XX муниципальная научно-практическая конференция «Шаг в науку - 2023»
«Влияние сотового телефона на психологическое здоровье личности школьника»
Выполнил: Чистохина Маша,
ученица 5 А класса ВУСОШ
Руководитель: Мирошникова Ольга Михайловна,
педагог-психолог ВУСОШ
Верх-Усугли, 2023 год
Введение ……………………………………………………………… 3-4 стр
ГЛАВА 1. РОЛЬ СОТОВОГО ТЕЛЕФОНА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ.
1.1. Знакомство с историей изобретения мобильного телефона…….5 стр
1.2. Воздействие сотового телефона на здоровье человека………….5-7 стр
1.3. Влияние сотового телефона на детский организм……………….7-8 стр
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СОТОВОГО ТЕЛЕФОНА НА ПСИХОЛОГИЮ ЧЕЛОВЕКА
2.1. Виды психологического влияния сотового телефона на человека… 9-11 стр
2.2. Селфимания…………………………………………………………….11 стр
2.3. Особенности психологического здоровья личности школьника……11-13 стр
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ О НЕГАТИВНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ МОБИЛЬНОГО ТЕЛЕФОНА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКА …………………………………………………..14-16 стр
3.1. Составление анкеты на определение отношения к мобильному телефону.
3.2. Подборка диагностического материала на исследование мобильной зависимости подростков.
3.3. Проведение анкетирования и эксперимента.
3.4. Анализ полученных результатов.
3.5.Анализ результатов исследования влияния сотового телефона на психологическое здоровье подростка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..17 стр
Список используемой литературы ……………………………………………..18 стр
Приложения ………………………………………………………………………19-26 стр
Введение.
Сегодняшние школьники — первое поколение, в жизнь которого телефоны и планшеты вошли чуть ли не с самого рождения. Трудно представить современные будни без мобильного телефона. Невозможно отрицать, что такие средства как мобильная связь, интернет стали важными помощниками и открыли много возможностей, недоступных еще в нашем селе лет пятнадцать назад. В настоящее время мобильный телефон не просто чудо техники, а реальность повседневной жизни, как взрослых, так и детей.
Какие мы можем назвать ПЛЮСЫ сотовой связи?
Расширяет общение между людьми.
Дает возможность родителям всегда знать, где находится ребенок.
Гарантирует безопасность школьника: тревожные кнопки в МЧС, в милицию.
Способствует получению новой информации через Интернет.
Телефон оснащен калькулятором, будильником, часами, фонариком, фотокамерой, которые можно в нужное время использовать.
Но, не все знают, что мобильный телефон может нанести ощутимый вред нашему здоровью. Ученики в школе, занятые мыслями о своем телефоне, зачастую забывают про уроки. Общение между собой сводится к коротким СМС-кам. Многие «сидят» в социальных сетях, не занимаясь ни спортом, ни физической культурой. Меня давно интересовала эта проблема, и я решила, выяснить какое влияние оказывает сотовый телефон на здоровье подростка, стоит ли волноваться, если подросток не расстается со своим телефоном ни днем, ни ночью?
Цель исследования: доказать негативные последствия чрезмерного использования мобильного телефона на психологическое здоровье.
Задачи:
Познакомиться с историей изобретения мобильного телефона.
Изучить аспекты негативного воздействия сотового телефона на здоровье человека.
Проанализировать влияние сотового телефона на психологию человека.
Выяснить особенности психологического здоровья школьника.
Провести анкетирование среди учеников и исследовать влияние сотового телефона на психологию подростков.
Разработать рекомендации по использованию мобильного телефона.
Объект исследования: мобильный телефон.
Предмет исследования: влияние сотового телефона на подростка.
Гипотеза: мобильный телефон оказывает вредное воздействие на психологическое здоровье подростка.
Методы исследования: исследования публицистических и научных источников, работа с литературой, анкетирование и анализ, исследование, обобщение и систематизация.
ГЛАВА 1. РОЛЬ СОТОВОГО ТЕЛЕФОНА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ.
1.1. Знакомство с историей изобретения мобильного телефона
Настоящая история появления сотовой связи начинается в 1946 году в городе Сент-Луис, США. 7 июня 1946 — день рождения мобильной связи — первый звонок, сделанный с серийной модели мобильного телефона Southwestern Bell из машины на окраине Сент-Луиса на стационарную телефонную линию.
