
Интеллектуальная игра для знатоков музыки.
( 5 – 6 классы).
Учитель: Гаврис Н.Д.
Заречная средняя школа. 2009г.
С В О Я И Г Р А.
Интеллектуальная викторина для знатоков музыки среди 5-6классов.
1 тур. Музыкальные инструменты.
(10 баллов).
1.Самый лучший музыкальный инструмент создала природа. Это…
(человеческий голос).
2.Все многострунные инструменты – цитра, цимбалы, гусли, лютня, мандолина, - потомки древних…(арф).
3.На деках многих струнных инструментов мы видим резные отверстия. Зачем они? (звук становится громче, певучее).
4.Струны арфы могут звучать одновременно. Арфа первая подарила людям …(аккорд).
5.Как называется созвучие звуков, когда аккорд звучит красиво, благозвучно? (гармония).
6.Величственая красавица арфа многозвучная, «воздушная», очень сложный инструмент. Не сразу догадаешься, что древним предком арфы был …(охотничий лук).
7.Чем длиннее труба, тем голос ее… (мощнее, громче, сильнее).
8.Натянутая кожа-мембрана, струна, поющая от ударов молоточков или под смычком, морская раковина – все они в руках человека «оживают», становятся …(музыкой).
9.Народные музыканты перенесли скрипку от колена к плечу, совершив тем самым настоящую революцию в развитии виртуозной техники на этом инструменте. Почему они это сделали? (они народные музыканты, - если пляска -они пляшут).
10.Ее сравнивают то с улиткой, то со змеей, свернувшейся кольцами. Ее звук чуть глуховатый, мягкий. Это…(валторна).
11.Это слово означает «королевский». И действительно, по умению звучать так разнообразно, ему нет равных среди музыкальных инструментов. Он звучит с виртуозным блеском, рассыпается феерическими пассажами, и поет самые певучие мелодии. Словом, настоящий инструмент – оркестр. (рояль).
12.Не путай эти инструменты. Один из них – русский народный, трехструнный, на нем играют при помощи пластиночки медиатора, а другой – двухструнный казахский народный инструмент, на котором играют пальцами, бряцая, как на балалайке. (домра и домбра).
13.С давних пор люди привыкли петь под собственный аккомпанемент, и самым подходящим для этого стал инструмент, бывший когда-то лютней. Это - самый распространенный в нашей жизни инструмент. Всего несколько аккордов, и песня, которую ты поешь, сразу звучит по- иному. Аккомпанемент этого инструмента одевает песню в музыкальные одежды. Она всегда рядом – в походе, на празднике, и дома. (гитара).
14.Мастера многих стран трудились над созданием этого инструмента, чтобы соединить, поющие разными голосами маленькие медные пластиночки-язычки, звучащие в губной гармонике и мех. Больше всех усовершенствований придумали русские мастера, назвавшие свой голосистый инструмент именем сказочного певца-сказителя…Баяна(баян).
2 тур Великие имена.
(баллов).
1.Этого музыканта дети считают главным своим композитором, хотя прославленный советский композитор вовсе не «детский», и писал музыку для детей наряду со «взрослой» музыкой – оперой, симфониями, хорами. Он автор рассказов и бесед о музыке, которые называют его «музыкальной школой». (Д.Б.Кабалевский).
2.Он – первый композитор, чья музыка впервые «заговорила по-русски». Не всем современникам пришелся по душе народный склад его героической оперы «Иван Сусанин». Аристократы пренебрежительно говорили – «кучерская музыка».Композитор считал это похвалой, ибо «иные кучера дельнее господ». (М.И.Глинка).
3.Его имя стоит в одном ряду с прославленными именами пианистов –композиторов Ф.Листа, Ф.Шопена. Многочисленные звукозаписи сохранили для нас неповторимое звучание рояля под его руками. А что может быть ценнее для любителей музыки, чем исполнение замечательных произведений самим автором. (С.В.Рахманинов).
