СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина "Живая планета"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическая викторина для учащихся начальной школы.Предполагается участие детей 1-4 классов, по 5 человек от каждого класса.Возможен другой вариант: проведение внеклассного мероприятия в одном выбранном классе

Просмотр содержимого документа
«Викторина "Живая планета"»

Экологическая викторина «Живая планета»

Подготовлено учителем начальных классов МАОУ СОШ №58

Афанасьевой С.А.

Дата проведения: 25.09.2024 Участники: ученики 1-4 кл, по 5 человек от класса.

Цель: формирование осознанного, ответственного отношения к окружающей природе, экологическое воспитание школьников, развитие познавательного интереса.

Подготовка: 1) оформление классного кабинета (комнатные цветы, воздушные шары, стенгазеты, которые ранее готовили дети «Необычное рядом», «Удивительные животные», «Лес- наше богатство!», «Жизнь под водой»)

2) парты для команд расставлены по 2; на них приготовлены-полватмана, цветные карандаши, маркеры, клей- карандаш для каждой команды

3) 5 картинок с изображением животных, которые встречаются в названии команд (распечатать), разрезанных на равное количество частей(12), т. е. пазлы +5 конвертов.

4) 5 листов цветной бумаги разного цвета( на каждом напечатана пословица о природе, разрезаны на полоски, сложены в 1 файл).

5)цветные стикеры(вместо фишек за правильные ответы), из них будет на заключительном этапе собираться радуга).

6) серия картинок с изображением растения, насекомого, животного- хищника (5 вариантов, по количеству команд) для составления цепи питания.

7) 5 экологических значков, где есть изображение животных, которые встречаются в названии команд (создать, распечатать)

8) приобретение значков- смайликов (или наклеек) по количеству участников (у нас 5*6=30шт).

9) презентация «Жалобная книга природы»

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, колонки/ либо компьютер, шк. доска (зависит от места проведения)

Ход мероприятия

1.Организационная часть. Вступительное слово учителя.

- Дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас у себя в гостях! Сегодня мы проведём экологическую викторину «Живая природа», где будем не только отвечать на вопросы, но и выполнять различные задания. Надеюсь, что вам понравится работать вместе!

1.- Для начала нам нужно разделиться на команды. У старших учеников (4 кл) уже есть номерки, с 1 по 5. К кому из них в команду попадёте вы, решит жребий. Я предлагаю по- очереди вытянуть себе листочек с номером. (проводится жеребьёвка)

2.– Обращаю ваше внимание на Маршрутную карту (на доске, либо на экране)

2. Основная часть.

*выбор названия

- Итак, команды готовы, мы начинаем! Хотя… команды без названий не бывает…Давайте поступим так: я загадаю вам загадки, и по первой поднятой руке мы и узнаем, кто где.

1.Чернокожий карапуз не по росту тянет груз. (муравей)

2.Шевелились у цветка все 4 лепестка.

Я сорвать его хотел- он вспорхнул и улетел! (бабочка)

3.Имя взял у кузнеца, цвет- у огурца,

Крылья- у мошки, ножки- у блошки. (кузнечик)

4.Что за девчонка? В поясе тонка,

Огромные очи, летит- стрекочет. (стрекоза)

5.Ходит рогуля на 6 ходулях,

Вдоль спины себя сломал- крылья белые достал. (жук)

(названия команд записываем на табличках)

* эмблема- пазл

- С названиями определились, теперь нужно собрать эмблему! Вы получаете свой конверт с частями картинки, и я засекаю время. Готовы? Начали!

После того, как картинка будет собрана, нужно закрепить её на клей в середину вашего листа

*Пословицы рассыпались»

- Ребята, какая- то я несобранная сегодня! То ножницы не могу найти, то листочки рассыпала…На них пословицы были… Помогите разобраться, пожалуйста!

Условие: надо выбрать листочки одного цвета и из них составить пословицу, наклеить на свой ватман слева.

  • «Враг природы тот, кто леса не бережёт»

  • «Одно дерево срубил — посади сорок».

  • «Большое дерево и от солнца, и от ливня укроет».


  • «Возле леса жить — голоду не видеть».

  • «Кто землю лелеет — того земля жалеет».



- Получилось? О чем они все?

ФИЗМИНУТКА

 Игра. «Это я, это я, это все мои друзья»

1.Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет нашу природу
От коварного огня? …

2.Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?...