В 1947 году исследовательская лаборатория BellLaboratories выступила с предложением создать мобильный телефон. Вес аппарата-первооткрывателя сотовой связи составлял 30 кг и для работы он требовал подключения к электросети.
1 апреля 1973 года стараниями инженеров на вершине 50-этажного здания в Нью-Йорке была смонтирована базовая станция. Это были первые испытания. 3 апреля 1973 года глава подразделения мобильной связи Моторола Мартин Купер, прогуливаясь по центру Манхеттена, решил позвонить по сотовому телефону, Прохожие очень удивлялись и не понимали, что происходит; до появления коммерческой сотовой связи оставалось еще 10 лет.
9 сентября 1991 в России появился первый оператор сотовой связи «Дельта Телеком». Цена телефона Mobira (весом около 3 кг) с подключением составляла около $4000. Минута разговора стоила около $1. За первые четыре года работы «Дельта Телеком» подключила 10 000 абонентов.
Согласно статистике за последние 15 лет в России было продано около 300 миллионов мобильных телефонов, т.е., учитывая, что население России составляет около146 миллионов, получается по 2 мобильных телефона на каждого человека. И, конечно, подростки являются одними из самых активных пользователей мобильных телефонов.
1.2. Воздействие мобильного телефона на здоровье человека
Ученые до сих пор не пришли к однозначному выводу, насколько вредны мобильные телефоны. Однако доказательств того, что негативное воздействие на наш организм они все-таки оказывают, все больше.
Влияние на активность мозга
В наше время многие бытовые вещи являются источниками электромагнитного излучения (телевизор, компьютер, микроволновая печь). Но если, смотря телевизор, мы все-таки находимся на определенной дистанции от него, то при использовании мобильного телефона наша голова облучается целиком. Среди технических средств нет таких, которые могли бы сравниться с мобильным телефоном по уровню воздействующего на человека излучения.
Излучение мобильных телефонов повреждает области мозга связанные с обучением, памятью и передвижением. Ученые исследовали воздействие излучения мобильного телефона на крыс в возрасте от 12 до 26 недель, чей мозг находится в той же стадии развития, что и мозг подростков. Спустя 50 дней исследователи обнаружили множество мертвых мозговых клеток у крыс, подвергшихся излучению. Сходство между мозгом крысы и человека дает ученым повод предположить, что схожие эффекты сотовый телефон оказывает и на людей.
Венгерские исследователи представили данные о возможности развития опухоли головного мозга у пользователей сотовых телефонов. Ими установлена связь между развитием опухоли головного мозга у людей от 20 до 29 лет, которые использовали сотовые с детского возраста.
Доказано, что если человек разговаривает по сотовому ежедневно более 45-60 минут, то никуда не скрыться от головной боли.
Влияние на зрение
У телефона экранное излучения очень низкое. Всё дело совсем не в излучении, а как раз в этих самых маленьких размерах экрана. Наш глаз устроен таким образом, что ему чрезвычайно сложно фокусировать свой взгляд на минимальном по размерам объекте. Глазной мышце приходится прилагать нечеловеческие усилия, чтобы передавать в наш мозг чёткую картинку, когда напряжение достигает предела при максимально длительном время провождении с телефоном в руках.
Последние исследования по этому поводу показали, что достаточно двухчасового общения (подряд) в день с вашим мобильным другом, чтобы через год ваше зрение упало на 12-14%.
Влияние на слух
При длительном разговоре наблюдается увеличение температуры уха, барабанной перепонки, прилегающих тканей и прилегающего участка мозга. Наверняка многие из вас могли заметить ощущение тепла в ухе после долгого разговора. Это есть не что иное, как результат воздействия электромагнитного поля, создаваемого передатчиком телефона. Ещё одна проблема: мы быстро подносим телефон к уху, а в этот момент трубка издаёт резкий сигнал, то последствия могут быть весьма неприятными для барабанной перепонки. Человек, который несколько лет пользуется наушниками регулярно, ускоряет процесс старения слуха в два-три раза. Появляется эффект ложных сигналов. Шума, которого, на самом деле нет, путаются окружающие звуки. А всё потому, что в наушниках совсем иное качество звучания, чем в реальной среде.
