Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайский центр образования»
Выборгского района Ленинградской области
Филиал п. Ленинское
Игра-путешествие «Виртуальная экскурсия в Музей русского слова»
Целевая аудитория: обучающиеся 5,6 классов.
Участники: обучающиеся 9 класса.
Форма занятия: игра - путешествие в Музей истории русского слова.
Цель занятия: создание условий для реализации творческого потенциала обучающихся, формирования интереса к изучению русского языка, к его богатству, осознанию ценности родного языка.
Задачи:
- обогащение словарного запаса обучающихся;
- формирование исследовательских умений и навыков при работе с разными источниками информации;
- обучение умению излагать самостоятельные суждения, обосновывать свою точку зрения, делать выводы и заключения;
- формирование интереса к изучению русского языка, к его богатству, осознания ценности родного языка;
- развитие навыков коллективной деятельности.
Ожидаемые результаты: развитие творческого потенциала обучающихся, формирование интереса к изучению русского языка, его богатству, формирование гордости за свой язык.
Ход занятий
1. Актуализация темы занятия.
- Добрый день, ребята! Сегодня на наше занятие пришли ученики 9 класса, которые будут мне и вам помогать. Начнем наше занятие.
Послушайте стихотворение «Слово о слове» А.И. Реформатского. (Слайд 3).
- Как вы понимаете это стихотворение? Назовите ключевое слово.
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на нашем занятии? (О словах, о слове).
2. Игра - путешествие в Музей истории русского слова.
- Да, сегодня мы будем говорить о русском слове и совершим с вами путешествие в Музей истории русского слова. Многим из вас едва ли приходилось ранее слышать о музее истории слова, а между тем такой музей существует, и побывать в нем, познакомиться с историей слов родного языка для любого из нас будет так же интересно и поучительно, как, например, осмотреть картинную галерею или побывать в любом другом музее. Путеводителем на этой экскурсии у нас с вами будет «Этимологический словарь русского языка». (Учитель показывает словарь и рассказывает о нем, ставит на стол на подставке)).
- Познакомьтесь, пожалуйста, с маршрутом нашего путешествия.
(Рассматривают слайд 4).
- 1 остановка называется «Что такое слово?». (Слайд 5) Как бы вы ответили на этот вопрос? (Дети высказывают свое мнение).
- Вопрос, ребята, конечно, непростой. Очень эмоционально об этом сказано в книге Л. Успенского «Слово о словах»: «… далеко не каждый представляет себе по-настоящему, что такое самое простое человеческое слово, каким удивительно сложным и тонким созданием человека оно является, сколь странной и еще далеко не до конца изученной жизнью живет оно само, какую неизмеримо огромную и важную роль играет в жизни нашей» (Слайд3).
Вопрос «Что такое слово?» издавна интересовал ученых-языковедов, и, отвечая на него, они предложили – ни много ни мало – несколько сот определении этой языковой единицы. Чтобы нам ответить на него, давайте посмотрим для начала… инсценировку «Сказки о слове». Не удивляйтесь! Помните, как оценил сказку А.С. Пушкин: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».
Вот и наша сказка, разумеется, «с намеком». Итак, «Сказка о слове»!
(Инсценировка «Сказки о слове»). (Приложение 1).
- Хорошая сказка. О каком «намеке» идет речь в этой сказке? (Каждая наука смотрит на слово со своей точки зрения! Поэтому у слова много определений).
- Прочитайте определения «слова», которые дают ученые. (Слайд 6 ). Сравните их и скажите, которое из них более полно дает определение «слова».
(Подводится итог 1 остановки).
- 2 остановка «Сокровищница слов». (Слайд 7). Здесь мы с вами узнаем ответ на вопрос «Сколько слов в современном русском языке?». Давайте попробуем предположить ответ на данный вопрос. (Дети высказывают свои предположения).
- Все знают, что русский язык имеет огромное количество слов, но мало кто из вас по-настоящему представляет, сколь велико оно.
Где же мы можем узнать о количестве слов в русском языке? (Дети отвечают).
Обратимся к нашим близким и хорошим друзьям – словарям русского языка, в которых мы можем найти любую информацию о слове. (Слайды 8,9).
(Глоссарий* - словарь к какому-либо тексту, преимущественно древнему, объясняющий малоизвестные или устарелые слова.)(Показ Толковых словарей).
(Подводится итог 2 остановки).
- 3 остановка «Из жизни слова» (Слайд 10).
