Влияние развития вокальных навыков на эмоциональную сферу ребёнка
Автор: педагог дополнительного образования,
учитель музыки Круглова Наталья Генриховна
В данной статье содержатся результаты исследования влияния развития вокальных навыков на эмоциональную сферу детей младшего школьного возраста. Актуальность исследования заключается во взаимосвязи с идеей связь с идеей здоровьесбережения учащихся в процессе обучения. Состояние всех областей современной системы образования и воспитания побуждает педагогов самых разных специальностей вести поиск новых методов, новых подходов и концепций обучения. Не является исключением и все, что связано с голосом: профессиональный вокал, хоровая работа в самодеятельности, вокально-хоровое обучение детей. На сегодняшний день как никогда актуальной признаётся проблема школьных неврозов, которые возникают у учащихся в процессе образовательной деятельности. Перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся - внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Постоянно возрастающая по объёму и усложняющаяся по содержанию научная информация вступает в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, учебников, приводя к возникновению хронической перегрузки учащихся, снижению интереса к учению, ухудшению здоровья. Особенно это сказывается на состоянии психоэмоциональной сферы младших школьников. Объектом данного исследования является влияние развития вокальных навыков на эмоциональную сферу ребёнка. Предметом исследования являются возможности вокальной деятельности как средства развития эмоциональной сферы. В качестве гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что, если педагог на музыкальных занятиях в начальной школе развивает вокальные навыки детей младшего школьного возраста, то это может благотворно повлиять на эмоциональную сферу ребёнка. Цель исследования - изучение влияния развития вокальных навыков на эмоциональную сферу ребёнка. Задачи данного исследования:
1. Изучить теоретические аспекты психологического и эмоционального становления личности младших школьников
2. Провести экспериментальную проверку влияния развития вокальных навыков на эмоциональную сферу ребёнка
3. Предложить рекомендации для проведения музыкальных занятий по развитию эмоциональной сферы школьника посредством осуществления вокально-хоровой деятельности на этих занятиях. В данной работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ педагогической и психологической литературы) и эмпирические (наблюдение, описание, эксперимент, изучение результатов деятельности учащихся и учителя); анкетирование, изучение и обобщение опыта. Для подтверждения гипотезы исследования о том, что положительные эмоции будут благотворно влиять на психоэмоциональную сферу младших школьников с помощью средств вокально-хорового искусства, был проведён анализ литературы по проблеме влияния вокально-хоровой деятельности на психоэмоциональную сферу младших школьников. Проводилось изучение психологических особенностей и особенностей влияния вокально-хоровых форм работы на психоэмоциональную сферу младших школьников. В теоретических источниках рекомендуется учитывать психологические особенности развития ребенка: ведущая деятельность: учение - предмет этой деятельности – ученик – авторитетная личность – учитель. В этом возрасте в виду повышения требований, связанных с учебной деятельностью, детям младшего школьного возраста свойственны капризный характер, импульсивность. На музыкальных занятиях в современном их варианте предусмотрена вокально-хоровая деятельность. Также были исследованы особенности психоэмоционального развития детей младшего школьного возраста. Выявлены и изучены особенности влияния вокально-хоровой работы на психоэмоциональную сферу младших школьников. Их эмоциональная сфера в результате учебной деятельности достигает полноценного развития. Кроме того, эмоциональная жизнь ребенка изолирована внутри педагогического процесса. Эмоциональные процессы у младшего школьника становятся все более избирательными и управляемыми, поэтому существует возможность управления ими. Эмоциональное развитие детей необходимо контролировать. В соответствии с изученными библиографическими источниками разработаны рекомендации для педагогов, проводящих музыкальные занятия, по профилактике и улучшению психоэмоционального состояния младших школьников на музыкальных занятиях. