СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Влиян.пр.ус.на жизнь 8кл.»

Конспект урока по теме: «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека»

8 класс.

УМК: «География: Природа России. 8 кл. Автор: И.И. Баринова», «Дрофа» 2014г.

Конспект урока по географии: «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека».

Конспект предназначен для 8 класса. Это первый урок в разделе №3: «Человек и природа».

Цель урока: Сформировать представление о непосредственном влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека.

Задачи:

Обучающая:

Формировать знания о влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека;

Формировать знания о проблемах взаимодействия человека и природы на территории России;

Познакомить учащихся с разделами географии, изучающими влияние природных условий на жизнь и здоровье людей;

Сформировать представления о благоприятных, неблагоприятных и экстремальных условиях жизни людей;

Развивающая:

Совершенствование умений работы с различными источниками географической информации;

Развивать умение аргументировать высказываемую точку зрения;

Формировать умение вести диалог, находить и выделять главное, правильно, четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательная:

Воспитывать познавательный интерес к предмету;

Формировать культуру общения, коммуникативные качества;

Формировать бережное отношение к природе;

Планируемые результаты:

- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

- метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником, географическими картами.

- предметные: анализировать и объяснять сущность географических процессов.

Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

- коммуникативные: умение слушать, общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе: 28

Используемые учебники и методическая литература учителя: «География: Природа России. 8 кл. Автор: И.И. Баринова», «Дрофа» 2014г.

Используемое оборудование: презентация: «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека», рабочая тетрадь, учебник, физическая карта России, климатическая карта России, экологическая карта России, атласы.

Методы обучения: Проблемный, частично поисковый.

Формы обучения: Индивидуальная, фронтальная.

Межпредметные связи: Биология, экология.

Ход урока:

  1. Актуализация знаний:

В каких районах нашей страны проживает наибольшее количество долгожителей?

С чем это связано? (работа с атласами) (юг страны(курортные зоны)). (Слайд 1)

Замечено, что положительное воздействие на человека оказывают красивые пейзажи: море, горы, поля, лес, степь, озера, реки и т. д. Лучшим доказательством этого является отдых и лечение людей на курортах, а также широкое распространение такой формы отдыха, как туризм.

Какие районы нашей страны отличаются наибольшей плотностью населения? (работа с атласами) (Северный Кавказ и Юго-запад Европейской части России, Центральные районы Восточно-Европейской равнины, Юг Западной Сибири, подножие гор Южной Сибири, крайнего Юга Средней Сибири и Дальнего Востока). (Слайд 2)

Какие районы нашей страны отличаются наименьшей плотностью населения? (работа с атласами)

  1. Изучение нового материала: Мотивация и целеполагание:

Какие факторы влияют на характер размещения населения? (Природные условия, ресурсы:

- Температура и влажность воздуха. Атмосферное давление

- Близость или удаленность от водоёмов, качество питьевой воды;

- Состояние ландшафтов и санитарное состояние почв, на которых выращиваются употребляемые в пищу овощи и фрукты

- Красота окружающих пейзажей и т.д.) (Слайд 3)

Природные условия- свойства и особенности природы, оказывающие непосредственное влияние на расселение людей, их жизнь и здоровье.

Природные ресурсы- компоненты природы и их свойства, которые используются или могут использоваться в хозяйственной деятельности человека. (Слайд 4)

Связь между природными условиями и характером размещения населения очевидна.

Существует специальная отрасль географии – медицинская география

Сформулируйте тему урока, задачи, которые нам предстоит решить. (Слайд 5,6)

- Тема урока «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека».

  1. Открытие нового знания:

Природные условия бывают благоприятные и неблагоприятные. Охарактеризуйте:

(Благоприятные - оказывают положительное воздействие на организм человека.

Неблагоприятные- оказывают отрицательное воздействие на организм человека).

Посмотрите на карту – стр.259 учебника и объясните, где в нашей стране расположены территории с благоприятными условиями, где- с неблагоприятными(экстремальными)? В каких условиях проживаем мы с вами?

(Слайд №7) - Карта подробная

На территории России преобладают неблагоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности населения. Россия - самая холодная страна планеты (кроме материка Антарктида).

Территория с благоприятными условиями для проживания людей занимают в России лишь 1/3 её площади. Самые экстремальные условия на севере.

-Почему же люди живут в трудных природных условиях Севера? Ведь часто экстремальные условия опасны для жизни и здоровья? (там находятся богатые природные ресурсы).

