Урок 104. Винительный падеж имен существительных.
Педагогические цели Познакомить с особенностями винительного падежа; развивать умение определять падеж существительных по вопросу и предлогу.
Тип урока Решение учебной задачи
Планируемые результаты Учащиеся научатся распознавать имена существительные среди слов других частей речи; различать одушевленные и неодушевленные собственные и нарицательные имена существительные; определять род, число и падеж имен существительных; правильно писать имена существительные с шипящими на конце.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Актуализация знаний
Дорожка домой
Мне мила с детских лет.
Дорожки знакомой
Красивее нет!
И если б зашёл я
Не знаю куда,
Дорожку домой
Отыскал бы всегда.
На этой дорожке
И в трудные дни
Я пел бы без устали
Песни свои.
К. Рейс
Самоопределение к деятельности
Перешёл через дорогу, написал про победу, сел за стол.
Сравните имена существительные. Чем они похожи? (Стоят в винительном падеже.)
Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 86 (с. 48).
Прочитайте словосочетания.
Определите падеж имён существительных в словосочетаниях.
Какие вопросы вы поставили? К каким Существительным поставили вопрос кого?, а к каким — что.?
Назовите предлоги, с которыми употреблены имена существительные.
Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
Прочитайте ниже сведения о языке.
Назовите вопросы винительного падежа..
С какими предлогами употребляются имена существительные в винительном падеже?
Упр. 87 (с. 48).
Прочитайте предложения.
Определите падеж слова море.
Выполните письменные задания к упражнению.
Прочитайте предложения. Назовите главные члены предложения.
На какой вопрос отвечает подлежащее?
А слово море?
Прочитайте сведения о языке на с. 49.
Каким членом предложения являются имена существительные, которые отвечают на вопрос что? и стоят в форме именительного падежа?
Каким членом предложения являются имена существительные, которые отвечают на вопрос что ?и стоят в форме винительного падежа?
Упр. 88 (с. 49).
Прочитайте стихотворение.
Объясните значение выделенных слов в каждом предложении.
Обсудите и выполните задание в парах. (Проверка.)
Упр. 89 (с. 49).
Прочитайте скороговорки.
Объясните значение выделенных слов в каждом предложении.
Как определить падеж этих слов?
(Письмо по памяти. Выполнение заданий. Проверка.)
2. Работа со словом из словаря
Найдите слово солома в орфографическом словаре.
Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
Составьте предложение со словом солома, запишите.
Запомните написание этого слова.
Как вы понимаете выражение соломку подостлать? (Смягчить, ослабить что-нибудь неприятное.)
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику
Упр. 90 (с. 50).
(Коллективное выполнение.)
Прочитайте ниже сведения о языке.
Что нужно сделать, чтобы распознать родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных?
Упр. 91 (с. 51).
Прочитайте.
Вставьте слово конь в предложения, назовите падеж.
Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.)
Упр. 92 (с. 51).,
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
Рефлексия
(Работа в парах.)
Выпишите имена существительные и распределите их в два столбика: 1) в именительном падеже; 2) в винительном падеже.
Любит лётчик самолёт,
Пулемётчик - пулемёт.
Как стекло, светло и чисто
Блещет мастера станок.
У бойца-кавалериста
Серебром горит клинок.
Содержи и ты в порядке
Парту, книжки и тетрадки.
С. Маршак
В каком падеже стоят имена существительные, которые отвечают на вопрос что? и являются главным членом предложения?
В каком падеже стоят имена существительные, которые отвечают на вопрос что? и являются второстепенным членом предложения?
Назовите вопросы винительного падежа.
С какими предлогами употребляются имена существительные в винительном падеже?
Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
С каким словом из словаря познакомились?
Домашнее задание
Упр. 93 (с. 52).