Организационная информация |
Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие) | Макеева Анна Викторовна |
Предмет | История, |
Класс, профиль класса/группа, количество человек | 6 класс, общеобразовательный (27 человек) |
Продолжительность урока (занятия) | 40 мин |
Методическая информация |
Тема урока /занятия | «Византия при Юстиниане» |
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) | История – Агибалова Е.В., Донской Г.М. Средние века. - М.: Просвещение, 2012 |
Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями) | Урок открытия нового знания. |
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы (раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива. | Класс средних учебных способностей. На «5» по истории занимаются четыре ученика, на «4» - двенадцать , остальные – «3». Дети работают в среднем темпе. В течение урока сохраняют познавательную активность, за исключением одного учащегося. |
Цели урока/ занятия | Создать условия для формирования представлений о истории государства в средние века на берегах Черного и Средиземного морей. Оценить правление и личность императора Юстиниана. |
Задачи урока/ занятия | Образовательная: сформировать представление учащихся о Византии в средневековую эпоху, раскрыть особенности правления императора Юстиниана; Развивающая: развивать умение работать с историческими источниками, анализировать, обобщать и делать выводы Воспитательная: Сформировать положительную мотивацию на открытие нового материала, познавательной активности на уроке, культуре общения в группе. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: создать условия для формирования представлений об истории государства в средние века на берегах Черного и Средиземного морей. Оценить правление и личность императора Юстиниана Метапредметные: умение работать с картой, развитие творческих способностей Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания, структурируют знания, находят необходимую информацию в тексте, выделяют смысловые части. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, адекватно воспринимают оценку учителя, учитывая характер допущенных ошибок, проявляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения, принимают учебные задачи для самостоятельного выполнения. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации, допускают возможность существования у людей различных позиций, стремятся к координации различных точек зрения при совместной деятельности. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
Образовательные ресурсы | Образовательный портал «Мой университет». [Электронный ресурс]/ режим http://moi-universitet.ru/terms Тарасов В., Охлопкова О., Ненахова А., «Копилочка активных методов обучения»,/[Электронный ресурс]/ режим доступа http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/ Факультет «Технологий интерактивного обучения» [Электронный ресурс]/режим доступа http://moi-amour.ru/Электронный ресурс]. |
Фаза урока (занятия) | Этап | Цели фазы и этапа | Время, продолжительность этапа | Название метода | Происхождение метода (выберите и укажите необходимое) - Авторский - Заимствованный, но измененный или адаптированный - заимствованный | Подробное описание АМО по установленной схеме: - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода | Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО | Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей. |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | Приветствие/знакомство | Настроить на урок, создать атмосферу сотрудничества. | 2 мин | Эмоциональный настрой Приветствие "Здравствуй, это я!" | Заимствованный, но измененный или адаптированный | Цель: Создание творческой атмосферы, позитивного настроя. | Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Здравствуйте ребята. Рада вас видеть. Перед началом урока мы обязательно передадим друзьям хорошее настроение. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь, передайте своему соседу свое настроение.. | Обучающиеся полностью погружаются в рабочий процесс. |
Вхождение в тему урока (определение целей урока) | Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения | 5 мин | ВЫСКАЖИ СВОЕ МНЕНИЕ | Заимствованный, но измененный или адаптированный | Цель: Установление взаимосвязи законов истории и «законов жизни» Предварительная подготовка (если требуется): Цитата на слайде, фрагмент фильма. | Посмотрите фрагмент мультфильма и определите о каком государстве пойдет речь сегодня на уроке (фрагмент мультфильма Константинополь) http://moi- universitet.ru/terms Да действительно речь шла о Византии. Обратите внимание на представленные на экран слова. Все они связаны между собой. Потому, что именно они помогут нам разобраться, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.? Учащиеся после просмотра фрагмента фильма смотрят на экран, где написаны слова Юстиниан, Византия, войны, реформы, император. реформы и войны. Формулируют ответы, выводят | Обучающиеся ставят цели обучения самостоятельно. |
