СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВИКТОРИНА «Сказки А.С. Пушкина»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Кому принадлежат эти вещи?» а) «петушок с высокой спицы       стал стеречь его границы» б) «…наливное, золотое, …яблочко…»  

Просмотр содержимого документа
«ВИКТОРИНА «Сказки А.С. Пушкина»»

Лицейский период в жизни А.С. Пушкина.

«Друзья мои, прекрасен наш союз!»

«19 октября» (1825 год)

  1. ВИКТОРИНА

«Сказки А.С. Пушкина»

  1. «Кому принадлежат эти вещи?»
    а) «петушок с высокой спицы
    стал стеречь его границы»
    б) «…наливное, золотое, …яблочко…»
    в) «толоконный лоб»
    г) «…разбитое корыто»
    д) «Под косой луна блестит,
    А во лбу звезда…»
    е) «…невод с травою морскою…»
    ж) «орешки не простые,
    скорлупы-то золотые»
    з) «…изба со светёлкой
    с кирпичною, белую трубою…»
    и) «…зеркальце одно;
    свойство зеркальце имело:
    Говорить оно умело…»

  2. Подведение итогов викторины на звание юного пушкиниста-сказочника.

  3. Слово учителя:
    Если мы имели такое зеркальце, то сегодня на уроке непременно бы воспользовались его услугами, попросив показать на юного Александра Пушкина, вашего ровесника. Но поскольку волшебные предметы и помощники бывают только в сказках, мы по-иному справимся с этой ситуацией, будем рассчитывать на свои силы и возможности.

    1. Слово предоставим ребятам нашего класса

Слово учителя.

Учащиеся. Литературный монтаж (материалы).

Слово учителя:

И конечно это было не только время дружбы и творчества, но и время первой любви. Послушайте, какие замечательные стихи посвящает юный Александр Пушкин Екатерине Бакуниной, сестре своего лицейского товарища.

…О милая, повсюду ты со мною:

Но я уныл и в тайне я грущу.

Блеснет ли день за синею горою,

Взойдет ли ночь с осеннею луною -

Я всё тебя, прелестный друг, ищу;

Засну ли я, лишь о тебе мечтаю, -

Одну тебя в неверном вижу сне;

Задумаюсь - невольно призываю,

Заслушаюсь - твой голос слышен мне.

Рассеянный сижу между друзьями,

Невнятен мне их шумный разговор,

Гляжу на них недвижными глазами,

Не узнает уж их мой хладный взор!

.

  1. Слово учителя:

К молодой фрейлине обращены многие стихотворения 1815-1917 годов

Это стихотворение принадлежит к древнейшему жанру монологической поэзии - посланию, в котором поэт, как бы беседуя с адресатом, высказывает свои суждения. Послания знала ещё древне русская литература, но как лирический жанр послания были особо популярны в русской литературе в XVIII-начале XIX века. Это жанр, близкий к письму.

Послание- произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-нибудь лицу.

А сейчас послушаем в исполнении ребят послание А.С. Пушкина к его друзьям.

Учащиеся :

А) «К Пущину» (4 мая) «Любезный именинник…»

Б) « К Дельвигу» «Друг Дельвиг, мой парнасский брат…»

В) «Послание к Князю Горчакову» «Питомец мод, большого света друг…»

Слово учителя:

Итак, мы послушали отрывки из посланий, написанных А.С. Пушкиным своим друзьям.

Что их всех объединяет? (Тема дружбы)

А что такое дружба?

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (Словарь Ожегова С.И.)

Ребята, давайте посмотрим на эпиграф нашего урока и подумаем, что он обозначает:

«Друзья мои, прекрасен наш союз!»

речь идёт о дружбе не на время, а навсегда, о союзе, т.е. тесном единении этой группы людей, которую позже назвали «лицеистами», и которые основали свой день - День Лицея. Это 19 октября. В этот день. По словам А.С. Пушкина «И последний лицеист будет праздновать 19 октября…»:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Слово учителя:

А теперь обратимся к вашему домашнему заданию

  1. Что вы можете добавить о Лицее и лицеисте Пушкине по материалам учебника?

Любовь к русскому языку, привитая няней Ариной Родионовной и дядькой Никитой Козловым; блестящие способности юного Александра по словесности, и прискорбные по математическим дисциплинам.

  1. Что можете сказать о характере Александра? (Сложный и противоречивый, недоставало такта)

Такт – чувство меры, соблюдение правил приличия. Александр сам знал о сложности своего характера.

  1. Что он пишет о себе? Зачитайте строки из учебника

Учащиеся:

...порой бывал прилежен,

Порой ленив, порой упрям,

Порой лукав, порою прям,

Порой смирен, порой мятежен,

Порой печален, молчалив,

Порой сердечно говорлив...

Слово учителя:

  1. Когда наступала пора «сердечной говорливости?» (Во время написания стихов)

Да, было у А.С. Пушкина тайное место, где мог он укрыться и, сидя на дереве, поглядывал сверху вниз на озеро, предаваться размышлениям, мечтаниям да и стихосложению. А однажды, во время экзамена, на котором Александр прочитал своё стихотворение, чем очень поразил и взволновал присутствующего там Гаврилу Романовича Державина, он спрятался там. Подальше от похвалы, рукоплесканий и восторженных восклицаний талантливого старца.

  1. А что можно сказать о режиме, по которому жили будущие государственные служащие?

(7 часов занятия, вечером 2 часа на повторение уроков)

Домашнее задание:

  1. Написать послание к своему другу.

  2. Выучить наизусть послание А.С.Пушкина «К сестре».