СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Применить методы флуктуирующей асимметрии по листовой пластинке в оценке влияния хороших и плохих слов на взрослые перцы.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Колково
Орловского района Кировской области
Исследовательская работа:
«Влияние негативно – эмоционального воздействия на величину флуктуирующей асимметрии листьев перца».
Автор:
Шуклина Екатерина Алексеевна ,
ученица 7 класса
МКОУ ООШ с. Колково
Домашний адрес:
Кировская область,
Орловский район,
д.Малковы д.7
Контактный телефон:
89229648344
Руководитель:
Печёрина Ираида Викторовна,
учитель химии, биологии и географии
МКОУ ООШ с. Колково
Адрес организации:
Кировская область, Орловский район,
с. Колково, ул. Шубина ,1
с. Колково
2019 год
Оглавление:
|
|
|
| Введение…………………………………………………………….. | 3-4 |
| Глава 1. Флуктуирующая асимметрия и различные типы асимметрии…………………………………… |
5-6 |
| Глава 2. Характеристика флуктуирующей асимметрии как общебиологического явления……………………………………... |
7 -8 |
| Глава 3. Флуктуирующая асимметрия как показатель стабильности развития…………………………………………….. |
9 |
| Глава 4. Определение величины флуктуирующей асимметрии… | 10-12 |
| Глава 5. Методика исследования………………………………….
| 13 |
2. | Заключение………………………………………………………….. | 14 |
3. | Литература…………………………………………………………… | 15 |
4. | Приложение …………………………………………………………. Взаимодействие психической энергии человека и растения Расчёты флуктуирующей асимметрии у перцев на 1 подоконнике в начале эксперимента…………………………...
Расчёты флуктуирующей асимметрии у перцев на 1 подоконнике в конце эксперимента…………………………….
Расчёты флуктуирующей асимметрии у перцев на 2 подоконнике в начале эксперимента…………………………...
Расчёты флуктуирующей асимметрии у перцев на 2 подоконнике в конце эксперимента…………………………….
Фотографии……………………………………………………...
| 16-22
23-27
28-32
33-37
38-42 43-46 |
Введение.
Растение является чувствительным индикатором состояния природы.
Стабильность развития как способность организма к развитию без нарушений и ошибок является чувствительным индикатором на слова человека. Наиболее простым и доступным для широкого использования способом оценки стабильности развития является определение величины флуктуирующей асимметрии морфологических признаков. Этот подход достаточно прост с точки зрения сбора, хранения и обработки материала.
Актуальность исследования в том, что позволит определить влияние негативно – эмоционального воздействия на величину флуктуирующей асимметрии листьев перца.
В связи с этим, цель исследования - применить методы флуктуирующей асимметрии по листовой пластинке в оценке влияния хороших и плохих слов на взрослые перцы.
В связи с поставленной целью были сформулированы задачи:
Проанализировать материалы литературных источников по использованию методов биотестирования по флуктуирующей асимметрии листовой пластинки перцев.
Провести экспериментальные замеры параметров на выбранных растениях до эксперимента и после эксперимента с использованием методики оценки, влияния хороших и плохих слов на перцы по флуктуирующей асимметрии.
Дать оценку влияния слов на растения перцев.
Предмет исследования – влияние слов по флуктуирующей асимметрии на листовую пластинку перцев.
Объект исследования - листовая пластинка перцев.
Новизна работы в том, что данная тема исследования мало изучена, а результаты и выводы, полученные в ходе практического исследования, дают определённую помощь в выращивании перцев и других культурных растений.
Практическая значимость работы в том, что на основании приведённых исследований будут разработаны практические рекомендации в которых я постараюсь показать, что влияние слов оказывает, как положительное, так и отрицательное влияние на растения. Проведу апробацию методики оценки величины флуктуирующей асимметрии по признакам, характеризующим общие морфологические особенности листа путём промеров листа у растений с билатерально симметричными листьями.
При подготовке к написанию работы мною использованы как теоретические методы исследования: литературных данных, ресурсов Интернета, сравнение полученных данных, систематизация исследовательского материала. Так и практические методы исследования: выращивание перцев, обмер листьев перца, вычисление относительных величин асимметрии для каждого признака, показатель асимметрии для каждого листа, интегральный показатель стабильности развития, величина флуктуирующей асимметрии в выборке.
Исследовательская работа для меня оказалась сложной, но познавательной. Я хотела доказать себе, «миф» это или реальность, влияние плохих и хороших слов на растения.
Глава 1.
Флуктуирующая асимметрия и различные типы асимметрии.
Явление симметрии в природе как вид согласованности отдельных частей, который объединяет их в единое целое – одно из наиболее общих явлений, свойственное неживой и живой материи на разных уровнях организации. Ввиду того, что данная работа посвящена анализу листовой пластинки перца, ограничим рассмотрение симметрии билатеральным типом, это явление характерно для подавляющего большинства листовых пластинок растений. Подобная ограниченность форм симметрии листьев растений ярко демонстрирует принцип, сформулированный П. Кюри: рост наклонно и по горизонтали порождает единственную плоскость симметрии. Ввиду различных причин (эволюционные приспособления, особенности онтогенетического развития) в строении живых тел возникают различные отклонения от строгой билатеральной симметрии – называемые асимметрией. Наиболее распространенной и часто используемой в настоящее время является классификация Ван Валена, предложившего всё многообразие проявлений асимметрии разделить на три основных типа:
1. Направленная асимметрия – при этом типе в норме какая-либо структура развита больше на одной стороне. Подобный тип асимметрии, как правило, является результатом приспособлений, выработанных в ходе филогенеза: сердце млекопитающих, размер клешней у некоторых видов крабов, строение тела камбалообразных, из растений – листовые пластинки бегоний, липы.
2. Антисимметрия – при данном типе асимметрии отмечается отрицательные проявления признака на разных сторонах билатеральной структуры – признак проявляется только на правой или только на левой стороне, причем, генетически обусловлен сам факт различий, а не сторона проявления. Данное явление отмечено у некоторых видов брюхоногих моллюсков, у ряда видов крабов.
3. Флуктуирующая асимметрия – это незначительные, ненаправленные отклонения от строгой билатеральной симметрии. Незначительные, ненаправленные различия между правой и левой сторонами различных морфологических структур.
Глава 2.
Характеристика флуктуирующей асимметрии как общебиологического явления.
Характерные черты флуктуирующей асимметрии.
Флуктуирующая асимметрия - крайне широко распространенное явление. Им охвачены практически все билатеральные структуры у самых разных живых существ. Понятно, что невозможно подвергнуть анализу известные признаки всех билатерально - симметричных структур, но у исследованных флуктуирующая асимметрия регистрировалась. Более того, это явление имеет место даже при иных типах асимметрии, в этом случае она представляет собой отклонения не от строгой симметрии, а от определенной средней симметрии. По форме выражения она представляет собой незначительные отклонения от строгой билатеральной симметрии, а наблюдаемые отклонения, скорее, могут быть отнесены к случайным нарушениям развития, чем к направленным изменениям.
Соответственно, эти незначительные отклонения не несут функциональной значимости и находятся в пределах определенного люфта, допускаемого естественным отбором. Флуктуирующая асимметрия есть проявление внутри индивидуальной изменчивости, т.е. характеризует различия между гомологичными структурами внутри одного индивида. Подобный тип изменчивости широко распространен у растений, где в пределах одного индивида, можно провести разносторонний анализ метамерных структур, например, листьев (они наиболее часто используются для этих целей). Но важно отметить, что если уровень флуктуирующей асимметрии является характеристикой индивидуума, а значит, можно оценивать различие разных групп особей по среднему уровню различий между сторонами, то данное явление (флуктуирующая асимметрия) может рассматриваться и с позиции популяционной изменчивости. С позиций изменчивости как способности к изменению, наблюдаемое при флуктуирующей асимметрии несходство проявления признака между сторонами, не может быть объяснено ни генотипическими, ни средовыми различиями. Это есть результат случайной изменчивости развития. Представления об этом виде изменчивости были впервые сформулированы Б. Л. Астауровым в 1927году.
Рассматривая основные черты флуктуирующей асимметрии, можно выделить три основные особенности (по различиям между двумя сторонами тела):
незначительность – определяется природой этого явления (случайная изменчивость развития), а значит, если эти различия случайны, то они должны быть незначительны. Возникающие существенные различия между сторонами, обычно элиминируются отбором. Если этого не происходит, а появление этих различий постоянно, то можно говорить об их адаптивном характере, и они не могут быть случайны.
