МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
ИМ.С.ГАЗДАРОВА с.ЧИКОЛА
Конспект открытого урока физики
8 класс
ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА

Учитель физики Малиева М.Р
Цель урока:
ввести понятие абсолютной и относительной влажности воздуха, точки росы и ознакомить с приборами для измерения влажности воздуха.
Задачи:
Образовательные:
Выяснить теоретические знания учащихся по теме "Испарение. Кипение".
Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы.
Продемонстрировать способы измерения влажности воздуха при рассмотрении приборов для ее измерения — гигрометра, психрометра.
Воспитательные:
На материале урока указать важность понятия влажности воздуха в жизнедеятельности человека.
Методы:
рассказ-беседа;
фронтальный эксперимент;
работа с учебником;
практические упражнения.
Оборудование:
психрометрическая таблица;
таблица зависимости давления и плотности насыщенного пара при различной температуре;
изображения гигрометров и прибор психрометр;
два термометра;
кусочек марли;
сосуд с водой комнатной температуры;
Ход урока.
Повторение. Опрос учащихся.
Проведем маленький устный опрос по теме "Парообразование и конденсация". Потом попробуем ответить на вопрос, что нужно понимать под влажностью воздуха и какое значение она имеет в жизнедеятельности человека, а также какими способами и какими приборами можно измерить влажность воздуха, и самое интересное, как можно определить влажность, если под рукой нет специальных приборов. Затем проверим свои приобретенные знания при решении задачи.
Что называется парообразованием?
Что называется испарением?
. От чего зависит испарение и при какой температуре происходит процесс испарения?
Что такое конденсация и что вы можете сказать про энергетические процессы при конденсации?
Что такое динамическое равновесие?
Какой пар называется насыщенным, а какой не насыщенным?
Что такое кипение?
Что происходит с температурой кипения жидкости в процессе кипения и от чего она зависит?
Что такое удельная теплота парообразования и конденсации?
Запишите формулу для расчета количества теплоты при испарении и конденсации.
II. Изучение нового материала.
Медики утверждают, что хорошее самочувствие человека складывается из многих факторов: атмосферного давления, температуры окружающей среды, магнитного поля Земли и влажности воздуха. Оказывается оптимальная для человека влажность лежит в пределах 40—60%. Наша задача, выяснить, что же понимают под влажностью воздуха, как ее можно определить и выяснить, а оптимальные ли условия для работы, например в нашем классе, у вас дома. Из курса географии известно, что поверхность Земли покрыта на две трети водой. С поверхности морей, рек, водоемов самопроизвольно, непрерывно и при любой температуре происходит испарение, вследствие чего в окружающем нас воздухе постоянно находится водяной пар. Количество пара, содержащегося в атмосфере, играет очень важную роль для жизни на Земле. В том числе и на самочувствие человека. Для предсказания погоды, атмосферных явлений необходимо следить за влажностью воздуха. Влажность воздуха говорит о наличии водяного пара в атмосфере. Как вы понимаете, чем больше водяного пара будет содержаться в атмосфере при данной температуре, тем больше будет влажность воздуха, т.е. тем ближе пар будет к состоянию насыщения.
Как же определить влажность воздуха?
Для этого, во-первых, необходимо знать количество водяного пара в единице объема воздуха. Для этого вводится понятие абсолютная влажность воздуха, которая показывает, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объемом 1 м3 при данных условиях (т.е. при данной температуре и атмосферном давлении).
Обозначается
— абсолютная влажность воздуха — плотность водяного пара [единица измерения — кг/м3].
При тех же условиях водяной пар может быть насыщенным. Существуют специальная таблица, в которой для каждого значения температуры и давления приводится значение плотности насыщенного водяного пара, которая обозначается
0. Такая таблица находится в ваших сборниках задач по физике авторов Лукашик В.И., Иванова Е.В., страница 198.
Зная значения плотности насыщенного пара и пара, содержащегося в атмосфере, можно определить, насколько отличается при данных условиях водяной пар от насыщенного. Для этого вводится понятие относительной влажности воздуха, которая равна отношению абсолютной влажности воздуха к плотности насыщенного водяного пара при той же температуре, выраженному в процентах.
Обозначается
— относительная влажность воздуха. Для расчета относительной влажности воздуха пользуются формулой:
=(
/
0)*100%
Подумайте над таким вопросом, при каком значении влажности воздуха наступает динамическое равновесие? Даю возможность ответить ученикам. (При 100%).
Не меняя массу содержащегося в атмосфере водяного пара его можно сделать насыщенным, если изменять температуру, а именно понижать. Температура, при которой пар, содержащийся в атмосфере, становится насыщенным, называется точкой росы. Откуда такое интересное название? Каждый из вас неоднократно наблюдал такие природные явления, как появление тумана или выпадение росы. Почему и как это происходит? По утрам, когда температура воздуха понижается, пар охлаждается и при некоторой температуре становится насыщенным. Дальнейшее понижение температуры окружающей среды приводит уже к конденсации этого пара в виде появления тумана и росы. Роса свидетельствует о том, что влажность была 100%. Относительную влажность можно измерять с помощью ряда приборов, специально созданных для этого. Это гигрометры и психрометры. О том, что это за приборы нам расскажут ваши товарищи, которым заранее было дано задание: подготовить сообщения самостоятельно и разобраться в устройствах по определению влажности воздуха. Как это осуществить и продемонстрировать своим одноклассникам:
Ученик 1: Гигрометры (волосной и конденсационный) — рисунок 1, рисунок 2.
 Рисунок 1. | |  Рисунок 2. |
Ученик 2: Психрометр — рисунок 3, рисунок 4.
 Рисунок 3. | |  Рисунок 4. |
А как измерить влажность воздуха, если нет специального прибора, а только комнатный термометр?
(Комментарии: готовивший сообщение о психрометре, заранее получил это задание и самостоятельно разобрался, как это осуществить, что и продемонстрировал своим одноклассникам: два термометра, один из которых обернут марлечкой, край которой опущен в воду. Дальнейшие действия аналогичны при работе с обыкновенным психрометром и использование психрометрической таблицы из сборника Лукашик В.И., Иванова Е.В., страница 199).
III. Закрепление изученного материала. Решение задач учащимися.
Цель заданий: определить степень усвоения нового материала
Задача 1. Разность показаний сухого и влажного термометров равна 40С. Относительная влажность воздуха 60%. Чему равны показания сухого и влажного термометра.
(Ответ tc=140C? tвл=100С).
Задача 2. Влажность воздуха равна 78%, а показание сухого термометра равно 120С. Какую температуру показывает влажный термометр?
(Ответ: tвл=100С).
III. Подведение итогов урока и обсуждение домашнего задания.
Составить план сегодняшнего урока, слушая мои объяснения и ваших одноклассников.
(Комментарии: 2—3 ученика зачитывают свои планы, при этом только дополняя друг друга новыми пунктами.
Если кому-то не удалось составить свой план также хорошо, как вашим одноклассникам, вы можете подкорректировать свои. Ничего страшного, мы только учимся выделять главное на уроке и кратко конспектировать.
Сейчас обсудим и запишем домашнее задание: параграф 19, после прочтения не забудьте расписать пункты плана, который вы составили на уроке. Кроме того, практическое задание: определить влажность воздуха дома и подумать, может ли она быть различной. Свой ответ доказать экспериментально. Для того, чтобы справиться с практическим заданием, необходимо вспомнить, от чего зависит влажность воздуха.
ІV. Задание на дом.
§ 19, практическое задание: определить влажность воздуха дома и подумать, может ли она быть различной. Свой ответ доказать экспериментально.
V. Подведение итогов урока.