Формирование ожиданий обучающихся | | Сформулировать ожидания и опасения от урока. Мотивировать обучающихся на работу | 3 минуты | «Метеопрогноз» | Заимствованный адаптированный | Цель: Сформулировать ожидания и опасения от урока. Мотивировать обучающихся на работу. -Задачи: развить коммуникативно-эмоциональную сферу личности обучающихся, настроить учащихся на работу, развить самостоятельность обучающихся. - Необходимые материалы: заготовки солнышек и тучек, доска, магниты. - Предварительная подготовка: вырезать из цветной бумаги солнышки и тучки. | «Путешествуя по Византии», на пути к достижению нашей цели могут встретиться и успехи и трудности. Попытайтесь самостоятельно для себя определить, что вы ждете от нашего путешествия , чего боитесь, сформулируйте свои ожидания и опасения. А выразим мы их вот как: Солнышко – это всегда что-то положительное, хорошее, светлое, радостное, теплое. Поэтому наши ожидания мы запишем на солнышках. Тучки – это холод, мороз, дрожь. Это то, чего мы опасаемся . Учащиеся самостоятельно формулируют свои опасения и ожидания затем совместно прописывают ожидания на «солнышках», опасения на «тучках». Учитывается мнение каждого ученика | Метод АМО способствовал формулированию целеполагания, опасений, ожиданий, подведение итогов |
Фаза 2 «Работа над темой» | Инпут (интерактивная лекция) | Сообщение нового знания | 5 мин | ИНФО-УГАДАЙКА | Заимствованный, но измененный или адаптированный | Цель: Оживление внимания при введении новых понятий | Да действительно сегодня мы будем говорить о Византии, в период правления Юстиниана, рассмотрим его реформы и внешнюю политику. Ребята! К нам в гости из средневековой Византии приехал купец! Слово учителя: Спасибо купец, за рассказ, приглашаем тебя занять место с нашими ребятами. Ребята к нам пришло послание из средневековья прочитайте их. Рассадка по группам. У вас на стульях есть послание. Те кто является графами займите 1 стол, те кто являются баронами 2 стол, и те кто рыцари займите 3 стол. | Погружение в новую среду посредством беседы, направленной на умение осознать новую информацию, выбирать необходимую. |
Проработка содержания темы | Усвоение нового материала и ЗУН и К | 17 мин | ФЕЙРВЕРК ЗАДАЧ | заимствованный | Цель: Создать условия для включения каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность через работу в группе. - Предварительная подготовка: раздаточные листы, текст «Реформы Юстиниана» - Умение составление кластера Работа с контурной картой | 1. Опираясь на текст учебника определите роль императора в государстве. Лист № 1 вклейте фразы, характеризующие власть императора. Поскольку мы говорим о Юстиниане опираясь на текст учебника и раздаточный материал прилагательными запишите характеристику личности Юстиниана и составьте кластер Реформы Юстиниана. Как вы думаете ребята характеристика личности влияет на деятельность императора? Поскольку мы путешествуем по Восточной Римской империи давайте определим масштабы Византии. У вас на столе лежат контурные карты опираясь на атлас и на учебник закрасьте территория завоеванную в период правления Юстиниана. Ребята, дайте свою оценку императору. Каким стало государство Византия при Юстиниане? Учащиеся работают в контурной карте Определяют завоевания Юстиниана | Во время выполнения этого задания обучающиеся могут проявлять творческую инициативу. Комментируя нарисованное, они учатся выражать свои мысли, тем самым развиваются регулятивные и коммуникативные УУД. |
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | Эмоциональная разрядка | Снятие напряжения и усталости, расслабление и восстановление энергии | 4 мин | Феодальная лестница | авторский | Цель: Снять напряжение : нет Предварительной подготовки (не требуется) | (Звучит музыка.) Поскольку вы являетесь феодалами Западной Римской империи. Мы вспомним о феодальной лестнице. Каждый вассал должен встать за своим сеньором и у вас в группе 7 человек, вы должны выстроить 7 феодальных лестниц ( под музыку) Скажите ребята, можно ли поменяться местами, Графы с рыцарями. Ребята выстраивают феодальную лестницу. Учащиеся отвечают, что променять местами феодалов нельзя. | Участники расслабляются, Снимают возникшие перенапряжение и усталость. |
Рефлексия учебная | Получение содержательной оценки процесса и результатов обучения | 2мин | Задание на соответствие | Заимствованный, но измененный или адаптированный | Цель: Подведение итогов урока Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: нет Предварительная подготовка (если требуется): нет | Продолжите любую фразу - Я узнал, что - Было интересно - Меня удивило - Я понял, что - Я проявил себя … -Я смогу применить Сделайте анализ работы в группе Оцените группы | Обучающиеся самостоятельно оценивают свою деятельность в группе или на уроке. |
