СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние завтрака на здоровье младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие дети неправильно питаются, не соблюдают режим питания, поэтому часто болеют и пропускают уроки, а соответственно недополучают необходимые знания.

Просмотр содержимого документа
«Влияние завтрака на здоровье младших школьников.»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Берлинская СОШ»

Школьная научно-практическая конференция младших школьников «Ступеньки знаний»




Влияние завтрака на здоровье

младших школьников



Выполнил: Шестернёв Алексей,

учащийся 3 класса

Руководитель работы:

Писаревская Л.А

учитель начальных классов



















П.Берлин

2013 г.

Содержание:


1. Актуальность.………………………………………………………… 2

2. Вступление:

а) здоровье российских школьников…………………… …………….3

3. Основная часть:

а) что такое завтрак , и каким он должен быть…………..……………..4

б) исследование……………………………………………….………….6

в) анкетирование………………………………………………………....7

г) как устранить выявленные проблемы………………………………..8

4. Выводы………………………………………………………………..10

5. Приложения…………………………………………………………...11

6. Использованные источники………………………………………….17


















Многие дети неправильно питаются, не соблюдают режим питания, поэтому часто болеют и пропускают уроки, а соответственно недополучают необходимые знания.

Я, Шестернёв Алексей, учусь в третьем классе. Каждое утро мама зовет меня завтракать. Каждый раз я ей говорю, что есть не хочу, а она в ответ, что завтракать необходимо и всё тут… Почему мои родители каждое утро «мучают» меня своими завтраками? Почему?


Устав от наших ежедневных споров, я решил провести исследование « Влияние завтрака на здоровье младших школьника» и разобраться в этом вопросе.

Цель, которую я перед собой поставили в исследовании:

– определение значения завтрака для учащихся начальных классов.

Задачи, которые необходимо решить для реализации цели:

- ознакомиться с научно- популярной, учебной литературой и периодической печатью по теме исследования значения завтрака для учащихся начальных классов;

- разработать и провести беседу для начальных классов и их родителей о значении завтрака для учащихся начальных классов;

- опираясь на операции исследования составить рекомендации о важности завтрака для учащихся начальных классов и ознакомить с ними учащихся и родителей.

Гипотеза исследования:

В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой ученик начальной школы будет успешно учиться, будет обладать крепким здоровьем, если он будет правильно питаться.

Методы исследования:

- изучение и анализ научно- популярной литературы, периодической печати;

- анализ содержания учебных пособий по теме исследования;

- опрос;

- анкетирование;

- беседа с учителями, сверстниками, родителями;

- статистическая обработка материала.

I. Вступление.

Изучая данный вопрос в энциклопедической, научно-популярной литературе, я выяснил, что питание ребенка - школьника стало с недавнего времени не только головной болью родителей, но и серьезной проблемой современной диетологии. Дети, недополучая витамины и минералы, хуже успевают в школе, медленнее соображают, быстрее утомляются и к окончанию средней школы приходят с целым букетом различных заболеваний.

  Домашний завтрак совершенно необходим детям. Школьники, получающие каждый день полноценный, сытный завтрак, лучше учатся и реже страдают от избыточного веса, чем те, что пренебрегают утренней трапезой. Ведь первый урок - это в любом случае напряжение, стресс. А если этот стресс регулярно происходит на голодный желудок, то до пресловутого школьного гастрита, а то и язвы - рукой подать. Кроме того, после серьезной интеллектуальной нагрузки не успевший позавтракать ребенок испытывает такой дефицит энергии, что потом переедает во время обеда и ужина. Зато у тех, кто не отказывается от завтрака, не только в норме вес, но и лучше память, выше коэффициент интеллекта, они реже пропускают занятия.

Три кита правильного завтрака

Специалисты считают, что завтрак для ребенка должен состоять из трех основных элементов:

§ Фрукты.

Это источник витаминов, поддерживающих иммунитет, и клетчатки. Такие есть даже зимой! В период приближающегося весеннего авитаминоза актуальны будут черешня, клубника, зелень.

§ Зерновые продукты.

В них есть витамины А и D, железо.

§ Молочные продукты

 – молоко, йогурт, творог,

сыр – незаменимый источник кальция, столь необходимого для детского организма. Итак, фрукты, каша и что-то молочное – основа детского завтрака.

