СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние автотранспорта на состояние окружающего воздуха

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема загрязнения природной среды – одна из глобальных проблем современного мира. В связи с интенсивным развитием промышленности и транспорта в атмосферу поступает всё большее количество вредных выбросов. На земном шаре практически невозможно найти место, где бы ни присутствовали, в той или иной концентрации, загрязняющие вещества. Одним из основных источников загрязнения окружающей среды в деревне является транспорт. Вдоль автомобильных дорог в снегу за 4 месяца накапливается большое количество различных веществ, поступающих с выхлопными газами автотранспорта. Вместе с талой водой они всасываются из почвы растениями, которые быстро растут и развиваются за весенне-летний период. На сколько сильно влияние этих веществ на рост и развитие растений даёт лихеноиндикация.

Просмотр содержимого документа
«Влияние автотранспорта на состояние окружающего воздуха»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дуройская средняя общеобразовательная школа






Районная научно-практическая конференция

«Юные исследователи Забайкалья».





Исследовательская работа

«Влияние автотранспорта на состояние окружающего воздуха»













Автор: Султанова Любовь Расильевна

ученица 9 класса Дуройской СОШ


Научный руководитель:

Горянская Ирина Николаевна

учитель географии

первая квалификационная

категория








с. Дурой, 2021 г.


Тема: «Влияние автотранспорта на состояние окружающего воздуха»

Автор – Султанова Любовь, ученица 9 класса

МБОУ Дуройская СОШ, Забайкальский край



Введение.


Проблема загрязнения природной среды – одна из глобальных проблем современного мира. В связи с интенсивным развитием промышленности и транспорта в атмосферу поступает всё большее количество вредных выбросов. На земном шаре практически невозможно найти место, где бы ни присутствовали, в той или иной концентрации, загрязняющие вещества. Одним из основных источников загрязнения окружающей среды в деревне является транспорт. Вдоль автомобильных дорог в снегу за 4 месяца накапливается большое количество различных веществ, поступающих с выхлопными газами автотранспорта. Вместе с талой водой они всасываются из почвы растениями, которые быстро растут и развиваются за весенне-летний период. На сколько сильно влияние этих веществ на рост и развитие растений даёт лихеноиндикация.

В выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания содержится оксиды азота, серы, угарный газ, углерод, тяжёлые металлы, сажа, бензапирен и другие загрязняющие вещества.

Загрязнения воздуха отрицательно сказывается на состоянии здоровья людей, на животных и растений. Так, механические частицы, дым и копоть, содержащиеся в воздухе, вызывают лёгочные заболевания. Угарный газ, поступающий с выбросами автомобилей, с табачным дымом, приводят к кислородному голоданию организма, поскольку связывает гемоглобин крови. В выхлопных газах содержатся соединения свинца, вызывающие общую интоксикацию организма. Токсичные вещества проникают в организм и вызывают хронические заболевания. Повышенный уровень шума увеличивает давление, вызывает раздражительность, снижает слух.

Наша деревня красивая не очень большая, однако, проблемы экологии у нас стоят очень остро. С каждым годом возрастает количество автомобилей на улицах, особенно последние два года.

Снежный покров накапливает в своём составе практически все вещества, поступающие в атмосферу. В связи с этим он обладает рядом свойств, делающих его удобным индикатором загрязнения не только самих атмосферных осадков, но и атмосферного воздуха, а также последующего загрязнения почвы и воды. При образовании снежного покрова из-за процессов сухого и влажного выпадения примесей концентрация загрязняющих веществ в снегу оказывается на 2-3 порядка выше, чем в атмосферном воздухе. Поэтому измерения их содержания могут производиться более простыми методами с высокой степенью надёжности.


Цель работы: выявить степень воздействия различных видов транспорта на состояние окружающего воздуха вблизи школы.

В ходе исследования решались следующие задачи:

Изучить литературу, используя разные источники информации, о загрязнении атмосферы различными веществами и их влияние на организм человека.

Провести физико-химический анализ проб талого снега с различных участках школьной территории.

