СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Включение обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса включает:

-программу коррекционной работы, являющуюся составной частью основной образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией на основе рекомендуемого перечня общеобразовательных программ;

-адаптированную основную общеобразовательную программу, разрабатываемую с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Закон определяет круг основных образовательных программ на каждой ступени обучения

Просмотр содержимого документа
«Включение обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство.»

Включение обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство.


29 декабря 2012 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от. Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.

Основные положения и понятия в части образования детей с ОВЗ:

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п.16 ст.2)

Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья имеют специфические особенности:

-увеличиваются сроки обучения;

-разрабатывается программа коррекционной работы;

- предусмотрены специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы;

- создаются особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы и др.

В Законе установлены основные права обучающихся с ОВЗ и меры их социальной поддержки и стимулирования:

предоставляются академические права на условия для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (ст. 34);

обучение по индивидуальному учебному плану, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации;

предлагаются различные формы получения образования – обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, надомная, семейная, комбинированная, с применением дистанционных, электронных средств

В Законе не употребляется термин «специальный (коррекционный)» применительно к школе, классу и т.д.

Согласно подп.1п.5ст.108 предусмотрено переименование специальных (коррекционных) образовательных учреждений в общеобразовательные учреждения.
Программно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса включает:

-программу коррекционной работы, являющуюся составной частью основной образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией на основе рекомендуемого перечня общеобразовательных программ;

-адаптированную основную общеобразовательную программу, разрабатываемую с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Закон определяет круг основных образовательных программ на каждой ступени обучения

Для обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях, реализующих основные образовательные программы, создается адаптированная образовательная программа и индивидуальная образовательная программа.

Адаптированная образовательная программа-

это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п.28 ст.2)

АОП разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.

Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает следующие направления деятельности:

анализ и подбор содержания;

изменение структуры и временных рамок;

использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.

Организационно-педагогические условия проектирования и реализации АОП:

-наличие в образовательной организации психолого-медико-педагогического консилиума;

-согласие родителей (законных представителей) на обучение ребёнка по адаптированной образовательной программе.

Адаптированная образовательная программа обучения на основе рекомендаций ПМПК предусматривает:

корректировку учебного процесса (сроки, содержание учебного плана, формы и методы обучения);

корректировку критериев и условий определения результатов обучения для каждого учащегося с ОВЗ.

комплекс мероприятий по медико-психолого-социально-педагогическому сопровождению.

Нормативно-правовая база о разработке образовательной программы:

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «К компетенции образовательной организации относится разработка и утверждение образовательных программ» ст.28 п.6

Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189 «Об утверждении СанПиН» 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья

Положение об адаптированной образовательной программе (локальный акт)

При решении вопроса о переводе обучающегося с ОВЗ как не прошедшего промежуточную аттестацию необходимо руководствоваться:

пунктом 20 Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;

пунктом 9 статьи 58 Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.

Решение о переводе обучающегося с ОВЗ на АОП принимается на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и при согласии письменном заявлении родителей (законных представителей).

Педагогический совет общеобразовательного учреждения ежегодно утверждает АОП для обучающихся с ОВЗ

Необходимо создать локальные акты образовательной организации в части включения ребёнка с ОВЗ в учебно-воспитательный процесс.

В Уставе предусмотреть основные положения, такие как:

приём детей с ОВЗ с учётом рекомендаций ПМПК и ИПР (для детей-инвалидов) ;

обучение на основании индивидуального учебного плана, адаптированной или индивидуальной образовательной программы;

создание специальных образовательных условий;

заключение договора с родителями;

организация сетевого взаимодействия и т.д.

Примерный (минимальный) Перечень локальных актов включает в себя:

Положение о реализации инклюзивной практики в ОУ (об особенностях организации обучения и воспитания детей с ОВЗ и др.);

Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме с приложением (приказ о создании ПМПк, приказ о составе ПМПк на начало нового учебного года, должностные обязанности членов ПМПк и др.);

Положение об организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ в учебном процессе;

Договор с родителями детей с ОВЗ;

Положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана;

Положение о разработке и реализации адаптированной или индивидуальной образовательной программы (предусмотреть фразу «с последующей корректировкой»)

В приказе об утверждении локального акта необходимо отразить:

-дату введения локального нормативного акта в действие;

-указание об ознакомлении работников с локальным нормативным актом и сроки для этого;

-фамилии и должности лиц, ответственных за соблюдение локального нормативного акта.

