СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влажность воздуха: конспект урока

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение влажности для человека. Медики утверждают, что хорошее самочувствие человека складывается из многих факторов: атмосферного давления, температуры окружающей среды, магнитного поля Земли и влажности воздуха. Оказывается оптимальная для человека влажность лежит в пределах 40—60%. Наша задача, выяснить, что же понимают под влажностью воздуха, как ее можно определить и выяснить, а оптимальные ли условия для работы, например в нашем классе, у вас дома. Из курса географии известно, что поверхность Земли покрыта на две трети водой. С поверхности морей, рек, водоемов самопроизвольно, непрерывно и при любой температуре происходит испарение, вследствие чего в окружающем нас воздухе постоянно находится водяной пар. Количество пара, содержащегося в атмосфере, играет очень важную роль для жизни на Земле. В том числе и на самочувствие человека. Для предсказания погоды, атмосферных явлений необходимо следить за влажностью воздуха. Влажность воздуха говорит о наличии водяного пара в атмосфере. Как вы понимаете, чем больше водяного пара будет содержаться в атмосфере при данной температуре, тем больше будет влажность воздуха, т.е. тем ближе пар будет к состоянию насыщения.

Просмотр содержимого документа
«влажность воздуха: конспект урока»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

ИМ.С.ГАЗДАРОВА с.ЧИКОЛА









Конспект открытого урока физики

8 класс




ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА











Учитель физики Малиева М.Р





Цель урока:

ввести понятие абсолютной и относительной влажности воздуха, точки росы и ознакомить с приборами для измерения влажности воздуха.

Задачи:

Образовательные:

  1. Выяснить теоретические знания учащихся по теме "Испарение. Кипение".

  2. Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы.

  3. Продемонстрировать способы измерения влажности воздуха при рассмотрении приборов для ее измерения — гигрометра, психрометра.

Воспитательные:

На материале урока указать важность понятия влажности воздуха в жизнедеятельности человека.

Методы:

  • рассказ-беседа;

  • фронтальный эксперимент;

  • работа с учебником;

  • практические упражнения.

Оборудование:

  • психрометрическая таблица;

  • таблица зависимости давления и плотности насыщенного пара при различной температуре;

  • изображения гигрометров и прибор психрометр;

  • два термометра;

  • кусочек марли;

  • сосуд с водой комнатной температуры;

Ход урока.

      1. Повторение. Опрос учащихся.

Проведем маленький устный опрос по теме "Парообразование и конденсация". Потом попробуем ответить на вопрос, что нужно понимать под влажностью воздуха и какое значение она имеет в жизнедеятельности человека, а также какими способами и какими приборами можно измерить влажность воздуха, и самое интересное, как можно определить влажность, если под рукой нет специальных приборов. Затем проверим свои приобретенные знания при решении задачи.

  1. Что называется парообразованием?

  2. Что называется испарением?

  3. . От чего зависит испарение и при какой температуре происходит процесс испарения?

  4. Что такое конденсация и что вы можете сказать про энергетические процессы при конденсации?

  5. Что такое динамическое равновесие?

  6. Какой пар называется насыщенным, а какой не насыщенным?

  7. Что такое кипение?

  8. Что происходит с температурой кипения жидкости в процессе кипения и от чего она зависит?

  9. Что такое удельная теплота парообразования и конденсации?

  10. Запишите формулу для расчета количества теплоты при испарении и конденсации.







II. Изучение нового материала.

Медики утверждают, что хорошее самочувствие человека складывается из многих факторов: атмосферного давления, температуры окружающей среды, магнитного поля Земли и влажности воздуха. Оказывается оптимальная для человека влажность лежит в пределах 40—60%. Наша задача, выяснить, что же понимают под влажностью воздуха, как ее можно определить и выяснить, а оптимальные ли условия для работы, например в нашем классе, у вас дома. Из курса географии известно, что поверхность Земли покрыта на две трети водой. С поверхности морей, рек, водоемов самопроизвольно, непрерывно и при любой температуре происходит испарение, вследствие чего в окружающем нас воздухе постоянно находится водяной пар. Количество пара, содержащегося в атмосфере, играет очень важную роль для жизни на Земле. В том числе и на самочувствие человека. Для предсказания погоды, атмосферных явлений необходимо следить за влажностью воздуха. Влажность воздуха говорит о наличии водяного пара в атмосфере. Как вы понимаете, чем больше водяного пара будет содержаться в атмосфере при данной температуре, тем больше будет влажность воздуха, т.е. тем ближе пар будет к состоянию насыщения.