Ученые обнаружили, что риск развития опухоли в том ухе, к которому прикладывается мобильный телефон, в 3,9 раза выше, чем в противоположном.
Влияние на сердце, кровь
Но самым неожиданным для многих оказалось то, что мобильный аппарат влияет на состав крови человека. Шведские физики предположили, что электромагнитное излучение мобильников может повреждать красные кровяные тельца – эритроциты, усиливая их взаимодействие друг с другом.
Телефон, наконец, может воздействовать и на сердце, если мы носим его на шее или в нагрудном кармане. Виной всему, всё те же волны, которые разогревают наш мозг. В случае с сердцем они не только повышают его температуру, но и активно нарушают сердечный ритм.
Повышают риск ДТП
Общение по мобильному за рулем в 4 раза увеличивает ваши шансы попасть в аварию. Причем, использование гарнитуры "свободные руки" не поможет - все же внимание ваше посвящено разговору, а не дороге.
Распространитель инфекции
Оказывается, наши мобильные телефоны - настоящий источник заразы.
С мобильников и других объектов, которыми люди пользуются постоянно, были взяты пробы на бактерии. Результаты получились просто шокирующими - на корпусе мобильного телефона нашли больше бактерий, чем на дверных ручках, клавиатурах, подошвах обуви и даже сиденьях туалета. Исследование подтвердило наличие на всех этих предметах разнообразных кожных бактерий.
Таким образом, отрицать неблагоприятное воздействие сотового телефона на здоровье человека отрицать нельзя.
1.3. Влияние сотового телефона на детский организм
К сожалению, влияние сотового телефона на детей в несколько раз выше, чем на взрослого человека, ведь растущий детский организм обладает повышенной чувствительностью к электромагнитному полю, в результате чего еще несформировавшаяся иммунная система ребенка может очень сильно пострадать от постоянного влияния телефонного излучения. Основными последствиями этого могут стать нарушение стабильности клеток организма и работы нервной системы. Дети младше 18 лет, которые пользуются мобильными телефонами, рискуют получить проблемы с памятью, снижение внимания, нарушения сна, а также периодические головные боли. В случае усугубления влияния мобильного телефона на ребенка, у него может возникнуть заболевание, основным проявлением которого является «синдром раздражительной слабости». У детей младшего школьного возраста этот синдром может выражаться в постоянных капризах, а у детей постарше наблюдается эмоциональная несдержанность и резкая смена настроения. При дальнейшем течении болезни у ребенка начинается бессонница, сон становится тревожным, по утрам может наблюдаться даже тошнота, он жалуется на частые головные боли. Дети школьного возраста начинают испытывать трудности в учебе, чему способствует снижение концентрации внимания у ребенка. Ко всему этому могут добавиться еще и психологические проблемы от использования телефона, ведь у часто говорящих по мобильнику детей наблюдается некоторая отрешенность от внешнего мира, у них чаще возникают трудности при общении в коллективе сверстников.
Вывод: на детский организм влияние телефона вызывает особую тревогу. Излучение мобильников особенно сказывается на детском организме, что связано с недостаточным развитием у них иммунной системы.
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СОТОВОГО ТЕЛЕФОНА НА ПСИХОЛОГИЮ ЧЕЛОВЕКА
2.1. Виды психологического влияния сотового телефона на человека.
Мобильная зависимость - это состояние человека, при котором телефон становится предметом культа, человек бессознательно совершает звонок ради самого звонка, не осознавая своих действий или неспособен объяснить его причину. Психологи говорят о возникновении мобильной зависимости, если человек чувствует непреодолимую потребность пользоваться мобильным телефоном более получаса в день. Совершенно ясно, что время пользования мобильными телефонами у подростков намного превышает получасовой рубеж. Полная зависимость от данного средства связи называется телефономанией или номофобией.
Существует несколько признаков, по которым можно точно определить человека, страдающего так называемой номофобией. И проявляются признаки, как по отдельности, так и сразу все вместе. Чем больше таких признаков вы насчитаете, тем тяжелее случай заболевания.
