СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка-дошкольника

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей "Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка-дошкольника"

Просмотр содержимого документа
«Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка-дошкольника»

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА


Ю.Е. Додонова

ГУ «ЛДУУЯСКТ № 73», г. Луганск

[email protected]

Аннотация. В настоящее время самой серьезной проблемой в отношениях между родителями и ребенком является недостаток общения. Современная жизнь углубляет изоляцию и дефицит общения ребенка и взрослого, приводит к тому, что родители все больше отдаляются от создания условий, благоприятных для полноценного психического развития ребенка.

Ключевые слова: воспитание, влияние, родители, семья, поддержка.

Актуальность проблемы. Проблема детско-родительских отношений остается актуальной на протяжении всего развития психологии как науки. Казалось бы, в нормальной обыденной жизни ребенок постоянно окружен вниманием и заботой, и поводов для беспокойства быть не должно. Однако, и среди детей, воспитывающихся в семье, можно наблюдать проявления социальной дезадаптации и определенных отклонений в поведенческой сфере.

Цель. Укрепление детско-родительских отношений, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье, повышение психологической и педагогической грамотности родителей.

Значение детско-родительских отношений в развитии

личности ребенка дошкольного возраста

- Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на сегодняшней встрече. Давайте сегодня поговорим о Ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играет семья. Без вашей любви, поддержки и помощи ребёнок не сможет быть счастлив, здоров и благополучен.

Любовь родителей несет в себе две задачи, выполняя которые, родители помогают своим детям развиваться и формировать гармонично развитую личность.

Первая задача – дать ребенку уверенность в том, что его любят и о нем заботятся. Нужно стремиться поддерживать и сохранять контакт с ребенком на протяжении всей жизни. Психологический контакт – это, прежде всего партнерские, доверительные отношения. Интерес к проблемам, желаниям, состояниям, ко всему, что интересно именно ребенку. Необходим диалог с ребенком, совместные действия.

Вторая задача – принятие ребенка. Основное правило – признать за ребенком право быть таким, какой он есть. Если оценивать, то только действия, а не личность ребенка. Любая оценка личности вредит, она ведет либо к формированию завышенной, либо заниженной самооценки. Лучше проявлять конструктивную похвалу, «Я - высказывания», позволяющие ребенку оценивать самого себя.

Опыт общения ребенка с родителями является тем объективным условием, вне которого процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднен. Под влиянием родителей у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки.

Ш.А. Амонашвили обращал внимание родителей на то, что оценка деятельности и поведения ребенка только тогда играет позитивную роль в воспитании, когда оценка результатов деятельности отделена от личности ребенка. Демонстрируя положительное отношение к ребенку, веру в его силы, взрослые формируют у него тем самым уверенность в себе и стремление к успеху, обращая его внимание на ошибки в деятельности и неправильное поведение, учит анализировать себя, контролировать и правильно анализировать свои действия. Уважение к ребенку, бережное отношение к его личности лежит в основе позитивного оценивания.

Таким образом, благоприятным условием развития личности можно считать эмоциональную вовлеченность родителей в жизнь ребенка, не препятствующую, однако развитию его самостоятельности.

Добрые семейные традиции являются источником стабильности и гуманности в обществе. Издавна считалось, что мужчина — оплот семьи, защитник, тот, кто решает проблемы, женщина в семье — хранительница домашнего очага, занимается ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей, родители обязаны заботиться о воспитании детей, а дети должны уважать своих родителей.

Давайте вместе вспомним, какие пословицы и поговорки вы знаете о семье. (ответы родителей)

Согласие да лад в семье клад.

Дети не в тягость, а в радость.

При солнышке тепло, при матери добро.

Вся семья вместе, так и душа на месте.


ИГРА «Кирпичики»

- Как говорилось ранее, семья - это ячейка общества, но если рассмотреть поближе, сама по себе семья- это дом, который состоит тоже из множества ячеек, кирпичиков, которые в свою очередь помогают в воспитании ребенка – это семейный опыт, ценности, традиции. Давайте разделимся на 2 группы, и посмотрим, как должны действовать родители в воспитании. Какие кирпичики мы будем использовать в постройке нашего дома и что мы должны выбросить, заложим для дома нашей крепкой и дружной семьи фундамент из правил взаимодействия детей и родителей, которые необходимо выполнять для того, чтобы вырастить будущих заботливых мам и хороших отцов. А всё ненужное мы погрузим на машину и увёзём подальше от нашего дома.

Родителям предлагается изображение дома, которое нужно заполнить кирпичиками – листами бумаги с подходящими надписями:

  • Воспитывать детей своим положительным примером.

  • Не сравнивать с другими детьми.

  • Быть строгим, но справедливым родителем.

  • Избегать крайностей в любви.

  • Привлекать детей к помощи по дому.

  • Разговаривать о совместных делах, обсуждать планы.

  • Потакать детям во всех их желаниях.

  • Использовать в качестве методов воспитания разговор на повышенных тонах и физическое наказание.

  • Опекать детей, делать многое за них.

Дорогие родители, именно от вас, в большой степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок, мы, педагоги, можем только помочь вам найти выход в сложной ситуации. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей. Окружайте своих детей всем лучшим, что у вас есть!

Список литературы

  1. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.- 319 с.

  2. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультация, тренинг.- Ярославль: Академия развития, 2001.- 160 с.

  3. Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. –  М.:Жизнь и мысль, 1999.-168 с.



Приложение№1

ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА

• Научимся чаще хвалить ребёнка. И делать это будем искренне, от души.

• Иногда без повода, просто так, возьмём ребёнка на руки, крепко обнимем и поцелуем.

• Создадим семейные традиции.

• Навсегда запомним, что у каждого ребёнка своя скорость роста, свои способности и свои неповторимые особенности.

• Перестанем делать ребёнку замечания при посторонних.

• Не станем обсуждать разногласия в вопросах воспитания ребёнка в его присутствии.

• Перестанем говорить при ребёнке грубые слова.

• Начнём приучать ребёнка к самостоятельности.

• Не будем кормить ребёнка силой, а будем считаться с его вкусовыми пристрастиями.

• На день рождения ребёнка позовём его маленьких приятелей.

• Начнём вместе с ребёнком делать ежедневную зарядку.

• Будем вместе рисовать и показывать рисунки членам семьи.

• Будем следить за чистотой и правильностью речи ребёнка

• Вечером, вместо крика «Немедленно спать!», расскажем сказку, где главным героем будет он сам.

• Перестанем отдариваться от ребёнка дорогими игрушками – будем проводить с ним больше времени.

• Научимся терпеливо слушать своего ребёнка.

• Заведём специальную тетрадь, в которую будем записывать смешные истории из жизни ребёнка и его забавные словечки.

• Не будем идти на поводу у капризов ребёнка – научимся говорить «нет».

• Запретим себе обманывать ребёнка, всегда будем выполнять то, что пообещали, и не обещать заведомо не невыполнимых вещей.

• Иногда позволим себе подурачиться и поиграть с ребёнком на равных.

• Перестанем пугать ребёнка Бабой-ягой, чужим дядей, милиционером и собственным уходом к другому мальчику (девочке).

• Будем отвечать на любые, даже каверзные детские вопросы.

• Постепенно будем приучать ребёнка к труду, поощрять любую помощь по дому, даже если от неё будет мало пользы.

• Не будем относиться ко времени, проведённому с ребёнком, как ко времени, потерянному для себя.