« Азбука здорового питания»
«Витамины на окне»
Руководитель проекта:
Методист Павлова Вероника Дмитриевна
Санкт-Петербург
Программа «Азбука здорового питания»
Воспитание у детей экологической культуры, повышение экологической грамотности – цель наших экологических проектов. Экологическая деятельность должна осуществляться постоянно всеми детьми, поэтому особое внимание необходимо уделить вопросу преемственности между экологическими проектами
В рамках программы «Азбука здорового питания», нами создаются долгосрочные проекты
- «5 овощей и фруктов каждый день»
- «Витамины на окне» (Мини-садик на подоконнике)
Пять порций фруктов и овощей — это минимальный объем, необходимый детям каждый день
Фрукты и овощи содержат витамины, минералы и клетчатку, которые являются залогом нормального самочувствия и здоровья. Питательные вещества, имеющиеся в этих дарах природы, также необходимы для нормального роста и развития детей.
5 овощей и фруктов в день – один из основных принципов здорового питания. Правильное питание – это не только специальные рецепты, продукты, блюда, меню – это соблюдение и этого простого правила!
Цель наших долгосрочный проектов: формирование эколого-образовательного пространства в Детском клубе «Квартирка MEL »
«Витамины на окне» - это один из элементов предметно-пространственной развивающей среды, который способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей.
Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому необходимо постараться не упустить такой важный вид детской деятельности как экспериментирование.
Опыт экспериментальной деятельности дети получают во время подготовки и проведения проектов на экологическую тематику.
Цели и задачи проекта «Витамины на окне»
Проект способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
- Закрепить знания о процессе выращивания овощных культур из семян.
- Обобщение знаний об уходе за растениями: необходимости влаги, тепла и света.
- Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание огорода на подоконнике.
- Развивать познавательный интерес, творческие способности.
- Воспитывать бережное отношение к растениям.
Этапы проекта «Витамины на окне»
Работа над долгосрочным проектом «Витамины на окне» проводится поэтапно:
Целеполагание: Овощи – кладовая витаминов
Планирование: знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями
Разработка проекта: изготовление таблиц-указателей с названиями и датой посадки;
подбор художественной литературы о посаженных растениях: поговорки, стихи, сказки, загадки.
Экскурсия в Ботанический сад Санкт-Петербурга.
Выполнение проекта – Практический этап:
- посадка растений,
- наблюдение за ростом растений,
Исследования:
- проведение опытов иэкспериментов с фиксацией результатов в дневнике наблюдений.
Знакомство с художественной литературой, создание картотеки художественного слова, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, игр.
Правила здорового питания
- Питание должно быть разнообразным. Необходимо предлагать новые вкусы и блюда, удовлетворяя потребность в основных пищевых веществах, витаминах, микроэлементах и формируя тем самым правильный стереотип питания
- Пища должна быть безопасной.
- Необходимо обеспечить высокие вкусовые качества приготовленных блюд.
- Для сбалансированного и полноценного питания необходимо ежедневно включать в детский рацион молочные продукты, фрукты и овощи.
- Необходимо соблюдать режим питания. Перерыв между приемами пищи должен составлять не более 3–4 часов и не менее полутора часов.
Чтобы расти и интенсивно развиваться, детям необходимо постоянно восполнять запасы энергии. Нехватка любых пищевых веществ может вызвать задержку роста, физического и умственного развития, а также нарушение формирования костного скелета и зубов. В особенности это касается детей дошкольного возраста. Важно вовремя обратиться к рациональному питанию.
Программа «Азбука здорового питания
Весной начинается посевная пора в нашем мини-садике на окошке. Под наблюдением руководителя проекта дети разного возраста выращивают и ухаживают за различными овощными культурами (лук, горох, овёс и пр.).
Ведутся наблюдения за развитием растений. Материал собираем, оформляем и обобщаем. В проекте участвуют дети нашего клуба в возрасте от 3 до 6 лет.
В этом году планируем создавать пособие — лэпбук.
В начале весны мы переехали в новое просторное помещение, и наш мини-огород только оформляется. Спасибо родителям наших воспитанников за предоставленные экспозиции и фотоматериал при подготовке нового проекта «Витамины на окне»
Как ребенку полюбить овощи?
Чтобы убедить своих детей есть овощи, родители разработали целый арсенал разнообразных приёмов. Однако если ваше чадо упрямый овощефоб, то может статься, что ни один из них не работает. Там, где хитрость и сила терпят неудачу, поможет психология. Благодаря новому психологическому приёму вы наконец-то накормите своего ребёнка полезной зеленью.
Если ребёнок не ест овощи, не пытайтесь накормить его насильно. Помните о том, что только личным примером вы сможете добиться успехов в этом нелёгком деле.