Во-первых, человек, использующий мобильную связь более 5 лет и постоянно носящий с собой сотовый телефон, испытывает огромное беспокойство в случае отсутствия телефона под рукой. К таким выводам пришли психологи из Австралии, причем на их взгляд зависимость от мобильного телефона намного сильнее, чем от никотина. Забыв телефон дома или на работе, человек ощущает одиночество, депрессию и волнение, которое в отдельных случаях может перерасти в панику, а как следствие приступы гипертонии, аритмии.
По телефону говорить гораздо проще, чем вживую. Зачастую типичные телефономаны не могут связать и несколько слов при общении со своими друзьями, знакомыми или коллегами по работе вживую, а позже, позвонив кому-нибудь из этих людей, начинают говорить по телефону без остановки.
Следующая зависимость заключается в желании людей общаться с помощью SMS сообщений, или IСQ в телефоне. Но что же здесь плохого? Итальянские ученные считают, что люди, отсылающие в день более 15 сообщений, зачастую растрачивают время попусту, и не могут сосредоточиться на важных делах. А как следствие понижается уверенность в собственных силах и потеря контроля над ситуацией. Это вариант замены живого или реального общения телефонным. Человек постоянно ожидает телефонного звонка. При этом почти все время находится в состоянии напряжения или тревоги. Он берет с собой сотовый повсюду, например, в туалет, в душ, в постель. Если мобильный долго молчит, то он начинает серьезно нервничать, время от времени подходить к своему телефону, с надеждой всматриваясь в дисплей: «А вдруг я просто не услышал звонка?»
Помимо вышеперечисленного существует также зависимость от информации, получаемой с помощью мобильного телефона и боязнь ее потерять или не получить. В результате человек по нескольку раз в час проверяет, нет ли пропущенных звонков или SMS сообщений, и не пропустил ли он какое-либо важное напоминание. Он слишком часто меняет аппараты и с завидной регулярностью покупает новые аксессуары для своего «маленького электронного бога».
Все телефонозависимые, прежде чем принять звонок, тщательно изучают номер абонента. Если звонок нежелательный, они не соединяются.
Потеря или неисправность любимого телефона воспринимается таким человеком как вселенская трагедия. Часто в такие неприятные моменты телефонозависимые люди не в состоянии работать, есть, спать. Телефономан почувствует себя несчастным, лишенным. У них даже может подскочить температура!
Также телефон активно эксплуатируют не слишком уверенные в себе люди. Прежде чем принять ответственное решение, они обязательно кому-то звонят, чтобы посоветоваться (а точнее, чтобы не брать на себя ответственность за решение). Или, например, мобильный телефон является причиной целого набора социальных комплексов, так как по функциональности и стоимости сотового у людей складывается впечатление и об их владельцах.
Есть и еще одна причина — одна из самых важных. Так уж сложилось, что регулярные телефонные звонки служат своеобразным символом нужности, востребованности человека. Не звонят — значит, все меня забыли и бросили, никому-то я не нужна...».
Говоря о влиянии мобильных телефонов на эмоциональное состояние детей, нельзя не заметить, что «мобильник» способен придать его владельцу определенный общественный статус. Как и взрослые, склонные окружать себя атрибутами, указывающими на уровень достатка и материальной обеспеченности, ребенок в силу неустойчивости своей психики и несформированности характера, стремится быть «не хуже других». Все это дает реальный повод завидовать тому, у кого телефон лучше и современнее, в сердцах винить родителей, а иногда и проявлять словесную и физическую агрессию по отношению к окружающим.
Таким образом, воздействие мобильного телефона на психику человека отрицать нельзя. Однако следует помнить, психологической зависимости от сотовых телефонов подвержены не все. В первую очередь она возникает у тех, кто вообще предрасположен к зависимости. Такие люди обычно отличаются низкой самооценкой, внушаемостью и привязанностью к авторитетам. Если человека со сформировавшейся зависимостью от сотового телефона неожиданно лишить объекта привычки, у него возникает невротическая реакция, которую по аналогии с другими зависимостями можно назвать "ломкой" от отсутствия мобильного телефона.
2.2. Селфимания
Современные телефоны помимо основной своей функции, а именно телефонной связи, имеют множество дополнительных, в том числе и фотоаппарат. Если всегда под рукой есть фотоаппарат, то грех не сфотографировать… себя.