Структура адаптированной образовательной программы

Титульный лист

Пояснительная записка

Учебный план

Содержание программы

Заключение и рекомендации

I. Титульный лист

Слайд 21

II.Пояснительная записка

  1. Ф.И.О. ребёнка

Дата рождения

Класс (в каком возрасте пошёл в школу, дублировал классы, сколько раз)

Заключение и рекомендации ПМПК (по протоколу)

Анамнез (наследственность обоих родителей, сведения о протекании беременности матери и родах, период адаптации и т. д.)

Раннее развитие (сидеть, ходить, первые слова, фразы)

Перенесённые заболевания (ПЭП, черепно-мозговые травмы, нейроинфекции, хирургические вмешательства и др.)

Состояние зрения, слуха

Наличие инвалидности, по какому заболеванию (с согласия родителей)

Общая осведомлённость и социально-бытовая ориентировка (сведения о себе, о свое семье, ближайшем социальном окружении, уровень актуального развития)

Особенности психофизического развития (работоспособность, развитие крупной и и мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации, зрительного и слухового восприятия, особенности внимания, памяти, мышления, речи, ведущая рука)

Сформированность учебных навыков:

- математика (выполнение вычислительных операций, их автоматизация, умение решать арифметические задачи, выполнять геометрические построения);

- чтение (тип чтения, темп, осознанность, возможности пересказа, характерные ошибки при чтении);

- письмо (особенности графики, устойчивость почерка, особенности оформления работ, умение писать под диктовку и списывать, характер ошибок письменной речи)

Особенности устной речи (звукопроизношение, темп, плавность, словарный запас, грамматическое и интонационно-выразительное оформление)

Общие трудовые умения


Особенности обучаемости (насколько быстро усваивает новые понятия, способы действия при минимальной помощи педагога)

Эмоционально-поведенческие особенности, проблемы коммуникации, взаимоотношения с родителями, обучающимися, учителями

Другие особенности ребёнка, необходимые для написания адаптированной программы

2.Цели и задачи программы

Цели:

введение обучающегося в культуру общества;

развитие личности ребёнка на основе освоения универсальных способов деятельности;

обретение духовно-нравственного опыта и социальной компетентности в условиях усвоения системы знаний, умений и навыков;

создание условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование компетентностей в любой предметной области познания.

Задачи

Задачи адаптированной программы определяют направления учебно-воспитательной и коррекционной работы с ребенком.

3.Специальные условия для получения образования (ст.79 п.3)
Это условия обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ, включающие в себя:

использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;

использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

предоставление услуг ассистента (тьютора);

проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

обеспечение доступа в здание ОО

и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

III. Учебный план

Учебный план разрабатывается с учетом особенностей психофизического развития обучающегося, обеспечивает получение обучающимся образования и предпрофессиональной трудовой подготовки.

Для детей с ОВЗ разрабатываются индивидуальные учебные планы на основе базисного учебного плана специальной образовательной организации соответствующего вида и отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету учебного плана на основе примерных программ, рекомендованных для обучения ребёнка, и на основании федерального государственного образовательного стандарта.

Для проведения коррекционных и развивающих занятий в учебном плане предусматриваются часы за счёт части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса, либо за счёт реализации программ дополнительного образования интеллектуально-познавательной направленности.

IV. Содержание программы

Компоненты:

образовательный;

коррекционный;

воспитательный

  1. Образовательный компонент

-адаптированные рабочие программы по предметам

-критерии оценивания достижений по учебным областям (основные требования к результатам реализации АОП. Промежуточная и итоговая оценки результативности АОП)

Алгоритм адаптации рабочей программы:

-Основа – рабочая программа общеобразовательного класса

-Исследование возможностей ученика, особенностей темпа восприятия информации

-Сотрудничество со специалистами

-Отбор тем

-Разработка дидактических материалов

2. Коррекционный компонент

Направления коррекционной работы с обучающимся, приёмы, методы и формы.