      Отдельная тема - выбор правильных, здоровых продуктов. Разделите все продукты на самые полезные (которые нужно есть ежедневно), полезные (употребляемые не каждый день) и те, что можно есть нечасто.

  К первой группе относятся овощи и фрукты, мясо, рыба, растительное масло, молоко, йогурт, сыр, крупы.

    Вторая группа включает яйца, мед, орехи, сухофрукты, макаронные изделия, нежирные сорта колбасы и сосисок, бобовые.

   И, наконец, третья группа продуктов – кондитерские изделия (торты, пирожные), копчености, мороженое, шоколад, жирные соусы и пр.

Доктор Л. Рошаль считает: "Никогда у нас в стране, если не считать периода после Октябрьской революции, довоенных и послевоенных лет, а также самой войны, не было такого состояния, как сейчас. Это показала проведенная диспансеризация".

Здоровье российских школьников.

Результаты подтвердили тенденции в состоянии здоровья детей, сформировавшиеся за прошедший десятилетний период: снижение доли здоровых детей (с 45% до 34%).

Наиболее высокий уровень впервые выявленной патологии отмечен по классам болезней, которые вы видите на слайде:
- болезни крови и кроветворных органов - 32%;
- болезни эндокринной системы - 31%;
- болезни костно-мышечной системы - 26%;

из них:
- болезни органов пищеварения - 25%;
- болезни системы кровообращения - 24%.

Почему мы задумались над этим вопросом?

Во-первых: каждое утро родители говорят, что надо обязательно завтракать.

Во-вторых: учитель часто спрашивает у одноклассников, завтракали ли они утром?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы решили:

1.Поговорить с родителями о важности завтрака.

2.Выяснить завтракают ли дома ученики нашего класса.

3.Побеседовать с классными руководителями школы и выяснить, сколько учеников завтракают в школе.

4.Убедить ребят о важности завтрака.

Болезни органов пищеварения, прежде всего, связаны с состоянием питания школьников.

Итак, актуальность проблемы школьного питания очень велика, одна из её составляющих - это завтрак.

II.Основная часть.

1. Что же такое завтрак, и каким он должен быть?

За́втрак — первый дневной приём пищи, утренняя еда; пища, приготовленная для утренней еды. Ученые пришли к выводу: дети, которые получают полноценный завтрак, лучше развиваются, более успешны в учебе, у них реже встречаются угнетенные состояния, приступы беспокойства и гиперактивность.

Таким образом, завтрак влияет на работоспособность, являясь для детей настоящей «пищей для мозга». Это факт, научно доказанный специалистами в области питания.

Витамин В6 диетологи называют витамином памяти, он тоже очень важен в школьном рационе: помогает концентрировать внимание, успокаивает нервную систему. Обратите внимание, этого витамина много в пророщенных зернах, отрубях, бобовых. Содержится он также в дрожжах, орехах, в абрикосах, шиповнике, свёкле, моркови, редьке.

Основные причины для завтрака.

Причина №1. Завтрак заряжает энергией на целый день.

Причина №2. Завтрак поднимает настроение.

Причина №3. Завтрак контролирует голод в течении дня.

Причина №4. Завтрак улучшает внимание и память.

Причина №5. Завтрак спасает от стресса.

Причина №6. Завтрак спасает от лишнего веса.

Причина №7. Завтрак всей семьёй улучшает отношения.

Причина №8. Завтрак помогает избежать заболевания.

Провели опрос о рационе завтрака:

1.ограничиваюсь бутербродами – 58%

2.просто чай – 16%

3. горячий завтрак – 26%

Поговорив, с классными руководителями 1, 2, 3, 4 классов обнаружили, что всегда завтракают дома:

1 класс – 60%

2 класс – 58%

3 класс– 62%

4 класс –70%

Учёными доказано, что если ребёнок съедает незначительный по объёму и пищевой ценности завтрак, то он не может работать с полной нагрузкой, работоспособность его в школе значительно падает.

2. Каким должен быть завтрак?

Специалисты считают, что завтрак для ребенка должен состоять из трех основных элементов: фруктов, зерновых и молочных продуктов.