- Сейчас мы с вами послушаем выступления старшеклассников, которые расскажут вам о словах, которые всем хорошо знакомы, но вы, пожалуй, и не догадывались, что у каждого из этих слов есть своя история жизни. Мы узнаем с вами, откуда и как произошло название нашей страны – Россия.
Существует множество гипотез происхождения названия нашей страны. Само это слово является относительно новым, оно появилось приблизительно в XVII веке. Производным было слово «Русь».
(Выступление ученика 9 класса на тему «Происхождение слова «Россия»). (Приложение 2)
- А теперь мы с вами узнаем, откуда и как произошло название столицы нашей Родины. (Выступление ученика 9 класса на тему «Происхождение слова «Москва»). (Приложение 3)
- Предлагаю вам послушать сказку «Жизнь слова» Ф. Кривина о слове ЛЬГА, которую вам расскажет ученик 9 класса…(Слайд 11)(Приложение 4)
- Если вы хотите больше узнать о словах нашего родного языка, я вам советую прочитать книги (учитель показывает книги и словари).
- Поблагодарим всех выступающих ребят за интересную информацию, а сейчас проведем конкурс «Чье предложение лучше?»
Составьте, пожалуйста, предложения, включив в них слова, о которых вы только что услышали.
(Подводится итог 3 остановки. Победитель получает жетон).
- Мы продолжаем наше путешествие.На 4 остановке «Игротека» мы с вами поиграем в слова. (Слайд 12). Играть будем командами. (Дети собираются в команды, которые были сформированы для выполнения проекта).
(Игры проводит ученица 9 класса).
Игра 1. «Пять слов».
Называется слово «село». По сигналу участники игры записывают в столбики по пять слов (существительных), начинающихся с каждой буквы, входящей в названное слово. Чья команда выполнит задание быстрее, получает жетон.
С Е Л О
Игра 2. «Из двух слов одно».(Слайд 12)
К словам, данным в левом столбике, подберите слова из правого
столбика так, чтобы у вас получились новые слова. Укажите, какие из них имеют два корня. Кто больше составит слов за одну минуту?
вол рак
приз овод
вино рис
сено окно
сад град
кипа вал
пол ель
след ус
пар ум
кит опыт
плен оса
Команда-победитель получает жетон.
Игра 3. «Метаграммы» (загадки, в которой из загаданного слова, путем замены одной буквы другой, получается новое слово. Например, меняя первую букву в слове порт, получим: борт, сорт, торт и т.д.
Команда, первая выполнившая задание, получает жетон.
Но если букву переменишь,
На мне найдешь ты целый свет.(парта – карта)
С ж по воздуху летаю.(лук – жук)
Когда я с т – на мне плывут.(плод – плот)
Но замените в на д –
И растворюсь я в воде.(сова – сода)
В небесах гуляю,
С буквой пчастенько вам
Видеть помогаю. (луна – лупа)
С м меха я пожираю,
С р актеру я нужна,
С с для повара нужна. (боль – моль – роль – соль)
(Подводится итог 4 остановки).
- Мы прибыли с вами на последнюю остановку, которая называется «Памятник «Русскому слову». (Слайд 13)
В течение недели вы готовили проекты "Памятника "Русскому слову", сейчас вы нам о них расскажете.
(Презентация и защита коллективных проектов «Памятник «Русскому слову» по группам). Группы создаются за неделю до проведения занятий. В течение недели дети создают проект памятника). (На защите проектов присутствует жюри из старшеклассников).
- Ребята, как вы думаете, есть ли в нашей стране настоящий памятник «Русскому слову»? (Дети высказывают свое мнение)
- В 2007 году в городе Белгороде был открыт памятник « Русскому слову». (Слайд 14)
(Выступление ученицы с сообщением «История создания памятника «Русскому слову»). (Приложение 5).
- Закончить нашу экскурсию мне бы хотелось замечательной песней Григория Гладкова, посвящённой русскому слову, «Говорим на русском языке». (Слова на экране. Дети заранее репетировали песню)
- На этом наше путешествие закончилось. Я благодарю всех за участие и желаю, чтобы у вас не угасал интерес к изучению русского языка, русского слова и чтобы вы гордились богатством нашего языка.
3. Подведение итогов. Награждение. Рефлексия.