Американская ассоциация психиатров признала «селфиманию» психическим расстройством, назвав новое заболевание «selfitis». Такой диагноз может быть поставлен человеку, который выкладывает селфи в социальных сетях не менее 3-5 раз в день. Американские психиатры причисляют selfitis к обсессивно-компульсивным расстройствам, для которых характерно навязчивое желание производить какое-либо действие — в данном случае фотографировать себя и выкладывать фото в соцсетях.
Селфи (от англ. self — сам, само), называемый также «самострел», — снимок самого себя, сделанный на мобильный телефон или фотокамеру и выложенный в социальных сетях.
Психотерапевт Игорь Лях считает, что сам факт фотосъемки себя не является психическим отклонением, но может говорить о кризисе самоопределения.
Типы селфи по мнению корреспондента Sibnet.ru:
Селфи «для личного использования»
Пожалуй, самый безобидный тип селфи — это фотографирование себя с целью посмотреть на то, как выглядит прическа «со спины», или поэтапная фиксация успехов во время спортивных тренировок. Фотографии «для себя» обычно выкладываются в закрытый доступ либо не попадают в Сеть вовсе.
Селфи становления личности
Если для одних селфи является способом проявить свою личность, то для других — это возможность ее обрести.
Нередко в самофотографировании проявляется попытка уловить свое «я» и построить представление о себе самом. Эта проблематика наиболее характерна для подростков, — говорит Игорь Лях.
Селфи переходного периода
Селфи, как и проблемы самоопределения, свойственны не только подросткам. По мнению Игоря Ляха, в селфи могут отражаться кризисы личностного роста на всех этапах жизни.
2.3. Особенности психологического здоровья личности школьника.
И.В.Дубровина в книге «Психическое здоровье детей и подростков» определяет «психическое здоровье» как нормальную работу отдельных психических процессов и механизмов, а термин «психологическое здоровье» относит к личности в целом, к проявлениям человеческого духа. Составляющими (компонентами) психологического здоровья являются социальный, эмоциональный и интеллектуальный аспекты развития личности. Именно психологическое здоровье делает личность самодостаточной.
Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей.
В подростковом возрасте могут с чрезмерной скоростью происходить изменения, связанные с ростом организма. В этом случае подростку трудно справиться с ситуацией. В лучшем случае он взывает о помощи, обращаясь к близким взрослым. Многие подростки, подпадая под зависимость от физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, а подспудно формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически.
В подростковом возрасте меняется система ценностей и интересов. То, что было ценно, обесценивается, появляются новые кумиры, характер взаимоотношений с взрослыми и родителями часто носит протестный характер. В этом возрасте подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями. У современного подростка отмечается ярко выраженное стремление к индивидуализации, к утверждению своего «Я». Внешне кризис возраста проявляется в грубости, скрытости, нарочитости поведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых; в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения. Трудность в том, что подросток не умеет анализировать причины происходящего с ним. У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. Он должен быть в своих глазах очень умным, очень красивым, очень смелым, очень способным. В тоже время перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное состояние, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворенность жизнью вообще.
По словам психологов, главной потребностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. В этих обстоятельствах телефон, становится не просто средством коммуникации, а центром личностной жизни ребенка, где решаются важные, по его мнению проблемы, обсуждаются глобальные вопросы. О чем же это общение. Подростки утверждают «В переписке я могу быть настолько откровенным с друзьями, что при разговоре с ними я бы не сказал им такого…» «А кот же является вашими друзьями?» Как раз ответ на этот вопрос и подстерегает подвох. Большинство подростков беседуют не с друзьями из класса или двора, не со знакомыми из реального мира, а с «виртуальными друзьями». Пока мы можем лишь предположить, в какой степени такой факт может оказать влияние на личностное развитие подростка, но это влияние уже есть.
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ О НЕГАТИВНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ МОБИЛЬНОГО ТЕЛЕФОНА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКА.
Настораживает заинтересованность мобильным телефоном детей и подростков, ведь вместо того чтоб на уроках заниматься учёбой они играют в игры, общаются, слушают музыку, сморят фото, видео ролики многие из которых никогда бы не прошли цензуру.
