ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА УЧИТЕЛЯ
(фрагмент выступления учителя математики Истратовой Юлии Викторовны на районном конкурсе «Учитель года – 2003»)
Действующие лица, исполнители, костюмы, реквизит:
1 – «Помощник режиссера» - модно одетая девочка с хлопушкой;
2 – «агент Скалли» - худенькая девочка-блондинка со стрижкой «каре» в белом халате с фонендоскопом (возможно – в резиновых перчатках), сначала – в повседневной летней одежде;
3 – «агент 008» - полный мальчик в темной одежде, черных очках и с сотовым телефоном, сначала – в повседневной летней одежде;
4 – «агент Малдер» - стройный темноволосый мальчик с короткой стрижкой в классическом строгом костюме, сначала – в повседневной летней одежде;
5 – «оператор» - мальчик очень маленького роста в джинсах, жилетке со множеством карманов, с огромной спортивной сумкой (в которой лежат пакет с бутербродами и механическая мясорубка);
6, 7 – «бабушки-старушки» - две девочки, одна – маленькая, худенькая в костюме пожилой модницы из города, вторая изображает деревенскую старушку (костюм в народном стиле);
8 – «уборщица» - девочка в рабочем халате, косынке, перчатках, в руках – швабра.
(Звучит музыкальная заставка к телесериалу «Секретные материалы». На сцену выходит «помощник режиссера» с хлопушкой.)
1 (объявляет) – «Секретные материалы». Рабочее название серии – «Дело было в Ревякино»… Дубль первый. (Щелкает хлопушкой.) Камера! Мотор! (Уходит.)
Фонограмма: пение птиц.
Голос за кадром: «Дело было вечером, делать было нечего…».
(Появляются трое ребят в повседневной летней одежде – 2, 3, 4, лениво бредут по сцене со скучающими лицами. Вслед за ними появляется «оператор» , начинает «снимать» происходящее, крутя ручку … большой механической мясорубки, которую он использует вместо кинокамеры. Некоторое время «оператор» осуществляет «съемку» на сцене, позже спускается в зрительный зал, «снимает» оттуда «артистов» и смеющихся зрителей, возвращается на сцену. В это время остальные ведут разговор.)
2 – А хорошо нам было в начальной школе учиться!
3 – Учится хорошо, а каникулы – лучше!
2 – Да я не об этом! Учительница у нас хорошая была!
4 – Да, а в пятом классе по каждому предмету – свой учитель!
2 – Это сколько же у нас учителей будет?
4 – Самое главное – какие они? Хотелось бы заранее узнать, на что рассчитывать.
3 – Вот по математике, например, будет Юлия Викторовна Истратова. Говорят, строгая – ужас!
4 – Да мало ли, кто что говорит! Самим-то нам пока ничего не известно!
2 – Неизвестно? Интересно… А знаете что? Давайте… (Девочка жестом подзывает всех к себе, все встают в кружок, шепчутся.)
4 (восторженно) – Точно! Здорово!
3 (с сомнением) – Ну что ж, давайте попробуем…
(Появляется «помощник режиссера».)
1 – Снято. Быстро все в костюмерную!
Фонограмма: шум толпы на фоне лирической музыки.
«Немая сцена»:
«Артисты» переодеваются. «Агент 008», развалившись на стуле, разговаривает по телефону, другие «повторяют свои роли»: «агент Скалли» - скромно пристроившись на краешке стула, читает сценарий, поднимает глаза к потолку, повторяя слова, путает листы текста и т.п. «Агент Малдер» учит роль, лихорадочно бегая по сцене, размахивая руками, шевеля губами. «Помощник режиссера» лениво перелистывает книгу «Секретные материалы», откладывает ее в сторону, достает зеркало, поправляет прическу, красит губы… «Оператор» выходит с огромной спортивной сумкой, садится, свесив ноги, на край сцены. Достает из сумки большой носовой платок, засовывает его край себе за воротник, расправляет, достает и начинает есть бутерброды. «Уборщица» моет пол, шваброй задевает «оператора». Тот грозит ей кулаком. «Уборщица» отмахивается от него и продолжает свою работу, всем мешая, потом уходит со сцены.
(Фонограмма прекращается. Все встают, убирают все лишнее. «Помощник режиссера» подходит к краю сцены с хлопушкой.)
1 – Дубль… (задумывается)… м-м-м… надцатый. Икс – файлы. (Щелкает хлопушкой и уходит.)
Фонограмма: песня «Я гениальный сыщик».
«Немая сцена»:
Учительница сидит на стуле возле кулис, читает, ни на что не обращая внимания.
«Агент Скалли» подходит к ней со спины, слушает с помощью фонендоскопа, потом берет из рук учителя свернутую бумажную трубочку, разворачивает ее (бумажка оказывается облачком с крупной надписью «ДУША»), показывает зрителям, потом изучает «душу» учительницы, используя большую лупу.
«Агент 008» неторопливо листает телефонный справочник, делает несколько звонков по телефону, потом достает газету и спокойно читает.