Пусть овощи каждый день присутствуют на вашем столе, растут на подоконнике, балконе и рано или поздно ваше любимое чадо напомнит вам о том, что сегодня вы забыли предложить ему его любимых овощей.
Некоторые дети не любят фрукты, а большинство, если не все, ненавидят овощи.
Вы должны как можно раньше обратить свое внимание на это и обеспечить коррекцию диеты в сторону обилия даров полей и садов, причем не от случая к случаю, а день за днем, чтобы сформировать у малыша здоровую привычку . Поскольку дети учатся, наблюдая за взрослыми, родители и сами должны придерживаться рациона, богатого фруктами и овощами.
Давайте откроем детям овощные тайны. Поможем овощу родится из семечка, вырастить его и тщательно за ним ухаживать. создать огород на собственном балконе! И хотя это дело требует определенных усилий и постоянного внимания, результат точно оправдает ожидания. Такой мини-огород не только полезен, но и красив, ведь что может быть лучше домашнего островка зелени и свежести?
Проект расширяет представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе.
Ребёнок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер.
Характерной особенностью плодородной почвы является гумус, или перегной, который образуется в результате разложения органических веществ.
Вещества, которые содержаться в перегное, являются основными элементами питания растений.
Почва темного цвета. Если мы рассмотрим образец почвы через лупу, то мы увидим остатки полусгнивших корешков и листочков растений, части тел червяков, насекомых и других мелких животных
Организовать огород на подоконнике может каждый! Зная особенности полива, подкормки, рыхления почвы, температурных режимов, освещения, влажности воздуха, подготовки семян к посеву, огородник сможет вырастить здоровую, полезную, а главное — экологически чистую зелень для личного пользования.
Воспитание любви к природе - основная задача взрослых, поддержать и развить интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Малыш выполняет полезное взрослое дело сам – сам делает бороздки, сам раскладывает семена, сам зарывает и поливает, это повышает его самооценку.
Происходит развитие речи, т.к. все действия сопровождаются рассказом - беседой про новые растения, про посадку, это мотивирует ребёнка описывать свои действия.
Мы съездили на экскурсии в ботанический сад, выращивали авокадо из косточки, посадили семена и рассаду в террариумах , создали «мини оранжерею»
Планируемые результаты :
дети научатся сажать и ухаживать за овощами в уголке живой природы, познакомятся с условиями их выращивания;
у детей сформируются знания и представления о росте овощей в комнатных условиях как в контейнере с грунтом либо с опилками, в стакане с водой;
дети узнают о пользе витамина.
Огород на подоконнике способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь.
Проектирование - планирование
Наши городские грядки – это подоконники. Все сорта овощей, выращиваемые на окне, должны быть раннеспелыми, с коротким сроком созревания, относительно теневыносливые и низкорослые. Нужно внимательно изучить условия содержания для каждого вида растений. Если им будет максимально комфортно, они начнут расти в разы быстрее!
Огород находился в доступности для детей, чтобы они могли наблюдать за всходами. Сегодня существует целый набор сортов специально для выращивания дома на подоконнике. Каждый из них имеет определенные особенности, которые нужно учитывать при выборе культуры
Для детей младшего возраста:
что нужно растениям для роста — почва, солнечный свет и вода.
Для детей в старшего возраста — более подробная информация по каждой овощной культуре.
С учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, ведется работа по вовлечению детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской работе в области растениеводства.
Воспитание любви к природе - основная задача взрослых, поддержать и развить интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Мы не перегружаем ребенка информацией о пользе овощей.
Он точно не поймет, что морковь понижает давление, а тыква защищает от диабета.
Оборудование и материалы для экспериментальной части проекта:
приборы - помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас,
прозрачные и непрозрачные сосуды разного объёма и формы;
природный материал : камни, глина, песок, земля, уголь, ракушки, шишки, спил дерева, мох, семена, ореховая скорлупа;
красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
медицинские материалы : пипетки, колбы, пробирки, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши
Делаем грядочки
Грядочки делает руководитель проекта. Почва должна быть качественной, питательной. Сделать почвенную смесь можно и самостоятельно – из обычного садового грунта, опилок, перегноя, песка и золы в равных пропорциях.
Дерновая
Листовая
Перегной
Торфяная
Идеи для проращивания овощей на окне
1. Разнообразные контейнеры для посадки растений.
2. Семена растений.
3. Фартуки, орудия труда (грабельки, лопаточки, лейки).
4. Емкости для экспериментальной деятельности.
5. Алгоритмы ухода за растениями.
6. Алгоритмы пересадки растений.