ненаправленность – также следствие причин, описанных в предыдущем абзаце. Эта черта свидетельствует о взаимном гашении случайных различий (между сторонами листовой пластинки) у отдельных особей. Зависимость в появлении различий слева или справа листовой пластинки должна отсутствовать.
Это неизменно имеет место, если всё фенотипическое разнообразие в рассматриваемой группе особей является следствием случайных нарушений развития в достаточно однородных, с точки зрения генотипа и среды. Анализ таких гетерогенных группировок, как природные популяции, выявил наличие всех переходов от сильной положительной связи между сторонами до ее полного отсутствия или слабой отрицательной, что является вполне естественным при флуктуирующей асимметрии, так как в общее фенотипическое разнообразие исследуемых признаков происходит вклад других форм изменчивости.
Глава 3.
Флуктуирующая асимметрия как показатель стабильности развития.
Индивидуальное развитие организма обеспечивается сложным регуляторным аппаратом, «защищающим нормальное формообразование от возможных нарушений, как со стороны уклонений во внутренних факторах, так и со стороны изменений в факторах внешней среды» (Шмальгаузен 1982). Данный механизм фигурирует под несколькими синонимичными названиями: стабильность развития, гомеостаз развития, т.е., подразумевается, что развитие проходит по определенному пути (креоду), и при высокой стабильности оно протекает одинаково, несмотря на некоторые генетические и средовые воздействия. Переключение развития на другой креод происходит при достижении порогового уровня генотипического или средового воздействия.
Глава 4.
Определение величины флуктуирующей асимметрии.
Каждая выборка должна включать в себя 10-20 листьев (по 2 листа с 1 растения). Листья с одного растения лучше хранить отдельно для того, чтобы в дальнейшем можно было проанализировать полученные результаты индивидуально для каждой особи. Все листья, собранные для одной выборки, сложить в полиэтиленовый пакет, туда же вложить этикетку с указанием номера выборки, места сбора (делая максимально подробную привязку к местности), даты сбора. Для исследований рекомендуют выбирать растения, достигшие генеративного возрастного состояния, использовать лист как орган, обладающий билатеральной симметрией. Листья рекомендуют собирать с разных сторон растения. Размер листьев должен быть сходным, средним для данного растения. Поврежденные листья могут быть использованы для анализа, если не затронуты участки, с которых будут сниматься измерения. Никакой специальной обработки и подготовки материала не требуется. Материал может быть обработан сразу после сбора или позднее. Для непродолжительного хранения собранный материал можно хранить в полиэтиленовом пакете на нижней полке холодильника. Для длительного хранения можно зафиксировать материал в 60% растворе этилового спирта или гербаризировать. В качестве наиболее простой системы признаков, удобной для получения большого объема данных, предлагается система промеров листа у растений с билатерально- симметричными листьями.
В качестве примера можно указать систему признаков, разработанную для березы. Для измерения лист помещают перед собой стороной, обращенной к верхушке побега. С каждого листа снимают показатели по четырём промерам с левой и правой сторон листа.
4
3
2
1
Промеры листа:
1 - длина центральной жилки.
А – середина длины центральной жилки.
2– ширина половинки листа
(измерение проводят посередине листовой пластинки);
3 – длина второй жилки от основания листа;
4 – расстояние между концами этих жилок;
Следующий этап работы - расчеты полученных данных по методике В.М. Захарова:
В первом действии для каждого промеренного листа вычисляем относительные величины асимметрии для каждого признака. Для этого разность между промерами слева (L) и справа (R) делят на сумму этих же промеров: (L - R) / (L + R).
Во втором действии вычисляем показатель асимметрии для каждого листа. Для этого суммируем значения относительных величин асимметрии по каждому признаку и делим на число признаков. В третьем действии вычисляем интегральный показатель стабильности развития - величина среднего относительного различия между сторонами на признак. Для этого вычисляем среднюю арифметическую всех величин асимметрии.
Затем значения заносим в таблицу.
При балльной оценке используется таблица соответствия баллов качества среды значениям коэффициентов асимметрии.
Балльная система качества среды обитания
Балл состояния | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
0,040-0,044 | 0,045-0,049 | 0,050-0,054 | 0,054 |
Последствия негативного воздействия.
Чем хуже экологическая ситуация, тем больше КФА (коэффициент флуктуирующей асимметрии).
Чем больше показатель флуктуирующей асимметрии, тем больше отклонений от нормы в развитии организма.
Это приводит к болезням и уродствам, которые передаются следующим поколениям.
Глава 5.
Методика исследования.
Познакомившись с описанием таких исследований, я решила сама провести опыт с растениями.
В один и тот же день 5 сентября были пересажены перцы из теплицы для дальнейшего созревания плодов. Я разделила их на 2 равных группы. 18 перцев поставила на одно окно и 18 перцев поставила на другое окно. Эксперимент начался!
Первой группе растений перца я говорила, какие они хорошие.
Второй группе растений перца внушала, что они нехорошие.
Результаты стали заметны уже на 3 день. У второй группы – погиб один перец. У перцев «любимчиков» через 2 недели стали краснеть плоды, а у перцев «нелюбимчиков» - в конце первой недели стали опадать листья, в конце второй недели у некоторых опали плоды. В конце третьей недели между «любимчиками» и «нелюбимчиками» была видна разница в длины побегов.
Таким образом, подтвердилась гипотеза, что мысли и слова человека оказывают сильнейшее воздействие на растительный мир.
Но я хотела доказать себе ещё более точно и просчитала каждое растение перца с помощью методики флуктуирующей асимметрии листьев.
Заключение.
Я изучила литературу по данному вопросу, познакомилась с флуктуирующую асимметрию, выделила различные типы асимметрии, научилась определять величину флуктуирующей асимметрии.
В ходе выполнения работы я определила влияние негативно – эмоционального воздействия на величину флуктуирующей асимметрии листьев перца.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод:
Наибольшая степень флуктуирующей асимметрии 0,047 была у перцев на первом подоконнике, в конце исследования у них степень флуктуирующей асимметрии стала 0,041, следовательно, для развития перцев это означает, что растения испытывают сильное влияние хороших слов. Таким образом, для растения перца - это очень благоприятные условия.
Степень флуктуирующей асимметрии 0,043 была у перцев на втором подоконнике, в конце исследования у них степень флуктуирующей асимметрии стала 0,046, следовательно, для развития перцев это означает, что растения испытывают среднее влияние плохих слов. Таким образом, для растения перца - это не благоприятные условия.
Проведенное мною исследование было направлено на изучение влияния негативно – эмоционального воздействия на величину флуктуирующей асимметрии листьев перца, что позволило получить достоверную картину, что перцы являются чувствительным индикатором.
Работая над практической частью, я убедилась, что действительно слова человека влияют на растение. Влияние это по силе очень мощное.
Я поняла, что надо радоваться жизни, радость и любовь несут пользу миру. По закону энергообмена, энергия добра возвращается когда-нибудь к своему источнику.
Литература:
Баранов С.Г., Д.Е. Гавриков «Сравнение методов оценки флуктуирующей асимметрии листовой пластинки Betula pendul Roth » (интернет)
Государственный доклад Минприроды РФ
"О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2007 году» (http://www.recoveryfiles.ru/laws.php?ds=2250)
В.М. Захаров, А.С. Баранов, В.И. Борисов, А.В. Валецкий, Н.Г. Кряжева, Е.К.
Чистякова, А.Т. Чубинишвили. - М.: Центр экологической политики
России, 2000. Здоровье среды: методика оценки. Оценка состояния природных популяций по стабильности развития: методическое пособие для заповедников.
Приложение 1
Взаимодействие психической энергии человека и растения.
В последнее время и по телевидению, и среди знакомых мы часто слышим о психической энергии. Появились книги, научно-популярные фильмы, рассказывающие о свойствах психической энергии, о мысли как её проявлении, о влиянии мысли на все окружающее. Японский ученый Масару Эмото, например, пишет о влиянии информации на структуру воды. Отечественные ученые исследуют влияние психической энергии на процесс прорастания семян, на изменение растений. Все это очень интересно, но в школьных учебниках сведения о новейших открытиях найти невозможно. А между тем эти знания очень важны для человека: ведь если мысли и чувства человека действительно так сильно влияют на весь окружающий мир, то как осторожно надо ими пользоваться. Об этом очень хорошо сказал ещё в прошлом веке С. Н. Рерих: «В будущем, возможно, мы сможем измерять энергию наших мыслей и может быть поймем, что все наполнено мыслями и мысль отпечатывается на всем окружающем. И тогда мы поймем, что должны следить за своими мыслями, что не должны распускаться, а должны помнить, что даже у стен есть уши, глаза, которые все видят, слышат и могут повторить».
