СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диктанты для 3-4 классов для СКОУ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие предназначено для учителей начальных классов специальных (коррекционных) школ 8 вида и подготовлено в соответствии с действующей программой по письму и развитию речи.

Систематический учет знаний, умений и навыков является неотъемлемой частью всего учебного процесса в начальной школе.

Цель пособия – представить учителю материал для проверки основательности усвоения знаний, прочности формирования у школьников орфографических и пунктуационных навыков.

Просмотр содержимого документа
«Диктанты для 3-4 классов для СКОУ»




Пособие предназначено для учителей начальных классов специальных (коррекционных) школ 8 вида и подготовлено в соответствии с действующей программой по письму и развитию речи.

Систематический учет знаний, умений и навыков является неотъемлемой частью всего учебного процесса в начальной школе.

Цель пособия – представить учителю материал для проверки основательности усвоения знаний, прочности формирования у школьников орфографических и пунктуационных навыков.

В сборник вошли контрольные диктанты в порядке прохождения тем.

Исходя из особенностей программы, материал подобран, учитывая концентричность, т.е. повторяемость из года в год одних и тех же тем с добавлением новых сведений.

Текущие контрольные работы проводятся сразу после изучения важных и крупных тем программы. Для каждого класса подобраны по три диктанта и текст для контрольного списывания, что позволяет учителю выбрать и использовать предлагаемый в сборнике материал по своему усмотрению в зависимости от особенностей класса.

К диктантам предложены различные задания не только по орфографии, но и грамматике:

подчеркнуть гласные;

подчеркнуть согласные;

подчеркнуть сочетания согласных букв с гласными;

подчеркнуть слова, состоящие из трех (четырех и т.д.) букв;

подчеркнуть имена собственные;

подчеркнуть парные звонкие и глухие согласные;

поставить в словах знак ударение;

разделить на слоги данные слова;

подчеркнуть мягкий знак, стоящий в конце слова;

изменить слова по принципу «один – много»;

подчеркнуть слова, отвечающие на вопросы кто? что?

найти в тексте слова, обозначающие действия предметов;

найти в тексте слова, обозначающие признаки предметов;

найти в тексте предлоги и подчеркнуть их;

найти в тексте сочетания жи – ши, ча – ща, чу –щу и подчеркнуть;

подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком;

определить количество слогов, букв, звуков;

подобрать проверочные слова для данных слов;

найти словарные слова;


Итоговая контрольная работа является способом проверки достигнутых знаний и навыков, обеспечивающих дальнейшее обучение русскому языку. Здесь предлагаются годовые контрольные работы. Подавляющее количество слов диктанта составляют слова на те правила, которые изучены и отработаны ранее.







В качестве диктантов предлагаются связные тексты, либо искусственно составленные. Тематика текстов близка и понятна детям, связана с краеведением, содержит в себе интересную информацию и затрагивает многие нравственные, эстетические и экологические вопросы. Содержание текстов способствует общему развитию учащихся, воспитывает любовь к Родине, природе, учит любить труд, обогащает речь, содействует установлению межпредметных связей.

Работа с данным материалом поможет учителю решать не только учебные, но и воспитательные задачи: расширять круг представлений ребят об окружающем мире, способствовать формированию у учащихся социальных навыков.

3класс

Диктант №1

Новый дом.

Вот новый дом. В нём девять этажей. У дома растут липы и клёны. На клумбе розы и астры.

Грамматическое задание.

Вставь пропущенные буквы, поставь ударение. Посчитай сколько букв, сколько звуков.

Ог . род ( б., зв.,), ов . щи ( б., зв.,), к . рзина ( б., зв.,)


Списывание №1

Огород.

Дети работали в огороде. Они собирали овощи в большие корзины.

Морковь, свёкла, капуста – богатый урожай.

Грамматическое задание.

Вставь пропущенные буквы, поставь ударение. Посчитай сколько букв, сколько звуков.

Ог . род ( б., зв.,), ов . щи ( б., зв.,), к . рзина ( б., зв.,)


Диктант №2

Этажи в лесу.

В лесу у птиц есть свои этажи. У соловушки гнездо прямо на земле. Дрозды живут в кустах. Дятел делает гнездо на дереве повыше.

Грамматическое задание.

Разделите слова на слоги для переноса: этажи, соловушки, дрозды, дятел, гнездо.

Звуко-буквенный анализ слова: дерево.


Списывание №2

Чудо – птичка.

Был мороз. Маленькая птичка ныряла в прорубь. Там она искала пищу. Это была оляпка.

Разделите слова на слоги для переноса: этажи, соловушки, дятел.

