Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Самарский филиал
СТАТЬЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ»
Направление подготовки – 44.04.01 Педагогическое образование
Профиль Управление в образовании
Работу выполнил магистрант
Алексеева А.В.
Самара 2017
Влияние демографических изменений на образование в России
В настоящее время качество образования становится одной из важнейших ценностей, слагаемых качества жизни населения. Требования к качеству образования обусловливают и детерминируют стратегии развития региональных образовательных систем, сложившихся в России, и, несмотря на их различия, обеспечивают создание единого национального образовательного пространства. Для этого требуются системные изменения в содержании и организации образовательной деятельности, в управлении образовательным процессом, в создании особой инновационной среды, в поиске новых форм сотрудничества образования с институтами гражданского общества [1].
Создание условий для активного включения детей, обучающихся (воспитанников) образовательных учреждений в экономическую, социально-политическую и культурную жизнь общества является одной из целей деятельности Минобрнауки России, которая взаимосвязана со стратегической целью, обозначенной в документах Правительства Российской Федерации, с повышением уровня и качества жизни населения. Следует отметить, что один из факторов риска, затрудняющий реализацию указанной цели, носит социально-демографический характер [3].
Одной из основных проблем социально-экономического прогнозирования в РФ является слабая изученность влияния демографических изменений в целом на экономическое и социальное развитие страны, и спрос на услуги образования в данном случае не является исключением. Если не учитывать демографический фактор при разработке и реализации стратегий и политики развития на федеральном, региональном, отраслевом уровнях в конечном итоге приведет к снижению эффективности управленческих решений в области образования.
Целью данной работы является оценка воздействия будущих демографических изменений в Российской Федерации на структуру спроса на образовательные услуги различных образовательных учреждений.
Демографические итоги 2016 года, которые обнародовал Росстат, засвидетельствовали негативные тенденции в демографии России. За год в России родилось 1893000 человек, умерло 1888000, то есть естественный прирост составил 5000 человек, что случилось уже четвертый год подряд. При этом миграционный прирост за 11 месяцев составил 241 тыс. По предварительной оценке, численность населения на начало 2017 года превысила 146,8 млн, а в течение 2017 года точно превысит 147 млн. Тем не менее, ряд тревожных тенденций проявляется уже вполне отчетливо. Во первых, рождаемость существенно снизилась – на 51 тыс. за год – и стала самой низкой за последние пять лет [1]. В 2016 году в России родилось меньше детей, чем в 2012-2013 гг. (т.е. без Крыма и Севастополя). Это свидетельствует о том, что начинается новая демографическая яма – число молодых женщин, потенциальных рожениц пошло на спад. Средний их возраст при рождении составляет 27 лет, а 27 лет назад, в 1989 году, как раз начался длительный спад рождаемости. Поэтому данный процесс будет только усугубляться, ведь в течение 1990-х абсолютная рождаемость упала в 1,6 раза [5].
Во-вторых, продолжается положительная динамика показателей смертности населения. Число умерших за год уменьшилось на 1,2%, или почти на 24 тыс. Примечательно, что это достигнуто в условиях увеличения доли пожилых людей и означает еще более существенное снижение относительной смертности [1]. Следовательно, в 2016 году увеличился и такой показатель, как средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении, - примерно на полгода, достигнув около 71,5 лет. Это заметный прирост за год, и поэтому Россию тоже поджидает неприятная неизбежность потому, что через несколько лет удельный вес пожилого населения увеличится настолько, что даже при снижении относительной смертности ее абсолютные показатели будут лишь увеличиваться [4].
Как это все влияет на образование? В связи с сокращением населения в репродуктивном возрасте будет наблюдаться существенное уменьшение числа родившихся, в результате численность посещающих дошкольные учреждения будет также снижаться: неуклонное сокращение начинается с 2018 г., а по более современному прогнозу с 2019 г., и к концу периода прогноза (в 2030 году) падение составит почти 1,55 млн. дошкольников по данным обоих прогнозов (по сравнению с показателем 2013 года более чем 700 тыс.). Однако впоследствии начнется стабилизация (до 5,7 млн. в 2040 году) и даже некоторое повышение контингента (до 6,6 млн. в 2050 году) посещающих дошкольные учреждения [3].
Уменьшение числа родившихся окажет негативное влияние на контингент учреждений общего образования только к концу прогнозного периода: сокращение начнется только после 2025 года (или по данным более современного прогноза с 2026 года), когда количество школьников достигнет максимума. Тем не менее, в 2030 году число школьников будет выше показателя 2016 года на величину от 2 до 2,8 млн. Если продлить прогноз, сделанный Институтом демографии в 2014 году дальше, то к 2040 году ожидается выход на показатель 14,4 млн. учащихся, а к 2050 году – 15,68 млн. [1].
Если же рассматривать только полное среднее образование (старшие классы), то здесь негативное влияние снижения рождаемости не успеет проявиться в полной мере: до 2030 года наблюдается рост (хотя и затухающий) числа учеников по обоим вариантам прогноза.
Количество учащихся в учреждениях среднего профессионального образования (СПО) будет возрастать до самого конца прогнозного периода. Более того, к началу 2020-х гг. данный процесс ускорится. Причина данного явления заключается в том, что в возраст поступления в профессиональные училища войдут относительно многочисленные поколения, рожденные в середине 2000-х гг. Тем не менее, учитывая тот факт, что группа поступающих в данные учебные заведения сравнительно малочисленная, можно ожидать существенное падение спроса на места в учреждениях СПО уже к середине 2030-х гг. [4].
