Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 19 «Шустрик»
Презентация из опыта работы
Влияние подвижных игр на развитие координационных способностей старших дошкольников Воспитатель Дёмочкина Н.А.
Координационные способности
«Умение человека наиболее совершенно, быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво решать двигательные задачи, особенно сложные и возникающие неожиданно» В.Н. Платонов
«Способность к упорядочению внешних и внутренних сил, возникающих при решении двигательной задачи, для достижения требуемого рабочего эффекта при полноценном использовании моторного потенциала» Ю.В. Верхошанский
Координационные способности влияют на:
Темп, вид и способ усвоения спортивной техники
Стабилизацию и ситуационно-адекватное применение спортивной техники
Вариативность процессов управления движениями
Классификация координационных способностей
Подвижная игра как средство развития координационных способностей
- Подвижная игра как двигательная деятельность обладает определенной спецификой: она требует от ребенка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения игровой обстановки.
Условное распределение подвижных игр по развитию координационных способностей
Способность к реагированию
Способность к равновесию
«Третий лишний», «Воробьи-вороны», «Выжигалы», «Найди свой цвет», «Хитрая лиса», «Последний выбывает». «Домики-гномики» и т.д..
Ориентировочная способность
Различные виды «классиков», «Петушиный бой», «Перетягивание каната». «Чехарда». «Коршун и наседка» и т. д.
Способность к дифференцированию
«Жмурки», «Прятки». «Камень, дерево, железо»
Ритмическая способность
« Штандер», «Шишки, желуди, орехи» и т.д.
«Картошка», «Выбить кегли», «Мяч в ведро», «Съедобное- несъедобное», «Я знаю», «Мячом в цель» «Белки – собачки», «Мяч через сетку» и т.д.
Игры со скакалкой: «Удочка», «На златом крыльце…», «Часики». Хороводные игры
Игры -эстафеты
Способность к реагированию
Способность к равновесию
« на сигнал-повернись вокруг себя», «сорви ленту», «бег из разных стартовых положений», «бежать, только на взмах флажка», «туда ходьбой – обратно бегом»
Способность к ориентированию
«на одной ножке – по дорожке», «тяни- толкай», «по кочкам»,. «по узенькой дорожке с мешочком на голове», «не намочи ног», «бег между предметами», «мяч на ракетке»
Способность к дифференцированию
«собирай, только красные», «сколько шагов, прыжков до ориентира», «до красной кегли – бегом, до синей – ползком», «чья команда быстрее построится»
Ритмическая способность
« ведение мяча вперед», «поймай мяч от капитана и брось ему опять», «передача мяча в команде друг другу над головой и под ногами», «попади в корзину, обруч», «прокати мяч до ориентира».
«через скакалку до ориентира», «повтори ритмический рисунок», « не сбейся с ритма», «взявшись за руки- выполняй движение – кто дружней»
Тесты для определения координационных способностей
- 1. Челночный бег 3 раза по 10 м
- 2. Статическое равновесие
- 3. Подбрасывание и ловля мяча
- 4. Отбивание мяча от пола
- 5. Прыжки через скакалку.
- 6. Гибкость
Игры, формирующие способности к реагированию
Способность к реагированию – это способность быстро и точно начать движения соответственно определенному сигналу.
Рекомендации к проведению подвижных игр
- а) изменять вид движения в игре ( прыгать не на двух, а на одной ноге «зайцы и волк»)
- б) изменять способ выполнения движения (идти не прямо, а змейкой, какой-то отрезок ползти на коленях)
- в) вводить дополнительные задания (в процессе движения 3 раза повернуться вокруг себя; когда тебя поймают, сделать 5 приседаний и повернуться 3 раза вокруг себя, потом продолжить игру)
- г) вводить дополнительных водящих или ограничения для них (салить только левой рукой, не ловить тех, кто присел и руки вытянул вперед )
- д) изменять ритм подачи сигнала к движению и т. д. «воробьи –вороны».
Игры, формирующие способности к реагированию
Игры, формирующие способности к ориентированию
- В целях формировании способности к ориентированию вводить правила:
- а) требующие сохранения маршрута движения, использование всего пространства. Определение местоположения предметов и отношения между ними
- б) чтение маршрута по схемам
- в) изложение маршрута детьми
- г) привлекать детей к созданию вариантов игры. И играть в тот, который наиболее понравился всем детям
- д) систематически использовать воспитателями пространственных терминологий
Игры, формирующие способности к ориентированию
Игры, развивающие способность к дифференцированию
- а) в этих играх, водящий должен не только наблюдать за действием других детей, но и готовится к броску.
- б) Обратить внимание, на то, чтоб ребенок как следует прицелился и на связь выбора способа броска с расстоянием до цели
- в) Сначала надо тренировать детей стрелять по неподвижной мишени, а затем по движущей мишени.
- г) Усложнять тем, что вводить дополнительные задания
- д) осуществлять броски мячами разной величины и весу
Игры, способствующие развитию равновесия
- а) в играх типа «ловишек» вводить следующие варианты:
- ловишка не дотрагивается до тех, кто успел замереть в заранее договоренной позе
- б) в играх типа «коршун и наседка» обращать внимание детей, что нельзя отцеплять руки друг от друга, тянуть товарищей в стороны, специально падать.
Игры, развивающие ритмическую способность
- Это как правило хороводные игры и игры с речитативом («Ходит Ваня», «паучок» и др.) Они приучают детей к совместным согласованным действиям, к определенному ритму выполнения движений. Их хорошо использовать и вместо физкультминуток, и в перерывах между занятиями, а так же в заключительной части физкультурных занятий.
Игры -эстафеты
- здесь особое внимание надо уделять тому, чтобы дети нацеливались не только на быстроту выполнения, но самое главное не забывать соблюдать правила.
Общие рекомендации
- Важным в организации и проведения игры является поощрение детей. Важно подбодрить детей, которые затрудняются в выполнении правил.
- Не стоит также забывать о грамотном распределении физической нагрузки в играх, чтоб у ребят не возникло переутомления. Предлагаю использовать следующие приемы:
- а) Устраивать кратковременные перерывы или проводить игры без перерывов, увеличить или уменьшать время в игре.
- б) Удлинять или сокращать дистанции для перебежек: увеличивать или уменьшать размеры площадки для игр, изменять число и трудность препятствий.
- в) Изменять количество повторений в игре, а так же общее время на игру.
- г) Увеличивать или сокращать число игроков в играющем коллективе .
Заключение
- Способность правильно координировать свои движения, залог того, что ребенок будет верно выполнять все предложенные ему движения. А от того, как правильно выполняются упражнения, зависит и степень нагрузки на какую-либо часть тела, и точность исполнения, и, собственно, развитие всего организма в целом.
Заключение
Вот и все !