4.Знаменитая музыкальная академия в Болонье назвала его академиком в 14 лет. Маленький гений вырос в Большого Гения, мир узнал и полюбил «солнечного маэстро». Он- сама музыка, имя австрийского композитора – символ красоты и гармонии. (Вольфганг Амадей Моцарт).
5.Его чарующие мелодии приходят нам в детстве и остаются с нами на всю жизнь. Его балеты – неповторимый мир сказки, где главное волшебство совершается не феями и колдунами, а музыкой. Во всех своих произведениях он – величайший художник, певец русской природы, тонко и глубоко чувствующий душу страдающего и любящего человека. (П.И.Чайковский).
6.Именно он, унаследовавший талант отца, стал «королем вальса». Его упоительные вальсы будут жить столько, сколько жива будет сама музыка. (И.Штраус).
7. «Искусство есть средство для беседы с людьми», - сказал как-то этот композитор. А самое главное в музыке – это говорить правду, считал он. Его музыку – образную, говорящую, сравнивают с картинами великих русских живописцев, потому что она зримо воссоздает историю русского народа. Ни один оперный композитор не создавал исторических опер такой стихийной силы, такого размаха, как он. Назовите имя и оперы?... (М.П.Мусоргский, «Хованщина», «Борис Годунов»).
8. О нем говорили с любовью его собратья – музыканты, потому что он был добр и в жизни и в музыке. Судьба не баловала его… И все же он не утратил любви к людям. Его называют «отцом симфонии», потому что его симфонии стали образцами законченности и совершенства. В его музыке живут народные австрийские мелодии, она полна жизни и радости.
(Йозеф Гайдн).
9.В одном из Варшавских костелов есть каменная колонна. В ней навеки поместили сердце этого композитора, жившего вдалеке от любимой им Польши, но сердцем всегда принадлежавший ей, своей Родине. Его называют «поэтом фортепиано». В мелодиях его многочисленных вальсов, мазурок, баллад слышатся отголоски народных танцев и напевов. (Фредерик Шопен).
10.Он был среди тех, кто восхищался великим, волшебным искусством Паганини. И его мечтой было достичь таких же высот в игре на рояле. Венгерский маэстро стал одним из величайших пианистов мира. Пианист, композитор, дирижер, общественный деятель, он во всем был романтиком. А рояль его искусством был превращен в инструмент- оркестр.
(Ференц Лист).
11.Вся жизнь – борьба! Он был революционером в музыке, каждая строка его сочинений была неожиданной, потрясающей ум и сердце. В самом расцвете творчества его сразил страшный удар – он оглох. Но он продолжал работать и сражаться с судьбой. И вышел победителем! Герой его музыки – сильный, великодушный и мужественный человек, борец и победитель! (Людвиг Ван Бетховен).
12. Он – музыкант – легенда. Публика приходила в неистовый восторг, когда смычок великого итальянского скрипача касался струн скрипки.
Искусство его было столь необычно, что его приписывали дьявольской силе. (Николо Паганини).
Угадай мелодию.
3 тур.
( 30 баллов).
«Лакримоза» (реквием В.А.Моцарт).
Ария Снегурочки (опера «Снегурочка» Н.А.Римский-Корсаков).
«Лесной царь» (Ф.Шуберт).
«Шествие гномов» (
«Мелодия» ( опера «Орфей» Х.Глюк).
Увертюра к опере «Руслан и Людмила» (М.И.Глинка).
«Адай» (Курмангазы).
«Балет невылупившихся птенцов» ( М.П.Мусоргский).
«Петрушка» (балет И.Стравинский).
10. «Шутка» ( И.С.Бах).
Финал.
(50 баллов).
Какому русскому композитору принадлежат слова: «…музыку пишет народ, мы ее только аранжируем». (М.И.Глинка).
Подведение итогов, награждение победителя игры.