1. Понятие о психической энергии.
Психической энергией ученые называют «деятельность нематериальных, или идеальных, явлений психики, обладающих информацией, которая сосредоточена на разных её уровнях – сознания, предсознания и подсознания». Нервные центры человека выделяют энергию при всякой мысли, при всяком чувстве.
Изучением психической энергии занимался академик Владимир Михайлович Бехтерев, невропатолог и психиатр, специалист в области анатомии и физиологии мозга, психолог и педагог, крупный общественный деятель, автор более 600 работ “Об опытах над “мысленным” воздействием на поведение животных”. «Приходится допустить возможность передачи мысленного воздействия одного индивида на другого с помощью какого-либо вида лучистой энергии», утверждает ученый.
В 1920-1923 годах целую серию исследований выполнили В. Дуров, Б. Кажинский и А. Л. Чижевский. В этих экспериментах человека помещали в камере Фарадея, экранированной листами металла, и мысленное воздействие оказывалось на собаку или человека. Положительный результат был достигнут в 80% случаев.
В 1923 году Б. Кажинский в своей книге «Передача мыслей» предложил схему прибора, способного осуществить улавливание и регистрацию мысленных мозговых пси-излучений.
В 1924 году председатель Ученого Совета лаборатории зоопсихологии В. Дуров издал книгу «Дрессировка животных», в которой рассказывает об опытах по мысленному внушению.
В 1925 году две статьи по мысленному внушению пишет А. Л. Чижевский: «О передаче мыслей на расстоянии» и «От астрологии к космической биологии».
Развивающаяся в настоящее время отрасль медицины, называемая вибрационной, изучает тонкие энергии, высокочастотные вибрации, их взаимодействие с молекулярными структурами и роль, которую они играют в поддержке гомеостаза всего организма. В книге «Вибрационная медицина» доктор Ричард Гербер рассматривает человека как совокупность взаимодополняющих энергетических полей, которые взаимодействуют с физическим телом на клеточном уровне. «Человек, - считает он, - зависит, как и все живые существа, от неуловимой жизненной силы, определяющей его целостность и жизнеспособность».
Немецкого физика Фрица-Альберта Поппа, занимавшегося в конце 60-х годов исследованиями рака, занимал вопрос: «почему одна химическая субстанция производит раковые клетки, а другая, абсолютно идентичная по химическому составу, нет?».
Попп установил, что под воздействием ультрафиолетового излучения различной интенсивности идентичные биохимические субстанции вели себя на молекулярном уровне совершенно по-разному. Попп решил изучить этот вопрос на клеточном уровне, потому что понял, что здесь можно найти ключ к пониманию коммуникативных связей между клетками в организме.
Так как в физике мельчайшие частицы света названы фотонами, он назвал излучения живых клеток "биофотонами". Согласно Поппу, они являются носителями информации, и их задача - своевременно сообщать каждой клетке, что происходит в организме в целом, точно так же, как это происходит в организмах всех других живых существ.
Кроме того, Попп выяснил, что излучение клеток можно сравнить с лазерным лучом. Лазерные лучи, как известно, используются в информационной технике для передачи информации. С помощью изучения коммуникативных связей растений - к первым своим результатам Попп пришел, изучая огурец, - выявились совершенно новые научные положения. В соответствии с ними волновые информационные поля человека, животного или растения - это свет жизни, который излучается каждой клеткой.
Таким образом, ученые стали подходить к человеку как к энергетической системе, которая не только производит собственную энергию, но и аккумулирует энергии извне и трансформирует эти энергии.
Сегодня наука имеет возможность не только теоретически говорить о более тонких энергиях, но и практически фиксировать и изучать их благодаря эффекту Кирлиан, получившему свое название по имени его открывателей – российских изобретателей супругов Кирлиан. Изображение при методе Кирлиан формируется за счет свечения газового разряда, возникающего вблизи поверхности объекта, помещенного в электромагнитное поле высокой напряженности.
Таким образом, мы узнаем, что психическая энергия - это синтез всех нервных излучений человека. Излучает каждая клеточка нашего организма, излучает мозг, излучает сердце, и это совокупное поле излучений вокруг человека ученые все чаще называют аурой.
2. Влияние психической энергии человека на растения.
2. 1. Энергетические колебания растений.
Что же это такое, энергетические колебания растений? Можно ли их увидеть, почувствовать или научно доказать их существование? Как они воздействуют на людей? Есть ли другие области, где энергетические колебания растений имеют значение?
Под энергетическими колебаниями понимается аура, которая окружает любое живое существо, в том числе и растение. Эта "энергетика", как утверждают ученые и подтверждают снимки излучений растений по методу Кирлиан, проявляется не у всех растений одинаково.
Ученые утверждают, что аура растения состоит из многих слоев. Внутри этих слоев находится энергетический растр. Он может вбирать в себя энергию, сохранять ее и выделять. «Каждый энергетический слой обладает своей частотой - как различные радиопередатчики. И чем ближе частота колебаний ауры растений к частоте колебаний нашей собственной ауры, тем большую симпатию мы испытываем к тому или иному цветку. Растение, которое находится непосредственно рядом с нами, предлагает нам целую гамму энергетических колебаний, которые с различной интенсивностью проникают в нашу ауру», - пишет Джулия Крейс[5].
Исследования методом Кирлиан энергетических колебаний растений показали, что эти излучения самые разнообразные: у розы так называемая аура мягких очертаний, отсутствуют острые лучи, что соответствует нежному, тонкому, аристократическому её характеру; у крапивы во все стороны направлены тонкие, острые лучи, они, мне кажется, отражают «острый», «колючий» её характер (рис. 1).
Джулия Крейс классифицирует энергетические колебания растений и рассказывает о влиянии, которое могут оказывать эти колебания на человека, таким образом:
- Волнообразные колебания.
Исходят от центра растения во все стороны. Нейтрализуют негативные факторы, такие, как шок и чувство страха.
- Веерообразные колебания.
Энергия раскрывается как веер - от корней до кончиков листьев. В помещении функционирует, как медленно крутящийся вентилятор, распространяя энергию в те места, где она необходима.
- Облакообразные колебания.
Распространяются, как облако, во все стороны. Такое растение отдает большое количество энергии и поэтому хорошо подходит для людей, расходующих много энергии или выздоравливающих.
- Фонтанообразные колебания.
Сильная концентрированная энергия исходит из ствола растения в виде фонтана, затем опускается и снова поднимается вверх. Здоровые растения образуют круговорот энергии.
- Ветрообразные колебания.
Сила вращения колебаний дает импульс жизнелюбия и людям, и животным, и другим растениям. Поэтому такие растения быстро истощаются и нуждаются в регулярном отдыхе.
- Облакообразные колебания.
Равномерная, плавная энергия, подходящая всем. Такие растения являются накопителями силы. Они не должны находиться в непосредственной близости от растений со стрелообразной или колючей энергетикой.
- Спиральные колебания, направленные вверх.
Энергия течет от корней растения в стебель, вокруг него по спирали, до кончиков листьев и цветков, обволакивая цветки широко расходящимися кругами.
- Спиральные колебания, направленные вниз.
Энергия концентрируется, сгущается в растении и в нем сохраняется. Такие растения полезны людям, у которых трудности с концентрацией внимания и с принятием решений.
- Колючие, острые колебания.
На многих людей действуют неприятно, вплоть до возникновения ощущения угрозы. Растения, чьи колебания относятся к этому типу, должны стоять от рабочего или спального места, по крайней мере, на расстоянии в один метр. Чувствительные люди, больные и дети могут страдать от такого вида энергии.
