СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина "Знатоки природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Викторина "Знатоки природы"»

Тема: Викторина «Знатоки природы» для учащихся 3-4 классов


Цель:  обобщение знаний учащихся о родной природе.

Задачи:  Развивать познавательные способности учащихся, коммуникативные навыки общения, любознательность, умение видеть новое в знакомом.
Закреплять знания, полученные на уроках «Окружающего мира» воспитывать бережное отношение и любовь к окружающему миру.
Оборудование: компьютер, проектор, фишки за правильный ответ, грамоты, медали
Ход мероприятия:
Ученик:

Есть на земле огромный дом 
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовётся этот дом. 


Выход ЗЕМЛИ

Добрый день, дорогие друзья! Совсем скоро наступит особый день - 22 апреля - Международный день Земли - это праздник чистой Воды, Земли и Воздуха.  Праздник носит экологический характер и призван объединить людей всего мира в деле по защите окружающей среды. В этот день все кто любит и ценит природу, выходят на улицы городов и поселков, сажают новые деревья, убирают мусор, спасают попавших в беду животных и птиц. Ведь, к сожалению, своей деятельностью, человек сильно загрязняет окружающую природу. Земля ваш дом, а в доме всегда должно быть чисто и уютно всем!

Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир вас окружает - леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы.

Это природа. Ваша жизнь неотъемлема от неё. Природа кормит, поит, одевает вас. Она щедра и бескорыстна. И не нужно забывать, что основа основ - это ваши знания. Знания о природе, о Земле.



Земли стал отмечаться и в нашей стране. В этот день проводятся мероприятия в защиту

природы


Дети читают стихи.

Интересный есть предмет,
С ним узнаю целый свет.
О животных, о природе,
О воде и небосводе.

Изучаем мы пустыни,
Степи и леса густые,
Кто живёт в норе глубокой,
Кто в гнезде в сосне высокой.

Как же нравится мне знать,
Кто где будет зимовать.
Мир природы так велик,
Ну а я лишь ученик.

Мне природа интересна,
В ней найду я своё место,
Чтобы жить с природой дружно,
Всё я выучу как нужно.


Ведущий:

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по удивительному миру природы. Оно пройдет в форме игры-викторины «Знатоки природы». Немало тайн природы вы уже знаете. Но много интересного вам предстоит узнать и сегодня.


Просим команды приготовиться.


Представляем команды:

«Приветствие»

1 команда "Друзья природы" 

Девиз: "Давайте друзья, в любую погоду - будем беречь родную природу!»
2 команда «Жители Земли»
Девиз: Мы природу всю спасём, Ведь Земля наш общий дом!


Уважаемые участники, вас ждут интересные вопросы и задания. Оценивать ваши знания в ходе соревнования будет жюри.



А сейчас  я прочитаю вам правила нашей викторины.

Правила викторины: 

Прослушайте правила игры:

Сегодня вам предстоит выполнить много заданий

На обсуждение и выполнение некоторых заданий будет даваться время.

До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять сигнальную карточку.

Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.

Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть время на обсуждения.

Победителем считается команда, набравшая большее количество баллов. 




Вы готовы к путешествию? Отправляемся!

1 конкурс «Разминка»

Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).

Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).

Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).

Сколько ног у паука?

Кого называют «пернатой кошкой»?

Назовите траву, которую могут узнать на ощупь даже слепые?

У какого хищного зверя наших лесов след похож на человеческий?

Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда?

У кого на сучке кладовая? (У белки).

Какое животное собирает яблоки спиной? (ежик)
С прилетом каких птиц начинается весна? (грачей)
Какая из птиц считается символом мира? (голубь)

Какой ягодой можно вылечиться от простуды, если добавлять её в чай. (Малина)


2 конкурс « Характер наш и братьев наших меньших»

Весёлый рыболов.
Вам, наверное, известно, что иногда в характере человека и животного есть что – то общее.

Иногда о людях можно сказать, как о животных. Попробуем досказать предложения, записанные на рыбках.

(Закончи фразу) 
Пример: Хитрый, как……лиса. 
Смелый, как…….лев.
1. Коварная, как ... (змея).
2. Трусливый, как ... (заяц).
3. Злой, как ... (собака).
4. Голодный, как ... (волк).
5. Упрямый, как ... (осел).
6. Бестолковый, как ... (баран).
7. Тихий, как ... (мышь).
8. Вольный, как ... (Птица).

9. Колючий, как………

10.Упрямый, как………

Внимание «Коробка с секретом»


Задание - отгадай, что в коробке.