3.Кто из вас в реке купался
И на пляже загорал?
А когда домой собрался
Мусор за собой убрал? ….

4.На привале кто в лесу
Жег засохшую сосну?
А потом так поспешил 
Что костер не затушил? ….

5.Кто, гуляя на лугу,
Зря не топчет там траву,
Насекомых кто не ловит 
И цветы совсем не рвет? …

6.Кто животных, птичек любит?
Кто кормушки мастерит
Кто природу охраняет?
За порядком кто следит?



*Блиц- турнир»- ответы на вопросы- ассорти. За правильный ответ команда получает полоску- стикер, которые наклеиваются на ватман справа.

1. Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал. 
Год прошел – и деревцем 
Маленьким он стал. (Желудь).

2. Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива).

3. Что за дерево растет?
Снег в июне нам несет
Этот снег не тает
В воздухе летает. (тополь)


4. Видел я такой цветок
Золотистый ободок
Долго он в траве сидел
Стал седым и улетел. (одуванчик)


5. Кто без нот и без свирели 
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей.)

6. Проживает в странах жарких

А в нежарких в зоопарках

И спесив он и хвастлив

Потому, что хвост красив.

Им любуется он сам

И показывает нам (павлин)



7. Скачет зверюшка: 
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку 
И комар, и мушка. (Лягушка).

8. Над рекою он в полёте, 
Этот чудо-самолётик. 
Над водой парит он гладкой, 
На цветке его посадка. (Стрекоза).

9. Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина.)

10. Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже, и он в стекле расплавлен даже. (Песок.)


11. А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы.
И вездесуща и легка, - 
Я лед, я пот, я - облака.
Я иней, чай, бульон, туман, 
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь, то закипаю;
А от мороза - застываю. (Вода)



12. Позапасливей всех я:
У меня, друзья, щека
Вроде сумки для орехов
Или, скажем, вещмешка. (Хомяк.)


13. Ветки носят, глину роют.
На реке плотину строят.
У плотины там и тут
В круглых домиках живут. (Бобры.)


14. У кого нет берлоги, не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги, а от голода – кора. (Заяц)


15. Дышит и растет, а ходить не умеет. (Растение

- А теперь «хвостатые» вопросы!

1.- С помощью хвоста она плавает. (Рыба.)
2- С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак.)
3- У неё хвост вместо руля. (Птица.)
4- Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру.)
5- У неё хвост – дополнительная рука. (Обезьяна.)
6- Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку. (Белка.)
7-У неё хвост – мухобойка. (Корова, лошадь.)
8- У неё на хвосте погремушка, с помощью которой она пугает врагов. (Гремучая змея.)
9- В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбрасывает его. (Ящерица)

- У кого радуга получилась больше?

*Цепи питания»

- Ребята, о чем или о ком были вопросы? (о растениях, о животных). А как они в природе связаны между собой? (являются жилищем, пищей). Приступаем к следующему заданию. Из предложенных карточек составить цепь питания. Помните, что начинается она с растения, а заканчивается хищником.

- Отлично, наклеиваем получившуюся цепочку под картинкой.

*Экологические значки»

- Вы, конечно, обратили внимание на значки, которые я прикрепила на доску? Это разрешающие или запрещающие значки? Что они обозначают? Можно ли нарушать природное равновесие? Заберите свой значок, и наклейте его в нижний левый угол.

- Представьте, что у природы есть своя жалобная книга. Послушайте, о чем пишут обитатели лесов, полей и рек (ПРЕЗЕНТАЦИЯ):

*«Жалобная книга» Сова: «Многие меня не любят. Боятся. Говорят, по ночам летаю, прохожих пугаю, глаза у меня как фары. А я никого не трогаю, живу в лесной глуши. Летаю бесшумно. А то, что я урожай спасаю – это не в счёт? Кстати, тонну в год!»

*«Жалобная книга» Стрекоза: «Слышала, слышала, что меня называют страшным хищником, за аппетит не мерянный ругают, диетой угрожают. А вы разве видели, чтоб я упитанней сверх меры была? Да некоторые ещё благодарить меня должны за избавление от кровососущих насекомых. Многие мной даже очень довольны, люди мне, например, спасибо говорят!»