Описание того, какие энергетические колебания излучают конкретные растения, мы в литературе не обнаружили. Но у Евы-Катарины Хоффман мы нашли полезную для себя информацию о том, какой энергетикой обладают наиболее распространенные комнатные растения. Диффенбахия успешно очищает воздух от ядовитых веществ и излучает энергию, которая способствует лучшей концентрации. Эхмея испускает энергетические импульсы, подобные стрелам, и может действовать возбуждающе. Декоративный бамбук обеспечивает хорошую энергетику в доме, воздействуя на людей и животных. Энергетика его колебаний очень тонкая и высокая, поэтому она усиливает наши творческие способности и чувствительность. Горшечная роза раскрывает наши сердца, у нее самая тонкая и высокая вибрация из всех растений, прежде всего в период цветения. Папоротник действует на нервную систему как очищающий фильтр, является особенно хорошим товарищем для людей, которые заняты умственным трудом.
2. 2. Как растения читают мысли.
Взаимодействие растения с людьми, как утверждают ученые, происходит на энергетическом уровне. При позитивном внимании человека аура растения увеличивается, происходит накопление энергии, что способствует усиленному росту, пышному цветению, и большей защищенности растения от болезней. Проявления гнева и ругани в помещении, в котором стоят цветы, приводят к резкому уменьшению ауры растения. Этот эффект становится еще сильнее, если ругань будет относиться к самому растению, и может привести даже к его увяданию.
Это положение было доказано экспериментами Бакстера. Драцена, известное и пользующееся всеобщей любовью комнатное растение, которым часто украшают квартиры и офисы, была предметом его исследования. Он установил, что растения могут "читать" мысли людей.
Бакстеру пришла идея подключить драцену, растущую у него в кабинете, к детектору лжи. По своему опыту он знал, что самые сильные реакции бывают у людей, если им грозит опасность. Для того чтобы напугать растение, он решил поджечь лист драцены. Но именно в тот момент, когда Бакстер об этом подумал, детектор лжи отреагировал. Он спросил себя, действительно ли растение почувствовало опасность, и принес спички, чтобы сделать опыт более очевидным. После многих документально зафиксированных опытов Бакстер установил, что драцена реагировала именно на его мысли [7].
Подобные же результаты получил индийский исследователь Йагадис Босе, который смог установить, что растения обладают своего рода системой, реагирующей на раздражения, которую можно сравнить с нервной системой людей и животных.
Интересным в исследованиях Бакстера и Босе оказалось то, что на отрицательные эмоции растения реагировали сильнее и быстрее, чем на положительные.
Приложение 2.
Замеры листьев у перцев на 1 подоконнике в начале эксперимента по 3 признакам. После промеров первой группе растений перца я стала говорить, какие вы хорошие.
Таблица 1
№ листа | 1 признак | А середина | 2 признак слева L2 | 2 признак справа R2 | 3 признак слева L3 | 3 признак справа R3 |
1 | 7 | 3,5 | 2,7 | 2,9 | 2 | 2 |
2 | 6,8 | 3,4 | 3,5 | 3,6 | 3,2 | 3,6 |
3 | 11,5 | 5,25 | 4,5 | 5 | 5 | 4,5 |
4 | 11,7 | 5,35 | 1,2 | 1 | 1,4 | 1,3 |
5 | 12,6 | 6,3 | 3,3 | 3,9 | 5,5 | 5,6 |
6 | 10,6 | 5,3 | 2,7 | 3,1 | 4,6 | 4,8 |
7 | 9,8 | 4,9 | 2,9 | 2,7 | 4,5 | 3,8 |
8 | 13,8 | 6,9 | 3,8 | 4,5 | 6,9 | 6,1 |
9 | 14,4 | 7,2 | 3,1 | 3 | 5,1 | 6 |
10 | 13,2 | 6,6 | 3,5 | 3,2 | 5,3 | 6,5 |
11 | 7,6 | 3,8 | 2 | 1,8 | 3,5 | 3,2 |
12 | 7,8 | 3,9 | 2 | 2 | 3,5 | 4,2 |
13 | 6,6 | 3,3 | 2,6 | 2,5 | 3,2 | 3,7 |
14 | 7,4 | 3,7 | 2,2 | 2,1 | 2,8 | 3,2 |
15 | 7,6 | 3,8 | 2 | 2,4 | 3,3 | 3,1 |
16 | 9,4 | 4,7 | 2,4 | 2,6 | 3,1 | 2,5 |
17 | 10,6 | 5,3 | 2,3 | 2,2 | 4,4 | 4,2 |
18 | 9,2 | 4,6 | 2,1 | 2,3 | 4,3 | 5,4 |
1. В первом действии для каждого промеренного листа у перцев вычисляются относительные величины асимметрии для второго признака. Для этого разность между промерами слева (L) и справа (R) делят на сумму этих же промеров: (L – R)/(L + R).
Таблица 2
Лист № | L2-R2 | L2+R2 | (L2-R2)/(L2+R2) | КФА2 |
1 | 2,7-2,9=0,2 | 2,7+2,9=5,6 | 0,2/5,6 | 0,035 |
2 | 3,5-3,6=0,1 | 3,5+3,6=7,1 | 0,1/7,1 | 0,014 |
3 | 4,5-5=0,5 | 4,5+5=9,5 | 0,5/9,5 | 0,052 |
4 | 1,2-1=0,1 | 1,2+1=2,1 | 0,1/2,1 | 0,047 |
5 | 3,3-3,9=0,6 | 3,3+3,9=7,2 | 0,6/7,2 | 0,083 |
6 | 2,7-3,1=0,4 | 2,7+3,1=5,8 | 0,4/5,8 | 0,068 |
7 | 2,9-2,7=0,2 | 2,9+2,7=5,6 | 0,2/5,6 | 0,035 |
8 | 3,8-4,5=0,7 | 3,8+4,5=8,3 | 0,7/8,3 | 0,084 |
9 | 3,1-3=0,1 | 3,1+3=6,1 | 0,1/6,1 | 0,016 |
10 | 3,5-3,2=0,3 | 3,5+3,2=6,7 | 0,3/6,7 | 0,044 |
11 | 2-1,8=0,2 | 2+1,8=3,8 | 0,2/3,8 | 0,052 |
12 | 2-2=0 | 2+2=4 | 0/4 | 0 |
13 | 2,6-2,5=0,1 | 2,6+2,5=5,1 | 0,1/5,1 | 0,019 |
14 | 2,2-2,1=0,1 | 2,2+2,1=4,3 | 0,1/4,3 | 0,023 |
15 | 2-2,4=0,4 | 2+2,4=4,4 | 0,4/4,4 | 0,090 |
16 | 2,4-2,6=0,2 | 2,4+2,6=5 | 0,2/5 | 0,04 |
17 | 2,3-2,2=0,1 | 2,3+2,2=4,5 | 0,1/4,5 | 0,022 |
18 | 2,1-2,3=0,2 | 2,1+2,3=4,4 | 0,2/4,4 | 0,045 |
2. Во втором действии для каждого промеренного листа у перцев вычисляются относительные величины асимметрии для третьего признака. Для этого разность между промерами слева (L) и справа (R) делят на сумму этих же промеров: (L – R)/(L + R).
Таблица 3
Лист № | L3-R3 | L3+R3 | (L3-R3)/(L3+R3) | КФА3 |
1 | 2-2=0 | 2+2=4 | 0/4 | 0 |
2 | 3,2-3,6=0,4 | 3,2+3,6=6,8 | 0,4/6,8 | 0,06 |
3 | 5-4,5=0,5 | 5+4,5=9,5 | 0,5/9,5 | 0,05 |
4 | 1,4-1,3=0,1 | 1,4+1,3=2,7 | 0,1/2,7 | 0,04 |
5 | 5,5-5,6=0,1 | 5,5+5,6=10,1 | 0,1/10,1 | 0,01 |
6 | 4,6-4,8=0,2 | 4,6+4,8=9,4 | 0,2/9,4 | 0,02 |
7 | 4,5-3,8=0,7 | 4,5+3,8=8,3 | 0,7/8,3 | 0,08 |
8 | 6,9-6,1=0,8 | 6,9+6,8=13,7 | 0,8/13,7 | 0,06 |
9 | 5,1-6=0,9 | 5,1+6=11,1 | 0,9/11,1 | 0,08 |
10 | 5,3-6,5=1,2 | 5,3+6,5=11,8 | 1,2/11,8 | 0,10 |
11 | 3,5-3,2=0,3 | 3,5+3,2=6,7 | 0,3/6,7 | 0,04 |
12 | 3,5-4,2=0,7 | 3,5+4,2=7,7 | 0,7/7,7 | 0,09 |
13 | 3,2-3,7=0,5 | 3,2+3,7=6,9 | 0,5/6,9 | 0,03 |
14 | 2,8-3,2=0,4 | 2,8+3,2=6 | 0,4/6 | 0,07 |
15 | 3,3-3,1=0,2 | 3,3+3,1=6,4 | 0,2/6,4 | 0,03 |
16 | 3,1-2,5=0,6 | 3,1+2,5=5,6 | 0,6/5,6 | 0,11 |
17 | 4,4-4,2=0,2 | 4,4+4,2=8,6 | 0,2/8,6 | 0,02 |
18 | 4,3-5,4=1,1 | 4,3+5,4=9,7 | 1,1/9,7 | 0,11 |
3. В третьем действии вычисляют показатель асимметрии для каждого листа. Для этого суммируют значения относительных величин коэффициентов флуктуирующей асимметрии по каждому признаку и делят на число признаков.