Фрукты. Это источник витаминов, поддерживающих иммунитет. В период приближающегося весеннего авитаминоза незаменимы будут цитрусовые (при условии, что у ребенка нет на них аллергии), гранаты, а также черешня, клубника и другие ягоды, выращенные в Поволжье.

Зерновые продукты. В них содержатся углеводы, которые дают энергию на весь день.

Молочные продукты – молоко, йогурт, творог, сыр – незаменимый источник кальция, столь необходимого для детского организма.

Сам завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда, горячего напитка.

Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легко усваиваться.

На слайде вы видите – Типовой режим питания школьников при обучении в первую смену:

  • 7.30 - 8.00 Завтрак дома

  • 11.05 - 11.25 Горячий завтрак в школе

  • 14.00 - 15.00 Обед дома или в школе

  • 19.00 - 19.30 Ужин дома

3. Исследование данного вопроса.

А как относятся к завтраку учащиеся начальных классов в нашей школе?

Из интервью Голубевой Любови Николаевны – повара и помощника повара – Писаревской Натальи Павловны школьной столовой МКОУ «Берлинской СОШ»

1. Сколько учеников ежедневно завтракают в нашей столовой?

- Ежедневно мы готовим около восьмидесяти двух порций горячих завтраков.

2. Что Вы можете рассказать о рационе горячих завтраков в школе?


- В нашей школе рацион горячих завтраков разнообразен и удовлетворяет санитарным нормам, правилам и гигиеническим требованиям к организации питания детей.

Меню составлено с учетом энергетической ценности, суточной потребности организма школьника в витаминах, минеральных веществах.

Полноценное и разнообразное питание школьникам необходимо. Завтрак – это отличное время настроиться на удачный день и получить от еды и пользу, и удовольствие.



Также я провел анкетирование учащихся моего класса. Были опрошены 7 человек.

  • Завтракают дома – 5 ч. (62%)

  • Не успевают завтракать – 1 ч. (19%)

  • Отказываются от завтрака – 1 ч. (19%)



Узнаем, а все ли едят наши ребята?

  • В школе едят всё – 4 ч. (60%)

  • В школе едят то, что нравится – 3 ч. (40%)

  • Дома едят всё – 7 ч. (100%)



Нужен ли нам школьный завтрак:

  • Завтрак необходим – 5 ч. (70%)

  • Завтрак не обязателен – 2 ч. (30%)

По данным анкетирования, можно сделать вывод:

  • Дома мы едим намного охотнее, чем в школьной столовой. Родители о нас заботятся и стараются не только накормить повкуснее, но и потакают нашим прихотям.

  • Некоторые ребята не всегда завтракают дома по разным причинам (спешат в школу; отсутствует аппетит, не сформирован режим питания).

  • Из беседы с классным руководителем я узнал, что дети, которые не завтракают дома, приходят в школу с плохим настроением, хуже работают на уроках, у них теряется внимание, снижается работоспособность, они часто жалуются на головную боль, на боль в животе.

Нерегулярное питание, отказ от пищи, еда всухомятку – все это приводит к заболеваниям желудочно-кишечного тракта.



Я побеседовал с медработником Нарыжной Любовь Викторовной:

Вот как она ответила на мои вопросы:

1. Сколько учеников начальных классов и сколько выпускников имеют заболевания желудочно-кишечного тракта?

- Если в начальных классах из 42 учеников это 12 заболеваний или 3,5% от общего количества, то к окончанию школы из 89 человек это 10 заболеваний или 11,2%. И с каждым выпуском ситуация только ухудшается.

2. Контролируете ли Вы качество продуктов, условия приготовления и рацион горячих завтраков в нашей школе?

- Весь процесс приготовления блюд контролируем ОБЯЗАТЕЛЬНО.

3. Ваши пожелания ученикам и их родителям.

- Соблюдать режим питания не только в начальных классах, но и на всех ступенях обучения.


4. Как устранить выявленные проблемы?

Я считаю, что необходимо:

* Обратить внимание родителей и учащихся на рацион питания детей.

* Рекомендовать родителям и детям два завтрака, дома и в школе. *Познакомить родителей и учащихся с информационным буклетом « О пользе завтрака школьника. Рекомендации врача для детей». (Приложение 2)

* Подготовить для учащихся начальных классов буклеты «Береги своё здоровье» и родителей и учителей «Домашнее утреннее меню».