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное способно привлечь внимание учащихся, поэтому такие формы работы на занятиях как музыкальное приветствие, распевание (вокально-хоровые упражнения), разучивание и исполнение песен стимулируют все психологические и физиологические характеристики: память, внимание, речь, улучшает воображение, повышает эмоциональность восприятия, усиливают остроту и свежесть восприятия, созерцательную любознательность, расширяют границы эмоционального пространства, повышают интерес, личностные характеристики, формируют правильное дыхание, снижают агрессивность. Это может подтвердиться в ходе применения любой признанной авторитетной диагностики эмоциональной сферы ребёнка. На первом этапе исследования анализу подвергались показатели настроения учащихся в конце каждого занятия в начале учебного года, на втором - в конце учебного года. В основе исследования - вариант рефлексии, проводимой на каждом музыкальном занятии. Предполагается, что выбранный ребёнком смайлик, нарисованный им на рабочем листе с изображением музыкального впечатления, полученного на занятии от изучения определённой программой темы, отражает эмоциональное состояние: степень удовлетворенности первоклассника работой на музыкальном занятии и его настроения, эмоционального комфорта на нём. Традиционно рефлексия проводится в конце занятия и складывается из участия ребёнка во всех этапах занятия, особенно связанных с вокальной деятельностью. Те дети, у которых получилось 5 плюсов за участие в каждом этапе занятия, выставляют смайл № 1 («я доволен своей работой на занятии»), если 4 плюса – смайл № 2 («на занятии я работал неплохо»), если менее четырёх плюсов – смайл №3 («на занятии мне было трудно»). Эти данные о каждом ребёнке заносятся в таблицу. Как часть исследования также было проведено анкетирование педагога в тот же период и его анализ. В анкете 7 вопросов открытого типа, на которые педагогу необходимо ответить. По результатам анкетирования педагога было установлено, что он использует наглядный, словесный и практический методы работы, чередуя их. Педагог учитывает возрастные и психологические особенности учащихся: положительные эмоции, связанные с хорошей оценкой, авторитет и личный пример педагога; отрицательные эмоции в связи с низкой оценкой, с недостатком внимания, повышением тона голоса, гневом и равнодушием. Педагог ответил, что проводит релакс – паузы в виде физкультминутки. Использует поощрение, похвалу, игровые формы работы, и лишь изредка, при необходимости, использует на занятии замечания. Результаты опроса каждый раз были одинаковые. Анализ результатов данного исследования продемонстрировал, что эмоциональное состояние учащихся 1-го класса под влиянием музыкальных занятий в конце учебного года улучшилось на 60 %. Если в начале года количество смайликов №1 составляло 40% (11 человек из 28 изобразило его на своих рисунках после подсчёта баллов), то уже во втором полугодии отмечался рост количества изобразивших данный смайл у 80% группы (что составило 22 человека из 28). При этом наблюдалось, что смайлик № 3 появлялся редко у 1 - 2 человек (5%), а затем совсем перестал появляться. В конце года смайл № 1 – «я доволен своей работой на занятии», свидетельствующий об эмоциональном комфорте во время музыкального занятия, появляется у 99% учащихся 1-го класса (27-28 человек из 28). Подсчёт результатов производился 1раз в конце сентября и октября 2018, а также апреля и мая 2019 учебного года, фиксировался в таблицах, затем выражался в виде диаграммы. На ней видно, что после исполнения вокально-хоровых упражнений и произведений на музыкальных занятиях у испытуемых улучшилось психоэмоциональное состояние: отмечался постоянный рост показателей хорошего настроения, эмоционального комфорта на занятии. Чтобы музыкальные занятия не были монотонными и скучными, исходя из проведённого исследования и имеющегося практического опыта работы учителем музыки и педагогом дополнительного образования предлагаются следующие рекомендации: действовать по принципу смены деятельности, что помогает снять напряжение, переключаться с одного вида деятельности на другой, что поможет снизить утомляемость; вовлечь практически каждого учащегося в работу, которая в финале позволит быть довольным собой. Здесь весьма эффективной может считаться работа по плану: сопровождение каждого этапа работы на музыкальном занятии слайдами презентации обеспечит смену деятельности, сделав её наглядной. Данный вид поэтапной работы предполагает, что 4 этапа из 7 связаны с пением, а это гарантирует хорошее настроение учащихся на уроке и после него. 1-ый этап – музыкальное приветствие обеспечивает положительный настрой, проявление доброжелательного отношения к окружающим, установление рабочего контакта с учителем и командой одноклассников. 2-ой этап – распевание - пение гаммы и вокальных упражнений («Ма-ма- мэ-мэ-ми-мо-му», упражнение «Коровка», «Лесенка»), содержащие шутку, помогает постепенно и легко включиться в работу. 4-ий этап - физкультминутка: марширование под инструмент или под аудиозапись шуточных песенок (выполнение движений, предлагаемых в песенке для проведения физкультминутки («двигательные песенки») обеспечат снятие физического напряжения, умственного утомления после этапа проверки домашнего задания. 