Влияние игры на духовых инструментах (татарском курае) на комплексное развитие ребенка.
В последнее время чаще встречаются родители, которые предпочитают отдавать своих детей обучаться именно на духовые инструменты. Основная причина – желание родителей поправить здоровье детей (связанное с дыхательной системой).
Духовые инструменты – одни из самых древних музыкальных инструментов. Инструменты использовались в качестве всевозможных сигналов. С развитием истории, развивались и инструменты.
Занятия на духовом инструменте помимо пользы для здоровья дают новые знания, впечатления, оказывают комплексное воздействие на всю деятельность ребенка. В первую очередь, занятия на духовых инструментах влияют на физическое развитие ребенка, так как представляют собой активную работу целых систем органов и групп мышц. Для формирования каждого компонента нужно задействовать практически весь комплекс средств организма одновременно: язык, губы, легкие, межреберные мышцы, брюшной пресс. Это мы не берем во внимание работу пальцев, памяти и построение музыкальной мысли.
Хотелось бы поговорить о самом первом, начальном, этапе занятий. Многие педагоги сразу начинают учить ноты, учат правильно дышать (ставят дыхание), правильно держать мундштук. В своей работе я тоже это делаю, но до этого мы с ребятами долго выполняем всевозможные дополнительные упражнения, как на уроках в классе, так и в условиях домашних занятий. Задача этих упражнений как раз и является подготовкой к началу обучения на духовых инструментах.
Упражнения я беру из жизни, ничего не придумываю специально. Например – “окраска стены”. Суть этого упражнения, изображать малярные работы у стены. Рука превращается в кисть, а кисть руки и пальцы в ворс кисточки. Ведя руку вдоль стены (вертикально или горизонтально), мы заставляет работать кисть руки, фаланги пальцев. Задача этого упражнения – развитие гибкости и отсутствия зажатости рук.
Так же мы дуем в бутылку. В этом упражнении сразу работаем над амбушуром и дыханием. Задача состоит в том, чтоб следить за губами и ровно и долго выдыхать. Так мы потихоньку приучаем мышцы губ и ставим дыхание.
Для развития рук, мы еще “бросаем мячик”. Представляем, что в руке “арабский” мяч, кидаем его в пол и ловим. Задача этого упражнения – постановка пальцев кисти рук.
И таких упражнений за педагогический опыт насчитывается большое количество. Они помогают в последствии, более быстрому и легкому освоению духовых инструментов (в частности кларнет/саксофон). Это очень помогает в дальнейшем обучении ребенка на духовом инструменте.
Для учащихся, которые занимаются на духовых инструментах, необходимым и обязательным условием является создание звукоизобразительности. В него входят такие важные составляющие, как работа над артикуляцией (динамика, штрихи, интонация), и работа над дыханием и его развитием.
Играя на татарском курае, ученик должен разрабатывать пространственную ориентацию: чтобы верно попасть на отверстия, манипулировать пальцами, запоминать нотный текст (который состоит из ритмических фигур и различных сочетаний).
Занятия на духовых инструментах воспитывают в ребенке выносливость, внимание. Чтобы совершенствоваться и повышать свой профессионализм одного желания ребенка недостаточно. Необходимы регулярные и упорные занятия, особенно важна роль родителей, которые помогут ребенку организовать системный подход в обучении и контроль.
Обучение игре на духовых инструментах по праву можно сравнить с подготовкой спортсменов к соревнованиям. Но не каждый задумывается о том, сколько усилий нужно приложить, чтобы видеть свой результат. Стойкость и выдержка являются наиболее важными элементами занятий.
По моему мнению, начальный этап занятий и является важнейшим в достижении будущих успехов, комплексно формируют основные навыки в обучении.