Таблица 4
Лист № | КФА2 | КФА3 | КФА2 +КФА3 =КФА Σ | Величина асимметрии листа |
1 | 0,035 | 0 | 0,035 | 0,035/2=0,0175 |
2 | 0,014 | 0,06 | 0,074 | 0,074/2=0,037 |
3 | 0,052 | 0,05 | 0,102 | 0,102/2=0,051 |
4 | 0,047 | 0,04 | 0,087 | 0,087/2=0,0435 |
5 | 0,083 | 0,01 | 0,093 | 0,093/2=0,0465 |
6 | 0,068 | 0,02 | 0,088 | 0,088/2=0,044 |
7 | 0,035 | 0,08 | 0,115 | 0,115/2=0,0575 |
8 | 0,084 | 0,06 | 0,144 | 0,144/2=0,072 |
9 | 0,016 | 0,08 | 0,096 | 0,096/2=0,048 |
10 | 0,044 | 0,10 | 0,144 | 0,144/2=0,072 |
11 | 0,052 | 0,04 | 0,092 | 0,092/2=0,046 |
12 | 0 | 0,09 | 0,09 | 0,09/2=0,045 |
13 | 0,019 | 0,03 | 0,049 | 0,049/2=0,0245 |
14 | 0,023 | 0,07 | 0,093 | 0,093/2=0,0465 |
15 | 0,090 | 0,03 | 0,12 | 0,12/2=0,06 |
16 | 0,04 | 0,11 | 0,115 | 0,115/2=0,0575 |
17 | 0,022 | 0,02 | 0,042 | 0,042/2=0,021 |
18 | 0,045 | 0,11 | 0,155 | 0,115/2=0,0575 |
Величина флуктуирующей асимметрии в выборке: | 0,847/18=0,047 |
Для оценки степени нарушения стабильности развития удобно использовать пятибалльную оценку. Первый балл шкалы – условная норма. Значения показателя флуктуирующей асимметрии, соответствующие первому баллу, наблюдаются, обычно, в выборках растений из благоприятных условий произрастания, например, из природных заповедников. Пятый балл – критическое значение, такие значения показателя асимметрии наблюдаются в крайне неблагоприятных условиях, когда растения находятся в сильно угнетенном состоянии.
балл | Величина показателя стабильности развития | Влияние негативно – эмоционального воздействия | Условия произрастания |
I | очень сильное влияние хороших слов, нет влияния плохих слов | очень благоприятные условия | |
II | 0,040 – 0,044 | сильное влияние хороших слов, небольшое влияния плохих слов | благоприятные условия |
III | 0,045 – 0,049 | среднее влияние хороших и плохих слов | средне благоприятные условия |
IV | 0,050 – 0,054 | небольшое влияние хороших слов, но сильное влияние плохих слов | неблагоприятные условия |
V | 0,055 | нет влияния хороших слов, но сильнейшее влияние плохих слов | крайне неблагоприятные условия |
Вывод: В приведенном примере показатель флуктуирующей асимметрии равен 0,047, что соответствует III баллу шкалы. Это означает, что растения испытывают среднее влияние плохих и хороших слов. Таким образом, для развития перцев - это средне благоприятные условия.
Приложение 3.
Замеры листьев у перцев на 1 подоконнике в конце эксперимента по 3 признакам. Первой группе растений перца я говорила, какие вы хорошие.
Таблица 1
№ листа | 1 признак | А середина | 2 признак слева L2 | 2 признак справа R2 | 3 признак слева L3 | 3 признак справа R3 |
1 | 4 | 2 | 1 | 1,2 | 1,8 | 1,3 |
2 | 11 | 5,5 | 2,6 | 2,9 | 4 | 3,9 |
3 | 8,2 | 4,1 | 2,7 | 3 | 3,1 | 2,9 |
4 | 9,2 | 4,6 | 2,3 | 2,5 | 3,2 | 3,8 |
5 | 8 | 4 | 2 | 1,9 | 3 | 2,7 |
6 | 10,8 | 5,4 | 2,4 | 2,3 | 4,3 | 4 |
7 | 5,2 | 2,6 | 1,4 | 1,4 | 2 | 1,9 |
8 | 6,2 | 3,1 | 1,6 | 1,7 | 2,9 | 2,6 |
9 | 5 | 2,5 | 1 | 1,1 | 2 | 2,2 |
10 | 9,2 | 4,6 | 2,5 | 2,8 | 4 | 4,3 |
11 | 7,4 | 3,7 | 2,2 | 2,1 | 2,3 | 2,1 |
12 | 4,6 | 2,3 | 1,3 | 1,2 | 2 | 2,1 |
13 | 6,6 | 3,3 | 2 | 2,1 | 2,4 | 2,3 |
14 | 5,4 | 2,7 | 1,4 | 1,3 | 2,1 | 2,2 |
15 | 5,6 | 2,8 | 1,5 | 1,3 | 1,8 | 1,8 |
16 | 5,6 | 2,8 | 1,7 | 1,5 | 2,2 | 2,1 |
17 | 9,2 | 4,6 | 2,5 | 2,7 | 3,8 | 3,7 |
18 | 9,4 | 4,7 | 2,4 | 2,6 | 3,1 | 2,5 |
1. В первом действии для каждого промеренного листа у перцев вычисляются относительные величины асимметрии для второго признака. Для этого разность между промерами слева (L) и справа (R) делят на сумму этих же промеров: (L – R)/(L + R).
Таблица 2
Лист № | L2-R2 | L2+R2 | (L2-R2)/(L2+R2) | КФА2 |
1 | 1-1,2=0,2 | 1+1,2=2,2 | 0,2/2,2 | 0,09 |
2 | 2,6-2,9=0,3 | 2,6+2,9=5,5 | 0,3/5,5 | 0,054 |
3 | 2,7-3=0,3 | 2,7+3=5,7 | 0,3/5,7 | 0,052 |
4 | 2,3-2,5=0,2 | 2,3+2,5=4,8 | 0,2/4,8 | 0,041 |
5 | 2-1,9=0,1 | 2+1,9=3,9 | 0,1/3,9 | 0,025 |
6 | 2,4-2,3=0,1 | 2,4+2,3=4,7 | 0,1/4,7 | 0,021 |
7 | 1,4-1,4=0 | 1,4+1,4=2,8 | 0/2,8 | 0 |
8 | 1,6-1,7=0,1 | 1,6+1,7=3,3 | 0,1/3,3 | 0,030 |
9 | 1-1,1=0,1 | 1+1,1=2,1 | 0,1/2,1 | 0,047 |
10 | 2,5-2,8=0,3 | 2,5+2,8=5,3 | 0,3/5,3 | 0,056 |
11 | 2,2-2,1=0,1 | 2,2+2,1=4,3 | 0,1/4,3 | 0,023 |
12 | 1,3-1,2=0,1 | 1,3+1,2=2,5 | 0,1/2,5 | 0,04 |
13 | 2-2,1=0,1 | 2+2,1=4,1 | 0,1/4,1 | 0,024 |
14 | 1,4-1,3=0,1 | 1,4+1,3=2,7 | 0,1/2,7 | 0,037 |
15 | 1,5-1,3=0,2 | 1,5+1,3=2,8 | 0,2/2,8 | 0,071 |
16 | 1,7-1,5=0,2 | 1,7+1,5=3,2 | 0,2/3,2 | 0,062 |
17 | 2,5-2,7=0,2 | 2,5+2,7=5,2 | 0,2/5,2 | 0,038 |
18 | 2,4-2,6=0,2 | 2,4+2,6=5 | 0,2/5 | 0,04 |
2. Во втором действии для каждого промеренного листа у перцев вычисляются относительные величины асимметрии для третьего признака. Для этого разность между промерами слева (L) и справа (R) делят на сумму этих же промеров: (L – R)/(L + R).
