СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виновен-отвечай

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока по теме "Виновен-отвечай". Использованы методы коммуникативной дидактики.

Просмотр содержимого документа
«Виновен-отвечай»

Урок обществознания в 7 классе по теме «Виновен – отвечай»

Цели

  • Предметные: развитие представления о вооруженных силах РФ, общественной значимости вооруженных сил РФ, осмысление понятий: преступление, правонарушение, ответственность.

  • Личностные: развитие, активизация познавательного интереса к учебному материалу, освоение способов решения учебной задачи, анализирование, рефлексирование своих действий, сравнение, сопоставление разных точек зрения, проявление терпения и доброжелательности друг к друг.

  • Метапредметные: продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной деятельности, принятие позиции другого, ориентирование в различных источниках информации, критическое оценивание и интерпретация информации.

Задачи:

  • Обучающая:

Обеспечить усвоение обучающимися понятий о ответственности за нарушение закона; определить черты законопослушного поведения;

  • Развивающая:

Способствовать развитию критического мышления (практического, проблемного, рефлексивного)

Продолжить работу над развитием коммуникативных умений обучающихся (слушать и слышать, владение устной речью, публичного выступления)

  • Воспитывающая:

Воспитывать уважение к закону, установления значимости получаемых знаний, формирование духовных ценностей.

Воспитывать стремление реализовывать свои возможности и способности; способствовать формированию активной жизненной позиции.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы урока: фронтальная, групповая

Методы: словесный, беседа, проблемно-поисковый, самостоятельной познавательной деятельности, публичное выступление, игровой.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.




План – конспект урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг. момент.

Приветствие учеников, проверка готовности к уроку.

Дети здороваются, садятся

Мотивационная

часть

Прием «Круги по воде»

(пишет и объясняет правила на доске «ЗАКОН» в столбик)

«Дорогие ребята! Давайте с вами сыграем. Подумайте, что вы ассоциируете с законом. Давайте их запишем!». Записывает на доске слова. «Молодцы! В конце урока мы вернемся к нему и определим, какие понятия нам пригодились».

Участвуют в обсуждении, высказывают свое мнения. Записывают на доске слова.

Актуализация знаний

Теперь предлагаю проверить ваше домашнее задание. Все ли нашли, что такое преступление?

Проверяют свое домашнее задание. Обсуждают.




Изучение нового материала










« Теперь давайте с вами просмотрим фрагмент мультфильма «Дядя Степа - милиционер» и ответим на следующие вопросы:

- Что показано в этом фрагменте?

- Как ведет себя мальчик?

- Такое поведение в обществе приветствуется? (ответ учащихся) Почему?

- Как вы понимаете фразу во фрагменте: «В отделение хотите?»?

- Как вы думаете, сколько лет персонажу сюжета?

- Может ли он нести ответственность за свои поступки?

Хорошо. Тогда как вы считаете, как сегодня будет называться наш урок? (Виновен – отвечай).

Раздает ридер

Тема урока «Виновен – отвечай»

Вопросы для мультфильма «Дядя Степа – милиционер»:

- Что показано в этом фрагменте? Объясните ситуацию, показанную во фрагменте с точки зрения темы урока.

- Как ведет себя мальчик?

- Такое поведение в обществе приветствуется? (ответ учащихся) Почему?

- Как вы понимаете фразу во фрагменте: «В отделение хотите?»?

- Как вы думаете, сколько лет персонажу сюжета?

- Может ли он нести ответственность за свои поступки?

- Как вы думаете, сюжет актуален в наше время?

Текст 1.

Батычко. «Теория государства и права в вопросах и ответах»(2005)

Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Косарев «Теория государства и права» (2000)

Поведение человека относительно права может быть правомерным и неправомерным. Рассмотрим отличие этих форм поведения.

Правомерное поведение

Правомерность означает соответствие праву. Отсюда правомерное поведение - это поведение, которое не запрещено законом или договором и не нарушает закон.

Правомерное поведение можно рассматривать через формы реализации права. К таким формам правомерного поведения можно отнести:

1) соблюдение норм права, т.е. выполнение установленных правом запретов;

2) исполнение норм права, т.е. выполнение заложенных в нормах права предписаний, обязывающих выполнить то или иное действие, например, уплатить налоги, передать вещь и т.п.;

3) использование норм права, т.е. осуществление установленных законом прав при соблюдении условий о недопустимости причинения вреда (ущерба) правам и законным интересам других лиц при использовании своих прав.

Основные черты правомерного поведения: общественная полезность, сознательность и ответственность личности за свои действия.

Общественная полезность проявляется в том, что правомерное поведение в конечном счете направлено на удовлетворение общественно-полезных целей, заложенных в нормах права.

Сознательность и ответственность личности выражаются в том, что человек, совершая волевые поступки, осознает их характер, предвидит их возможные последствия и отдает отчет своим действиям, т.е. осознано и ответственно относится к своим действиям.

