Викторина «Знатоки природы»
Цель: Формирование бережного и целостного отношения к природе.
Задачи: - формировать экологическую культуру, чувство ответственности;
- воспитывать сознательное отношения к природе, умение вести себя
в ней в соответствии с общепринятыми нормами.
- развивать познавательных компетенций обучающихся.
Ход викторины:
Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы подвести итоги недели
экологии. Вы нарисовали много красивых рисунков, плакатов, сделали
необычные и красивые поделки из природного материала. И сейчас мы
хотели бы проверить, насколько хорошо вы знаете природу.
Викторину проводит ведущий. От каждого класса выбирается команда, состоящая из 5 - 6 человек.
- После того, как мы определились с названиями команд, можно начинать игру. А оценивать игру команд будет жюри, в составе которого...
1. Представление команд, девиз, эмблема
2. " Загадки"
Ведущий: - Загадки эти будут непростые. Все они о природе. Отгадкой может
быть название животного, птицы или растения.
- За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
(Загадки по очереди предлагаются командам.)
1. Мордочка усатая, шерстка полосатая,
Лапкой умывается, а с водой не знается. (кошка)
2. Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается. (собака)
3. По веткам скачет, а не птица,
Рыжая, а не лисица. (белка)
4. Что за зверь лесной встал передо мной?
Он стоит среди травы, уши больше головы. (заяц)
5. Кто в беретке ярко- красной, в чёрной шапочке атласной?
Он без дела не сидит, всё стучит, стучит, стучит. (дятел)
6. Спинкой зеленоватая, грудкой желтоватая,
Чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)
7. Не зверь, не птица, а нос как спица.
Летит - кричит, сядет - молчит,
Кто его убьёт, свою кровь прольёт. (комар)
8. Четыре ноги, пятый - хвост, шестая - грива. (лошадь)
9. Он высокий, он огромный,
Он похож на кран подъёмный,
Только этот кран живой, с настоящей головой. (жираф)
10. Разлинованы лошадки словно школьные тетрадки,
Разлинованы лошадки от копыт до головы. (зебры)
А теперь давайте с вами отправимся в лес и посмотрим, знаете ли
вы деревья.
1. Из какого дерева делают спички? (Из осины)
2. Какое дерево применяется для изготовле6ния лыж? (Берёза)
3. Какое дерево цветёт первым, а какое последним? (Ольха и липа)
4. У каких деревьев осенью листья красные? (У клёна и рябины)
5. Из какого дерева делают пианино? (Из ели)
6. Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и берёзовые)
7. Какое дерево, как и берёза, дает сладкий сок? (Клён)
8. Какое дерево чаще всего высаживают в городах? (Липу)
9. Какой вред деревьям приносит сбор сока? (Дерево без сока зачахнет,
погибнет)
10.У какого дерева иголки осенью желтеют и опадают? (У лиственницы)
11. О каком дереве говорят: «Никто не пугает, а вся дрожит?»
Молодцы, ребята, справились с заданиями, а сейчас Вопросы о зверях и
птицах.
1. Какая птица считается самой умной? (Орёл, ворон, попугай)
2. Что является лучшим лакомством для лосей, оленей, косуль? (Трава,
грибы, соль)
3. Чем извлекает насекомых из трещин в коре деревьев дятел? (Языком,
клювом, лапой)
4. Какие из этих птиц являются перелётными? (Воробей, малиновка,
соловей)
5. Кто из этих зверей на зиму ложится в спячку? (Барсук, ёж, медведь)
6. Как называется жилище бобра? (Нора, логово, хатка)
7. Какая птица благодаря скрещенному клюву может доставать семена
из сосновых шишек? (Ремез, клёст, зяблик)
3. «Аукцион песен»
4. А теперь – литературный конкурс стихов
5. Конкурс иллюстраций и газет
Детям предлагается нарисовать знаки на тему «Береги природу», а
другие дети должны отгадать их.
5. А пока наши художники работают, поговорим о птицах с болельщиками.
1. Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах,
На часы не взглядывает, а время знает. (Петух)
2.Спереди – шильце, сзади – вильце,
Сверху – синее суконце,
Снизу – белое полотенце. (Ласточка)
3. Крылатый, горластый, красные ласты. (Гусь)
4. Среди деревьев кузнецы куют. (Дятлы)
5. Мать, отца не знаю, но часто называю,
Детей знать не буду – чужим сбуду. (Кукушка)
6. Днём спит, ночью летает, прохожих пугает. (Филин)
7. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока)
8. Шапочка алая, желеточка нетканая, кафтанчик рябенький. (Курица)
9. Это старый наш знакомый, он живёт на крыше дома –
Длинноногий. Длинноносый, длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист)
10 .Летом за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит. (Грач)
11. Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На ходу ли, на бегу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавли)
12.У какой птицы самый длинный язык? (Дятел – до 15 см)
13.У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвинов)
14.Какая птица имеет самый длинный хвост? (Сорока)Следующий конкурс – «Самый внимательный».
Учитель: Молодцы, ребята, сегодня вы показали себя знатоками природы. Но
природу необходимо не только хорошо знать, но и любить, охранять.
Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
6. Домашнее задание сценка по теме
Подведение итогов викторины - выступление жюри, награждение команд.
Ведущий : Сегодня мы с вами были участниками викторины "Живая природа". Мы вспомнили названия многих животных, больше узнали об их повадках и немножко поиграли. Надеюсь, что после нашей викторины вы будете бережнее относиться к нашей природе, станете внимательнее наблюдать за миром, который вас окружает и будете его оберегать.