ГБОУ школа №887
«Влияние произведений
художественной литературы
на экологическое воспитание
детей дошкольного возраста»
автор: Бочарова И.И. (воспитатель дошкольной группы)
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников . Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья…
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие.
Экологическое воспитание дошкольника — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. И чем раньше мы введем детей в прекрасный окружающий их мир, тем больше знаний, навыков и умений они получат.
Природа - это чудо, великолепие. Она научит детей образному мышлению, наблюдательности, разовьет внимание, творчество, умение быть добрыми и ласковыми. Маленькие дети способны видеть, понимать и чувствовать природу, а мы - взрослые должны только помочь ребенку.
Задачи экологического воспитания дошкольников:
Формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях природы.
Развитие познавательной деятельности детей.
Воспитание у детей любви к природе, желания ухаживать за ней.
Формирование системы знаний, обеспечивающей правильную ориентировку ребенка в окружающем его мире.
Для решения данных задач необходима совместная работа педагогов и родителей.
Работа педагогов по организации экологического воспитания дошкольников может быть разнообразной:
- Организация непосредственной образовательной деятельности детей по экологии с использованием наглядных материалов (иллюстрации, фильмы, муляжи);
- Использование сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников;
- Использование произведений художественной литературы для организации экологического воспитания в дошкольном возрасте;
- Знакомство дошкольников с экологией через музыкальное воспитание;
- Привлечение родителей к работе по экологическому воспитанию детей.
Художественная литература , наблюдения служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, фантазию, полет мысли и дают возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывают эко-культуру человека.
В НОД по ознакомлению с художественной литературой основным источником обогащения речи становится текст художественного произведения, который воспитатель читает или рассказывает детям, а дополнительно остается речь воспитателя и иллюстрации книги. Поэтому прежде всего подбираются книги с яркими иллюстрациями, где бы можно было почувствовать красоту, дать элементарные знания о природе, воспитать бережное отношение к ней.
Литература представляет богатый материал, на основе которого можно воспитывать подрастающее поколение.
« Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение».
« Художественная литература способствует душевным переживаниям, а специфика природоведческих произведений такова, что «многое понимается чувством и не может быть объяснено умом».
Вот они – писатели природы: Бианки Виталий Валентинович Георгий Алексеевич Скребицкий Михаил Михайлович Пришвин
Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому нам в этом помогают произведения В.Бианки.
Бианки рассматривал своё творчество, как «самоучитель любви к природе»
Вот что Горький пишет в письме к Пришвину:"Я думаю, что такого природолюба, такого проницательного знатока природы и чистейшего поэта её, как Вы, Михаил Михайлович, в нашей литературе - не было!»
Георгий Алексеевич Скребицкий - писатель, который был влюблён в родные поля, леса, горы. Его книги повествуют о путешествиях в прекрасный мир природы. Удивительно точным, сочным и образным языком этот мастер-натуралист передавал красоту природы, повадки самых разнообразных жителей леса, обычаи русского народа. Его рассказы похожи на сказки. В доме у него всегда жили: синички, сороки, зайчишки, ёжики и белочки.
- Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать её богатства.
- Для этого надо делать всё возможное: подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребенка знаниями, впечатлениями.
Спасибо за внимание!