- Я попрошу вас сесть в круг и поделиться своими впечатлениями от нашего занятия одним предложением, выбирая начало фразы (Слайд 15 ):
сегодня я узнал…
было интересно…
я выполнял задания…
я понял, что…
я почувствовал, что…
я приобрел… меня удивило…
я научился… мне захотелось…
Приложение 1
Сказка о слове
Действующие лица:
Слово колобок
Фонетика
Лексикология
Словообразование
Морфология
Синтаксис
Было это или не было, но говорят было: выпало из сказки (а из какой догадайтесь сами) слово колобок и покатилось по дороге.
Катится колобок, катится, а навстречу ему Фонетика.
- Ты кто? – спрашивает.
- Я слово, - отвечает колобок.
- Какое слово?
- Ко-ло-бóк!
- Вот теперь слышу, что ты слово: все твои звуки звучат, как им положено, и ударение на своем месте стоит. Звучи так и впредь! – напутствовала Фонетика, и колобок покатился дальше. Долго ли, нет ли он катился, но остановила его лексикология.
- Ты кто? – спрашивает.
- Я слово, - гордо отвечает колобок. – У меня есть свой звуковой облик. Вот послушайте, как я красиво звучу: ко-ло-бóк!
- Ну, улыбнулась Лексикология, - для слова этого мало.
Например, ло-ко-бок тоже звучит неплохо, но словом это звукосочетание не назовешь, потому что оно бессмысленно. Слово непременно должно быть наполнено смыслом. Ты действительно слово, потому что обозначаешь небольшой круглый хлебец (в народных сказках) – ведь так?
- Так, - согласился колобок. – Как же вы догадались?
- Я много знаю и о тебе, и о других словах; приходи ко мне в гости – расскажу.
Поблагодарил колобок лексикологию и отправился дальше, но вскоре дорогу ему преградило Словообразование:
- Ты кто? – спрашивает
- Я слово колобок.
- А как ты устроено? И кто твои родственники?
- Не знаю, - растерялся колобок.
- Не огорчайся, это мы сейчас выясним, - проговорило Словообразование и надело очки.
- Так вот, приятель, ты образовано от старого слова колоб (круглый хлеб) с помощью суффикса –ок, который внес в твою основу признак «маленький» (как в словах дымок, лесок, дубок).
Вот почему ты обозначаешь «маленький круглый хлебец». Ну а колоб в свою очередь было образовано когда-то от слова коло (колесо). Теперь тебе понятно, кто твои предки?
Обрадовался колобок, что у него встарь были такие родственники, и весело продолжил свой путь. Вдруг видит: стоит на дороге Морфология.. остановился колобок, а Морфология спрашивает:
- Ты кто?
- Я слово колобок.
- А какая ты часть речи?
- Никакая. Я просто слово.
- Так не бывает, строго заметила Морфология. – Каждое слово непременно какая-то часть речи: есть слова самостоятельные, есть служебные, а есть и междометия. И у каждой части речи свои грамматические признаки. Без этих признаков тебя ни в одно предложение не примут – так и будешь в одиночестве по дорогам кататься.
- Что же мне делать? – огорчился колобок.
- А ты помни, что колобок - имя существительное со всеми полагающимися ему признаками. Есть у тебя и род, и число, и падеж…
Не успела Морфология договорить, как на дороге возник Синтаксис:
- Вы уж простите, но я слышал ваш разговор. Правильно Морфология сказала: грамматические признаки помогают словам включаться в предложение, в нем у каждой части речи свои роли.
- А у меня – какие роли? – робко спросил колобок.
- Ну, если ты имя существительное, то можешь быть и подлежащим, и дополнением, да и другая работа тебе не заказана. Так что возвращайся скорее в сказку, из которой выпало, да займись-ка делом.
И пошли Морфология и синтаксис своей дорогой, а колобок не покатился дальше, а поспешил назад, в свою родную сказку, потому что каждое слово должно стоять на своем месте.
Тут и сказке конец.
Приложение 2
Происхождение слова «Россия»
Константин Багрянородный в своих сочинениях «О церемониях» впервые употребил слово «Руссия». Греки-византийцы произносили Русь как Руссия. Термин «Руссия» использовался еще во времена Ивана III, но на тот период не получило своего официального статуса.
Сначала было Великое княжество Московское во главе с Иваном III. 16 января 1547 года после принятия князем Иваном IV титула царя было провозглашено Русское царство, а в византийском стиле его называли Российское царство. Почему именно прижилось название Российское царство, а не Русское или Руссия– неизвестно, возможно, на изменение названия повлияла река Рось, а, быть может, русским просто было намного легче из-за особенностей артикуляции произносить слово «Россия».