Таблица 3
Лист № | L3-R3 | L3+R3 | (L3-R3)/(L3+R3) | КФА3 |
1 | 1,8-1,3=0,5 | 1,8+1,3=3,1 | 0,5/3,1 | 0,16 |
2 | 4-3,9=0,1 | 4+3,9=7,9 | 0,1/7,9 | 0,013 |
3 | 3,1-2,9=0,2 | 3,1+2,9=6 | 0,2/6 | 0,033 |
4 | 3,2-3,8=0,6 | 3,2+3,8=7 | 0,6/7 | 0,086 |
5 | 3-2,7=0,3 | 3+2,7=5,7 | 0,3/5,7 | 0,053 |
6 | 4,3-4=0,3 | 4,3+4=8,3 | 0,3/8,3 | 0,036 |
7 | 2-1,9=0,1 | 2+1,9=3,9 | 0,1/3,9 | 0,026 |
8 | 2,9-2,6=0,3 | 2,9+2,6=5,5 | 0,3/5,5 | 0,055 |
9 | 2-2,2=0,2 | 2+2,2=4,2 | 0,2/4,2 | 0,065 |
10 | 4-4,3=0,3 | 4+4,3=8,3 | 0,3/8,3 | 0,036 |
11 | 2,3-2,1=0,2 | 2,3+2,1=4,4 | 0,2/4,4 | 0,045 |
12 | 2-2,1=0,1 | 2+2,1=4,1 | 0,1/4,1 | 0,024 |
13 | 2,4-2,3=0,1 | 2,4+2,3=4,7 | 0,1/4,7 | 0,021 |
14 | 2,1-2,2=0,1 | 2,1+2,2=4,3 | 0,1/4,3 | 0,023 |
15 | 1,8-1,8=0 | 1,8+1,8=3,6 | 0/3,6 | 0 |
16 | 2,2-2,1=0,1 | 2,2+2,1=4,3 | 0,1/4,3 | 0,023 |
17 | 3,8-3,7=0,1 | 3,8+3,7=7,5 | 0,1/7,5 | 0,013 |
18 | 3,1-2,5=0,6 | 3,1+2,5=5,6 | 0,6/5,6 | 0,107 |
3. В третьем действии вычисляют показатель асимметрии для каждого листа. Для этого суммируют значения относительных величин коэффициентов флуктуирующей асимметрии по каждому признаку и делят на число признаков.
Таблица 4
Лист № | КФА2 | КФА3 | КФА2+ КФА3 = КФА Σ | Величина асимметрии листа |
1 | 0,09 | 0,16 | 0,15 | 0,15/2=0,075 |
2 | 0,054 | 0,013 | 0,067 | 0,067/2=0,034 |
3 | 0,052 | 0,033 | 0,085 | 0,085/2=0,042 |
4 | 0,041 | 0,086 | 0,127 | 0,127/2=0,063 |
5 | 0,025 | 0,053 | 0,078 | 0,078/2=0,039 |
6 | 0,021 | 0,036 | 0,057 | 0,057/2=0,029 |
7 | 0 | 0,026 | 0,026 | 0,026/2=0,013 |
8 | 0,030 | 0,055 | 0,085 | 0,085/2=0,043 |
9 | 0,047 | 0,065 | 0,112 | 0,112/2=0,056 |
10 | 0,056 | 0,036 | 0,092 | 0,092/2=0,046 |
11 | 0,023 | 0,045 | 0,068 | 0,068/2=0,034 |
12 | 0,04 | 0,024 | 0,064 | 0,064/2=0,032 |
13 | 0,024 | 0,021 | 0,045 | 0,045/2=0,023 |
14 | 0,037 | 0,023 | 0,060 | 0,060/2=0,030 |
15 | 0,071 | 0 | 0,071 | 0,071/2=0,036 |
16 | 0,062 | 0,023 | 0,085 | 0,085/2=0,043 |
17 | 0,038 | 0,013 | 0,051 | 0,051/2=0,026 |
18 | 0,04 | 0,107 | 0,147 | 0,147/2=0,074 |
Величина флуктуирующей асимметрии в выборке: | 0,738/18=0,041 |
Для оценки степени нарушения стабильности развития удобно использовать пятибалльную оценку. Первый балл шкалы – условная норма. Значения показателя флуктуирующей асимметрии, соответствующие первому баллу, наблюдаются, обычно, в выборках растений из благоприятных условий произрастания, например, из природных заповедников. Пятый балл – критическое значение, такие значения показателя асимметрии наблюдаются в крайне неблагоприятных условиях, когда растения находятся в сильно угнетенном состоянии.
балл | Величина показателя стабильности развития | Влияние негативно – эмоционального воздействия | Условия произрастания |
I | очень сильное влияние хороших слов, нет влияния плохих слов | очень благоприятные условия | |
II | 0,040 – 0,044 | сильное влияние хороших слов, небольшое влияния плохих слов | благоприятные условия |
III | 0,045 – 0,049 | среднее влияние хороших и плохих слов | средне благоприятные условия |
IV | 0,050 – 0,054 | небольшое влияние хороших слов, но сильное влияние плохих слов | неблагоприятные условия |
V | 0,055 | нет влияния хороших слов, но сильнейшее влияние плохих слов | крайне неблагоприятные условия |
Вывод: В приведенном примере показатель флуктуирующей асимметрии равен 0,041, что соответствует II баллу шкалы. Это означает, что растения испытывают сильное влияние хороших слов, небольшое влияния плохих слов. Таким образом, для растения перца - это благоприятные условия.
Приложение 4.
Замеры листьев у перцев на 2 подоконнике в начале эксперимента по 3 признакам. После промеров второй группе растений перца я стала внушать, что они плохие.
Таблица 1
№ листа | 1 признак | А середина | 2 признак слева L2 | 2 признак справа R2 | 3 признак слева L3 | 3 признак справа R3 |
1 | 7,8 | 3,9 | 2,1 | 2,2 | 4 | 4,2 |
2 | 8,2 | 4,1 | 2,1 | 2 | 3,9 | 3,3 |
3 | 10,4 | 5,2 | 2,4 | 2,4 | 3,8 | 4,2 |
4 | 11,2 | 5,6 | 3,1 | 3,1 | 4 | 4,2 |
5 | 10,2 | 5,6 | 3,2 | 3,5 | 4,2 | 4,2 |
6 | 12,8 | 6,4 | 3,4 | 3,3 | 5,9 | 5,3 |
7 | 13 | 6,5 | 3,3 | 3,5 | 5,7 | 5,8 |
8 | 13,8 | 6,9 | 2,9 | 2,2 | 5,3 | 5,9 |
9 | 13 | 6,5 | 3,6 | 3,9 | 5,6 | 6,4 |
10 | 10,4 | 5,2 | 3,5 | 3,3 | 5,2 | 5,3 |
11 | 12,4 | 6,2 | 3,9 | 3,7 | 6 | 5,5 |
12 | 9,8 | 4,9 | 2,8 | 3 | 3,5 | 3,2 |
13 | 10,8 | 5,4 | 2,2 | 2,9 | 3,7 | 4,4 |
14 | 9,2 | 4,6 | 2,4 | 2,6 | 3,3 | 2,9 |
15 | 10,4 | 5,2 | 4,8 | 4,3 | 4,9 | 4,5 |
16 | 12 | 6 | 3,2 | 2,9 | 4,5 | 4 |
17 | 11,2 | 5,6 | 2,9 | 3 | 4,2 | 4 |
1. В первом действии для каждого промеренного листа у перцев вычисляются относительные величины асимметрии для второго признака. Для этого разность между промерами слева (L) и справа (R) делят на сумму этих же промеров: (L – R)/(L + R).