Звуко-буквенный анализ слова:

Дерево - ( … сл., …б., …зв., …гл., …согл.)






Диктант № 3

На льду.

Ребята на льду. Мальчики бегут на коньках. С ними собака Пальма. Она лает. Маленькая Аня горько плачет. Ей страшно. Не надо плакать, Аня! Пальма – умная собака. (26 слов).

Грамматическое задание.

Вставьте пропущенные буквы: меб…ль, ран…ц, п…ртфель, к…ртофель.

Во втором предложении подчеркните мягкие согласные буквы:

Звуко-буквенный анализ слова: мальчики.


Списывание №3

Витя.

Была зима. Витя бегал на коньках по льду. Ему жарко. Витя стал есть снег. Теперь он болен. Ему больно глотать. Нельзя, Витя, есть снег!

Меб…ль, ран…ц, п…ртфель, к…ртофель.

Звуко-буквенный анализ слова:

Мальчики - ( … сл., …б., …зв., …гл., …согл.)


Диктант № 4 по теме: «Разделительный ь перед гласными е, ё, и, ю, я».

Зима.

Была сильная вьюга. Ветер качал деревья. Ветки стучали в окно. Хлопья снега били в лицо. Ночью ветер утих. Снег падал на деревья, на скамьи. (24 слов)

Грамматическое задание: 1. Подчеркните в диктанте разделительный мягкий знак.

2. Звука-буквенный анализ слова: деревья.

3. Вставьте в словарные слова пропущенные буквы: с.поги, вал.нки, г. зета, п.года.


Списывание №4

Сторож.

В лесу жил сторож Илья. Зимой часто Илья ходил на охоту. Знал он лисьи и заячьи следы. Домой Илья приносил большую добычу.

С . поги, вал . нки, г . зета, п . года.

Звука-буквенный анализ слова: Деревья – (…сл, …б., …зв., …гл., …согл.)



Диктант №5 по теме: «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу».

Грачи.

Мы часто ходим в рощу. На соснах гнёзда грачей. В гнёздах вывелись грачата. Они пищат, кричат. Целый день хлопочут грачи. Они добывают пищу птенчикам. (24 слов)

Грамматическое задание:

1. Подчеркните в диктанте слоги с жи-ши, ча-ща, чу-щу.

2. Звуко-буквенный анализ слова: грачата.

3. Вставьте в словарные слова пропущенные буквы: к . ртина, т . варищ, р.д . на.






Списывание №5 по теме: «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу».

В лесу.

Бабушка с внучкой Дашей ч . сто ходят в рощ . у за щ . велем.Однажды они зашли в ч . щу. Там росли ландыш . и зелёный щ . авель.

Грамматическое задание:

1. Подчеркните в диктанте слоги с жи-ши, ча-ща, чу-щу.

2. Вставьте в словарные слова пропущенные буквы:

к . ртина, т . варищ, р . д . на.

3. Звуко-буквенный анализ слова: грачи – (…сл, …б., …зв., …гл., …согл.)


Диктант №6 по теме: «Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова».

Зима в лесу.

Зима. Мороз. Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд сковал ручей. Снежные шубки надели сосны. Пушистый шарф на ветках кедра. Вот сугроб. Там спит медведь. (25 слов)

Грамматическое задание:1. Подчеркните в диктанте парные согласные в конце слова.

2. Звуко-буквенный анализ слова: мороз.

3. Вставьте в словарные слова пропущенные буквы:


Списывание №6 по теме: «Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова».

Лес.

Хоро . (ш/ж) наш лес. Там много сочных тра. (в/ф). Вот ду. (б/п). Под дубом рос белый гри. (б/п). Рядом частый ельник. Там Глеб сорвал груздь. В кустах пел дроз. (д/т).

Звуко-буквенный анализ слова: Мороз– (…сл, …б., …зв., …гл., …согл.)



Диктант №7 по теме: «Слова, обозначающие действие предмета».

Весна

Пришла весна. Светит тёплое солнышко. Весело свистит ветер. Дружно журчат ручьи. Звонко поют птицы. Проснулся медведь. Присел на пенек заяц. Звери и птички рады теплу.

(25 слов)

Грамматическое задание: 1. Подчеркните в 1,2, 3предложениях слова обозначающие предмет и его действие. 2. Звуко-буквенный анализ слова: пришла 3. Вставьте в словарные слова пропущенные буквы: вчера, сегодня, завтра, шёл, рисовать.

Списывание по теме: «Слова, обозначающие действие предмета».3 кл

Весна.