В черном ящике лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесные свойства: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей. Ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболеваний. Философы древности, разрезая этот загадочный предмет поперек, объяснили строение Вселенной. Что лежит в «черном ящике»? (репчатый лук)


А знаете ли вы?

Интересные факты из жизни птиц.

Знаете ли вы птицу, которая умеет летать хвостом вперед?

Это колибри – очень маленькие птички: самые мелкие из них – величиной со шмеля. Они могут летать «боком» и «задним ходом» (хвостиком вперёд). Колибри умеют зависать над цветком и в это время своим длинным язычком высасывают из него нектар. Колибри никогда не садятся на землю, а на ночь подвешиваются, подобно летучим мышам, вниз головой и засыпают.

- Какая птица самая большая? (Ответы детей)
- Самая большая из живущих на земле птиц вообще не умеет летать. Это африканский страус. Он достигает 2,5 м в высоту и весит более 135 кг. Это была бы тяжёлая работа – поднять в воздух такую птицу.



3 конкурс: «Узнай животное по голосу»
Кто первый узнает, быстро поднимает руку. Внимание! Приготовились!
Звучит фонограмма голосов:
1. баран - звук №1
2. воробьи - звук №2
3. лягушка - звук №3
4. комар - звук №4
5. ворона - звук №5
6. волк - звук №6
7. голуби - звук №7
8. муха - звук №8
9. орел - звук №9
10. чайка - звук №10


4 конкурс - Почтовый ящик.

На наш адрес пришло 4 письма. Угадайте, кто их написал.

- «Я самый высокий в мире. В моей шее всего 7 позвонков, как в шее человека. Питаюсь я преимущественно листьями. Если захочу достать траву, мне нужно широко расставить ноги, чтобы достать головой до земли» (жираф)

- «Я –огромный пушистый зверь, длиной до 3 м и весом более тонны. Я хорошо плаваю, загребая своими огромными лапами, охочусь не только в воде, но и со льда. Иногда подолгу сижу у лунки, поджидая тюленя. Живу я там, где всегда холодно» (белый медведь)

- «Я – чемпион по выживанию в условиях пустыни. Я отлично переношу суровый климат, морозы, засуху. Летом выдерживаю без воды 5 дней, а зимой – 20. После столь продолжительной жажды могу выпить до 120 литров воды. А свои запасы воды и пищи ношу в своих горбах» (верблюд)
- «Я –полярный житель и близкий родственник тюленя. Я большой и сильный, и мало кто решается напасть на меня. У меня два длинных клыка, которые я использую при драках, а также, чтобы выбраться на лед для отдыха» (морж)


Игра со зрителями

ЗАГАДКИ
1. Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост – её краса,

А зовут её ..

2. Летом бежит, зимой спит, весна настала опять побежала?

3.Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём-

Ищем, ищем – не найдем. (Роса)

4.Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)

5.Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет? (солнце)

6.На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок,

За травой не виден он,

А жильцов в нём – миллион. (муравейник)

7.Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет, 
Знайте, что из речки вход. (бобры)

8. Невысок и коренаст, поглядеть решил на нас. Приподнял с утра под ёлками лист с прилипшими иголками. (Гриб)

9. Растут на ветках группами, покрытые скорлупками. (Орехи)

10.  Ловит солнышко  лучистое, зрея на опушке . Покраснеет и , душистая, попадает в кружки. (Земляника)


А знаете ли вы?

«Интересно о животных»
– Ребята, кто-нибудь из вас знает, какое животное живёт дольше всех?
(Ответы детей)
Среди млекопитающих слон считается самым долгоживущим. Зарегистрированный рекорд – чуть более 60 лет.
Лошадь разделяет со слоном первенство по долготе жизни. Известно много случаев, когда эти животные жили более 50 лет.
– А вот другие, не подвергаемые сомнению факты долголетия.
Бегемоты живут от 40 до 50 лет.
Носорог – 40 лет, медведь – 34 года, обезьяны – более 20 лет.
Кошки могут дожить до 23 лет, а собаки до 22.


5 конкурс – "Пантомима” 
Командам раздаются карточки с заданием изобразить животных. 
Даётся время на обсуждение и подготовку. Затем пантомима показывается, а команды-соперницы угадывают животное. 

Изобразите ласковую кошку. 
Изобразите трусливого зайца.

Задание для 1-й команды: 
Изобразить обезьян в зоопарке. 
Задание для 2-й команды: 
Изобразить утку, которая обучает своих утят хождению "гуськом”- друг за дружкой. 


6 Конкурс "Найди ошибку"



Команды получают конверты с фразами-утверждениями. Необходимо исправить ошибки и отдать верные ответы членам жюри.


