| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Сообщение
на тему: «Вклад Жан-Жака Руссо в педагогическую науку»
Выполнила:
Студентка Ш-22 группы
Рыжик Марина
Ейск, 2021г.
Жан-Жак Руссо (1671-1778)
Глубокий мыслитель, гуманист и демократ – придерживался теории естественного права. Стремился доказать, что деятельность ученых и художников может быть плодотворной, станет полезной народу, если она подчиненна общественным целям.
Как и все французские просветители 17 века, Руссо полагал, что улучшить общественные отношения можно путем правильно поставленного воспитания.
В 1762 г. Руссо издал свой роман – трактат «Эмиль, или О воспитании», где подверг уничтожающей критике воспитание, осуществляемое в феодальном обществе, и начертал план формирования нового человека.
Основу педагогических взглядов Руссо составляет теория естественного воспитания, которая тесно связанна с его социальными взглядами, с его учением о естественном праве Руссо утверждал, что человек родится совершенным, но современные общественные условия, существующее воспитание уродуют природу ребенка. Воспитание будет содействовать его развитию только в том случае, если приобретет естественный характер.
В воспитании, полагал Руссо, участвуют природа, люди и вещи. «Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы, - писал он, - обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны людей, а приобретение нами собственного опыта относительно предметов, дающих нам восприятия, есть воспитание со стороны вещей». Воспитание выполняет свою роль тогда, считал Руссо, когда все три определяющих его фактора будут действовать согласованно.
Руссо полагал, что воспитывать природо-сообразно – значит следовать естественному ходу развития природы самого ребенка. Он требовал тщательного изучения ребенка, хорошего знания его возрастных и индивидуальных особенностей.
Признавая, что человеческая природа является совершенной, Руссо идеализировал природу ребенка и считал необходимым позаботиться о создании условий, в которых все присущие ему от рождения задатки могли бы беспрепятственно развиваться. Воспитатель не должен навязывать ребенку свои взгляды и убеждения, готовые нравственные правила, а должен предоставлять ему возможность расти и развиваться свободно, сообразно его природе и по возможности устранять все то, что этому может помешать. Естественное воспитание – это и свободное воспитание.
Выражая взгляды передовых людей своего времени, он выступил со страстным призывом освободить людей от феодального гнета, защитить права детства. Руссо призывал с любовью относиться к ребенку, внимательно изучать его возрастные и индивидуальные особенности, считаться с его потребностями.
Он особо подчеркивал необходимость воспитывать органы чувств детей, развивать их наблюдательность, стимулировать у детей развитие самостоятельного мышления, творческих сил.
Очень важным были требования Руссо придать образованию реальный характер, связать его с жизнью, развивать в процессе жизни активность и самодеятельность детей, подготовить их к труду как к общественной обязанности каждого гражданина.
Идеи Руссо о воспитании активного, мыслящего, свободного человека оказали огромное положительное влияние на развитие педагогической терапии и практики во многих странах, хотя позже были почти полностью отвергнуты буржуазной педагогикой. В конце 19 и начале 20 в. Буржуазия, потерявшая к этому времени свою прогрессивность, стала отказываться от наследия Руссо или извращать его.