СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«влияние скороговорок на развитие речи детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««влияние скороговорок на развитие речи детей»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №1 г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан










Исследовательская работа


«ВЛИЯНИЕ СКОРОГОВОРОК НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ"
















Выполнила Гильфанова Диана,

ученица 4 б класса

Руководитель Гаибова Луиза

Талгатовна,

учитель начальных классов

первой квалификационной

категории






Туймазы, 2017

Содержание


I. Введение

  1. Формулировка и обоснование проблемы  ………………….……….…………3

  2. Цель и задачи исследования    …………………………..…….…….......…....3  

  3. Определение объекта и предмета исследования……………………….………3                    

  4. Описание методов исследования  ………………………………………………4

II.Основная часть

2.1. Устное народное творчество …………………………..…………………….5

2.2.История появления скороговорок ……………………………..……….…...6

2.3. Роль скороговорок ……………………………………………………………7

2.4. Практическая часть .……………………………………………………8- 9

III. Заключение…………………………………….……………………………...10

IV. Литература…………………………………………………….…………….11

V.Приложение………………………………………………….……….…12 - 24













I. Введение

С рождения у меня патология развития нёба, что сильно отразилось на развитии моей речи. Я очень плохо произносила звуки, слова получались невнятными. Мою речь никто не понимал, некоторые дети даже обзывались. Речь стала более внятной после операции, но требовалась работа над звуками. Когда я пошла в школу, учитель посоветовала мне поработать со скороговорками. Сначала проговаривать быстро, чётко и внятно получалось с трудом. Но я упорно занималась и через какое-то время окружающие с удивлением стали отмечать, что я хорошо произношу звуки, слова, предложения. Я и сама заметила, что общаться с людьми мне стало легче. И мне стало интересно, что же такое скороговорка, и какова её роль в развитии речи ребёнка. Объектом моего исследования стали Малые жанры народного фольклора. Предметом исследования роль скороговорок в развитии речи ребёнка. Мы выдвинули гипотезу, что устное народное творчество служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оно оказывает огромное влияние на развитие и обогащения речи ребенка. Можем предположить, что именно скороговорки играют большую роль в развитии речи детей. Для подтверждения гипотезы мы поставили цель: Выяснить, как скороговорки влияют на речь ребёнка. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  • изучить материалы о скороговорках;

  • проанализировать научную информацию по теме;

  • установить, какие жанры устного народного творчества привлекают детей;

  • выявить, как скороговорки влияют на речь ребёнка;

  • провести беседу с детьми логопедической группы ДОУ №16 на тему: «Влияние скороговорок на развитие речи детей»;

  • научиться работать с разными видами источников

При исследовании пользовались такими методами:

1. Поиск и изучение литературы.

2. Беседы с руководителем, воспитателем и логопедом детского сада, учителем-дефектологом ПМПК, логопедом гимназии.

3. Работа с материалами сети Internet.

  1. Анализ и обобщение работы.

Работу вели по этапам:

  1. Выдвинули гипотезу

  2. Поставили цель и определила задачи.

  3. Изучили литературу.

  4. Провели беседу с руководителем, воспитателем и логопедом детского сада, учителем-дефектологом ПМПК, логопедом гимназии.

  5. Обобщили материалы и сделали выводы.

  6. Представили результаты

















II.Основная часть

2.1. Устное народное творчество

В наши дни проблема речевых навыков у детей особенно актуальна. Нехватка времени у родителей на общение с детьми, невнимательное отношение к содержанию речи ребёнка со стороны родителей, некоторые врождённые патологии приводят к проблемам развития речи детей. К сожалению, сейчас дети больше времени проводят за компьютерами, чем в общении с окружающими, что отражается на скудности словарного запаса, на неправильном произношении. А ведь правильно развитая речь помогает ребёнку быть успешным в учёбе, в жизни. Поэтому важен комплексный подход к решению вопроса развития речи. Важную роль в этом играет устное народное творчество, которое должно быть тесно переплетено с разговорной речью, так как ребёнок усваивает родной язык, подражая речи окружающих людей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого идеального сочетания труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию расположения слов.[1]

Если использовать устное народное творчество с младенчества, то и речь ребёнка будет богатой, содержательной.