Динамика численности обучающихся в учреждениях высшего профессионального образования (ВПО) будет демонстрировать следующее -контингенты учащихся учреждений ВПО будут зависеть от текущей рождаемости только с большим временным лагом значения по прогнозам 2013 и 2014 гг. почти совпадают. В 2040 году количество студентов ВУЗом будет около 2,63 млн. на очных отделения и 2,8 млн. на заочных, а к 2050 г. – 2,23 и 2,54 млн. соответственно. Таким образом, после 2030-х при сохранении текущего спроса на высшее образование количество заочных студентов снова превысит число очных [1].
Может ли государственная система образования ответить на вызов демографической ситуации в стране? Я предполагаю, что если даже в целом эти демографические прогнозы оправдаются, то образование может существенно смягчить многие экономические и социально негативные последствия, вызванные ожидаемым сокращением населения.
Во-первых, существенно возрастет уровень компьютеризации трудовых процессов и уровень автоматизации производства, что потребует меньшего числа работников. Во-вторых, расширение государственных мер стимулирования рождаемости и поддержки семей, у которых более двух детей, позволит изменить демографическую ситуацию в позитивную сторону, а стране реализовать стратегию расширенного демографического воспроизводства. В-третьих, государство будет вынуждено вернуться к политике восстановления и развития школ и специальных профессиональных учебных заведений в сельских регионах, что усилит социально-экономическую и демографическую устойчивость сельских поселений.
Исходя из пересиленных новых качеств, характерных для будущей системы образования, изменится и управление образовательными системами, тем самым будут предусмотрены следующие меры для улучшения функционирования образовательных учреждений:
- восстановление и развитие сети детских дошкольных учреждений и малокомплектных школ на основе создания учреждений образования типа «детский сад — школа», детских дошкольных учреждений семейного типа, групп кратковременного пребывания в детском дошкольном учреждении для подготовки детей к школе, разновозрастных групп и других вариативных форм дошкольного образования;
- развитие сети образовательных учреждений с учетом демографических факторов, а также на обеспечение пешеходной доступности для детей начальной школы и организацию подвоза детей на специализированных автобусах к основной и средней школе в пределах 30-минутной транспортной доступности;
- создание на региональном и муниципальном уровнях базовых школ и определение транспортных схем доставки обучающихся, использование передвижных учебных лабораторий, внедрение новых моделей образовательных и социокультурных комплексов, интеграция и кооперация образовательных учреждений различных типов и ступеней;
- улучшение материально-технической оснащенности сельских школ, в том числе спортивным инвентарем и оборудованием, завершение их компьютеризации, а также развитие дистанционного обучения и других современных технологий образования и воспитания, в том числе с использованием сети интернет;
- восстановление и развитие в сельской школе функции профессиональной ориентации и трудовой подготовки для работы в сельском хозяйстве и других значимых на селе сферах деятельности;
- обеспечение функционирования учебных хозяйств образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
- совершенствование условий и процессов получения профессионального образования, достижение соответствия набора профессиональных компетенций выпускников образовательных учреждений квалификационным требованиям инновационного производства;
- реализация программ переподготовки и повышения квалификации работников образования; грантовая поддержка выпускников вузов для работы в сельских школах и создание условий для организации профильного обучения [1];
- реализация образовательных программ для иностранных студентов из стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе на английском языке;
- открытие филиалов за рубежом;
- вхождение в состав высших учебных заведений учреждений среднего профессионального образования;
- слияние двух и более высших учебных заведений в университетские комплексы.
Таким образом, из проведенного анализа можно сделать вывод, что контингенты образовательных учреждений напрямую связаны с демографическими изменениями, в особенности с размером родившихся поколений, так как уже через сравнительно короткий временной промежуток эти поколения начинают свою образовательную траекторию.
Тем не менее, в любом случае изменения в системе подготовки бакалавров, расширение магистерской подготовки потребуют дополнительных затрат, так как, даже с учетом «демографической ямы», среди потенциальных студентов в начале прогнозного периода увеличение охвата обучением уменьшит контингенты учащихся не столь существенно. В случае с дошкольными учреждениями очень многое зависит от уровня рождаемости, хотя с наибольшей вероятностью можно предсказать возрастающий спрос на услуги дошкольных учреждений даже при неизменном охвате, а для того чтобы увеличить охват обучением на этой ступени ввод новых учреждений придется проводить опережающими темпами. В то же время, практически при всех сценариях демографических изменений в 2020-е гг. потребность в детских садах будет сокращаться из-за снижения числа родившихся. Следовательно, темпы ввода новых учреждений можно замедлить, а потом уже встанет вопрос об избытке дошкольных учреждений. В случае с общим образованием необходимо учитывать возрастающую потребность в школах, учителях и прочих дополнительных затратах, которые будут отмечаться в течение ближайшего периода времени.
Список используемых источников
1. Денисенко, М.Б., Козлов, В.А. Оценка влияния демографических изменений на структуру спроса на услуги образования // XV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. Кн. 4. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. С. 512-525.
2. Осипов, Г. В. Демографические перспективы России / Г. В. Осипов, С. В. Рязанцев. - М.: ЦСПиМ, 2012. -240 с.
3. Среднесрочный прогноз до 2014 года и оценка тенденций до 2025 года / под ред. Ф. Э. Шереги и А. Л. Арефьева. - М.: ЦСПиМ, 2010. - 320 с.
4. «Федеральная служба государственной статистики» http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi?pl=2401054 (Дата обращения: 17.04. 2017г.)
5. Предварительная оценка численности постоянного населения на 1 января 2017 года и в среднем за 2016 год (опубликовано 26.01.2017г.). «Федеральная служба государственной статистики» http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (Дата обращения: 17.04. 2017г.)