Таблица 2
Лист № | L2-R2 | L2+R2 | (L2-R2)/(L2+R2) | КФА2 |
1 | 2,1-2,2=0,1 | 2,1+2,2=4,3 | 0,1/4,3 | 0,023 |
2 | 2,1-2=0,1 | 2,1+2=4,1 | 0,1/4,1 | 0,024 |
3 | 2,4-2,4=0 | 2,4+2,4=4,8 | 0/4,8 | 0 |
4 | 3,1-3,1=0 | 3,1+3,1=6,2 | 0/6,2 | 0 |
5 | 3,2-3,5=0,3 | 3,2+3,5=6,7 | 0,3/6,7 | 0,044 |
6 | 3,4-3,3=0,1 | 3,4+3,3=6,7 | 0,1/6,7 | 0,014 |
7 | 3,3-3,5=0,2 | 3,3+3,5=6,8 | 0,2/6,8 | 0,029 |
8 | 2,9-2,2=0,7 | 2,9+2,2=5,1 | 0,7/5,1 | 0,137 |
9 | 3,6-3,9=0,3 | 3,6+3,9=7,5 | 0,3/7,5 | 0,04 |
10 | 3,5-3,3=0,2 | 3,5+3,3=6,8 | 0,2/6,8 | 0,029 |
11 | 3,9-3,7=0,2 | 3,9+3,7=7,6 | 0,2/7,6 | 0,026 |
12 | 2,8-3=0,2 | 2,8+3=5,8 | 0,2/5,8 | 0,034 |
13 | 2,2-2,9=0,7 | 2,2+2,9=5,1 | 0,7/5,1 | 0,137 |
14 | 2,4-2,6=0,2 | 2,4+2,6=5 | 0,2/5 | 0,04 |
15 | 4,8-4,3=0,5 | 4,8+4,3=9,1 | 0,5/9,1 | 0,054 |
16 | 3,2-2,9=0,3 | 3,2+2,9=6,1 | 0,3/6,1 | 0,049 |
17 | 2,9-3=0,1 | 2,9+3=5,9 | 0,1/5,9 | 0,016 |
Во втором действии для каждого промеренного листа у перцев вычисляются относительные величины асимметрии для третьего признака. Для этого разность между промерами слева (L) и справа (R) делят на сумму этих же промеров: (L – R)/(L + R).
Таблица 3
Лист № | L3-R3 | L3+R3 | (L3-R3)/(L3+R3) | КФА3 |
1 | 4-4,2=0,2 | 4,2+4=8,2 | 0,2/8,2 | 0,024 |
2 | 3,9-3,3=0,6 | 3,3+3,9=7,2 | 0,6/7,2= | 0,083 |
3 | 3,8-4,2=0,4 | 4,2+3,8=8 | 0,4/8= | 0,05 |
4 | 4-4,2=0,2 | 4,2+4=8,2 | 0,2/8,2= | 0,024 |
5 | 4,2-4,2=0 | 4,2+4,2=8,4 | 0/8,4 | 0 |
6 | 5,9-5,3=0,6 | 5,3+5,9=11,2 | 0,6/11,2 | 0,054 |
7 | 5,7-5,8=0,1 | 5,8+5,7=11,5 | 0,1/11,5 | 0,0087 |
8 | 5,3-5,9=0,6 | 5,9+5,3=11,2 | 0,6/11,2 | 0,054 |
9 | 5,6-6,4=0,6 | 6,4+5,6=12 | 0,6/12 | 0,05 |
10 | 5,2-5,3=0,1 | 5,3+5,2=10,5 | 0,1/10,5 | 0,0095 |
11 | 6-5,5=0,5 | 5,5+6=11,5 | 0,5/11,5 | 0,043 |
12 | 3,5-3,2=0,3 | 3,2+3,5=6,7 | 0,3/6,7 | 0,045 |
13 | 3,7-4,4=0,7 | 4,4+3,7=8,1 | 0,7/8,1 | 0,086 |
14 | 3,3-2,9=0,4 | 2,9+3,3=6,2 | 0,4/6,2 | 0,065 |
15 | 4,9-4,5=0,4 | 4,5+4,9=8,4 | 0,4/8,4 | 0,048 |
16 | 4,5-4=0,5 | 4+4,5=8,5 | 0,5/8,5 | 0,059 |
17 | 4,2-4=0,2 | 4+4,2=8,2 | 0,2/8,2 | 0,024 |
В третьем действии вычисляют показатель асимметрии для каждого листа. Для этого суммируют значения относительных величин коэффициентов флуктуирующей асимметрии по каждому признаку и делят на число признаков.
Таблица 4
Лист № | КФА2 | КФА3 | КФА2+ КФА3 =КФА Σ | Величина асимметрии листа |
1 | 0,023 | 0,024 | 0,047 | 0,047/2=0,024 |
2 | 0,024 | 0,083 | 0,107 | 0,107/2=0,054 |
3 | 0 | 0,05 | 0,05 | 0,05/2=0,025 |
4 | 0 | 0,024 | 0,024 | 0,024/2=0,012 |
5 | 0,044 | 0 | 0,044 | 0,044/2=0,022 |
6 | 0,014 | 0,054 | 0,068 | 0,068/2=0,034 |
7 | 0,029 | 0,0087 | 0,0377 | 0,0377/2=0,019 |
8 | 0,137 | 0,054 | 0,191 | 0,191/2=0,096 |
9 | 0,04 | 0,05 | 0,09 | 0,09/2=0,045 |
10 | 0,029 | 0,0095 | 0,0385 | 0,0385/2=0,019 |
11 | 0,026 | 0,043 | 0,069 | 0,069/2=0,035 |
12 | 0,034 | 0,045 | 0,079 | 0,079/2=0,040 |
13 | 0,137 | 0,086 | 0,223 | 0,223/2=0,112 |
14 | 0,04 | 0,065 | 0,105 | 0,105/2=0,053 |
15 | 0,054 | 0,048 | 0,102 | 0,120/2=0,06 |
16 | 0,049 | 0,059 | 0,108 | 0,108/2=0,054 |
17 | 0,016 | 0,024 | 0,040 | 0,040/2=0,020 |
Величина флуктуирующей асимметрии в выборке: | 0,724/17=0,043 |
Для оценки степени нарушения стабильности развития удобно использовать пятибалльную оценку. Первый балл шкалы – условная норма. Значения показателя флуктуирующей асимметрии, соответствующие первому баллу, наблюдаются, обычно, в выборках растений из благоприятных условий произрастания, например, из природных заповедников. Пятый балл – критическое значение, такие значения показателя асимметрии наблюдаются в крайне неблагоприятных условиях, когда растения находятся в сильно угнетенном состоянии.
балл | Величина показателя стабильности развития | Влияние негативно – эмоционального воздействия | Условия произрастания |
I | очень сильное влияние хороших слов, нет влияния плохих слов | очень благоприятные условия | |
II | 0,040 – 0,044 | сильное влияние хороших слов, небольшое влияния плохих слов | благоприятные условия |
III | 0,045 – 0,049 | среднее влияние хороших и плохих слов | средне благоприятные условия |
IV | 0,050 – 0,054 | небольшое влияние хороших слов, но сильное влияние плохих слов | неблагоприятные условия |
V | 0,055 | нет влияния хороших слов, но сильнейшее влияние плохих слов | крайне неблагоприятные условия |
Вывод: В приведенном примере показатель флуктуирующей асимметрии равен 0,043, что соответствует II баллу шкалы. Это означает, что растения испытывают сильное влияние хороших слов и небольшое влияния плохих слов. Таким образом, для растения перца - это благоприятные условия.
Приложение 5.
Замеры листьев у перцев на 2 подоконнике в конце эксперимента по 3 признакам. Второй группе растений перца внушала, что они плохие.
Таблица 3
№ листа | 1 признак | А середина | 2 признак слева L2 | 2 признак справа R2 | 3 признак слева L3 | 3 признак справа R3 |
1 | 7,2 | 3,6 | 2,8 | 3,1 | 2,2 | 2,1 |
2 | 11,4 | 5,7 | 5,6 | 5,3 | 3,7 | 4,2 |
3 | 7,4 | 3,7 | 3,6 | 3,8 | 3,8 | 4 |
4 | 8,8 | 4,4 | 2,5 | 2,5 | 3,8 | 4 |
5 | 8,4 | 4,2 | 2,2 | 2 | 3,4 | 4 |
6 | 11 | 5,5 | 2,7 | 2,7 | 4,7 | 4,3 |
7 | 5,6 | 2,8 | 1,6 | 1,9 | 2,3 | 2,1 |
8 | 6,6 | 3,3 | 1,9 | 1,8 | 3,1 | 2,8 |
9 | 5,4 | 2,7 | 1,7 | 1,3 | 2,1 | 2,4 |
10 | 9,6 | 4,8 | 2,7 | 3 | 4,1 | 4,5 |
11 | 7,8 | 3,9 | 2,3 | 2,5 | 2,8 | 2,5 |
12 | 5 | 2,5 | 1,5 | 1,3 | 2,1 | 2,4 |
13 | 6,8 | 3,4 | 2,1 | 2,5 | 2,7 | 2,5 |
14 | 6,2 | 3,1 | 1,7 | 1,5 | 2,7 | 2,3 |
15 | 5,8 | 2,9 | 1,7 | 1,6 | 2,3 | 2,4 |
16 | 5,8 | 2,9 | 2,1 | 1,9 | 2,4 | 2,3 |
17 | 10 | 5 | 2,7 | 2,7 | 4,1 | 3,8 |
1. В первом действии для каждого промеренного листа у перцев вычисляются относительные величины асимметрии для второго признака. Для этого разность между промерами слева (L) и справа (R) делят на сумму этих же промеров: (L – R)/(L + R).
