Викторина «Умники и умницы»
Цели:
Развитие логического, образного и творческого мышлении у обучающихся.
Задачи:
1. Вызвать интерес к предлагаемым вопросам, таким образом расширить кругозор учащихся
2. Формировать и развивать у учащихся умения и навыки работы в группе
3. Развивать мышление и творческую инициативу ребят
Форма работы: групповая.
Возраст: 9-10 лет
Количество участников: 28-32
Время: 40-45 мин.
Ход:
1. Разделение на 4 группы
2. Придумывание названий команд
3. Выбор капитана команды
4. Викторина
5. Подведения итогов
6. Награждение
7. Рефлексия
Сценарий
Учитель: Здравствуйте, уважаемые участники нашей викторины. Сегодня мы с вами проведем небольшую викторину. В неё будут входить вопросы по математике, литературе, русскому языку и окружающему миру. Для начала нам свами нужно разбиться на 4 группы по 7-8 человеку.
Учитель: Пожалуйста, ребята, придумайте себе название и выберите, кто будет капитаном вашей группы.
Дети: (выбирают)
Учитель: вы готовы слушать правила нашей викторины?
Дети: Да!
Учитель: Тогда навострите ваши ушки. Правила просты. На экране будут появляться вопросы, если ваша команда знает ответ, то капитан должен хлопнуть в ладоши. Если первая команда отвечает неправильно, то право отвечать переходит другой команде, если вторая команда тоже отвечает неправильно, то я буду помогать вам. Задавать наводящие вопросы. За один правильный ответ команда получает по одному баллу. Всем все понятно?
Дети: Да
Учитель: Тогда я пожелаю каждой команде удачи. Мы начинаем! Наша викторина будет состоять из 4 блоков. Первый из них – литература.
1 БЛОК (Литература)
1. Назовите профессию Айболита (ветеринар)
2. Какое бессовестное животное съело не только бабушку и Красную шапочку, но и козлят. (Серый волк)
3. Его писатель Носов услал на Луну. Кто это? (Незнайка)
4. Кто спал в ореховой скорлупке? (Дюймовочка)
5. Как звали любимое животное старухи Шапокляк? (Крыска Лариска)
6. Кем приходится Иванушка по отношению к сестрице Аленушке? (Брат)
7. Как называется остров, на котором жил князь Гвидон из «Сказки о царе Салтане»? (Буян)
8. «Сивка-Бурка, вещая каурка, встань передо мной, как…» (Лист перед травой)
9. Кто был ростом с пальчик? (Мальчик)
10. Кто остался у разбитого корыта? (Старуха)
Учитель: Молодцы ребята, вы ответили на все вопросы правильно. Подсчитаем наши баллы. Выписывает в таблицу на доске.
Учитель: Следующий блок – Математика. Царица всех наук. Приготовились.
2 БЛОК (Математика)
1. Сколько домов находится между домами № 26 и № 56, расположенными на одной стороне улицы? (14)
2. Сколько всего чётных чисел от 4 до 16, включая и названные числа? (7)
3. Как называется результат сложения? (Сумма)
4. Чему равна половина 120? (60)
5. Назови седьмой месяц от начала года? (июль)
6. Один ослик нёс 10 кг сахара, а другой – 10 кг ваты. У кого поклажа была тяжелее? (Одинаково)
7. Кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков ему пришлось набить? (12)
8. Наступил долгожданный январь. Погода стояла прекрасная. В саду зацвели 4 сливы и 5 яблонь. Сколько всего зацвело деревьев в саду? (в январе не цветут деревья)
9. Какое число необходимо увеличить в 19 раз чтобы получить 19? (1)
10. Как называется результат вычитания? (правильный ответ – Разность)
Учитель: Молодцы ребята, вы ответили на все вопросы правильно. Некоторые вопросы были действительно сложные, но вы справились. Подсчитаем наши баллы. Выписывает в таблицу на доске.
Учитель: Давайте с вами немножко разомнемся перед следующим блоком.
Физкультминутка «Ванька-встанька»
Дети выполняют движения по тексту.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз сюда, два туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Учитель: Садимся на места. Наш 3 блок- русский язык.
3 БЛОК (Русский язык)
1. Сколько звуков (п) в предложении?
На поляне стоял дуб в два обхвата. (3)
2. В каких из этих слов есть только мягкие согласные звуки?
Пилить, жить, ёжики, висеть, перелететь, чулочки.
(пилить, висеть, перелететь)
3. В данной цепочке букв найди 3 слова
ырокотшонташкафпроанкгарвписпаквариумдизгкиавц
(кот, шкаф, аквариум)
4. Отгадайте фразеологизм
Голоден, как … (волк)
Хитра, как … (лиса)
Труслив, как … (заяц)
Изворотлив как … (уж)
Надулся, как … (индюк)
Нем, как … (рыба)
Грязный, как … (свинья)
Упрям, как … (осёл)
Болтлив, как … (сорока)
Колючий, как … (ёж)
5. Загадки
А по русскому у нас
Очень сложная программа.
Мы в словах из разных фраз
Ищем дружно... (орфограммы)
Тридцать три подружки
Школьницы-девчушки.
Друг за другом встанут,
Все слова составят. (Буквы)
Если слог мы выделяем
При его прочтении,
Палочкой обозначаем
Сверху... (ударение)
Если гласная плохо слышится,
Эта гласная очень коварная,
Ведь с ошибкою слово напишется,
Если гласная —... (безударная)
Он отвечает на вопрос «Что делать?».
Часть речи это. Например, «пошел».
Обозначает действие предмета
И гордо называется... (глагол)
Искусство читать и искусство писать
Сложнее чтения, сложней математики.
Наука, что может язык изучать,
Называется просто — ... (грамматика)
Я главные члены ищу в предложении.
Подлежащего нет, где-то спряталось снова.
Оно со сказуемым в соединении
Составляет... (грамматическую основу)
Учитель: Все справились на ура! Подсчитаем наши баллы. А теперь наш последний блок. Ребята, приготовьтесь. У кого-то еще есть шанс улучшить результат. Последний блок- окружающий мир.
4 БЛОК (Окружающий мир)
1. Какое животное зимой ложится в спячку? (Медведь).
2. Кто из животных не любит солнца? (Крот).
3. Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края).
4. Какое хвойное дерево на зиму сбрасывает свои листья-иголки? (Лиственница).
5. Летом бежит, зимой спит, весна настала опять побежала? (Река)
6. Пингвин – птица или животное? (Птица)
7. Тундра, степь, пустыня… это? (Природные зоны)
8. Коллекция засушенных растений? (Гербарий)
9. Сколько ног у паука? (8)
10. Плодами какого дерева являются желуди? (Дуб)
Учитель: Итак, подведем наши итоги…Спасибо всем, кто участвовал в нашей викторине. Вы действительно показали очень хорошие результаты. Мне было приятно видеть, что все вы пытались внести свой вклад в группу.
Далее: идет награждение победителей и всех участников (грамота).
Учитель: Вы все большие молодцы. Какой блок вам больше всего понравился? Где у вас возникли трудности? Хотите ли вы в дальнейшем участвовать в таких мероприятиях?
Анализ:
Возможно возникнут проблемы с составлением групп: в одной группе всего 7-8 мест и желательно сделать так, чтобы каждый ребенок попал в ту группу, куда он хотел.
Рекомендации: более тщательная подготовка к мероприятию (подготовить все необходимое заранее).
Мероприятие построено так, что оно увлекает детей, создавая соревновательный, творческий настрой. Поэтому ребятам не должно становиться скучно.