Вклад в разработку проблемы ОНР в отечественной логопедии Раисы Ивановны Лалаевой
Выполнила: Наумова Екатерина
3 курс
ДО+ЛД
Краткие сведения
- Лалаева Раиса Ивановна - доктор педагогических наук, профессор (23.11.1938 - 02.03.2012).
- В 1952 г. поступила и в 1956 г. с отличием окончила Моршанское педагогическое училище, получив специальность учителя начальных классов. В том же 1956 г. поступила на дефектологический факультет ЛГПИ имени А.И. Герцена. Окончила 2 отделения этого факультета: в 1961 году — дневное по специальности «Тифлопедагогика», в 1966 году — заочное по специальности «Олигофренопедагогика».
- С 1962 г. по 1966 г. работала в качестве логопеда, учителя вспомогательной школы, воспитателя школы слабовидящих. В 1967г. поступила в аспирантуру при кафедре логопедии ЛГПИ имени А.И. Герцена.
- В 1971 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по теме «Нарушения чтения у учащихся 1-2 классов вспомогательной школы и пути их устранения». В 1989 году защитила диссертацию на соискание доктора педагогических наук по теме «Нарушения речи и система их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе».
- После окончания аспирантуры с 1970 г. по 1975 г. работала в качестве ассистента кафедры психоневрологии и логопедии ЛГПИ имени А.И. Герцена, с 1975г. по 1990 г. работала в должности доцента кафедры логопедии РГПУ имени А.И. Герцена, с 1991г. по 1999г. являлась профессором кафедры логопедии РГПУ имени А.И. Герцена.
- С 1999г. по 2003 г. – профессор кафедры дефектологии Ленинградского государственного областного университета имени А.С. Пушкина.
- С 2003г. по 2006 г. – профессор кафедры дефектологии МСГИ.
- С 2006 по 2012г.– зав.кафедрой логопедии, профессор ЛГУ имени А.С. Пушкина.
Раиса Ивановна внесла весомый вклад в решение многих проблем логопедии. Ею была разработана классификация дислексии и дисграфий.
Под руководством Р. И. Лалаевой сформировалась научная школа по изучению структуры сложного речевого дефекта у детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Основные научные интересы:
- -проблема нарушений письменной речи;
- -специфика речевых нарушений у детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Под ее руководством подготовлено 13 кандидатских и докторских диссертаций.
- Опубликовано 211 научных и методических работ, среди которых учебник «Логопедия» (в соавторстве), монографии, учебные и учебно-методические пособия, статьи.
- Р. И. Лалаева — один из авторов фундаментального учебника «Логопедия», а также «Хрестоматии по логопедии». В 1997 году она получила звание лауреата премии правительства Российской Федерации в области образования за участие в создании комплекта учебников и учебных пособий по логопедии.
- Основные труды:
- Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М., 1983.
- Логопедия (гл. в учебнике) / Под ред. Л. С. Волковой. М., 1989, 1995, 1998, 2002.
- Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. М., 1997. (Автор разд. 8.)
- Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 1999,2002.
- "Логопатопсихология: учебное пособие" С. Шаховская; Р. Лалаева.
НАРУШЕНИЯ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (OНР)
- Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.
- Бедность словаря проявляется, например, в том, что дошкольники с ОНР даже 6-летнего возраста не знают многих слов: названий ягод (клюква, ежевика, земляника, брусника), рыб, цветов (незабудка, фиалка, ирис, астра), диких животных (кабан, леопард), птиц (аист, филин), инструментов (рубанок, долото), профессий (маляр, каменщик, сварщик, рабочий, ткачиха, швея), частей тела и частей предмета (бедро, стопа, кисть, локоть; манжета, фара, кузов) и др.
- Многие дети затрудняются в актуализации таких слов, как овца, лось, ослик, грач, цапля, стрекоза, кузнечик, перец, молния, гром, валенки, продавец, парикмахер.
- В глагольном словаре дошкольников с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др.).
- Значительно труднее усваиваются слова обобщенного отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.
- Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (лось — олень, тигр — лев, грач — сорока, сорока — галка, ласточка — чайка, оса — пчела, дыня — тыква, лимон — апельсин, ландыш — тюльпан, сковорода — кастрюля, весна — осень, сахарница — чайник, скворечник — гнездо, ресницы — брови и др.).
Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространенными являются, например, такие замены: высокий – длинный, низкий - маленький, узкий - маленький, узкий - тонкий, короткий - маленький, пушистый -мягкий. Замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины.
Наряду со смешением слов по родовидовым отношениям наблюдаются и замены слов на основе других семантических признаков:
а) смешения слов у детей с ОНР осуществляются на основе сходства по признаку функционального назначения:
- миска — тарелка, метла — щетка,
- кружка — стакан, лейка — чайник,
- графин-бутылка;
б) замены слов, обозначающих предметы, внешне сходные:
- сарафан — фартук, фонтан-душ,
- майка — рубашка, подоконник — полка;
в) замены слов, обозначающих предметы, объединенные общностью ситуации:
- каток — лед, вешалка — пальто;
г) смешения слов, обозначающих часть и целое:
- воротник — платье, паровоз — поезд ,
- кузов — машина, локоть — рука,
- подоконник-окно;
д) замена обобщающих понятий словами конкретного значения:
- обувь — ботинки, посуда — тарелки,
- цветы — ромашки, одежда — кофты;
е) использование словосочетаний в процессе поиска слова:
- кровать — чтобы спать, щетка — зубы чистить,
- паровоз — поезд без окон, плита — газ горит,
- клумба — копают землю, юла—игрушка крутится;
ж) замены слов, обозначающих действия или предметы, словами-существительными:
- открывать — дверь, играть — кукла, или наоборот, замена существительных глаголом:
- лекарство — болеть, кровать — спать,
- самолет — летать.
- при группировке существительных дошкольники с ОНР часто не выделяют общий понятийный признак, а осуществляют классификацию на основе общности ситуации, функционального назначения. При
- Некоторые примеры ответов детей: «Сорока, бабочка, скворец — лишнее слово сорока, так как сорока не летает, а сидит на кустике»; «Тарелка, стол, стакан — лишнее слово тарелка, из нее едят, а из остального нет» или «лишнее слово стакан, он из стекла».
- Даже при правильном выполнении заданий дети с ОНР часто объясняют свой выбор на основе ситуативных признаков:
- «Волк, собака, лиса — лишнее слово собака, так как в лесу не ходят собаки»;
- «Береза, облако, дерево — лишнее слово облако, оно небо, а другое не небо».
- В ответах детей с речевой патологией отражаются их нечеткие представления о родовидовых отношениях, трудности дифференциации понятий овощи, фрукты., птицы, насекомые (лимон, свекла, яблоко — лишнее слово яблоко, это фрукт, а остальные овощи).
Особенности антонимии и синонимии у дошкольников с ОНР
Если дети с нормальным речевым развитием испытывают трудности в подборе антонимов и синонимов лишь к отдельным словам, то у дошкольников с ОНР выявляются ошибки при подборе антонимов и синонимов к преобладающему большинству слов.
У детей с ОНР наблюдается при этом разнообразный характер ошибок при подборе антонимов. Вместо антонимов дети с ОНР подбирают:
- а) слова, семантически близкие предполагаемому антониму той же части речи (день — вечер, быстро — тихо);
- б) слова, семантически близкие, в том числе и антонимичные, предполагаемому антониму, но другой части речи (быстро — медленнее, медленный; горе — весело; высоко — низкий; далеко — ближе);
- в) слова-стимулы с частицей не (брать — не брать, говорить — не говорить, далеко — не далеко, шум — не шум, нет шума);
- г) слова, ситуативно близкие исходному пишу (говорить — петь, смеяться, высоко — далеко);
- д) формы слова-стимула (говорить -говорит );
- е) слова, связанные синтагматическими связями со словами –стимулами (поднимать — выше);
- ж) синонимы (брать — отнимать).
Дети с ОНР, как правило, воспроизводят только по одному синониму на слово-стимул (боец — солдат, праздничный — красивый, улица — проспект).
- Одной из сложных проблем речевого онтогенеза является проблема формирования синонимии.