Таблица 2
Лист № | L2-R2 | L2+R2 | (L2-R2)/(L2+R2) | КФА2 |
1 | 2,8-3,1=0,3 | 3,1+2,8=5,9 | 0,3/5,9 | 0,05 |
2 | 5,6-5,3=0,3 | 5,3+5,6=10,9 | 0,3/10,9 | 0,028 |
3 | 3,6-3,8=0,2 | 3,8+3,6=7,4 | 0,2/7,4 | 0,027 |
4 | 2,5-2,5=0 | 2,5+2,5=5 | 0/5 | 0 |
5 | 2,2-2=0,2 | 2+2,2=4,2 | 0,2/4,2 | 0,048 |
6 | 2,7-2,7=0 | 2,7+2,7=5,4 | 0/5,4 | 0 |
7 | 1,6-1,9=0,3 | 1,9+1,6=3,5 | 0,3/3,5 | 0,086 |
8 | 1,9-1,8=0,1 | 1,8+1,9=3,7 | 0,1/3,7 | 0,027 |
9 | 1,7-1,3=0,4 | 1,3+1,7=3 | 0,4/3 | 0,13 |
10 | 2,7-3=0,3 | 3+2,7=5,7 | 0,3/5,7 | 0,05 |
11 | 2,3-2,5=0,2 | 2,5+2,3=4,8 | 0,2/4,8 | 0,04 |
12 | 1,5-1,3=0,2 | 1,3+1,5=2,8 | 0,2/2,8 | 0,07 |
13 | 2,1-2,5=0,4 | 2,5+2,1=4,6 | 0,4/4,6 | 0,087 |
14 | 1,7-1,5=0,2 | 1,5+1,7=3,2 | 0,2/3,2 | 0,06 |
15 | 1,7-1,6=0,1 | 1,6+1,7=3,3 | 0,1/3,3 | 0,03 |
16 | 2,1-1,9=0,2 | 1,9+2,1=4 | 0,2/4 | 0,05 |
17 | 2,7-2,7=0 | 2,7+2,7=5,4 | 0/5,4 | 0 |
2. Во втором действии для каждого промеренного листа у перцев вычисляются относительные величины асимметрии для третьего признака. Для этого разность между промерами слева (L) и справа (R) делят на сумму этих же промеров: (L – R)/(L + R).
Таблица 3
Лист № | L3-R3 | L3+R3 | (L3-R3)/(L3+R3) | КФА3 |
1 | 2,2-2,1=0,1 | 2,1+2,2=4,3 | 0,1/4,3 | 0,023 |
2 | 3,7-4,2=0,5 | 4,2+3,7=7,9 | 0,5/7,9 | 0,063 |
3 | 3,8-4=0,2 | 4+3,8=7,8 | 0,2/7,8 | 0,026 |
4 | 3,8-4=0,2 | 4+3,8=7,8 | 0,2/7,8 | 0,026 |
5 | 3,4-4=0,6 | 4+3,4=7,4 | 0,6/7,4 | 0,08 |
6 | 4,7-4,3=0,4 | 4,3+4,7=9 | 0,4/9 | 0,044 |
7 | 2,3-2,1=0,2 | 2,1+2,3=4,4 | 0,2/4,4 | 0,045 |
8 | 3,1-2,8=0,3 | 2,8+3,1=5,9 | 0,3/5,9 | 0,051 |
9 | 2,1-2,4=0,3 | 2,4+2,1=4,5 | 0,3/4,5 | 0,067 |
10 | 4,1-4,5=0,4 | 4,5+4,1=8,6 | 0,4/8,6 | 0,046 |
11 | 2,8-2,5=0,3 | 2,5+2,8=5,3 | 0,3/5,3 | 0,057 |
12 | 2,1-2,4=0,3 | 2,4+2,1=4,5 | 0,3/4,5 | 0,067 |
13 | 2,7-2,5=0,2 | 2,5+2,7=5,2 | 0,2/5,2 | 0,038 |
14 | 2,7-2,3=0,4 | 2,3+2,7=5 | 0,4/5 | 0,08 |
15 | 2,3-2,4=0,1 | 2,4+2,3=4,7 | 0,1/4,9 | 0,020 |
16 | 2,4-2,3=0,1 | 2,3+2,4=4,7 | 0,1/4,7 | 0,021 |
17 | 4,1-3,8=0,3 | 3,8+4,1=7,9 | 0,3/7,9 | 0,038 |
3. В третьем действии вычисляют показатель асимметрии для каждого листа. Для этого суммируют значения относительных величин коэффициентов флуктуирующей асимметрии по каждому признаку и делят на число признаков.
Таблица 4
Лист № | КФА2 | КФА3 | КФА2+ КФА3 =КФА Σ | Величина асимметрии листа |
1 | 0,05 | 0,023 | 0,073 | 0,073/2=0,0365 |
2 | 0,028 | 0,063 | 0,091 | 0,091/2=0,0455 |
3 | 0,027 | 0,026 | 0,053 | 0,053/2=0,0265 |
4 | 0 | 0,026 | 0,026 | 0,026/2=0,013 |
5 | 0,048 | 0,08 | 0,128 | 0,128/2=0,064 |
6 | 0 | 0,044 | 0,044 | 0,044/2=0,022 |
7 | 0,086 | 0,045 | 0,131 | 0,131/2=0,0655 |
8 | 0,027 | 0,051 | 0,078 | 0,078/2=0,039 |
9 | 0,13 | 0,067 | 0,197 | 0,197/2=0,0985 |
10 | 0,05 | 0,046 | 0,096 | 0,096/2=0,048 |
11 | 0,04 | 0,057 | 0,097 | 0,097/2=0,0485 |
12 | 0,07 | 0,067 | 0,137 | 0,0137/2=0,0685 |
13 | 0,087 | 0,038 | 0,125 | 0,125/2=0,0625 |
14 | 0,06 | 0,08 | 0,14 | 0,14/2=0,07 |
15 | 0,03 | 0,020 | 0,050 | 0,05/2=0,025 |
16 | 0,05 | 0,021 | 0,071 | 0,071/2=0,0355 |
17 | 0 | 0,038 | 0,038 | 0,038/2=0,019 |
Величина флуктуирующей асимметрии в выборке: | 0,7875/17=0,046 |
Для оценки степени нарушения стабильности развития удобно использовать пятибалльную оценку. Первый балл шкалы – условная норма. Значения показателя флуктуирующей асимметрии, соответствующие первому баллу, наблюдаются, обычно, в выборках растений из благоприятных условий произрастания, например, из природных заповедников. Пятый балл – критическое значение, такие значения показателя асимметрии наблюдаются в крайне неблагоприятных условиях, когда растения находятся в сильно угнетенном состоянии.
балл | Величина показателя стабильности развития | Влияние негативно – эмоционального воздействия | Условия произрастания |
I | очень сильное влияние хороших слов, нет влияния плохих слов | очень благоприятные условия | |
II | 0,040 – 0,044 | сильное влияние хороших слов, небольшое влияния плохих слов | благоприятные условия |
III | 0,045 – 0,049 | среднее влияние хороших и плохих слов | средне благоприятные условия |
IV | 0,050 – 0,054 | небольшое влияние хороших слов, но сильное влияние плохих слов | неблагоприятные условия |
V | 0,055 | нет влияния хороших слов, но сильнейшее влияние плохих слов | крайне неблагоприятные условия |
Вывод: В приведенном примере показатель флуктуирующей асимметрии равен 0,046, что соответствует III баллу шкалы. Это означает, что растения испытывают среднее влияние хороших и плохих слов. Таким образом, для развития перца - это средне благоприятные условия.
Приложение 6.