*«Жалобная книга» Щука: «На меня многие обижаются, что якобы и окраска моя маскировочная специально, и зубы заточены, и в засаде я прячусь. Да, аппетит у меня что надо, да и рыбку разную люблю, а иногда второпях и своих детишек проглочу. Зато меня есть за что уважать, я ведь санитар в реке!»

*«Жалобная книга» Кукушка: «Я знаю, что многие меня осуждают, за то, что плохая мать. А я что, плохая, да я своих деток спасаю. Чем я их кормить буду? А вот у приёмных родителей им хорошо – всегда вкусный обед готов, опять же забота и уход обеспечены. Так что мамаша я, как раз, замечательная!»

*«Жалобная книга» Волк: «Знаете как обидно мне, всю свою жизнь тружусь. Медработник всё же, хоть и мала квалификация. А такие нужные дела делаю. А мне всё серый, серый! Злой говорят, опасайтесь его. А что меня опасаться – сам многих боюсь. А если и обижу кого, то не во вред, а скорее для пользы – я порядок в лесу люблю!»

*«Жалобная книга» Крот: «Наговаривают на меня, ругают. Стараюсь на глаза даже меньше попадаться, что где не случись на даче – то я крайний. Очень мне нужны их картошка с клубникой. Терпеть овощи не могу! Да, рою, конечно, червей дождевых очень люблю. Я виноват, конечно, но у каждого свои слабости. Зато сколько пользы приношу – урожай от вредителей спасаю!»

*«Жалобная книга» Жаба. «Знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая. Я одна сохраняю от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси меня – и они исчезнут.»

*«Жалобная книга» Летучая мышь. «На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы, же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть головой вниз. А обижают нас незаслуженно.» (Она охотится только ночью, но польза от неё огромна. Она уничтожает насекомых.)

- Послушайте стихотворение Б. Заходера

Все-Все,Все на свете,на свете нужны.
И мошки не меньше нужны,чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников, злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд-
Кто делает мёд, и кто делает яд!
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки-не лучше делишки!
И,если мы с кем-то не очень дружны,
Мы всё-таки ОЧЕНЬ друг-другу нужны!
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно,ОШИБКОЙ окажется!
Все-Все ,Все на свете,на свете нужны,
И это ВСЕ ДЕТИ- ЗАПОМНИТЬ ДОЛЖНЫ!

-Какие пожелания об отношении к природе вы могли бы оставить своим сверстникам? Запишите их на ватмане в свободном порядке, где есть место.

- Молодцы! Теперь осталось в нижнем правом углу поставить ваши подписи- и информационные листки готовы! Мы разместим их на стенде, чтобы другие ребята тоже увидели, чем мы занимались сегодня. Надеюсь, что это время, проведенное вместе, было для вас полезным!

3. Заключительное слово учителя

Мы несем ответственность за судьбу своего общего дома - планеты Земля. Все мы дети одного корабля по имени Земля. Значит, пересесть из него просто некуда. Давайте же стараться жить так, чтобы каждый из нас научился любить, ценить и охранять природу.

Всем спасибо за участие,

За задор и звонкий смех,

За азарт соревнования,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья, будет краткой наша речь:

Говорим мы: «До свиданья», «До счастливых новых встреч!»











Приложение 1





«КУЗНЕЧИКИ»

«БАБОЧКИ»

«ЖУЧКИ»

«СТРЕКОЗЫ»

«МУРАВЬИ»









Приложение 2



«Враг природы тот, кто леса не бережёт»



«Одно дерево срубил — посади сорок»


«Большое дерево и от солнца, и от ливня укроет»


«Возле леса жить — голоду не видеть»


«Кто землю лелеет — того земля жалеет»




Приложение 3








Приложение 4







Приложение 5



План экологической игры «Живая планета»

  1. Жеребьёвка

  2. Название-по отгаданным загадкам

  3. «Пазлы»- собери свою эмблему

  4. «Пословицы рассыпались»

  5. Физминутка «Это я, это я, это все мои друзья!»

  6. Блиц- турнир «Ассорти»

  7. «Цепи питания»- выбрать свою карточку из предложенных

  8. «Экологические значки»- выбрать тот, который соответствует названию вашей команды

  9. «Жалобная книга»- просмотр презентации, ответы на вопросы, выводы

  10. Пожелания, подписи; сдача «Экологических листовок»