| Рефлексия эмоциональная | Получение эмоциональной оценки процесса и результатов обучения | 2 мин | Иероглиф - пожелание | Заимствованный, но измененный или адаптированный | Цель: Подведение итогов урока Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: нет Предварительная подготовка (если требуется): печать иероглифов двух цветов | Если вы ребята довольны уроком в целом, довольны своей работой давайте пополним казну Византии и передадим потом купцу монеты. Если же вы не довольны уроком отдайте ему камень. Учитель анализирует и озвучивает происходящее и делает выводы по результатам рефлексии. Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние | Обучающиеся самостоятельно оценивают свою деятельность в группе или на уроке. |
Аналитическая информация |
Обоснование целесообразности использования технологии АМО для: 1. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия); 2. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов) - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология | Считаю, что цель и задачи урока достигнуты, в том числе (и даже в большей мере) благодаря построению урока в технологии активных методов обучения. АМО были целесообразны: при овладении конкретными историческими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности; для интеллектуального развития учащихся, формирования причинно – следственных связей, характерных для изучения истории и необходимых для повседневной жизни; для формирования представлений о истории как части общечеловеческой культуры; Для полноценного учета индивидуальных особенностей были использованы задания для аудиалов и визуалов: презентация с комментариями учителя для кинестетиков были разработан печатный материал, меланхоликов и флегматиков активизировала за счет презентации, физминутки, определения опасений и ожиданий. Для всех характеристик класса – формулирование целеполагания, опасений, ожиданий, подведение итогов. Используемые мною на уроке активные методы обучения позволили вовлечь в учебно-познавательную деятельность всех учащихся. |
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся (на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества актуализированы/приобретены/закреплены). | Ожидания оправдались, урок прошел в высоком темпе. Все, что было запланировано - реализовано. Учащиеся остались довольными. Метапредметом на данном занятии выступала задача (география), правила работы в группе (этика). Образовательные цели были достигнуты за счет сформулированных учащимися правил, умения применять эти правила на практике в новой ситуации на примере решения задач повышенной сложности (этап проработки содержания темы). Коммуникативные цели достигались на протяжении всего урока за счет постоянного обмена мнениями учащихся, развития математической речи, включения каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность через работу в группе и работу над общей задачей урока. Воспитательные цели достигались за счет культуры учебного труда, принятия и осознания правил работы в группе, самоорганизацию и нравственно-этическое оценивание. |
Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения). | Духовно-нравственное развитие происходило за счет воспитания творческого, компетентного ученика, осознающего ответственность за всю команду – от действий одного зависит вся команда. Формирование мобильности, гибкости, динамизма и конструктивности, обладание стремлением к самообразованию, умение принимать самостоятельные решения, адаптироваться к работе в группе, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым принимать решения за всю команду, то есть достигается за счет работы в группе Индивидуальный подход достигнут за счет учета психолого-педагогических особенностей данного класса, ведущих модальностей личности учащихся: наглядного материала, распечатанных заданий (визуалы), комментариев учителя (аудиалы), распечатанных заданий (кинестетики). Деятельностный подход достигнут за счет самостоятельно сформулированной цели урока, определения опасений и ожиданий, подведения итогов. Реализация принципов здоровьесбережения: физминутка; психологический климат, так как для каждой группы детей (визуалы, кинестетики, аудиалы) предусмотрены свои методы и приемы, варьирование видов деятельности, двигательная активность. |
Методическая ценность урока/занятия | К уроку имеется методическое сопровождение: рекомендации по ходу сценария урока, дидактический материал, презентация. |
Дополнительная информация |
Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. | Презентация «Византия при Юстиниане » Microsoft Office Power Point, материал Microsoft Word: приложения правила, раздаточный материал, ожидания опасения конспект урока |