Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации Молчановского района»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Наргинская средняя общеобразовательная школа»
XV межмуниципальная
научно-практическая конференция школьников
«Новый интеллект 2014»
Исследовательский проект
«Влияние фразеологизмов на духовно-нравственную жизнь человека»
Выполнила:
Обучающаяся 7 класса
Зипченко Екатерина
Руководитель проекта:
Учитель русского языка и литературы
Богайчук С.В.
Нарга 2014 г.
Авторы: Зипченко Екатерина, 7 класс.
Руководитель: Богайчук С.В., учитель русского языка и литературы.
Тема: Влияние фразеологизмов на жизнь человека.
Образовательное учреждение: МБОУ «Наргинская СОШ»
Используемые медиаресурсы: текстовый редактор WORD, ресурсы сети Интернет, авторская презентация, созданная в среде Power Point.
1. Актуальность данного исследования заключается в том, что можно глубже познакомиться с происхождением оборотов, увидеть, как в них отразился процесс духовно-нравственного формирования человека, и как фразеологизмы влияют на человека. Новизна заключается в том, что работа строится на примерах фразеологизмов из художественной литературы, прочитанной обучающейся.
2. Предмет исследования: фразеологические обороты, содержащие названия животных, птиц, насекомых, рыб; 2) обороты, показывающие отношение к делу, к работе.
Фразеологизмы – это устойчивые выражения, имеющие самостоятельное значение, это «витаминчики» и «изюминки», которые прочно и естественно вошли в наш язык, впитали в себя мудрость и опыт народа, воспринимаются нами как естественный элемент речи, идущий от народа из глубины веков.
Фразеология же - одно из самых ярких и действенных средств языка. Не случайно ее образно называют жемчужиной русской речи.
3.Проблема исследования: духовно-нравственный аспект фразеологических оборотов и их влияние на формирование человека. Цель: выяснить, как фразеологические обороты влияют на духовно-нравственную жизнь человека.
4. Гипотеза: фразеологизмы и фразеологические обороты употребляются человеком с определённой целью и влияют так или иначе на его жизнь.
5. Проверка гипотезы:
Я решила остановиться на двух группах оборотов: 1) обороты, содержащие названия животных, птиц, насекомых, рыб; 2) обороты, показывающие отношение к делу, к работе. Особенностью этих оборотов является то, что они показывают черты характера человека (трудолюбие и лень, смекалку и глупость и др.). Акцент я делаю, прежде всего, на фразеологизмы, употребляемые русским человеком, чтобы потомки извлекали уроки и брали только положительные примеры для подражания, закрепляя всё это художественными произведениями, в которых есть данные фразеологизмы.
6. Интерпретация.
Первый этап моей работы заключался в происхождении фразеологизмов, в их употреблении в художественной литературе и влиянии их на духовно-нравственную жизнь человека.
Без царя в голове. Глупый, несообразительный, несмышлёный человек. Выражение является производным от пословицы: « У каждого свой царь в голове», где царь – это ум, мысли, соображения. « Без царя в голове» - всё равно, что без ума в голове.
Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Н.В.Гоголь. «Ревизор»
Как белка в колесе. Быть в постоянных хлопотах. Это выражение восходит к басне И. А. Крылова “Белка” (1833), в которой бег белки в колесе олицетворяет деятельность человека, который “хлопочет, мечется... из кожи рвётся, да только всё вперёд не подаётся, как белка в колесе”.
В деревне, в праздник, под окном
Помещичьих хором,
Народ толпился.
На Белку в колесе зевал он и дивился.
Вблизи с березы ей дивился тоже Дрозд:
Так бегала она, что лапки лишь мелькали
И раздувался пышный хвост.
И.А.Крылов «Белка»
Белены объесться. Говорить нечто несуразное, совершать неразумные поступки. Белена – растение из семейства паслёновых, часто встречающееся среди разнотравья средней и южной полосы России. Она содержит алкалоиды и в больших дозах очень ядовита. При попадании внутрь организма эти яды вызывают сильное возбуждение, галлюцинации и нарушают речь. Поэтому о человеке, плохо контролирующем свои действия, говорят, что он белены объелся.
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство».
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Гол как сокол. Страшно беден, ничего не имеет. В старину для взятия осаждённых городов использовали стенобитные оружия, которые назывались сокол. Это было окованное железом бревно или чугунный брус, укреплённый на цепях. Раскачивая его, ударяли по стенам и разрушали их. Образное выражение «гол как сокол» означает «беден до последней крайности, негде взять денег, хоть головой бейся об стену». …Троекуров часто говаривал Дубровскому: "Слушай, брат, Андрей Гаврилович: коли в твоем Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром, что он гол как сокол…А.С.Пушкин «Дубровский»
Овца заблудшая. Хороший, но случайно сбившийся с правильного пути человек. В Евангелии рассказывается притча – поучительная история с иносказанием. У человека было стадо овец, из которых одна заблудилась и пропала. Но хозяин, так как ему дорого каждое животное стада, оставил остальных и пошел на поиски пропавшей, разыскал ее и принес домой на плечах.
Под словами «заблудшая овца» теперь подразумевают хорошего, но случайно сбившегося «с пути истинного» человека.
Ямщик, который вез его, сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте. «Авось, — думал смотритель, — приведу я домой заблудшую овечку мою».
А.С.Пушкин, «Станционный смотритель»
Вторым этапом работы было небольшое исследование.
Для оформления работы я обратились за помощью к одноклассникам, так как появилась необходимость проведения диагностического исследования. В результате получилась диаграмма.
Он заключался в том, что я выбрала два вида фразеологизмов, один из которых относился к образу, содержащему название животных, птиц, насекомых, рыб «Убить двух зайцев», а второй оборот показывает отношение к делу, к работе «Зарубить на носу».
Какой же оборот чаще употребляют мои ровесники?
Оказалось, что из 25 опрошенных учеников 9 чел.(36%) выбрали фразеологизм «Убить двух зайцев», а остальные 16 чел. (64%) «Зарубить на носу». И это радует, потому что «Зарубить на носу» - это запомнить крепко-накрепко, навсегда, а это для ученика очень важно.
А вот фразеологизм «Убить двух зайцев» не совсем подходит ученику. Конечно, они порой «убивают двух зайцев», делая домашнюю работу и слушая музыку, но это идёт им не в пользу. И хорошо, что всего лишь 36% выбрали этот фразеологизм.

7. Подготовка к презентации исследовательского материала. Написание отчёта.
Итак, с помощью исследования фразеологизмов, характеризующих человека, можно создать представление о миропонимании русского человека, окружающей его действительности, богатстве выразительных языковых средств, эмоциональной жизни народа; определить направления, в которых необходимо прилагать усилия для развития культуры и языка, и сделать вывод, что русские фразеологизмы положительно влияют на духовно-нравственную жизнь человека
Для написания отчёта были использованы возможности текстового редактора WORD, ресурсы сети Интернет, авторская презентация, созданная в среде Power Point.
В процессе подготовки и выполнения исследовательской работы была использована следующая литература:
Большой фразеологический словарь ОЛМА Медиа Групп 2009
Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., Просвещение. 1989.
http://tmn.fio.ru/works/97x/305/41.htm;
http://www.encsite.