Пришла в . сна. Светит тёплое с . лнышко. Весело свистит в . тер. Дружно журчат ручьи. Звонко поют пт . цы. Проснулся медведь. Присел на пенек за . ц. Звери и птички рады теплу.





Диктант №8/1 по теме: «Предлоги».

Миша.

Миша вошёл в класс. Он сел за парту. Миша вынул из портфеля книги и положил их на парту. Учитель вызвал мальчика к доске. Миша стоит у доски и отвечает урок. (30 слов).


Диктант №8/2 по теме: «Предлоги».

В лесу.

Ребята пришли в лес. На траве и в кустах блестит роса. Поют на деревьях птицы. Стучат по коре дятлы. Пушистая белка прыгает с дерева на дерево. У неё в гнезде бельчата. (30 слов).

Грамматическое задание:

1. Подчеркните в предложениях предлоги.

2. Звуко-буквенный анализ слова: бельчата

3. Вставьте в словарные слова пропущенные буквы: арбу. , д . рога.

Списывание. 3 кл. Ёжик.

Выбрал ёжик на зиму норку под большим деревом. Хороша норка, только постельки нет. Нашёл ёжик листья и надел на иголки. Потащил их к себе в норку. Хороша у ежа постелька.

Грамматическое задание тоже


Итоговая контрольная работа по письму и развитию речи

за учебный год для учащихся 3 класса

Диктант.

Рыбная ловля.


Чудесный летний день. Мальчики бегут на речку. У воды шумят камыши. Волны плещут на берег. Боря Чайкин закинул удочку. Попались две большие щуки. Хороши рыбы!

Грамматическое задание:

1. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи-ши, ча- ща, чу- щу.

2. Во втором предложении подчеркнуть одной чертой грамматическую основу.

3. Сделать звуко - буквенный анализ слова: волны.

4. Вставить пропущенные буквы и поставить знак ударения в словах :

г..зета, ..рбуз, д..рога, меб..ль, п..суда, р..ссказ.


Списывание. На даче.

Всё лето мы ж..ли на даче. Дач.. у самой речки. Дальше – роща. Ч..сто мы ходили в рощу. С нами овч..рка Чудак. Чудак сторож..л наши корзинки.

Грамматическое задание:1. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи-ши, ча- ща, чу- щу.

2. В последнем предложении подчеркнуть грамматическую основу.

3. Сделать звуко - буквенный анализ слова: роща

4. Вставить пропущенные буквы и поставить знак ударения в словах :

г..зета, ..рбуз, д..рога, меб..ль, п..суда, р..ссказ.





Списывание. Зайчата.

Под кустом зайч..та ждут зайчиху. Она покормит их молоком. Мать свою зайч..та не знают. Для них все зайчихи - мамы. Зайчихи кормят своих и ч..жих зайч..т.


4 КЛАСС

Тема: «Мягкий знак на конце и в середине слова».


Диктант №1.

Маленький художник.

Взял Саша альбом, краски и кисть. Саша рисует летний день. Вот дорога, а дальше зелёный лес. Хороший рисунок получился у мальчика. Альбом взяли на школьную выставку.

рамматическое задание:

1.Подчеркни слова со смягчающим мягким знаком.

2. Сделать звуко - буквенный анализ слова:

Мальчик - (сл.,...б,…зв, …гл,.. согл,)

4. Вставить пропущенные буквы и поставить знак ударения в словах :

С . итать, р . шать, пр . мер, пш . ница, к . рабль, ч . ловек.

Списывание. Кот Васька

Спит на крыше кот Вас. ка. Шерсть у Вас. ки серая. Хвост

пуш. стый. Хор . шо бы мышку поймать, да лен. коту вставать. Любит он спат. и мурлыкать.

Грамматическое задание:

1.Подчеркни слова со смягчающим мягким знаком.

2. Сделать звуко - буквенный анализ слова:

Мальчик - (сл.,...б,…зв, …гл,.. согл,)

4. Вставить пропущенные буквы и поставить знак ударения в словах :

С . итать, р . шать, пр . мер, пш . ница, к . рабль, ч . ловек.


Тема: «Гласные после шипящих жи-ши, ча-ща, чу-щу».

Диктант№2.

Кот Фока.

Ж..л у дяди Паши кот Фока. Он был ж..рный. Ч..сто кот ходил

в ч..лан. Там были мыш… Фока лож..лся в тёмном углу. Тут он сторож..л добыч… Мыши – любимая пищ.. Фоки.


Грамматическое задание:

1.Подчеркнуть сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

2.Сделать звуко-буквенный анализ слова - д..ревня

3. Записать словарные слова: зд..ровье, ..птека, з..мляника, ..кскурсия.






