Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №1 г. Туймазы
муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Исследовательская работа
«ВЛИЯНИЕ СКОРОГОВОРОК НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ"
Выполнила Гильфанова Диана,
ученица 4 б класса
Руководитель Гаибова Луиза
Талгатовна,
учитель начальных классов
первой квалификационной
категории
Туймазы, 2017
Содержание
I. Введение
Формулировка и обоснование проблемы ………………….……….…………3
Цель и задачи исследования …………………………..…….…….......…....3
Определение объекта и предмета исследования……………………….………3
Описание методов исследования ………………………………………………4
II.Основная часть
2.1. Устное народное творчество …………………………..…………………….5
2.2.История появления скороговорок ……………………………..……….…...6
2.3. Роль скороговорок ……………………………………………………………7
2.4. Практическая часть .……………………………………………………8- 9
III. Заключение…………………………………….……………………………...10
IV. Литература…………………………………………………….…………….11
V.Приложение………………………………………………….……….…12 - 24
I. Введение
С рождения у меня патология развития нёба, что сильно отразилось на развитии моей речи. Я очень плохо произносила звуки, слова получались невнятными. Мою речь никто не понимал, некоторые дети даже обзывались. Речь стала более внятной после операции, но требовалась работа над звуками. Когда я пошла в школу, учитель посоветовала мне поработать со скороговорками. Сначала проговаривать быстро, чётко и внятно получалось с трудом. Но я упорно занималась и через какое-то время окружающие с удивлением стали отмечать, что я хорошо произношу звуки, слова, предложения. Я и сама заметила, что общаться с людьми мне стало легче. И мне стало интересно, что же такое скороговорка, и какова её роль в развитии речи ребёнка. Объектом моего исследования стали Малые жанры народного фольклора. Предметом исследования роль скороговорок в развитии речи ребёнка. Мы выдвинули гипотезу, что устное народное творчество служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оно оказывает огромное влияние на развитие и обогащения речи ребенка. Можем предположить, что именно скороговорки играют большую роль в развитии речи детей. Для подтверждения гипотезы мы поставили цель: Выяснить, как скороговорки влияют на речь ребёнка. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
изучить материалы о скороговорках;
проанализировать научную информацию по теме;
установить, какие жанры устного народного творчества привлекают детей;
выявить, как скороговорки влияют на речь ребёнка;
провести беседу с детьми логопедической группы ДОУ №16 на тему: «Влияние скороговорок на развитие речи детей»;
научиться работать с разными видами источников
При исследовании пользовались такими методами:
1. Поиск и изучение литературы.
2. Беседы с руководителем, воспитателем и логопедом детского сада, учителем-дефектологом ПМПК, логопедом гимназии.
3. Работа с материалами сети Internet.
Анализ и обобщение работы.
Работу вели по этапам:
Выдвинули гипотезу
Поставили цель и определила задачи.
Изучили литературу.
Провели беседу с руководителем, воспитателем и логопедом детского сада, учителем-дефектологом ПМПК, логопедом гимназии.
Обобщили материалы и сделали выводы.
Представили результаты
II.Основная часть
2.1. Устное народное творчество
В наши дни проблема речевых навыков у детей особенно актуальна. Нехватка времени у родителей на общение с детьми, невнимательное отношение к содержанию речи ребёнка со стороны родителей, некоторые врождённые патологии приводят к проблемам развития речи детей. К сожалению, сейчас дети больше времени проводят за компьютерами, чем в общении с окружающими, что отражается на скудности словарного запаса, на неправильном произношении. А ведь правильно развитая речь помогает ребёнку быть успешным в учёбе, в жизни. Поэтому важен комплексный подход к решению вопроса развития речи. Важную роль в этом играет устное народное творчество, которое должно быть тесно переплетено с разговорной речью, так как ребёнок усваивает родной язык, подражая речи окружающих людей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого идеального сочетания труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию расположения слов.[1]
Если использовать устное народное творчество с младенчества, то и речь ребёнка будет богатой, содержательной.
2.2. История возникновения скороговорок
Большую роль устное народное творчество играет в развитии звуковой культуры речи [2], так как учит детей правильно четко и отчетливо произносить звуки и слова, переносить эти навыки в обычную разговорную речь. Этому способствуют скороговорки. Особое внимание я хочу уделить именно скороговоркам. Для начала, чтобы узнать, что такое скороговорка я заглянула в словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой [3]. Скороговорка- это 1) быстрая речь; 2) специально придуманная фраза с трудно произносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.
Скороговорки сначала придумывались для потехи, а потом их стали использовать для обучения. Скороговорки учат говорить, правильно произносить слова[4]. Раньше этот жанр так и назывался "чистоговорки". Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы ребенок учился правильно произносить слова с удовольствием, поэтому изображенные в них картины жизни часто вызывают улыбку.
Скороговорки, наряду с пословицами и поговорками первые в России записал В.И.Даль в 1862 году. Чистоговорок (другое название скороговорок) было всего 49 штук. А сейчас их великое множество.
Скороговорками пользуются не только дети, но и взрослые. Например, актёры и дикторы телевидения для постановки правильной дикции используют скороговорки.
2.3. Роль скороговорок
Скороговорка - это уникальное явление языковой культуры любого
народа. [5]Они созданы народом для забавы детям. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы - великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Скороговорки имеют несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: «на дворе трава, на траве дрова». Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас. Скороговорки - своеобразный тренажёр, они не только поднимают настроение, но и помогают пониманию некоторых слов и фраз, так как зачастую в скороговорках используются устаревшие и мало употребляемые слова, но содержащие необходимые звуки и звукосочетания. Скороговорки помогают избавиться, от так называемой "каши во рту". Но для этого надо заниматься постоянно, четко и ясно проговаривая каждый звук в скороговорке. [6]
Скороговорки необходимы для ликвидации различных дефектов, а также улучшения текущей техники произношения звуков.