Выходной день друзья решили провести в лесу. Целый день они резвились, играли, бегали по лесу, кричали, слушали музыку, плели венки. Потом разожгли костер, приготовили еду. То, что не доели, оставили в упаковке голодным лесным животным. А когда нашли маленького ежонка, то взяли его с собой, чтобы ему не было так одиноко.


(Ответ: В лесу нельзя шуметь, чтобы не потревожить животных. Нельзя рвать цветы, они могут исчезнуть. Костер можно разводить только в специально отведенных местах. Диким животным нельзя питаться той пищей, которой питаются люди. Нельзя оставлять в лесу упаковку и другой бытовой мусор. Природа не в состоянии его переработать. Нельзя брать домой диких животных, они могут погибнуть.)


Игра «Лесная экспедиция» (со зрителями)

Я вам сейчас буду зачитывать стих, если вы со мной согласны, то хлопайте, если не согласны, то топайте. Вы выбираете только то, что нужно нам на прогулке или пикнике.

На пикник идём мы в лес.

Как себя вести нам здесь?

Если наш пикник хороший,

Значит, хлопайте в ладоши.

Если не согласны с нами,

Значит, топайте ногами.


Мы собрали рюкзаки… (Хлопки.)

Положили котелки… (Хлопки.)

Спальные мешки и кружки… (Хлопки.)

Сувениры и игрушки… (Топот.)

Хлеб, консервы и напитки… (Хлопки.)

Карнавальные накидки… (Топот.)

Санки, клюшку и коньки… (Топот.)

И гирлянды — огоньки… (Топот.)

Ближе к полночи собрались… (Топот.)

В пути мы песен накричались… (Хлопки.)

И пришли к своей полянке… (Хлопки.)

Там убрали мусор — склянки… (Хлопки.)

Хорошо расположились… (Хлопки.)

Развести костер решились… (Топот.)

Пять березок завалили… (Топот.)

И пол-леса запалили… (Топот.)

А потом водой залили… (Хлопки.)

И пожар весь затушили… (Хлопки.)

Отдышались, улыбнулись… (Хлопки.)

И опять домой вернулись… (Хлопки.)

По дороге топали… (Хлопки.)

И еще похлопали! (Аплодисменты.)




Внимание «Коробка с секретом»

Перед вами коробка с секретом. В ней находится всем известное вещество. В древности это вещество ценилось на вес золота.

В Древнем Риме караваны с этим веществом медленно брели по главной торговой дороге в сопровождении отрядов воинов, чтобы оно не попало в руки разбойников. Для человека это вещество – жизненно необходимо. Если его долго не хватает организму, то человек может погибнуть.

Из-за этого вещества случались бунты. Народные волнения, им расплачивались вместо монет, из-за него воевали страны друг с другом…

Времена эти прошли. Сейчас этого вещества достаточно. И запасы его на Земле неисчерпаемы. Оно есть и в недрах земли и на ее поверхности.

На Руси сохранился старинный обычай – встречать дорогих гостей этим веществом, так как оно олицетворяет богатство.

Ответ: Соль


А знаете ли вы?

– Что вам известно о рыбах? (Ответы детей)

- Как мы знаем, рыба дышит при помощи жабр, через которые постоянно проходит вода. Но существуют и такие рыбы, которые могут проводить достаточно времени и без воды.

- Очень занимательна летающая рыба. Она стремительно плывёт, очень энергично двигая своим хвостом. Затем расправляет плавники и на скорости выпрыгивает из воды. Она может пролететь над водой несколько сотен метров.

- Ещё более необычная рыба – это лазающий окунь. Он обитает на Дальнем Востоке. Отдельные особи имеют в длину от 8 до 20 см. Они могут вылезать на берег при помощи двигающейся чешуи, которая покрывает жабры. Проталкиваясь хвостом и плавниками, окунь может «разгуливать» по земле! К тому же они могут быть найдены на деревьях на высоте около 1,5 м.



7 Конкурс "Экологический плакат"


Ваша задача создать из предложенного материала плакат на экологическую тему.



Учитель: Молодцы, ребята. Замечательно справились со всеми этапами игры. Вы настоящие знатоки и ценители родной природы.

Пришло время подвести итоги игры


Подведение итогов.

Награждение победителей и самого активного зрителя.

На свете живут

Разноцветные дети.

Живут на одной

Разноцветной планете.


И эта планета

На все времена

У всех разноцветных

Всего лишь одна.

Давайте, ребята,

Назло непогодам,

Обнимем планету

Своим хороводом!


Развеем над нею

И тучи и дым,

В обиду её

Никому не дадим!