В классе, котором обучаюсь я, тоже есть такие ребята, которые на переменах не выпускают телефон из рук. Бывают случаи, когда одноклассники отвлекаются на телефон во время урока.
Я решила провести анкетирование среди своих одноклассников. В ходе исследования принимали участие 15 одноклассников.
Для выяснения зависимости от сотового телефона мы провели еще один опрос в классе. Анкета-тест состояла из 10 вопросов, ответы на которые надо было оценить по 10 балльной шкале. (Приложение 1).
Так же для ребят своего класса я приготовила несколько вопросов, на которые мои одноклассники дали ответы. Результаты анкетирования представлены в графиках. (Приложение 2).
Анализируя результаты анкетирования, мы получили следующие данные.
Половина опрошенных (53%) показала, что находится в группе риска, у них есть все шансы впасть в зависимость, они находятся на грани, у (13%) мобильная мания уже налицо. Эти учащиеся не могут прожить без мобильного ни минуты. Он занимает большую часть их жизни. Соответственно, забирая необходимое время от учебы и других важных дел. И только (33%) не вызывает беспокойства.
Сотовый телефон у моих одноклассников появился в возрасте, когда они пошли школу (73%), у остальных ребят телефон появился в период обучения в начальных классах.
Практически у всех опрошенных подростков новые телефоны, причем наиболее новые телефоны у 80% подростков, которые пользуются телефоном менее полугода. И только у 20% телефон 1 год.
Стоимость телефонов у 40% подростков значительно дороже, чем у их родителей. Большинство подростков (60%), даже имея относительно новые телефоны, хотели бы поменять свой телефон.
Не все мои одноклассники (20%) знают затраты на телефон. Что более поразило, так это затраты от 1000 до 2000 рублей в месяц у 27% ребят. От 100 до 500 рублей тратят 53% учащихся.
Взаимоотношения подростков и родителей показали, что беспокоятся только 33% родителей за своих детей. Просматривают телефон своего чадо всего 40 % родителей. 7% - очень редко и 60% родителей не интересуются, что у ребенка в телефоне, с кем он переписывается, в каких соцсетях он состоит.
Судя по цифрам (73%) абсолютное большинство учеников приходит в школу со своими телефонами. И случается такое, что ученики (7%) отвлекается на телефон во время уроков. Значит можно сделать вывод, что эти ребята занимаются на уроках совсем не школьным предметом. На переменах, когда ученик должен отдохнуть, приготовиться к следующему уроку или что то повторить, часть одноклассников заняты телефоном (67%).
Используют подростки сотовый телефон для следующих целей:
SMS – 33%
Телефонный разговор – 33%
Игры – 33%
Соцсети (тик ток, ютуб, ВК и др) – 40%
Оказывается, что 87% опрошенных подростков знают о негативном воздействии мобильного на организм человека, но 13% из них считают, что использование сотового телефона может навредить только зрению. А 13% вообще утверждают, что никакого негативного воздействия нет.
По результатам анкетирования можно сказать, что негативные тенденции влияния сотового телефона определенно существуют.
Во-первых, большая часть молодых людей постоянно носят сотовый телефон с собой и испытывают беспокойство в случае отсутствия телефона под рукой. Забыв телефон дома, ребята ощущают одиночество, волнение, тревогу, испытывают тоску, скуку, дискомфортно себя чувствовать без гаджета.
Во-вторых, продуктивность работы неравномерна, сокращение количества выполненных заданий, увеличение временных пауз говорит о явлениях неустойчивости активного внимания, его колебаниях, склонности к психической истощаемости.
Указанные тенденции обнаруживают себя в процессе учебной деятельности.
В-третьих, по сотовому говорить гораздо проще, чем вживую. Ученики раскованнее общаются по телефону, чем с глазу на глаз. Некоторые ребята любят звонить по всякому поводу. Ребята привыкли к тому, что можно дозвониться до друга и узнать точное его местонахождение, чем искать его по школе и большая часть учеников поступают именно так.
В-четвертых, школьники любят общаться с помощью СМС сообщений. Это занятие порой отнимает много времени и подростки не могут сосредоточиться на важных делах, они целиком поглощены СМС диалогом. Анкетируемые признаются, что отвлекаются даже на уроках. Конечно, в результате этого понижается успеваемость.