7. Алгоритмы развития растения из семени.
8. Алгоритмы прорастания семян.
Проведение мастер-класса: «Почва и ее обитатели»
- Чем питаются растения
- Узнаем где и как обитают живые организмы;
- Выясним как живые организмы приспособились жить в почвенной среде
- Узнаем, исследуем, рассуждаем, отображаем
В процессе занятия нет пассивных зевающим наблюдателем, каждый ребенок, даже самый младший становится юным исследователем.
Подведение итогов проекта: Лепбук: «Витамины на окне»
Лепбук – яркий, творчески оформленный уголок притягивающий внимание детей, побуждающий окунуться в чудесный мир природы
Для младшего возраста. Дети проявляют живой интерес к огороду на окне. (Наблюдаем, поливаем, изображаем, читаем сказки, учим загадки…)
Для детей среднего и старшего возраста.
Картотека овощей и витаминов .
Справочник малютка. Интересные сведения, факты об овощах, которые дополняют картинку
Мы растем. Схемы и рисунки этапов развития разных овощных культур от семечка до плодов.
Ухаживаем за растениями.
Создание огорода на подоконнике – это не только познавательное занятие, но и очень приятное.
Развивающая доска "Овощи на грядке"
В рамке предусмотрены 34 фигурных выемки для аналогичного количества вкладышей в виде различных видов овощей и зелени. Подобная игрушка несет в себе не только развлекательную, но еще и познавательную функцию.
Как мы будем ухаживать за растениями?
Для детей младшего возраста:
что нужно растениям для роста — почва, солнечный свет и вода).
Для детей в старшего возраста — более подробная информация по каждой овощной культуре.
С учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, ведется работа по вовлечению детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской работе в области растениеводства. Воспитание любви к природе - основная задача взрослых, поддержать и развить интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Мини-огород развивает этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда. Обобщает представления о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развивает познавательные и творческие способности детей. В дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры ребенка.
С маленькими детьми мы выращиваем зелень от петрушки до шпината на окне. Это увлекательно и полезно.
Детей постарше просите выбирать, мыть, раскладывать овощи на тарелке .
Развивающие игры «Маленький огород»
Цель игры: каждый игрок должен посадить на своем огороде 3 вида овощей, каждого по три штуки
Ученые выявили, что ценность овощей и фруктов во многом обусловлена… их цветом!
Именно цвет сигнализирует о том, какие именно полезные для здоровья соединения есть в растительной пище. Свежие овощи и фрукты буквально «нафаршированы» витаминами и фитовеществами, полезными для здоровья и красоты.
Народное творчество
Мастер-классы
«Вместе с мамой»
ИЗО студия
Фотоконкурс
«Витамины на окне»
Игротека
«Развивающие игры»
Что нужно для роста
Кармашек с карточками «Как сажать?»
Изучаем последовательность посадки растений, составляем правильный ряд из картинок.
Мини-книжка «Как ухаживать?»
Находим и заносим в блокнотик необходимую информацию по уходу за посаженными растениями.
Паспорт растений
«Витамины на окне»
Жизненный цикл растения
Раскладушка
«Что нужно для роста»
«Овощные истории»
«Овощной спектакль»
В раннем детском возрасте закладывается основа будущего образа жизни человека .
Выбранный алгоритм питания может либо понизить, либо повысить риск приобретения в дальнейшем серьезных заболеваний. Диетические привычки влияют на здоровье ребенка как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Наука открыла сотни фитохимических соединений, имеющихся в овощах и фруктах. чем больше фруктов и овощей едят дети, тем меньше места у них остается для употребления ведущей к ожирению нездоровой пищи.
Источники информации
https://ulikes.ru/idei-dlya-oformleniya-ogorod-na-okne-domashnii-uyut-v-detskom-
sadu-zhivopisnyi.html
https://www.tavika.ru/2015/03/lapbook-garden.html
https://babyfoodtips.ru/20205053-zelenyj-luk-polza-i-vred-dlya-rebenka/
https://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebenka/2003/opyty-dlya-detey-vyraschivaem-goroh
https://mrrestavrator.ru/mini-ogorod-na-okne.php
http://raduga.detkin-club.ru/custom_5/306276
https://zefirka.net/2019/06/12/kak-priuchit-detej-est-ovoshhi/
veseliy-ogorod.ru
https://poferme.com/ogorod/ovoshhi/ogurtsy/sort/podokonnike-zimoj-luchshie-sorta.html
Н.А. Рыжова «Почва – живая земля» - Карапуз – Дидактика: М.: 2005 Н.А. Рыжова «Почва – живая земля» - Карапуз – Дидактика: М.: 2005