Определить степень загрязнения воздуха с помощью лихеноиндикации

Гипотеза если автомобильный транспорт является одним из источников загрязнения окружающего воздуха в окрестностях Дуройской СОШ, то он влияет на окружающую среду и здоровье человека.

Для решения поставленных задач в работе использовались методы: анализ научной литературы, практическая деятельность, метод наблюдения, сопоставление полученных данных.



























Тема: «Влияние автотранспорта на состояние окружающего воздуха»

Автор – Султанова Любовь, ученица 9 класса

МБОУ Дуройская СОШ, Забайкальский край



Основная часть.


Источники загрязнения воздуха


Изменение окружающей среды - это угроза осуществлению биосферной своей самоочистительной функции, создание предпосылок для нарушения гармоничной связи живого организма со средой обитания.

Даже легковому автомобилю для сгорания 1 кг бензина требуется2,5 кг кислорода. В среднем автомобиль проезжает в год 10000 км и сжигает 10 т бензина, расходуя при этом 35 т кислорода и выбрасывает в атмосферу 160 т выхлопных газов, в которых обнаружено около 200 различных веществ, в том числе 11 кг оксида углерода, 40 кг оксида азота. 200 кг углеводородов. Если бензин этилированный, то ещё и 3,5 кг ядовитого свинца.. Кроме того, каждый автомобиль, стирая шины, поставляет в атмосферу 5-8 кг резиновой пыли ежегодно. Выхлопные газы автомобилей дают основную массу свинца и кадмия. При износе шин в воздух попадает цинк. Эти тяжёлые металлы являются токсикатами.

Взрослые и дети, которые являются работниками и учащиеся в школы особенно в летний период чувствительны даже к низким дозам таких веществ.

По данным ВОЗ, тяжёлые металлы уже сейчас занимают второе место по степени опасности, уступая пестицидам и значительно опережая такие широкоизвестные загрязнители, как диоксиды углерода и серы. Основная масса свинца и кадмия поступает в воздух с выхлопными газами автомобилей, а цинк с продуктами износа шин. Особый вред окружающей среде наносят автомобили, технические параметры которых не соответствует нормам.

В атмосферном воздухе тяжёлые металлы присутствуют в форме органических и неорганических соединений, входящих в состав пыли и аэрозолей.

Из 12 распространённых и вредных для здоровья человека тяжёлых металлов автотранспорт обычно выделяет в воздух пять: свинец, кадмий, ванадий, бериллий, хром. Основные сведения о влиянии тяжёлых металлов на здоровье человека и способах поступления их в организм приведены в таблице.






Влияние некоторых тяжёлых металлов на организм человека.


Тяжёлые металлы

Пути поступления в организм

Поражение органов и тканей человека

Свинец

Дыхательная и пищеварительная системы

Поражение нервной ткани, нарушение памяти, распад личности

Кадмий

Дыхательной и пищеварительной системы

Болезни органов дыхания. Пищеварительной и нервной системы, все формы рака

Ванадий

Дыхательная система

Аллергия, экзема, астма, заболевания крови. Нарушения психики

Бериллий

Дыхательная и пищеварительная системы

Аллергия. Поражение кожи и слизистой

Хром

Дыхательная и пищеварительная системы

Болезни кожных покровов дыхательных путей, органов зрения, нервной системы


Автотранспорт оказывает губительное воздействие и на зелёные насаждения. У хвойных деревьев, растущих вблизи дорог, появляются характерные тёмные верхушечные некрозы хвои, причём наиболее чувствительной оказывается ель. У сосен уменьшается диаметр ствола. Уменьшается крона. Ветви истончаются и выглядят сухими.

Страдают от близости дорого, выбросов автомобилей и лиственные деревья. У них появляются точечные пятнистые листья, наблюдается омертвение краев и кончика листа, изменение формы листа и окраски, асимметрия и другие нарушения.


Практическая часть.


На основании статьи 11 закона РФ « Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 каждый гражданин имеет право « на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и оной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде».

Я решила провести данное исследование, чтобы выяснить актуальна ли проблема загрязнения окружающей среды в микрорайоне средней школы.