Возвращаясь к выдвинутым гипотезам, на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что первая гипотеза не подтвердилась. Она рассыпалась, не дойдя до финала моего исследования. Согласитесь, я ни разу не произнес «этикет питания». Важность завтрака раскрылась не только с точки зрения учёных, врачей, но и с практической стороны. Как видно из проведённого анкетирования, большинство учеников и их родителей понимает значение горячего завтрака и старается поддерживать его полноценность.

Вторую гипотезу я отнес к культуре питания. Воспитывать культуру еды нужно еще в раннем детстве. Даже дошкольнику вполне доступно представление о том, что в течение дня бывает завтрак, обед, полдник и ужин.

Отдельная тема - выбор правильных, здоровых продуктов. Конечно, ни один ребенок не откажется от шоколадного батончика в пользу овсяной каши. Но ведь  культуру здоровой еды можно и нужно воспитывать!


III. Выводы.

В результате своего исследования я пришел к такому выводу: если мы научимся с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то наше поколение будет более здоровым. Всегда необходимо начинать день с завтрака и вести здоровый образ жизни! Приучите себя регулярно завтракать перед выходом на работу или учебу, и вы увидите, как ваш организм отблагодарит вас!

Я затронул пока только одну проблему. А кто из вас знает, насколько важны первые блюда?! Надо ли есть в одно и то же время? Над этим тоже можно поразмыслить!

И возможно это станет темой моего следующего исследования.



Приложение 1

Среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников


Продукты

Возраст школьника

7 – 10 лет

11 – 13 лет

Хлеб пшеничный

150 гр

200 гр

Хлеб ржаной

70 гр

100 гр

Крупы, бобовые, макаронные изделия

45 гр

50 гр

Картофель

200 гр

250 гр

Овощи разные

275 гр

300 гр

Фрукты свежие

150 – 300 гр

150 – 300 гр

Сахар

60 гр

65 гр

Кондитерские изделия

10 гр

15 гр

Масло сливочное

25 гр

30 гр

Масло растительное

10 гр

15 гр

Яйцо

1 шт

1 шт

Творог

40 гр

45 гр

Сметана

10 гр

10 гр

Сыр

10 гр

10 гр

Мясо, птица, колбасы

140 гр

170 гр

Рыба

40 гр

50 гр























Приложение 2

Буклет.

О пользе завтрака школьника.
Рекомендации врача для детей.


      Задачи:
        1. Сформировать осознанное отношение к своему питанию.
        2. Выработать активную жизненную позицию в отношении правильного питания в быту.
      Организм школьника, как и любого человека, очень нуждается в завтраке. Диетологи считают, что завтрак должен составлять 25 процентов от суточного рациона. Путем исследований доказано, что люди, отказывающиеся от завтрака, не могут компенсировать недостаток питательных веществ в организме в течение трех дней. Отсутствие завтрака подрывает здоровье!
      Как реагирует на завтрак наш мозг?
      Оказывается, что дети, которые не завтракают, более медленно принимают решения в критической ситуации.
      Завтракающие дети лучше успевают и по математическим дисциплинам, и в решении творческих задач.
      Почему так происходит?
      Потому что завтрак снабжает организм глюкозой - лучшим источником энергии для мозга. На голодный желудок дети хуже усваивают материал.
      В нашей повседневной жизни очень часто встречаются школьники, которые не осознают важности правильного сбалансированного питания, не говоря уже об утреннем завтраке. Это довольно серьёзное упущение. Ведь все хотят быть здоровыми, крепкими и жить долго. В жизни многих людей появляются периоды, когда приходится задуматься о здоровом питании, особенно о полезности завтрака. Ни для кого не секрет, что многие люди совсем пренебрегают утренним приемом пищи, а некоторые вообще его отвергают. И все же завтрак очень важен.

Каши в питании детей.

      Каши готовятся из злаковых культур и должны составлять ежедневный рацион питания ребенка. Но не все каши одинаковы. Одни, богаты питательными веществами, а другие содержат пустые калории. Чтобы сделать правильный выбор, и определиться, какие каши для детей самые полезные, нужно знать, какие витамины и микроэлементы содержатся в том или ином злаке; как обрабатывают сырье, прежде чем оно доходит до потребителя; как правильно готовить каши, чтобы они принесли пользу вашим детям.