2.2. История возникновения скороговорок

Большую роль устное народное творчество играет в развитии звуковой культуры речи [2], так как учит детей правильно четко и отчетливо произносить звуки и слова, переносить эти навыки в обычную разговорную речь. Этому способствуют скороговорки. Особое внимание я хочу уделить именно скороговоркам. Для начала, чтобы узнать, что такое скороговорка я заглянула в словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой [3]. Скороговорка- это 1) быстрая речь; 2) специально придуманная фраза с трудно произносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.

Скороговорки сначала придумывались для потехи, а потом их стали использовать для обучения. Скороговорки учат говорить, правильно произносить слова[4]. Раньше этот жанр так и назывался "чистоговорки". Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы ребенок учился правильно произносить слова с удовольствием, поэтому изображенные в них картины жизни часто вызывают улыбку.

Скороговорки, наряду с пословицами и поговорками первые в России записал В.И.Даль в 1862 году. Чистоговорок (другое название скороговорок) было всего 49 штук. А сейчас их великое множество.

Скороговорками пользуются не только дети, но и взрослые. Например, актёры и дикторы телевидения для постановки правильной дикции используют скороговорки.





2.3. Роль скороговорок

Скороговорка - это уникальное явление языковой культуры любого

народа. [5]Они созданы народом для забавы детям. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы - великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Скороговорки имеют несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: «на дворе трава, на траве дрова». Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас. Скороговорки - своеобразный тренажёр, они не только поднимают настроение, но и помогают пониманию некоторых слов и фраз, так как зачастую в скороговорках используются устаревшие и мало употребляемые слова, но содержащие необходимые звуки и звукосочетания. Скороговорки помогают избавиться, от так называемой "каши во рту". Но для этого надо заниматься постоянно, четко и ясно проговаривая каждый звук в скороговорке. [6]

Скороговорки необходимы для ликвидации различных дефектов, а также улучшения текущей техники произношения звуков.










2.4. Практическая часть

 Как же научиться правильно, говорить скороговорки, ведь некоторые из них очень сложные? Оказывается, для этого есть своё правило.[7] Сначала нужно прочитать скороговорку, понять, о чём идёт речь. Потом произнести шёпотом медленно. Затем произнести вслух тоже медленно, чтобы все слова были понятны. Следующий шаг – постепенно увеличивать темп, при этом надо всё чётко произносить. Для постановки каждого звука есть своя скороговорка. Например: для постановки звука [б]– Белые бараны били в барабаны. Звука [в] – Водовоз вёз воду из водопровода.

Ещё я узнала, что народы других стран тоже придумывают скороговорки. Я запомнила одну финскую скороговорку: Хамара макара камней махасса. Что в переводе означает: Сверхъестественный москит спорил сам с собой в груде мха. У башкирского народа тоже есть скороговорки. Например: Гали, Гайбат, Гатият, яраталар акият.

Мы посетили ГБУ Туймазинскую зональную психолого-медико-педагогическую комиссию. Встретились с учителем-дефектологом Сабитовой Зилей Динаровной (Приложение 1). Я задала ей несколько вопросов. Она рассказала мне о своей работе. Показала на деле, как она работает с детьми. Зиля Динаровна особое внимание уделят работе со скороговорками. Ведь они по её словам, помогают закрепить полученный результат. Пообщалась с логопедом нашей гимназии, Ириной Викторовной Мочаловой (Приложение 2). Ирина Викторовна тоже особое внимание уделяет работе со скороговорками.