Школа расположена на южной части деревни, в северной части школы располагается улица Набережная, в южной части улица Пограничная , в юго-восточной части располагается котельня, в центральной части школы находится парк.

В средней школе обучается 61 учащихся, и преподают 14 учителей. В деревне проживает 561 жителей

Материалы и методика

В проекте использовались следующие методики:

Методика учёта движения автотранспорта и расчётная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта

Методика определения загрязнения по снежному покрову.


1.Определение загрязнённости путём учёта автотранспорта.


Результаты исследования:

Учёт автотранспорта


Типы автотранспорта

2020 год

2021 год

Легковые автомобили

Пограничная-4

Набережна-7

1.-1

2.-3

Грузовые автомобили

Пограничная-2

Набережна-3

1.-1

2.-2

Автобусы

Пограничная-0

Набережная-0

1.-0

2.-0

Колесные трактора

Пограничная-1

Набережная-2

1.-0

2.-2


Вывод: по сравнению с данными 2021г., возросло количество автомобилей и колёсных тракторов на выбранном участке.

Следовательно, увеличилось и количество вредных газов от них, выброшенных в атмосферу.

Одна автомашина в течении суток выбрасывает 1 кг выхлопных газов, состоящих из:

30 г угарного газа

6 г оксида азота

5 г Соединений свинца

2 г серы


За 1 час

За сутки

1,3 кг угарного газа

31 кг. Угарного газа

258 г оксидов азота

6,192 кг оксидов азота

215 г соединений свинца

5,160 кг соединений свинца

86 кг серы

2,864 кг серы



От такого вредного воздействия выхлопных газов учащихся школ защищают прежде всего зелёные растения, произрастающие вокруг школы. Деревья и кустарники не зря называют своеобразными «пылесосами», так как они интенсивно поглощают ядовитые вещества, выбрасываемые машинами.

На территории школы произрастает 27 деревьев и кустарников:

Тополь-4

Ильма-12

Акация- 11

Листья этих растений поглощают пыль, сажу, выхлопные газы.


2. Определение загрязнений воздуха по снежному покрову.


Это один из доступных методов исследования для школьной лаборатории. На основании полученных результатов можно составить карту загрязнённости снежного покрова и определить источники загрязнения воздуха, а также степень и границы их влияния.

Отбор пробор и подготовка их к исследованию.

Для отбора проб мы выбрали четыре точки в различных участках школы:

-Проба №1- на территории школы, в школьном парке

-Проба №2- на улице Пограничная;

-Проба №3- у котельни

- Проба №4- на улице Набережная

Отбор проб снега проводился полой трубкой, которую врезают на всю толщину снежного покрова до поверхности земли, после чело вытаскивают со снегом, поддерживая её снизу полиэтиленовой лопаткой. Нижняя часть трубки тщательно очищается от частиц грунта. Проба снега из трубки высыпается в полиэтиленовый мешок, подписывается номер пробы и снег оставляется в пакете до полного таяния. После таяния снега и достижения талой воды комнатной температуры, проба готова к проведению анализа

Анализ физических свойств талого снега.

Методика определения физических свойств талого снега.

Для определения прозрачности проб талой воды в стеклянный цилиндр наливала определённое количество воды и через неё просматривала шрифт (печатный текст). Сравнивала каждую пробу с контролем – дистиллированной водой. Вода может быть прозрачной, слабо мутной, сильно мутной. Перед замером воду взбалтывала. Прозрачность зависит от количества взвешенных частиц органического и неорганического происхождения и определяется высотой столба воды в цилиндре в см, сквозь которую начинают читаться буквы.

Для определения запаха талую воду наливала в коническую колбу (250 мл), закрывала колбу пробкой, встряхивала, затем открывала её и быстро определяла характер запаха. Запахи могут быть естественными и искусственными. Интенсивность запаха оценивается по 5- бальной системе: 0- никакой, 1- очень слабый, 2- слабый, 3- заметный, 4- отчётливый, 5- очень сильный.

Наличие осадка определяла суточным отстаиванием воды. Если осадок образуется, он может быть: хлопьевидным, плотным белым, сероватым, в виде песка, глины или растительных остатков.