- А почему коренным жителям севера живется сравнительно легко, в отличие от пришлых? (Благодаря адаптации). Что такое адаптация? Сколько нужно времени, чтобы организм адаптировался в изменившимся условиям?( Адапта́ция— процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. В среднем 6 месяцев) (Слайд 8)

Жители пустыни и тундры живут в юртах и чумах, их жилища имеют каркас, на который накидывается и укрепляется покрытие - в пустыне войлок, на севере – шкуры. Почему их жилища имеют такой вид? (Жители пустыни и тундры - кочевники. Поскольку растительный покров тундры очень медленно восстанавливается, а растительность пустыни разреженная и пастбища должны занимать огромные площади, поэтому жилище должно легко разбираться и собираться. Шкуры на севере наиболее оптимальны при использовании в сооружении чума, т. к. они защищают от сильных холодных ветров. Войлок же хорошо защищает от жары, т. к. в нем много воздуха, а воздух плохой проводник тепла). Это пример приспособленности (небиологическая адаптация(социальная)). (Слайд 9)

Может ли человек полностью освободиться от влияния природной среды на его жизнь и деятельность? (Человек не может полностью освободиться от влияния природной среды, но он адаптируется, приспосабливается к тем условиям, в которых живёт и занимается хозяйственной деятельностью).

- Что мы можем ещё отнести к экстремальным условиям? (Стихийные природные явления).

- Приведите примеры? (Лавины, смерчи, засухи и т.д.)

В каких районах России и почему они происходят?

Какие меры борьбы с ними предпринимаются? (Работа с текстом учебника-стр.262-263)

  1. Учебные действия по реализации плана:

А теперь выполним практическую работу: «Степень комфортности территорий для жизни людей» стр.264.

Территория

Где распо-

ложена

Климатические условия

+ и -

Как осваивается

t лета,зимы

Осадки

Ветер

С комфортными условиями







С дискомфортными условиями







  1. Выражение решения применение нового знания:

(Вывод: на территории России преобладают неблагоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности населения. Сложные природные условия создают большие трудности при освоении территорий, требуют значительные материальные затраты на строительство и поддержание определенного уровня жизни и т.д.). (Слайд 10)

  1. Стадия осмысления:

Попробуйте определить степень своего воздействия на природу и оценить его. Для этого каждый в центе тетради напишите своё имя и стрелочками в разные стороны напишите или нарисуйте то, что вы делаете в природе, для природы.(Опрос 2-3х учеников) Примеры на слайде. (Слайд 11) А теперь запишите то, что на ваш взгляд должны делать все, и ты в том числе, чтобы сделать экологическую ситуацию нашей страны лучше. (Опрос 2-3х учеников).

  1. Дифференцированное домашнее задание: (Слайд № 12)

Возвращение к задачам урока (всё ли рассмотрели, усвоили и т.д.). (Слайд №13)

  1. Подведение итогов урока (Самооценка, взаимооценка). (Слайд №14)


Просмотр содержимого презентации
«Влияние природы 8кл.»

Адлер Геленджик Учитель биологии и географии МАОУ СОШ №1 г. Заводоуковска Янтыкова Елена Ринатовна Туапсе Анапа

Адлер

Геленджик

Учитель биологии и географии

МАОУ СОШ №1 г. Заводоуковска

Янтыкова Елена Ринатовна

Туапсе

Анапа

Западные Саяны

Западные Саяны

Факторы влияющие на характер размещения населения Экономические условия Природные условия Природные ресурсы Исторические условия Промышленные, сельскохозяйственные центры Транспортные пути

Факторы влияющие на характер размещения населения

Экономические

условия

Природные условия

Природные ресурсы

Исторические условия

Промышленные, сельскохозяйственные

центры

Транспортные пути

Природные условия- свойства и особенности природы, оказывающие непосредственное влияние на расселение людей, их жизнь и здоровье. Медицинская география— наука, изучающая влияние природных, хозяйственных и социальных условий различных территорий на здоровье населяющих их людей. Природные ресурсы - компоненты природы и их свойства, которые используются или могут использоваться в хозяйственной деятельности человека.

Природные условия- свойства и особенности природы, оказывающие непосредственное влияние на расселение людей, их жизнь и здоровье.

Медицинская география— наука, изучающая влияние природных, хозяйственных и социальных условий различных территорий на здоровье населяющих их людей.

Природные ресурсы - компоненты природы и их свойства, которые используются или могут использоваться в хозяйственной деятельности человека.

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

Что мы узнаем? Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека Проблемы взаимодействия человека и природы Чему мы научимся? Оценивать природные условия нашей страны

Что мы узнаем?

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

Проблемы взаимодействия человека и природы

Чему мы научимся?

Оценивать природные условия нашей страны

Территория с благоприятными условиями для проживания людей занимают в России лишь 1/3 её площади.

Территория с благоприятными условиями для проживания людей занимают в России лишь 1/3 её площади.

Почему же люди живут в трудных природных условиях Севера? Адаптация— процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

Почему же люди живут в трудных природных условиях Севера?

Адаптация— процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

Почему жилища имеют такой вид? Чум Юрта из войлока Небиологическая адаптация

Почему жилища имеют такой вид?