Как же определить влажность воздуха?

Для этого, во-первых, необходимо знать количество водяного пара в единице объема воздуха. Для этого вводится понятие абсолютная влажность воздуха, которая показывает, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объемом 1 м3 при данных условиях (т.е. при данной температуре и атмосферном давлении).

Обозначается  — абсолютная влажность воздуха — плотность водяного пара [единица измерения — кг/м3].

При тех же условиях водяной пар может быть насыщенным. Существуют специальная таблица, в которой для каждого значения температуры и давления приводится значение плотности насыщенного водяного пара, которая обозначается 0. Такая таблица находится в ваших сборниках задач по физике авторов Лукашик В.И., Иванова Е.В., страница 198.

Зная значения плотности насыщенного пара и пара, содержащегося в атмосфере, можно определить, насколько отличается при данных условиях водяной пар от насыщенного. Для этого вводится понятие относительной влажности воздуха, которая равна отношению абсолютной влажности воздуха к плотности насыщенного водяного пара при той же температуре, выраженному в процентах.

Обозначается  — относительная влажность воздуха. Для расчета относительной влажности воздуха пользуются формулой:

=(/0)*100%

 Подумайте над таким вопросом, при каком значении влажности воздуха наступает динамическое равновесие? Даю возможность ответить ученикам. (При 100%).

 Не меняя массу содержащегося в атмосфере водяного пара его можно сделать насыщенным, если изменять температуру, а именно понижать. Температура, при которой пар, содержащийся в атмосфере, становится насыщенным, называется точкой росы. Откуда такое интересное название? Каждый из вас неоднократно наблюдал такие природные явления, как появление тумана или выпадение росы. Почему и как это происходит? По утрам, когда температура воздуха понижается, пар охлаждается и при некоторой температуре становится насыщенным. Дальнейшее понижение температуры окружающей среды приводит уже к конденсации этого пара в виде появления тумана и росы. Роса свидетельствует о том, что влажность была 100%. Относительную влажность можно измерять с помощью ряда приборов, специально созданных для этого. Это гигрометры и психрометры. О том, что это за приборы нам расскажут ваши товарищи, которым заранее было дано задание: подготовить сообщения самостоятельно и разобраться в устройствах по определению влажности воздуха. Как это осуществить и продемонстрировать своим одноклассникам:



Ученик 1: Гигрометры (волосной и конденсационный) — рисунок 1, рисунок 2.

Рисунок 1.


Рисунок 2.


Ученик 2: Психрометр  — рисунок 3, рисунок 4.

Рисунок 3.


Рисунок 4.

 А как измерить влажность воздуха, если нет специального прибора, а только комнатный термометр?

(Комментарии: готовивший сообщение о психрометре, заранее получил это задание и самостоятельно разобрался, как это осуществить, что и продемонстрировал своим одноклассникам: два термометра, один из которых обернут марлечкой, край которой опущен в воду. Дальнейшие действия аналогичны при работе с обыкновенным психрометром и использование психрометрической таблицы из сборника Лукашик В.И., Иванова Е.В., страница 199).

III. Закрепление изученного материала. Решение задач учащимися.

Цель заданий: определить степень усвоения нового материала

Задача 1. Разность показаний сухого и влажного термометров равна 40С. Относительная влажность воздуха 60%. Чему равны показания сухого и влажного термометра.

(Ответ tc=140C? tвл=100С).

Задача 2. Влажность воздуха равна 78%, а показание сухого термометра равно 120С. Какую температуру показывает влажный термометр?

(Ответ: tвл=100С).



III. Подведение итогов урока и обсуждение домашнего задания.



Составить план сегодняшнего урока, слушая мои объяснения и ваших одноклассников.

(Комментарии: 2—3 ученика зачитывают свои планы, при этом только дополняя друг друга новыми пунктами.

Если кому-то не удалось составить свой план также хорошо, как вашим одноклассникам, вы можете подкорректировать свои. Ничего страшного, мы только учимся выделять главное на уроке и кратко конспектировать.

Сейчас обсудим и запишем домашнее задание: параграф 19, после прочтения не забудьте расписать пункты плана, который вы составили на уроке. Кроме того, практическое задание: определить влажность воздуха дома и подумать, может ли она быть различной. Свой ответ доказать экспериментально. Для того, чтобы справиться с практическим заданием, необходимо вспомнить, от чего зависит влажность воздуха.



ІV. Задание на дом.

§ 19, практическое задание: определить влажность воздуха дома и подумать, может ли она быть различной. Свой ответ доказать экспериментально.

V. Подведение итогов урока.