Разделы:

-учителя-логопеда;

-педагога-психолога;

-учителя, который реализовывает приёмы и методы коррекционной работы с обучающимся в урочной и внеурочной деятельности по предмету.

3. Воспитательный компонент

-содержит раздел классного руководителя, (воспитателя, педагога дополнительного образования, социального педагога и др.)

-раздел, в котором описываются условия взаимодействия специалистов и родителей в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающегося.

V. Заключение и рекомендации

-обоснование внесения корректив по результатам промежуточной и итоговой диагностики;

-заключение о реализации адаптированной образовательной программы в целом;

-рекомендации специалистов ПМПк на следующий учебный год.



ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
(Умственная отсталость)

Учителя – олигофрено-педагоги, воспитатели, логопеды, педагоги-психологи, специалисты по адаптивной физкуль-туре (лечебной физкуль-туре), социальные педагоги, музыкальный работник, медицинские работники. Специалисты, реализующие программу (вариант С) имеют квалификацию/степень не ниже бакалавра, по направлению специальное (дефектологическое) образование;

Обеспечивает исполнение требований стандарта; реализацию обязательной части адаптивной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

Отражает структуру и объем расходов, необходимых для реализации адаптированной программы.

Осуществляется в объеме не ниже установленного норматива.

К организации пространства, в котором обучается ребенок с умственной отсталостью;

К организации временного режима обучения;

К организации рабочего места;

К техническим средствам обучения, включая компьютерные инструменты обучения; К специальным учебникам и дидактическим материалам, позволяющим реали-зовать выбранный вариант стандарта.

Необходимую нормативно правовую базу образования умственно отсталых; Характеристики предполагаемых связей участников образовательного процесса;

Доступ к информационным ресурсам( информация в сети интернет, работа в библиотеке и др.), к электронным образовательным ресурсам, в том числе, федеральным и региональным и проч.



Варианты образовательных программ на основе
ФГОС для обучающихся с ОВЗ (проект разработан РГПУ
им. А.И.Герцена, Санкт – Петербург)

Программа коррекционной работы (Первый вариант образовательной программы (А))

Адаптированная образовательная Программа (Второй вариант образовательной программы (В))

Адаптированная основная образовательная программа (Третий вариант образовательной программы (С))

Адаптированная образовательная Программа на основе индивидуального учебного плана (Четвёртый вариант образовательной программы (D))







Сравним данные программы по следующим параметрам: использование программ и сроки их освоения, организация обучения, образовательной среды и рабочего места, создание специальных условий, прохождение аттестации.

Если сравнивать программу «А» и «В», можно отметить, что обучающийся по этим программам ребенок с ОВЗ получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям с образованием здоровых сверстников. А обучающийся по программам «С» и «Д», получает образование, не сопоставимое по итоговым

достижениям к моменту завершения обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья. Сроки освоения программы те же, что и для обучающихся массовой школы-только при работе с программой «А». При работе с остальными вариантами - сроки прохождения программы более пролонгированные и определяются стандартом для каждой категории обучающихся. Организация окружающей среды и рабочего места должна быть при работе с программами «А», «Б» и « С» в соответствии со специфическими потребностями детей данной категории, а при работе по программе «D» требуется специальная организация среды образовательного пространства и учебное место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребёнка.

Прохождение аттестации при работе с детьми по программе «А» и «В» предусмотрено в формах ГИА (ЕГЭ) по выбору обучающегося, при создании специальных условий, а при работе с детьми по программе «С» в иных формах и для них создаются специальные условия аттестации. Для детей которые обучаются по программе «D», аттестация не предусмотрена и им выдается свидетельство об обучении.