Чум

Юрта из войлока

Небиологическая адаптация

Практическая работа: «Степень комфортности территорий для жизни людей» Территория Где располо-жена Климатические условия С комфортными условиями t С дискомфортными условиями Осадки + и - Ветер Как осваивается Вывод:

Практическая работа: «Степень комфортности территорий для жизни людей»

Территория

Где располо-жена

Климатические условия

С комфортными условиями

t

С дискомфортными условиями

Осадки

+ и -

Ветер

Как осваивается

Вывод:

Как ты сможешь улучшить экологическую ситуацию в своей стране? Спасать бездомных животных Озеленять город (страну) Не бросать мусор Имя Не загрязнять воду Правильно утилизировать отходы

Как ты сможешь улучшить экологическую ситуацию в своей стране?

Спасать бездомных

животных

Озеленять город (страну)

Не бросать мусор

Имя

Не загрязнять воду

Правильно утилизировать отходы

Домашнее задание: П.52, вопросы – стр.264. Всем 3-4-примера освоения территории с применением достижений науки и техники План характеристики экологического состояния территории (на выбор). * По желанию Сообщение (презентация) о курортных зонах нашей страны.

Домашнее задание:

П.52, вопросы – стр.264.

Всем

3-4-примера освоения территории с применением достижений науки и техники

План характеристики экологического состояния территории (на выбор).

*

По желанию

Сообщение (презентация) о курортных зонах нашей страны.

Что мы узнали... Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека Проблемы взаимодействия человека и природы Чему мы научились… Оценивать природные условия нашей страны

Что мы узнали...

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

Проблемы взаимодействия человека и природы

Чему мы научились…

Оценивать природные условия нашей страны

Спасибо за урок. Удачного дня.

Спасибо за урок. Удачного дня.

Источники: Учебник: Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс. М.: Дрофа, 2014г.. http://realty-tuapse.ru/upload/iblock/961/961647c8b226d0e55585ca22930087cd.JPG Туапсе; http://touristik.uz/img/hGallery/Russia/Sochi/15Pansionat_Vesna/post-76-1290684321.jpg Адлер; http://www.kuzrab.ru/upload/medialibrary/8ca/zetfesivj_pabwi,_jxphwi.jpeg Анапа; http://www.amfora-travel.ru/data/gelendzik/vid.jpg Геленджик; http://thekievtimes.ua/uploads/posts/2012-12/1355507802_17401.jpg Западные Саяны; http://os1.i.ua/1/9/578019.jpg природа России; http://svcadr.barabashovo.ua/cp/6001/img/6001_63683_1442563663.jpg природа России; http:// idffmedia.ru/upload/iblock/e31/e3107c312772a2c50a0ae9f8dd3ed8f5.jpg медицинская география; http:// www.abctranslation.ru/data/images/07_medicina.jpg медицинская география; http:// irkipedia.ru/sites/default/files/50_2_2.jpg районирование; http:// ysia.ru/wp-content/uploads/2016/02/1442412276_korennye_narody_severa_regjpg_normal.jpg жители севера; http:// zszem.ru/assets/images/novosti/2014/MAY/may19-4.png жители севера; http:// www.magput.ru/pics/large/54559.jpg юрта; http://blog.bnkomi.ru/content/post/5207/% D1%87%D1%83%D0%BC.jpg чум.

Источники:

Учебник: Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс. М.: Дрофа, 2014г..

http://realty-tuapse.ru/upload/iblock/961/961647c8b226d0e55585ca22930087cd.JPG Туапсе;

http://touristik.uz/img/hGallery/Russia/Sochi/15Pansionat_Vesna/post-76-1290684321.jpg Адлер;

http://www.kuzrab.ru/upload/medialibrary/8ca/zetfesivj_pabwi,_jxphwi.jpeg Анапа;

http://www.amfora-travel.ru/data/gelendzik/vid.jpg Геленджик;

http://thekievtimes.ua/uploads/posts/2012-12/1355507802_17401.jpg Западные Саяны;

http://os1.i.ua/1/9/578019.jpg природа России;

http://svcadr.barabashovo.ua/cp/6001/img/6001_63683_1442563663.jpg природа России;

http:// idffmedia.ru/upload/iblock/e31/e3107c312772a2c50a0ae9f8dd3ed8f5.jpg медицинская география;

http:// www.abctranslation.ru/data/images/07_medicina.jpg медицинская география;

http:// irkipedia.ru/sites/default/files/50_2_2.jpg районирование;

http:// ysia.ru/wp-content/uploads/2016/02/1442412276_korennye_narody_severa_regjpg_normal.jpg жители севера;

http:// zszem.ru/assets/images/novosti/2014/MAY/may19-4.png жители севера;

http:// www.magput.ru/pics/large/54559.jpg юрта;

http://blog.bnkomi.ru/content/post/5207/% D1%87%D1%83%D0%BC.jpg чум.