6-ой этап – разучивание и пение песни, предлагаемой в разделе рабочей программы «Музыкальный материал», с позитивным содержанием также настраивает на позитивный эмоциональный лад. Успешное выполнение, общая похвала учителя и индивидуальное поощрение, работа в команде, - всё это помогает детям сохранить позитивный настрой на долгое время. Содержание певческого репертуара рекомендуется чаще обновлять, играть на инструментах. Вокально-хоровая работа в детском хоре должна проводиться в соответствии с психофизиологическими особенностями детей данной возрастной группы. В связи с этим необходимо целенаправленно, регулярно организовывать вокально-хоровую деятельность на музыкальных занятиях, используя разнообразные приёмы работы. Сделать занятия интересными, наглядными, запоминающимися, использовать позитивный по содержанию материал с элементами шутки, сказки, мультипликации. Сопровождать каждый этап занятия слайдами презентации, видеорядом и т.д. Таким образом, выдвинутая гипотеза о положительном эмоциональном влиянии средств музыкального и вокального искусства на психоэмоциональную сферу младших школьников нашла подтверждение. Положительные эмоции: радость, связанная с ситуацией успеха, удовлетворённости своей работой стабилизирует эмоциональное состояние, снижает уровень излишней тревожности, способствует торможению агрессивных проявлений. Выявляются, формируются и совершенствуются музыкальные способности: музыкальная одаренность, звуковысотный, ритмический, гармонический слух, голос. Ситуация успеха положительно влияет на возможность значительного развития высших чувств в младшем школьном возрасте, способствует формированию личности человека. Обогащается духовная сфера, закладываются основы нравственных, моральных, этических и социальных чувств, эстетические нормы. Таким образом, в ходе проведённого исследования установлено и доказано практическим методом благотворное влияние музыки и вокально-хоровых видов работы на музыкальных занятиях на психоэмоциональную сферу младших школьников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. – Рига.: Прогресс., 2000 .
2.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М.:Просвещение, 2001
3.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 2000
4. Вилюнас В.К. Психология эмоций. [Текст] / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984 - 288 с.
5. Ветлугина Н. П. Музыкальное развитие детей / Н. П. Ветлугина. – М., Просвещение 1997. – 121 с.
6. Волокитина М.Н. Очерки психологии младших школьников.- М.,2000
7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. 8.Выготский // Книга для учителя, 3-е издание. – М., Просвещение, 1991. – 93с. 9.Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985 10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986 11. Дмитриев Л. Основы вокальной методики / Л.Дмитриев. – М.: Музыка, 2000. – 368 с. 12.Затямина Т. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. Пособие / Т.А. Затямина. – М.: Глобус, 2007. – 170 с. 13. Изард К. Эмоции человека. – М., 1998 – с. 14. Изард К. Психология эмоций. – СПб Питер 2000 15.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб Питер 2002- с. 16. Левина, Д. Исцеление музыкой // Музыкальная жизнь / Д. Левина. 1991. №4. С. 32 – 33 17. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций – М.,1999 – с. 18. Лобанова, Е.А. Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий // Музыка в школе / Е.А. Лобанова, 2005, №3. С. 36 – 52 19.Маляренко, Г.Ю. Формирование музыкального восприятия // Музыкальная психология и психотерапия / Г.Ю. Маляренко. 2009, №2. – С. 46 – 72. 20. Молчанова, Т.К. Составление образовательных программ / Т.К. Молчанова, Н.К. Виноградова. – М.: Перспектива, 2004. – 198с. 21. Назарова, Л Д. Фольклорная арттерапия / Л.Д. Назарова. СПб.: Речь, 2002. – 114 с. 22. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990 – 114 с. 23. Овчинникова, Т. Музыка для здоровья / Т. Овчинникова. – СПб.: Союз художников, 2004 24.Огороднов Д. Музыкально-певческое воспитание детей / Д.Огороднов. – К.: Музычна Украина, 1989. – 165 с. 25.Особенности эмоциональной сферы первоклассников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/, свободный. 26. Психологическая характеристика младшего школьника [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net/, свободный. 27. Райгородский, Б.Д. Что может музыка // Музыка в школе / Б.Д. Райгородский. 2004. № 4. С. 61 – 62 28. Седунова, Л.М. О современных тенденциях развития общего музыкального образования // Музыка в школе / Л.М. Седунова. 2004. № 1. С. 53 – 58. 29. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. Нач. отде-ний и фак. Сред. Пед. Учеб. Заведений / Г.Сергеева. – М.: Академия, 1998. – 136 с. 30. Тарабаркина Л.В. Эмоциональная компетенция педагога как субъекта инновационной образовательной деятельности. - Москва, 2010 // Психология образования: психологическое обеспечение «Новой школы» : материалы V всероссийской научно-практической конференции 27-29.01.2010 Москва / ред. В.В. Рубцов. - Москва: Федерация психологов образования России , 2010. С. 255-256 31.Шайхиева О. Методические рекомендации по коррекции голоса и певческого голоса в помощь учителям музыки и дефектологам / О.Шайхиева. – Набережные Челны, 2004. – 50 с. 32. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001 33. Эмоционально развитие ребенка младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/, свободный