В нашей школе возникла неоднозначная ситуация в связи с тем, что у обучающегося с ограниченными возможностями здоровья должно быть подтверждение психолого-медико-педагогической комиссии в том, что он имеет недостатки в физическом и (или) психологическом развитии. А родители не согласны показать ребенка на ПМПК. Остается неподтвержденным то, что ребенок имеет ограниченные возможности здоровья…

В связи с этим можно обозначить проблемы школы при работе с ребенком, имеющем трудности в обучении:

  1. Значительное отставание ребенка в развитии.

  2. Неясный диагноз ребенка.

  3. Нет рекомендаций областной ПМПк, что ведет за собой трудности при разработке АОП.

  4. Несогласие родителей обследовать ребенка.

Искать пути решения проблемы необходимо и, очевидно, проблемы в обучении данного ребенка необходимо решать в индивидуальном порядке. В школе нет классов для обучающихся с ОВЗ, нет классов коррекции, куда можно было бы зачислить такого ребенка и так как родители отказываются уточнить диагноз, не везут ребенка на областную ПМПК.

Не имея рекомендаций и заключений ПМПК, я, как учитель-логопед

составила программу индивидуальной коррекционной работы с ребенком с трудностями в обучении, имеющим логопедическое заключение «общее недоразвитие речи). При составлении программы учитывались рекомендации «Инструктивно-методического письма для учителей-логопедов, работающих при общеобразовательных школах».

( Авторы: А.В.Ястребова, Т.П. Бессонова, 1996 г.)

Данная программа проходит апробацию 2 год. Вначале было проведено логопедическое обследование по методике Т.А.Фотековой, предполагающее обследование артикуляционного аппарата, особенности произношения звуков, слоговой структуры слова, уровня сформированности навыка фонематического восприятия и т.д. Результаты его заносятся в индивидуальный речевой профиль и речевую карту установленного образца, что позволяет выстроить маршрут индивидуальной логопедической работы, построить определенный прогноз. Проводились логопедические и психологические пробы и тесты по выявлению знаний и умений обучающихся. ( см. Приложения №1,2,3). Эти обсл



Таким образом,







































Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано двумя путями:

-посредством открытия специального класса для данной категории детей в общеобразовательном учреждении;

-путем совместного обучения детей с  ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, одном классе общеобразовательного учреждения.

Специальные классы могут создаваться для определенной категории детей (с нарушением слуха, или зрения, или задержкой психического развития и др.) или объединять различные категории детей (с задержкой психического развития и умственной отсталостью и др.).

Более пристального рассмотрения требует вопрос совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в одном классе с детьми, не имеющими подобных нарушений.

Эффективное интегрированное обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки педагогов

общеобразовательных учреждений.

Целью такой подготовки является овладение педагогов массовых школ  основными методами воспитания и обучения детей с физическими и умственными недостатками. Учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в условиях интегрированного обучения.

Учителя,  работающие  с детьми с особыми образовательными потребностями,  проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы. Они фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими общеобразовательных программ, совместно с педагогом-психологом заполняют на них карты сопровождения.

Интегрированному обучению по программе общеобразовательной школы (при наличии соответствующих условий) подлежат дети:

­-имеющие снижение слуха (в речевой области) до 60 Дб без сопутствующих отклонений в развитии;

­-имеющие остроту зрения не ниже 0,1 без сопутствующих отклонений в развитии;

-имеющие нарушения опорно­-двигательного аппарата и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития;

-имеющие задержку психического развития и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития.

 Дети, имеющие тяжелые сенсорные, физические и интеллектуальные нарушения развития, которые не подлежат (или ограниченно подлежат) интегрированному обучению в общеобразовательных учреждениях:

-­имеющие потерю слуха (в речевой области) ниже 75 Дб (или сочетание снижения слуха с умственной отсталостью, нарушением зрения, ДЦП);

­-имеющие потерю зрения ниже 0,1 (или сочетание снижения зрения с нарушением других зрительных функций, умственной отсталостью, нарушением слуха, ДЦП);

-имеющие умственную отсталость в степени выраженной дебильности, имбицильности;

-с ДЦП в сочетании с нарушениями интеллекта, слуха, зрения и функционально зависимые (не передвигающиеся самостоятельно, (не обслуживающие себя, требующие индивидуального ухода).