- При этом наблюдается разнообразный характер ошибок. Вместо синонимов дети с ОНР воспроизводят:
- а) семантически близкие слова, часто ситуативно сходные (парк — зоопарк, праздничный — весенний, улица —дорога, торопиться — бежать, идти быстро);
- б) слова, противоположные по значению, иногда повторение исходного слова с частицей не (огромный — маленький, верный — не верный, доктор — не доктор, шагать — не шагать, шагать — стоять);
- в) слова, близкие по звучанию (здание — создание, парк — парта);
- г) слова, связанные со словом-стимулом синтагматическими связями (улица — красивая);
- д) формы исходного слова или родственные слова (боец — бой, праздничный — праздник,
Объяснение значения существительных обобщающего характера дошкольниками осуществляется с использованием следующих способов:
- § перечисление слов, входящих в семантическое поле. Например: «Овощи — это помидоры, огурцы». Этот способ определения значения называется конкретизацией;
- § определение значения слова через описание местонахождения объекта или предмета. Например: «Овощи — в огороде растут»;
- § описание внешних признаков денотата, например: длины, величины, аромата, вкуса, указание на то, из чего сделано (мебель — сделано из дерева);
- § определение значения через называние функций предмета. Например: «Посуда — из нее можно есть; посуда — предназначено для того, чтобы варить и есть»;
- § объяснение значения через подведение под обобщенное, более глобальное представление (без указания на дифференциальные признаки). Например: «Цветы — это растения»;
При определении конкретных существительных дошкольники 6 лет используют следующие способы объяснения:
- § объяснение значения слова через обобщающее понятие, но без указания на дифференциальный признак. Например: «Яблоко — это фрукт»;
- § определение слова через обобщающее понятие, но с указанием некоторых дифференциальных признаков. Например: «Свекла — это красный овощ»;
- § определение слова черва описание внешних признаков денотата. Например: «Яблоко – на деревьях растет», «Яблоко — круглое».
- § истинное объяснение значения слова с указанием семантического поля и дифференциальных признаков слова, отличающих его от других слов данного семантического поля. Например: «Дерево — большое растение со стволом»;
Дидактические игры и задания
- Классификация предметов по картинкам. Детям предлагаются картинки и дается задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется). Можно предложить серии картинок, включающие две группы предметов. Например: Овощи и фрукты. Домашние и дикие животные.
- Игра «Найди лишний предмет».
- Игра «Назови лишнее слово» среди имен существительных, глаголов, прилагательных.
- Назвать одним словом серию картинок.
- Объясните, чем отличаются предметы (с использованием картинок).
Примерные пары слов (чашка/стакан, тарелка/миска, птица/самолет)
- Разложите картинки по сходству.
На доске выставляется вертикальный ряд картинки овца (или баран), дерево, корова, колос.
Детям раздаются картинки: свитер (или кофта), шапка, шерстяные варежки (или перчатки), шарф (к картинке «овца»); стол, деревянные грабли, забор, стул (к картинке «дерево»); бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке «корова»); хлеб, батон, бублик, рогалик (к картинке «колосья»). У каждого ребенка по 1—2 картинки.
Логопед предлагает детям положить свою картинку к одной из 4 картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так.
Дидактические игры и задания
- • Закончить предложение и назвать слова — «неприятели».
Слон большой, а комар ...
Камень тяжелый, а пушинка ...
Золушка добрая, а мачеха ...
По вкусу: горчицу и мед.
По цвету: снег и сажу.
По высоте: дерево и цветок.
- • Придумать слова-«приятели» к данным словам:
здание— (дом),
хворостина — (прут),
печаль — (грусть),
конь — (лошадь),
- Подберите соответствующие картинки к следующим словам:
— Высокий, тонкий, пятнистый...
— Лохматый, косолапый...
— Голодный, серый, злой...
— Маленькая, быстрая, проворная...
— Хищный, сильный, полосатый...
— Яркое, теплое...
— Серый, колючий...
- Назвать другие действия, которые входят в состав исходного, или назвать, какие действия «помогают» этому действию.
Шить — брать иголку и нитку, продевать, втыкать, протыкать, вытаскивать, натягивать, смотреть.
Прыгать — желать, разгоняться, толкнуться, вытягивать ноги, лететь, приземляться, тормозить, дышать, отдыхать.
- Объяснить значения слов в словосочетаниях: прозрачный ключ, железный ключ; острая коса, длинная коса; меткий лук, зеленый лук; вкусная овсянка, спящая овсянка; глубокая норка, пушистая норка; больная ножка, деревянная ножка; пухленькая ручка, дверная ручка