МБДОУ «Детский сад №3 «Соловушка» г. Рыльск
Тема: « Влияние устного народного творчества на развитие речи младших дошкольников»
Воспитатель :
Баринова Лилия Викторовна
Одной из главнейших задач детского сада является формирование правильной устной речи на основе овладения детьми литературного языка своего народа. Овладение связной речью составляет важнейшее условие подготовки к обучению к школе. Согласно ФГОС содержание образовательной области «Коммуникация» направлена на достижение целей овладения конструктивными средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач : Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Развитие связной речи – диалогической и монологической.
Актуальность
Ознакомление с фольклором тесно связано с патриотическим воспитанием, что немаловажно для подрастающего поколения. Родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность.
Цель
Создать условия для развития эмоциональной выразительной речи младших дошкольников через устное народное творчество.
Задачи
- Обогащать словарный запас.
- Развивать память, умение внимательно слушать.
- Сформировать интерес к устному народному творчеству.
Младший дошкольный возраст имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка .
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
К. Д. Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое».
ЧТО ТАКОЕ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ?
«Устное» - передавалось «из уста в уста», так как раньше не записывалось.
«Народное» - создано каким то народом: русским , татарским.
«Творчество» - это когда что –то придумывают , творят.
Детский фольклор:
- прибаутки
- потешки
- песенки
- пестушки
- заклички
- колыбельные
- сказочки
- считалки
- хороводные игры
Глубоко - не мелко, Корабли в тарелках. Луку головка, Красная морковка, Петрушка, картошка, Крупки немножко. Вот кораблик плывет, Заплывает прямо в рот!
Я сегодня утром рано Умывался из-под крана И я сам теперь умею Вымыть личико и шею
Ай, бай, бай, бай, Ты собачка, не лай! Ты, корова, не мычи! Ты, петух, не кричи! А наш мальчик будет спать, Станет глазки закрывать.
Заклички – обращение к явлениям природы
Считалки – стишки,
позволяющие распределить
роли
Шутки и прибаутки –
забавные песенки
Познание окружающего мира, правил жизни в большой степени дается в сказках. Используется инсценирование сказок, что помогает добиваться предельного понимания содержания и развития речи.
Особенно интересной формой фольклора является загадка. Педагогическая ценность загадок заключается в том, что они знакомят с радостью «мышления», направляют внимание на предмет и явления, побуждают вникать глубже в смысл словесных обозначений и признаков.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
Для маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в речи не только с близкими ему людьми – взрослыми, но и со сверстниками. Для этого нужно создать благоприятные условия для совместной деятельности взрослых и детей.
Спасибо за внимание!!!