Мотивация правомерного поведения может быть различна. Мотивами правомерного поведения могут быть позитивные обстоятельства, например, сознание необходимости и целесообразности совершения соответствующих праву поступков. Мотивы могут быть и негативными, например, эгоистичные, карьеристские соображения или страх перед наказанием и т.п. Однако мотивы, как и другие элементы субъективной стороны, не учитываются при оценке правомерного поведения, хотя позитивная мотивация предпочтительней. Главное, чтобы были выполнены требования, заложенные в правовых нормах.

Неправомерным поведением признается поведение, противоправное, выражающееся в несоблюдении правовых предписании, нарушении установленных правом запретов, в неисполнении или ненадлежащем исполнении возложенных: на субъекта обязанностей.

1. Что такое закон? 2. Что такое «правомерное поведение? Что такое «неправомерное поведение»? В чем их разница? 3. Какие основные черты правомерного поведения есть? В чем их особенности? 4. Какие основные признаки неправомерного поведения есть?

Текст 2.

"Уголовный кодекс Российской Федерации"

Статья 14. Понятие преступления

1. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.

2. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Статья 19. Общие условия уголовной ответственности

Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом.

Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность 

1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство(статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу(статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), террористический акт (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (части вторая и третья статьи 213), вандализм (статья 214), незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств (статья 222.1), незаконное изготовление взрывчатых веществ или взрывных устройств (статья 223.1), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ(статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267).

3. Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

 

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

Статья 2.1. Административное правонарушение

1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Статья 2.2. Формы вины

1. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

2. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

  1. Что такое преступление? Назовите основные признаки преступления. 2. Что такое правонарушение? Назовите основные черты правонарушения. 3. В чем разница между правонарушением и преступлением?


«Давайте разделимся на 3 группы и выполним задания, которые я вам сейчас предложу».

Раздает карточки.

Карточка 1.

Прочитайте приведенный ниже текст и ответьте на следующие вопросы:

- Почему Дмитрий Ч. совершил преступление?

- Что общего в причинах преступлений воспитанников воспитательно – трудовой колонии для несовершеннолетних (ВТК)?

«Из обращения воспитанника Можайской ВТК Дмитрия Ч. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 3,5 года).

Нас было три друга. Сначала мы унесли из квартиры пару норковых шапок, женские сапоги, всякую мелочь. Все продали. По первому разу очень боялся, что поймают. Но когда увидел «живые» деньги – обрадовался. Тогда не поймали. А деньги с друзьями прогулял. Подумал, что так можно жить.

Через месяц избил мужчину. Не понравились его замечания. Когда меня взяли, сначала не поверил, что могу получить срок. Думал: повоспитывают, как всегда, и отпустят. Не отпустили…

Советую всем никуда не лезть. Все когда – нибудь попадутся. Здесь чувствуешь себя как в клетке. За забор страшно хочется. Домой хочу, к матери. Сидел бы рядом с ней и никуда бы не отходил. А здесь матери нет. Сам за себя. Никто тебе не поможет. Знал бы, что меня ждет…».


Карточка 2.

Прочитайте приведенный ниже текст и ответьте на следующий вопрос:

- Как вы думаете, кого Георгий считает дураками, а кого умными? Почему?

«Из обращения воспитанника Кировоградской ВТК Георгия С. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 3 года).

Если не дураки, никуда не лезьте. Здесь сидят только дураки. Умные – это те, кто подговаривал…Они сейчас в парке гуляют. А такиедураки, как я, баланду хлебают. Здесь никто не поможет. И стираешь сам. И зашиваешь сам. И вообще все делаешь сам.»


Карточка 3.

Прочитайте приведенный ниже текст и ответьте на следующие вопросы:

- Какие выводы сделал для себя Алексей из своего печального опыта?

- Как вы понимаете слово «малолетка»?

«Из обращения воспитанника Жигулевской ВТК Алексея Ш. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 4 года).

Когда идешь воровать – думаешь, не попадешься. С кем не разговаривал здесь – все так думали. И еще знаешь, сразу не засудят – малолетка. И точно – по первой «ходке» в суд, получил «с отсрочкой». Адвокат помог. Но уже не смог остановиться. А теперь думаю, что адвокат зря старался. Тогда мне два года давали. Если бы сюда тогда попал, сразу бы все понял. По второй «ходке» за все сразу 2 года дали. Не советую радоваться тем, кто первый раз мио зоны проскочил. Все равно здесь будете» .

Сохраните данные карточки. На следующем уроке мы вернемся к ним.


Просматривают мультфильм. Отвечают на вопросы.









Виновен – отвечай












Читают текст. Записывают определения. Отвечают на вопросы.






































Читают текст. Записывают определения. Отвечают на вопросы.

Формулируют основные признаки преступления и правонарушения.





































Выполняют свои задания. Презентуют свои ответы. Обсуждают.

3. Рефлексия (ретроспективная)

Итак, теперь давайте подведем итоги при помощи «Кругов по воде». Какие термины или слова нам пригодились сегодня? А какие были лишние?


Отвечают на вопрос.






Домашнее задание

Написать сочинение-эссе на тему «Что такое справедливость?»

Записывают домашнее задание.