«Российское царство» было официальным названием нынешней России до 1721 года. В 1721 году Петр I провозгласил Российскую империю. Во времена его правления термин «Россия» окончательно был закреплен. На монетах Петра I было выгравировано «Царь Пётр Алексеевич, всея России Повелитель».
Собственно в настоящее время название «Россия» не выходит за границы самой России и других восточнославянских стран, так как Russia на греческом и латыни звучит как «Руссия», в английском языке произносится «Раша».
Теории о происхождении названия все еще продолжают появляться.
Подробнее: http://www.kakprosto.ru/kak-887807-otkuda-i-kak-proizoshlo-nazvanie-nashey-strany---rossiya#ixzz3TF7c5d1Y
Приложение 3
Происхождение слова «Москва».
Москва – столица нашей Родины. Интересно, откуда же взялось это слово и что оно обозначает.
Первоначально, по мнению некоторых ученых, это название звучало москы. Слово москы означало по древнерусски «влага, мокрое место», так вообще в древности называли реки. От названия реки Москы пошло и название селения, а позже города Москы.
В древнерусском языке винительный падеж таких слов, как москы, букы(буквы),моркы(морковь), любы (любовь) звучал так :московь, буковь, морковь, любовь. На вопрос: к у д а? отвечали: в М о с к о в ь. Эту форму находим и в первом летописном упоминании о Москве.
Постепенно из формы винительного падежа звук в переходит в форму именительного, начинают произносить: Москвы, Москва. Когда начинается возвышение Москвы над другими русскими городами, уже пишут и произносят это слово, как теперь
Приложение 4
Жизнь слова
(Сказка Ф. Кривина)
В очень далекие времена в стране жило-было ЛЬГА. Была у этого существительного одна особенность: очень любило оно менять свой облик, а изменившись да взяв с собой в спутник приставку или суффикс, разгуливать по стране слов. Привыкло существительное к своим помощникам: не может с ними расстаться до сих пор. Говорят, что в давние времена видели его и без спутников, но мне оно попадается всегда вдвоем. Да и вы его часто встречаете, но не всегда подозреваете, что это именно оно. Так знайте, если встретите существительное ЛЬГОТА, ПОЛЬЗА, прилагательное ЛЕГКИЙ, наречие НЕЛЬЗЯ – это слова с тем же корнем ЛЬГА, но он здесь выступает со своими неизменными спутниками, неразрывно связан с ними.
- Что вы узнали о жизни слова ЛЬГА из этой сказки?
Приложение 5
О памятнике «Русскому слову»
"Этот памятник единственный в России. В его композиции отражена святость русского языка, его исторические корни, тесная связь языка с православием", - сказал губернатор Белгородской области Евгений Савченко, выступая на церемонии открытия памятника.
"Русский язык, русское слово - общее достояние всех народов России. Именно на основе русского языка произошло объединение многонациональной России в единое государство", - подчеркнул Савченко.
Памятник работы белгородского скульптора Анатолия Шишкова выполнен в виде четырехметровой бронзовой библии, на раскрытой странице которой выделяются буквы русского алфавита. Над книгой - голубь, несущий золотое перо - символ благой вести. Венчают памятник слова из Евангелия - "В начале было слово...". Памятник отражает дух величия и нерушимости русского языка и его связь с православными ценностями.
Приложение 6
Ресурсное обеспечение занятия
Литература:
Вартаньян Э.А. Путешествие в слово : / Э.А. Вартаньян; ил. В.В. Хомякова. – М.: Просвещение, 2007.
Грибанская Е.Э., Новикова Л.И. Лингвистические сказки: Методическое пособие для учителей русского языка. – Брянск: курсив, 2006.
Мир слов. Занимательные рассказы о русском языке. Составитель Ю.И. Смирнов.- Санкт-Петербург, «МиМ-Экспресс», 1995.
Подгаецкая И.М., Постникова И.И. Необъятный мир слова: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1995.
Шанский Н.М. В мире слов: Кн. для учителя. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985.
Словари:
Ожегов С.И. Словарь русского языка.
Словарь русского языка Академии наук СССР Института русского языка. В четырех томах. Изд. 3-е. - М.: "Русский язык", 1985.
Шанский Н.М., Бобова Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Значение и происхождение слов. 2-е изд. - М.: Издательство "Русский язык", 1997.
Техническое обеспечение: