к нашему населенному пункту море?
Когда образовалось село?
Объяснить смысл названия села.
Как ранее называлось наше село?
Кто был первым учителем в нашем селе?
В каком году была открыта школа?
Известный калмыцкий писатель живший в нашем селе?
Как называется памятник посвященный участникам Великой отечественной войны из п. Зурган?.
В каком году был газифицирован поселок?
Какой памятник был открыт в 2012 году, расположенный в степи близ поселка?
Ответы:
Зургановцы
Городовикова
Малодербетовский
8
3
Ханата, Аршань – Зельмень, Цаган - Нур, Большой Царын, Тугтун.
Каспийское море (озеро)
в 1929г.
6 колодцев
Колхоз имени Куйбышева
Первым учителем, заведующим школой был Тюмид Лиджиев
в 1930 г
Алексей Балдуевич Бадмаев (1924-2007гг.)
«Звезда памяти»
в 2010 г.
«Бааза Багш».



Подведение итогов 5 конкурса.
Ведущий:
В нашем селе расположено много улиц, которые имеют красивые и поэтичные названия: Садовая, улица Степная, Городовикова , Бухаева и др.
Мы приглашаем Вас «совершить экскурсию» по улицам нашего села.
6 конкурс – «Мы вас любим, улицы Зургана…»
Перекличка улиц села.
-Кто назовет больше названий улиц села?

Жюри подсчитывает количество названных названия улиц.
Задание:
Назовите улицы, носящие имена героев – земляков.
Назовите улицы, названные по географической принадлежности.
Ответы:
Городовикова, Бухаева.
Степная, пер. Садовый, Дорожный, Песчаный,
Подведение итогов 6 конкурса (оценка за работу по названиям улиц села).
7 конкурс: «Собери пазл и назови, что изображено на картинке».
Чья команда быстрее соберет и скажет, что изображено на картинке, тот и побеждает в этом поединке.

Ответы: Школа и Сайгачонок.
Подведение итогов 7 конкурса
Мана Төрскн, эк - Төрскн. Эн орнд мана эк – эцкнр, өвкнр төрцхәсмн, тегәд энүг бидн Төрскн гиҗ нерәднәвидн. Энд бидн җирһнәвидн, төрскн келәрн күүнднәвидн.
8 конкурс: «Узнай жителя своего поселка»
Показ слайдов Smart Notebook
Подведение итогов 8 конкурса
9 конкурс: Назовите всех животноводов, которые работают в Зургане.
Подведение итогов 9 конкурса
10 конкурс: Угадай местоположение фотографа»
Показ слайдов с фрагментами улиц.
Подведение итогов 10 конкурса
Ведущий:
Мана Зурһан Худг ик сәкүстә, кишгтә һазр. Бидн Төрскнд улм дурта, итклтә , туста болх зөвтәвидн. Мана ээҗ – Төрскнәс талдан хәәртә, килмҗтә юмн нарта делкә деер нань уга.
Наша игра подошла к концу, слово жюри.
Подведение итогов. Награждение победителей.
На память о сегодняшней викторине мы вам раздадим буклеты, в которых указаны все события нашего поселка.
Не, ода күүкд
Эл – ни болҗ,
Өлзәтә – кишгтә болҗ,
Сурһулән сәәнәр сурҗ
Амул менд йовтха!