Мы придумала скороговорки, подобрали к ним картинки, чтобы интереснее было читать, записали их в книжку (Приложение 3). Сделали подборку других скороговорок [8]. Встретились с логопедом детского сада № 16 Светланой Васильевной Макушевой (Приложение 4)и воспитателем логопедической группы Алиной Зуфаровной Шакирьяновой (Приложение 5). Я поделилась с ними своими исследованиями. Зная, что в детском саду № 16, куда я ходила сама есть дети с патологией речи, я решила сходить к ним и поделиться своим опытом восстановления правильной речи. Рассказала о том, как важна роль скороговорок в развитии речи детей. Подарила им свою книжку со скороговорками. (Приложение 6)и дала несколько советов, как работать над своей речью со скороговорками. Через 3 месяца я повторно посетила детский сад № 16 (Приложение 7), пообщалась с Ольгой Агеевой 13.10.2008 года рождения (Приложение 8), у неё была такая же патология, как и у меня. В её речи я услышала положительную динамику, что меня очень обрадовало. Я поняла, что мои предположения о пользе скороговорок в развитии речи детей подтвердились.



















III. Заключение

Таким образом, скороговорки способствуют развитию речевого аппарата ребенка, улучшают дикцию, обогащают словарный запас. Использование скороговорок полезно при коррекции речевого развития. В целом скороговорки благоприятно отражаются на общем интеллектуальном развитии ребенка.

На своём опыте я убедилась, как важна роль скороговорок в развитии речи ребёнка. При правильном подходе и усиленной работе при помощи скороговорок можно восстановить патологию речи.













































IV. Литература


  1. 100 скороговорок для развития речи. С. А. Шанина, Е. Д. Серова.

  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. –255с.

  3. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 1976. –178с.

  4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. – М.: Русский язык, 2002. – 484 с

  5. Елина Е.Г., Полищук Г.Г. Учусь правильно произносить слова: Орфоэпический словарик. – М.: Дрофа, 2002. – 144 с.

  6. Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора -Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. –М.: Просвещение, 1967

  7. Ожегов С.И. Словарь русского языка // Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1986. – 797 с. // 1990. – 917 с.

  8. Постникова И.И., Подгаецкая И.М. Фонетика – это интересно. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с.

  9. Смирнова М.В. Скороговорки в речевом тренинге. – С-П.: СПГАТИ, 2009. – 106 с.

  10. Сухин И.Г. Веселые скороговорки для непослушных звуков. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 190 с.















V. Приложение 1

Встреча с учителем-дефектологом Сабитовой Зилей Динаровной





























Приложение 2

Занятие с логопедом МБОУ гимназия №1

Ириной Викторовной Мочаловой



Приложение 3

Скороговорки в картинках







Приложение 4

Встреча с логопедом ДОУ № 16 Светланой Васильевной Макушевой



























Приложение 5

Встреча с воспитателем логопедической группы ДОУ № 16

Алиной Зуфаровной Шакирьяновой



Приложение 6

Встреча с детьми логопедической группы ДОУ № 16

















Приложение 7

Повторная встреча с детьми.





































Приложение 8

Беседа с Ольгой Агеевой.



  1. 1Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. –255с.


  1. 2Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 1976. –178с.

  1. 3 Ожегов С.И. Словарь русского языка // Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1986. – 797 с. // 1990. – 917 с.

  1. 4Сухин И.Г. Веселые скороговорки для непослушных звуков. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 190 с.

  1. 5Постникова И.И., Подгаецкая И.М. Фонетика – это интересно. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с.

  1. 6 Смирнова М.В. Скороговорки в речевом тренинге. – С-П.: СПГАТИ, 2009. – 106 с.

  1. 7Елина Е.Г., Полищук Г.Г. Учусь правильно произносить слова: Орфоэпический словарик. – М.: Дрофа, 2002. – 144 с.

  1. 8100 скороговорок для развития речи. С. А. Шанина, Е. Д. Серова.


16