Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Новосельцевский детский сад «Ивушка» Джанкойского района
Республики Крым
«Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников»
из опыта работы
Воспитатель
высшей категории
Титова Наталья Викторовна
2022
Год от года растет число старших дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи и других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребенок может построить развернутый рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос. Мы, взрослые не должны забывать, когда вводим ребенка в огромный мир русского языка , что это наше национальное достоинство.
Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Именно дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности .
Проблема
Общаясь с детьми, замечала, что дошкольники не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между взрослым и ребенком. Нельзя обучать детей общению, не включив его во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной, театрализованной и т. д.).
Ребёнка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу
Детский сад - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования.
Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории.
.
Цели :театрализованной деятельности: - воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии; - воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувство ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке;
совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности; - совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга; - активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.
Традиционно выделяется несколько видов театрализованной деятельности, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. Их можно разделить на две основные группы: театрализованная деятельность –драматизация и режисерские
В играх – драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Дети переживают за своего героя, действуют от его героя, сыгранного другим. Игры – драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения.
Видами драматизации являются: - игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; - ролевые диалоги на основе текста; - инсценировки произведений; - постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; - игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок организуя деятельность как средства вербальной выразительности. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. Виды режиссерских игр- теневой театр ,театр на фланелеграфе ,пальчиковый театр ,кукольный театр и тд фото детей
Для того, чтобы театрализованная деятельность оказывала благоприятное воздействие на развитие детей необходимо использовать разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию, назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей, распределение ролей по карточкам (схематичное изображение персонажей), проигрывание ролей в парах
Основные требования к организации театрализованных игр: содержательность и разнообразие тематики, постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр, сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры, последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей
Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством социализации дошкольника. Участие ребенка в театрализованной деятельности создает благоприятные условия для развития у него чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования игровых диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков и поведения, решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что помогает преодолевать робость, неуверенность в себе и застенчивость