Для определения содержания растворённых солей выпаривала одинаковое количество воды каждой пробы, сравнивая с контролем- дистиллированной воды, которая не содержит солей.

Результаты определения физических свойств талого снега представлены в таблице .

Результаты определения физических свойств талого снега.


№ пробы

Прозрачность

запах

осадок

Раств.

соли

проба №1

школьный парк

Прозрачная (12,4 см)

Нет

Почти нет

Мало

Проба №2

Ул. Пограничная

Прозрачная ( 10,6)

слабый

Крупнодис- персный (меньше №1)

Есть

Проба №3

( у котельной)

Сильно мутная (6,2)

Отчётливый

Много мелко- дисперсного (больше всех)

есть

Проба №4

Ул. Набережная

Мутная (5,8)

Очень слабый

Крупнодис- персный

есть


Анализ результатов исследования свойств талого снега.

На основании проведённых исследований физических и химических свойств талого снега можно сделать следующие выводы:

-анализ физических свойств проб талого снега показал, что наиболее близким к контролю- дистиллированной воде- по прозрачности и запаху пробы №1; механический осадок присутствует во всех пробах, особенно велик в пробе №3, это можно объяснить близость к котельной

-самый мутный и грязный осадок был в пробе 34. Это можно объяснить близость к ул. Набережная, где были сильные выбросы выхлопных газов и наличие свинца







Тема: «Влияние автотранспорта на состояние окружающего воздуха»

Автор – Султанова Любовь, ученица 9 класса

МБОУ Дуройская СОШ, Забайкальский край


Заключение.


Проведя свое исследование, я пришла к выводам.

Все виды современного транспорта наносят большой ущерб биосфере. Но наиболее опасен для неё автомобильных транспорт. Рост автомобильного парка района в последние годы неизбежно влечёт за собой возрастание объёма валового выброса вредных веществ в атмосферу. Даже легковому автомобилю для сгорания 1кг бензина требуется 2,5кг кислорода. В среднем автомобиль проезжает в год 10 тысяч км. И сжигает 10т бензина расходуя 35т.кислорода и выбрасывая в атмосферу 160т выхлопных газов, в которых обнаружено около 200 вредных веществ. Если бензин этилированный он содержит ещё 3,5кг ядовитого свинца.

Рекрационная нагрузка на данном участке возросла за счёт увеличения интенсивности движения легковых и грузовых автомобилей, особенно в утренние и вечерние часы рабочего дня. Автотранспорт оказывает губительное воздействие не только на воздух и растения, но и на учащихся.

Исследования состава проб снега показали разную степень загрязнения, так как была разная удалённость точек взятия проб от источника загрязнения;

Самыми загрязнёнными оказались пробы №4 (в районе ул. Набережной. Так как часто там происходят выбросы различных веществ);

Самыми чистыми оказались – проба №1(школьный парк)


В результате моих исследований, моя гипотеза подтвердилась: транспорт влияет на окружающую среду и организм человека.


Мои рекомендации:

Опираясь на результаты и проанализировав выводы, я рекомендую жителям села:

Не употреблять в пищу растения, растущие вблизи дорог;

Собирать грибы и лекарственные растения вдали от автомобильных дорог;

Высаживать вдоль дорог растения, устойчивые к загрязнению окружающей среды, для ограничения попадания вредных веществ выхлопных газов в лесные массивы: например берёзу или иву.






Тема: «Влияние автотранспорта на состояние окружающего воздух»

Автор – Султанова Любовь, ученица 9 класса

МБОУ Дуройская СОШ, Забайкальский край


Библиография.


1. Василенко В.Н., Назаров Н.М. Мониторинг загрязнения снежного покрова.- Гидрометеоиздат, 1985

2. Горлачёв В.П., Корсун О.В., Игумнова Е.А., Золотарёва Л.Н. Региональная Экология Забайкальского края, 2011

3. Давтян М.Л., Волков В.Н. Определение химических показателей природных вод в школьном кабинете химии.- Псков, 1997

4. Е.А. Криксунов, В.В. Пасечкин Экология 10(11) класс, 1999

5. Федеральный закон « Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7- ФЗ.


12