Дисциплина: «Психология детей младшего школьного возраста»
Подготовила :
студентка 5 курса группы ПН5К
Асварова А.М.
Проверила: Францева Е.Н
В отечественной и зарубежной психологии тема психологической готовности к обучению в школе всесторонне изучается на протяжении многих десятилетий.
Среди ученых такие выдающиеся психологи, как:
Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и другие известные специалисты (Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Н.В. Нижегородцева, Е.О. Смирнова).
( Л.С. Выготский)
(Л.И. Божович)
( Д.Б. Эльконин )
В настоящее время у специалистов нет единого мнения о том, что же является психологической готовностью к обучению в школе. В отечественной и зарубежной психологии ведутся дискуссии о структурном содержании и выделении наиболее информативных критериев данного явления. На протяжении многих десятилетий ведущие специалисты вносили свой вклад в теоретическую и практическую, методологическую проработку проблемы «школьной готовности».
Все они, так или иначе, указывают на выражение готовности к школе через ряд новообразований развития "заявляющих" о себе и проявляющихся в качественно новых чертах и возможностях деятельности, поведения, отношения ребенка к предметному и социальному миру. Именно в психологической готовности к школьному обучению реализуются важнейшие новообразования и достижения развития, создающие фундамент для построения учебной деятельности и безболезненной адаптации к школьному образу жизни.
Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова и др.
Считают, что становление школьной зрелости обусловлено, в первую очередь, формированием ребенка в качестве субъекта ведущих видов детской деятельности (сюжетно-ролевой игры, общения со сверстниками и взрослыми, предметно - трудовой, художественной деятельности, учения, фантазирования).
.
Само понятие «психологическая готовность к обучению» часто заменяют термином «школьная зрелость», подразумевая, что возникновение этой зрелости обусловлено индивидуальными особенностями процесса спонтанного созревания врожденных задатков ребенка и лишь в малой степени зависящих от воспитания и социализации дошкольника.
Понятие «вводные навыки» предполагающие тесную связь между уровнем обученности ребенка в дошкольном возрасте, его развитием и успешностью обучения в школе. Такой подход носит слишком формальный и обобщающий характер, в нем смешиваются и подменяются такие компоненты, как педагогическая подготовленность и собственно психологическая готовность к обучению (поведенческие характеристики, мотивация, волевые процессы).
Л. И. Божович, рассматривая психологическую готовность к обучению в школе, выделяет два ее аспекта: личностную (определенный уровень развития мотивации и произвольности) и интеллектуальную (определенный уровень развития мыслительной и познавательной деятельности) готовность. Главным критерием психологической готовности к школе, по мнению Л. И. Божович, является новообразование «внутренняя позиция школьника» , представляющее собой принципиально новое отношение дошкольника к окружающему миру, возникающее в результате объединения познавательной потребности с потребностью в общении со взрослым на новом уровне.
Д.Б. Эльконин, говоря о проблеме готовности к школе, выделял, в первую очередь, сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. Наиболее значимые из них: умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение работать по образцу; умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе; умение слушать и выполнять инструкции взрослого.
Д.Б. Эльконин особо подчеркивал, что на этапе перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту «диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода».
Иной подход к определению психологической готовности детей к школе предлагает Е. Е. Кравцова. Она делает упор на ведущую роль общения в развитии дошкольника и выделяет три сферы – отношение ребенка к самому себе, к сверстникам и ко взрослому. Ведущим компонентом в этой концепции является уровень развития общения ребенка со взрослым и сверстниками с точки зрения кооперации и сотрудничества. Предполагается, что дошкольники с высокой степенью сформированности всех трех сфер общения одновременно обладают хорошими показателями интеллектуального развития.
На сегодняшний день в отечественной психологии наибольшее признание получила концепция школьной готовности Л. А. Венгера, В. С. Мухиной, которые указывают на то, что у дошкольника не может быть «школьных качеств» в чистом виде. Объясняется это тем, что любые психические новообразования формируются в процессе той деятельности, для которой они необходимы, в данном случае – учебной.
Психологическая готовность к обучению в школе заключается не в том, что у дошкольника имеются сформированные «школьные» качества, а в том, что он владеет предпосылками к последующему успешному их усвоению.