Владение новыми информационными технологиями, интернет-ресурсами – необходимое требование профессионального стандарта педагога
«В деле обучения и воспитания
ничего нельзя улучшить,
минуя голову учителя»
К.Д.Ушинский
(1823 – 1870)
В разделе « Термины и определения » :
ИКТ-компетентность -- квалифицированное
использование общераспространённых
в данной профессиональной области
в развитых странах средств ИКТ
при решении профессиональных задач
там, где это необходимо.
Икт-компетенции необходимы учителю
в связи с возникновением
ряда новых направлений работы
- Работа с одарёнными детьми
- Работа в условиях реализации программ
инклюзивного образования
- Преподавание русского языка для учащихся, для которых он не является родным
- Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии
5. Работа с девиантными, зависимыми,
социально запущенными и социально
уязвимыми детьми
В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят:
1. Общепользовательская ИКТ-компетентность.
2. Общепедагогическая ИКТ-компетентность.
3. Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность ( отражающая профессиональную ИКТ-компетент ность
соответствующей области человеческой д еятельнос ти)
Профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность
Основана на Рекомендациях ЮНЕСКО «Структура ИКТ-компетентности учителей», 2011 г.
Предполагается как присутствующая во всех компонентах профессионального стандарта.
Выявляется в образовательном процессе и оценивается экспертами, как правило, в ходе наблюдения деятельности учителя и анализа
ее фиксации в информационной среде.
Отражение требования ФГОС к условиям реализации образовательной программы в требованиях к профессиональной ИКТ-компетентности педагога и ее оцениванию
Описание профессиональной педагогической ИКТ-компетентности и отдельных ее элементов дается для ситуации, когда выполнены требования
ФГОС к материальным и информационным условиям общеобразовательного процесса. Если те или иные требования ФГОС не выполнены, то элементы ИКТ-компетентности могут реализовываться и оцениваться (проверяться) в соответственно измененном виде. Также как временная мера возможно оценивание элементов ИКТ-компетентности вне образовательного процесса, в модельных ситуациях.
Общепользовательский компонент
1. Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности
2. Соблюдение этических и правовых
норм использования ИКТ
Общепользовательский компонент
3. Видеоаудиофиксация процессов
4. Клавиатурный ввод.
5. Аудиовидиотекстовая коммуникация
6. Навыки поиска в Интернете и базах данных
7. Систематическое использование имеющихся навыков.
Общепедагогический компонент
- Педагогическая деятельность в информацион-ной среде (ИС) и постоянное ее отображение
в ИС в соответствии с задачами:
- планирования, анализа и организации образователь-ного процесса
- составление и аннотирование портфолио
учащихся и своего собственного,
- дистанционное консультирование учащихся при
выполнении задания, поддержка взаимодействия
учащегося с тьютором.
организации образовательного процесса: выдача заданий учащимся, проверка заданий перед следующим занятием, рецензирование и фиксация промежуточных и итоговых результатов, в том числе в соответствии с заданной системой критериев,
Общепедагогический компонент
2. Организация образовательного процесса,
при которой учащиеся систематически
- ведут деятельность и достигают результатов в
в соответствии с целями образования:
открытом контролируемом информационном
- следуют нормам цитирования и
пространстве,
ссылок (при умении учителя
использовать системы
антиплагиата)
Общепедагогический компонент
3. Подготовка и проведение выступлений,
обсуждений, консультаций с компьютерной
4. Оценка качества цифровых образовательных ресурсов и адекватное их использование.
поддержкой и другая организационная деятельность
в телекоммуникационной среде.
Предметно-педагогический компонент
Элемент компетентности
Предметы
Постановка и проведение
эксперимента в виртуальных
ест.-мат. науки,
Получение массива числовых данных с помощью автоматического считывания с цифровых измерительных устройств (датчиков)
лабораториях своего предмета
экономика,
разметки видеоизображений,
ест.-мат. науки,
экология,
последующих замеров и
география
накопления экспериментальных
социология
данных
Предметно-педагогический компонент
Элемент компетентности
Предметы
Обработка числовых данных с
ест.-мат. науки,
Геолокация. Ввод информации в геоинформационные системы.
помощью инструментов
компьютерной статистики и
экономика,
Распознавание объектов на картах и космических снимках,
география,
Использование цифровых
визуализации
экология,
совмещение карт и снимков
экология,
определителей, их дополнение
биология
социология
экономика,
биология
Предметно-педагогический компонент
Элемент компетентности
Предметы
Знание качественных
все предметы
Представление информации в
информационных
источников своего предмета, включая литературные тексты и
родословных деревьях и
история,
Использование цифровых
экранизации, исторические
на линиях времени
обществознание
технологий музыкальной
музыка
документы, исторические карты
композиции и исполнения
Предметно-педагогический компонент
Элемент компетентности
Предметы
Использование цифровых
Конструирование виртуальных и реальных устройств
искусство,
технологий визуального
технология,
творчества, в том числе
с цифровым управлением
технология,
мультипликации, анимации,
литература
информатика
трехмерной графики
Информационная грамотность - это умение «нажимать на кнопки», знания о персональном компьютере, программных продуктах, компьютерных сетях (в том числе Интернет)
Информационная компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
Необходимые
условия
Евгений Александрович
Ямбург
доктор педагогических наук,
член-корреспондент РАО,
директор центра образования
№ 109 («Школа Ямбурга»)
города Москвы
«…внедрение стандарта педагога может принести
неисчислимые бедствия при глупом подходе, а может
дать импульс движению вперёд – при умном. Очень
многое зависит от того, сумеем ли мы пройти между Сциллой тотального неприятия стандарта и Харибдой его насильственного внедрения…»
Борис Михайлович Бим-Бад
профессор кафедры педагогики
Московского психолого-
социального университета,
доктор педагогических наук,
действительный член РАО
«Требования стандарта слишком широки и одному человеку непосильны. Нет таких способов,
методов, технологий и приёмов мотивации
к учению, чтобы охватить ими всех без разбора
детей вне зависимости от природных дарований,
склонностей, интересов и особенностей
здоровья»
«В деле обучения и воспитания
ничего нельзя улучшить,
минуя голову учителя»
К.Д.Ушинский
(1823 – 1870)
Роль педагога состоит в том, чтобы
открывать двери, а не в том, чтобы
проталкивать в них ученика.
Артур Шнабель
(1882 — 1951,
австрийский педагог,
пианист и композитор)
Использованные материалы:
- Шаблон презентации: ALLPPT.com _ Free PowerPoint Templates, Diagrams and Charts http://powerpointbase.com/910-shablon-powerpoint-576.html
- Слайды презентации: http://900igr.net/prezentacija/pedagogika/professionalnyj-standart-pedagoga-puti-realizatsii-250382/
- https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/05/30/s_592cfddf91905/635898_1.jpeg
- https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/1171/00045730-be8e3338/hello_html_432904db.jpg