2.4. Практическая часть
Как же научиться правильно, говорить скороговорки, ведь некоторые из них очень сложные? Оказывается, для этого есть своё правило.[7] Сначала нужно прочитать скороговорку, понять, о чём идёт речь. Потом произнести шёпотом медленно. Затем произнести вслух тоже медленно, чтобы все слова были понятны. Следующий шаг – постепенно увеличивать темп, при этом надо всё чётко произносить. Для постановки каждого звука есть своя скороговорка. Например: для постановки звука [б]– Белые бараны били в барабаны. Звука [в] – Водовоз вёз воду из водопровода.
Ещё я узнала, что народы других стран тоже придумывают скороговорки. Я запомнила одну финскую скороговорку: Хамара макара камней махасса. Что в переводе означает: Сверхъестественный москит спорил сам с собой в груде мха. У башкирского народа тоже есть скороговорки. Например: Гали, Гайбат, Гатият, яраталар акият.
Мы посетили ГБУ Туймазинскую зональную психолого-медико-педагогическую комиссию. Встретились с учителем-дефектологом Сабитовой Зилей Динаровной (Приложение 1). Я задала ей несколько вопросов. Она рассказала мне о своей работе. Показала на деле, как она работает с детьми. Зиля Динаровна особое внимание уделят работе со скороговорками. Ведь они по её словам, помогают закрепить полученный результат. Пообщалась с логопедом нашей гимназии, Ириной Викторовной Мочаловой (Приложение 2). Ирина Викторовна тоже особое внимание уделяет работе со скороговорками.
Мы придумала скороговорки, подобрали к ним картинки, чтобы интереснее было читать, записали их в книжку (Приложение 3). Сделали подборку других скороговорок [8]. Встретились с логопедом детского сада № 16 Светланой Васильевной Макушевой (Приложение 4)и воспитателем логопедической группы Алиной Зуфаровной Шакирьяновой (Приложение 5). Я поделилась с ними своими исследованиями. Зная, что в детском саду № 16, куда я ходила сама есть дети с патологией речи, я решила сходить к ним и поделиться своим опытом восстановления правильной речи. Рассказала о том, как важна роль скороговорок в развитии речи детей. Подарила им свою книжку со скороговорками. (Приложение 6)и дала несколько советов, как работать над своей речью со скороговорками. Через 3 месяца я повторно посетила детский сад № 16 (Приложение 7), пообщалась с Ольгой Агеевой 13.10.2008 года рождения (Приложение 8), у неё была такая же патология, как и у меня. В её речи я услышала положительную динамику, что меня очень обрадовало. Я поняла, что мои предположения о пользе скороговорок в развитии речи детей подтвердились.
III. Заключение
Таким образом, скороговорки способствуют развитию речевого аппарата ребенка, улучшают дикцию, обогащают словарный запас. Использование скороговорок полезно при коррекции речевого развития. В целом скороговорки благоприятно отражаются на общем интеллектуальном развитии ребенка.
На своём опыте я убедилась, как важна роль скороговорок в развитии речи ребёнка. При правильном подходе и усиленной работе при помощи скороговорок можно восстановить патологию речи.
IV. Литература
100 скороговорок для развития речи. С. А. Шанина, Е. Д. Серова.
Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. –255с.
Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 1976. –178с.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. – М.: Русский язык, 2002. – 484 с
Елина Е.Г., Полищук Г.Г. Учусь правильно произносить слова: Орфоэпический словарик. – М.: Дрофа, 2002. – 144 с.
Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора -Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. –М.: Просвещение, 1967
Ожегов С.И. Словарь русского языка // Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1986. – 797 с. // 1990. – 917 с.
Постникова И.И., Подгаецкая И.М. Фонетика – это интересно. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с.
Смирнова М.В. Скороговорки в речевом тренинге. – С-П.: СПГАТИ, 2009. – 106 с.
Сухин И.Г. Веселые скороговорки для непослушных звуков. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 190 с.
V. Приложение 1
Встреча с учителем-дефектологом Сабитовой Зилей Динаровной
Приложение 2
Занятие с логопедом МБОУ гимназия №1
Ириной Викторовной Мочаловой
Приложение 3
Скороговорки в картинках
Приложение 4
Встреча с логопедом ДОУ № 16 Светланой Васильевной Макушевой
Приложение 5
Встреча с воспитателем логопедической группы ДОУ № 16
Алиной Зуфаровной Шакирьяновой
Приложение 6
Встреча с детьми логопедической группы ДОУ № 16
Приложение 7
Повторная встреча с детьми.
Приложение 8
Беседа с Ольгой Агеевой.
1Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. –255с.
2Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 1976. –178с.
3 Ожегов С.И. Словарь русского языка // Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1986. – 797 с. // 1990. – 917 с.
4Сухин И.Г. Веселые скороговорки для непослушных звуков. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 190 с.
5Постникова И.И., Подгаецкая И.М. Фонетика – это интересно. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с.
6 Смирнова М.В. Скороговорки в речевом тренинге. – С-П.: СПГАТИ, 2009. – 106 с.
7Елина Е.Г., Полищук Г.Г. Учусь правильно произносить слова: Орфоэпический словарик. – М.: Дрофа, 2002. – 144 с.
8100 скороговорок для развития речи. С. А. Шанина, Е. Д. Серова.
16