Списывание.

Рыбалка.

Ч..десный день. Шумят больш..е камыши. Волны плещ..т на берег. Коля Чудов забросил удочку. Мальчик на речке поймал две больш..е щ..ки. Хорош..й улов!

Грамматическое задание:

1.Подчеркнуть сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

2.Сделать звуко-буквенный анализ слова - д..ревня

3. Записать словарные слова: зд..ровье, ..птека, з..мляника, ..кскурсия.


Тема: « Парные согласные в конце и середине слова»

Диктант. Дятел.


Выпал первый снег. Ударил мороз. Тишина в саду. Вдруг стук. Это дятел.Головка у дятла чёрная. На макушке красная шапочка. На крыльях белые полоски. Дятлы – лесные доктора. Они лечат деревья.

Грамматическое задание:

Подчеркнуть парные согласные в конце слов. (4 слова).

Звуко-буквенный анализ слова - деревья.

Вставить пропущенные буквы в слова: бер…г, …бед, а…тобус, б…лет, ястре…, вдру…




Тема: « Парные согласные в конце и середине слова» 4кл.

Списывание.

Последняя неделя ноября. Са... пуст. Наступил холо… Выпал первый

сне… . В воздухе круж…лись пушистые снеж…нки. Они тихо падали на землю. Стали белыми крыши, са…, лу…, огоро…

Грамматическое задание:

Подчеркнуть парные согласные в конце слов. (4 слова).

Звуко-буквенный анализ слова - деревья.

Вставить пропущенные буквы в слова: бер…г, …бед, а…тобус, б…лет, ястре…, вдру…


Тема: «Ударные и безударные гласные» 4кл.

Диктант.

Кормушки.

Засыпала зима поля снегами. Голодные птицы летят к жилью. Развесили дети в садах и парках кормушки. Насыпали зёрна, крошек. Слетаются к кормушкам воробьи, синички, снегири. Радостно щебечут, словно благодарят ребят.

Грамматическое задание:

В словах первого предложения расставь ударения.

Звуко-буквенный анализ слова - кормушка

Вставить пропущенные буквы в слова: м..газин, фабр…ка, ин..й, ш..фёр.





Тема: «Ударные и безударные гласные» 4кл.

Списывание.

Зимой.

Стоит д...кабрь на дв..ре. Трещат м..розы. Дуют х..лодные ветры. Берёзки и липы ст..ят без л..сточков, голые. Только с..сна и ель зелёные. Медведь залез в свою берлогу и спит.

Грамматическое задание:

В словах первого предложения расставь ударения.

Звуко-буквенный анализ слова - кормушка

Вставить пропущенные буквы в слова: м..газин, фабр…ка, ин..й, ш..фёр.


Тема: «Слово. Названия предметов, действий, признаков» 4кл.

Диктант.

Телевизор.

Мои родители купили новый телевизор. У телевизора огромный экран.

Мы смотрим много интересных программ. Я люблю смотреть по телевизору передачи про животных и детские фильмы. На день рождения мне подарят новый телефон. (32 сл.)

Грамматическое задание:

В предложении подчеркнуть главные члены:

Большой телевизор весит на стене.

Звуко-буквенный анализ слова - передачи

Вставить пропущенные буквы в слова: п…ртрет, кв…ртира, т…л…фон.


Тема: «Раздельное написание предлогов со словами» 4класс.

Диктант.

Ёжик.

Выбрал ёжик себе на зиму норку под большим деревом. Хороша норка, только постельки нет. Побежал ёжик за удобной постелькой. Нашёл он листья и надел на иголки. Потащил их ёж к себе в норку. Хороша у ежа постелька.

Грамматическое задание:

Подчеркнуть все предлоги в тексте.

Сделать звуко-буквенный анализ слова : постелька.

Вставит пропущенные буквы в словарные слова и поставить ударения:

Ф . милия, Р . с . ия, лес . ница, м . нута.


Тема: «Раздельное написание предлогов со словами»

4класс.Списывание.Школьный двор.

Звонок. Ученики выбегают … школьный двор. Они играют … мяч.

Малыши прыгают. Другие дети сидят … скамейках. Перед школой сад. Дорожки ведут … саду. Они посыпаны песком. Всё здесь сделано руками учеников.

Грамматическое задание:

Подчеркнуть все предлоги в тексте.

Сделать звуко-буквенный анализ слова : постелька.

Вставит пропущенные буквы в словарные слова и поставить ударения:

Ф . милия, Р . с . ия, лес . ница, м . нута.