«Агент Малдер» надевает на голову черные капроновые колготки, крадется к полке с «архивными документами», озабоченно оглядывается, откидывает с лица свисающие «штанины» колготок и начинает изучать документы, делая пометки в записной книжке. Потом снимает с головы колготки, утирает ими пот со лба, убирает колготки в карман, в другой карман прячет записную книжку.
«Оператор» производит «съемку», подходя поближе то к одному, то к другому артисту.
(Музыка прекращается, «агенты» собираются в центре сцены.)
2 – Агент Малдер, Вам удалось что-нибудь выяснить?
4 – А кто-то в этом сомневается? (Порывшись в разных карманах, достает записную книжку и открывает ее.) Секретный файл № 2003. Читаю!
«Истратова Юлия Викторовна родилась 23 апреля 1975 года. В 1992 году окончила Ревякинскую среднюю школу с серебряной медалью. В этом же году поступила в Тульский педагогический колледж № 1. С 15 августа 1995 года по настоящее время является учителем математики Ревякинской средней школы. Преподавала рисование, была старшей вожатой. С 14 сентября текущего 2003 года работает заместителем директора по ВР.» (Аббревиатуру «ВР» читает: [Вэ - рэ].)
3 (удивленно-пренебрежительно) – Чего-чего?
4 (наставительно) – По воспитательной работе! Конкурсы, праздники, дискотеки…
3 - А-а-а!
2 – Что-нибудь еще?
4 – Конечно! (Читает.) «В 1999 году завершила обучение в Тульском государственном педагогическом университете имени Льва Николаевича Толстого. Училась заочно.» Ну, что скажете, агент Скалли?
2 – Ну что ж, истина где-то рядом. (Обходит вокруг «агента Малдера», незаметно вытаскивает колготки у него из кармана, прячет за спиной.) Но у меня другие методы работы. (Машет перед лицом Малдера вытащенными колготками, укоризненно качает головой.) Для меня главное – не даты, а душа человека!
3 – Ну и что же Вы узнали?
2 – Стать учителем Юлия Викторовна решила еще в то время, когда училась в четвертом классе и была вожатой у первоклассников. С детства читала книги и журналы, предназначенные для учителей, и даже писала статьи в методические журналы и газеты. Впервые фрагмент урока, придуманного Юлией Викторовной, напечатали в журнале «Начальная школа», когда она сама была еще школьницей. Сейчас у Юлии Викторовны уже семь публикаций в методической литературе. Сотрудничает Юлия Викторовна и с районной газетой «Ясногорье». Любит фотографировать, особенно – природу родного края и любимого кота Диму. В детстве Юлия Викторовна любила рисовать, писала стихи (правда, никому никогда их не читала)… Сейчас стихи не пишет, только придумывает рифмованные подписи к фотографиям, да иногда сочиняет частушки.
3 – Кстати, о частушках. У меня та-а-акие свидетели есть! Они всегда все про всех знают!
(Звучит фрагмент песни «Бабушки, бабушки, бабушки-старушки… Бабушки, бабушки, ушки на макушке!». Приплясывая, на сцену выходят «бабушки-старушки».)
6 – Да-да, мы всегда все про всех знаем! Вы правы, агент 008!
7 – Мы даже знаем частушки, которые ваша учительница сочинила, когда училась в колледже и давала пробные уроки в Тульских школах.
6 – Хотите, споем?
3 (важно) – Хотим-хотим, пойте!
6, 7 (поют):
Надоели тульские
Улицы-проспекты.
Писала раньше я стихи,
Теперь – одни конспекты.
Я уже в четвертом классе
Выбрала профессию.
А как в колледж поступила –
Надоели сессии.
Хорошо ли, плохо ли,
Учимся – стараемся.
Только много задают –
Никак не высыпаемся!
Как у наших методистов
Ушки на макушке.
Приходилось книжки класть
Ночью под подушки.
Будем мы преподавать
Так, как нас учили.
Но урок пришли давать –
Все слова забыли.
На уроках мы слова
Часто забывали.
Делать что, не знала я –
Дети подсказали.
Я задачу не решила.
Уж урок кончается.
У детей ответ спросила –
У них получается.
Первый раз пришла я в класс –
Детей в лицо не знаю.
К доске уже в который раз
Студентку вызываю.
В школах знают нас ребята.
Нас к себе еще зовут.
Я хочу работать в школе!
Неужели не возьмут?
3 (гордо) – Ну, как вам мои свидетели? Понравились?
6 – А мы и еще кое-что знаем!
7 – Юлия Викторовна очень любит вязать!
6 – И спицами, и крючком! У нас и вещественные доказательства есть!
(Вытаскивают из-за кулис большой прозрачный целлофановый пакет с вязаными изделиями.)
7 – Вот они! Смотрите! (По очереди достают и показывают изделия зрителям.)
4 – Мне кажется, что все мы неплохо поработали.
3 – И многое узнали о своей учительнице!
2 – А самое главное, что все у нас еще впереди.
(Выходит «помощник режиссера», устало вытирает пот с лица.)
1 – Уф-ф-ф! Снято! Истина где-то рядом…
Фонограмма: музыкальная заставка к телесериалу «Секретные материалы».
(Общий поклон.)