Мои сверстники в своей СМС переписке не соблюдают правил грамматики, пунктуации. Отвечают на вопросы односложно, часто употребляют сокращенные слова, молодежный сленг. Строят в основном простые предложения, смайлики заменяют реальные эмоции.
В-пятых, современные телефоны имеют доступ в Интернет и сейчас любую информацию можно найти с помощью сотового. Школьники зачастую, а кто-то этим пользуется постоянно находя ответы на поставленные задачи на уроке, списывая домашние работы с ГДЗ. Опрашиваемые не понимают, что от способа добычи информации зависит развитие мозговой деятельности учащегося и его память. Чтение книг расширяет кругозор, а заучивание стихов расширяет и развивает память.
В-шестых, доступность Интернета не всегда положительно влияет на поведение владельцев телефона. Многие учащиеся заходят на свою страницу по нескольку раз в день, проверяя обновления, сообщения, просматривая новости у друзей и знакомых. Сидеть в соцсетях не только дома, но и в школе - это тоже негативно сказывается на учебе и успеваемости в целом.
В-седьмых, Большая часть одноклассников по нескольку раз в час проверяют, нет ли пропущенных звонков или СМС сообщений.
В-восьмых, если молодые люди потеряют телефон, то это будет вселенская трагедия для них. При этом не рассматривается финансовая сторона вопроса, ребята обеспокоены тем, что не смогут позвонить, зайти в любимые приложения, соц.сети.
На поведение владельца телефона влияет гендерный признак. Девушки любят делать селфи, покупать различные аксессуары, украшения, а парни больше любят играть в игры. В безостановочном селфи психологи видят свидетельство «нарциссизма, самовлюбленности и эгоизма».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я считаю, что выдвинутая мною гипотеза, доказана. Результаты исследований подтвердили, что чрезмерное использование мобильного телефона оказывает негативное влияние на психологическое здоровье подростка. Подростки на себе ощущают одиночество, волнение, тревогу, тоску, скуку, нарушение работоспособности, – все это в силу неустойчивости детской психики и несформированности характера способно искалечить жизнь ребенка.
По итогам тестирования я пришла к выводу, что нужно заострять внимание учащихся на том, что необходимо бережно относиться к своему здоровью, несмотря на то, что сотовые телефоны всё активнее входят в нашу жизнь; формировать у подростков осмысленное отношение к сотовым телефонам.
Моя работа будет очень полезна не только моим одноклассникам, но и другим ребятам нашей школы. Для того чтобы учащиеся задумались о негативном использовании сотового телефона, был выпущен буклет и оформлен стенд на 2 этаже, посвященный моей теме.
Использованная литература
1. Гоноболин, Ф.Н. Психология: учебник для студентов вузов. М.: Просвещение, 2003.
2. Россия, статистические данные http://ru.wikipedia.org/wiki/Россия
3. Методы психологических исследований http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=814E3B74C6514C1E95B2801F44AE38E0
4. Мир мобильных новостей http://helpix.ru/news/200605/161329/
5. Мобильный телефон: за и против http://www.bestreferat.ru/referat-99663.html
Приложение 1
Тест по определению мобильной зависимости
Приложение 2
1. Вопросы о телефоне
1) В каком возрасте у тебя появился телефон?
2) Давно ли у тебя эта модель?
3) Твой телефон дороже, чем у твоих родителей?
4) Хотел ли бы ты поменять свой телефон на новый?
5) Сколько денег ты тратишь на телефон в месяц?
2. Отношение родителей и подростка.
6) Твои родители контролируют тебя с помощью телефона?
7) Просматривают ли твой телефон твои родители?
3. Подросток с телефоном в школе
8) Ты берешь телефон в школу?
9) Ты отвлекаешься на телефон на уроке? (играешь, пишешь СМС и пр.)
10) Бывает ли такое, что на перемене ты сидишь в телефоне?
11) Ты используешь сотовый телефон для:
12) Ты согласен, что сотовый телефон оказывает влияние на здоровье человека?
13). Продолжи фразу: «Телефон для меня это…».
17