      Какая каша самая полезная?

      Каши из цельных зерен.
      Начнем с того, что самые полезные каши – из цельных зерен, не разрушенных в процессе переработки. Ведь именно в цельных зернах сохранены оболочки и зародыши, которые содержат питательные элементы. Оценивая злаки по содержанию питательных веществ – белков, клетчатки, железа, цинка, фолиевой кислоты и других витаминов группы В, а также кальция и витамина Е, получаем рейтинг круп, который выглядит следующим образом:
      По содержанию питательных веществ, в порядке убывания:
        1. Овес
        2. Дикий рис
        3. Просо
        4. Ячмень
        5. Гречиха
        6. Коричневый рис
        7. Белый рис
        8. Кукуруза

      По содержанию клетчатки (г на порцию):
        1. Ячмень
        2. Гречиха
        3. Просо
        4. Овес
        5. Дикий рис
        6. Кукуруза
        7. Коричневый рис
        8. Белый рис
      По содержанию белка (г на порцию):
        1. Овес
        2. Дикий рис
        3. Просо
        4. Ячмень
        5. Гречиха
        6. Кукуруза
        7. Коричневый рис
        8. Белый рис
      Получается, что наиболее полезна овсяная каша, приготовленная из цельных зерен. Далее стоит пшеничная каша, которая готовится из проса; гречневая и рисовая каша, приготовленная из коричневого риса.
      Покупаем каши.
      Стеллажи современных супермаркетов, заполнены разноцветными коробками и упаковками с различными крупами. Как выбрать наиболее полезную и подходящую кашу для вашего ребенка?
      - Не идите на поводу у рекламы! Зачастую, дети, насмотревшись рекламных роликов, просят купить те или иные каши. Если производитель говорит о том, что каша содержит фрукты, это еще не значит, что там действительно содержатся свежие фрукты. Вот сухофруктов в такой упаковке может содержаться больше, чем самих злаков.
      - Красивые упаковки не гарантируют полезности. Как правило, каши в обычных прозрачных упаковках более полезны, менее обработаны и, к тому же, намного дешевле. В прозрачных упаковках видно, какого качества крупа – цвет, форма, размер и чистота.
      - Читаем этикетки. Чтобы решить, достоин ли тот или иной продукт из числа злаковых занимать место в вашем доме, определите, что именно полезно для здоровья. Прежде всего, продукт должен быть из цельных зерен. Содержание белков должно быть не менее 3 г на порцию. При этом, в хорошей каше должны отсутствовать гидрогенизированные жиры, красители и химические консерванты.
      Полезны ли хлопья?
      Единственное достоинство хлопьев, перед цельными крупами, в том, что они готовятся невероятно быстро. Некоторые достаточно залить кипятком и настоять несколько минут. Хлопья выручают тогда, когда нужно быстро приготовить завтрак для ребенка. Минус в том, что для получения хлопьев, исходное зерно плющат при высоких температурах и дополнительно обрабатывают. Соответственно, в них содержится низкое количество питательных веществ, поэтому они не подходят для ежедневного питания детей.
      Манная каша.
      По старинке, многие мамы и бабушки, считают, что ребенок обязательно должен есть манную кашу, особенно если он совсем мал. Манная крупа – это пшеничная мука, полученная из зерен, полностью лишенных оболочек и зародыша, то есть по сути дела бесполезная. Манка содержит большое количество крахмала и белка, поэтому совершенно не подходит для детей первого года жизни и для детей, страдающих ожирением.
      Хранение и приготовление каш для детей.
      Крупа не должна храниться долго. Со временем она теряет свои полезные свойства. Поэтому, когда готовите детям, старайтесь использовать свежую крупу. Готовить лучше из цельных зерен, но на это уходит много времени, чтобы каша как следует, проварилась. В таком случае лучше заранее замачивать крупу в кипяченой воде на несколько часов. Если готовите детям кашу на завтрак, то можно замочить крупу на ночь, а поутру она набухнет и быстрее сварится. По поводу того, стоит ли добавлять молоко в каши, есть разные мнения. Натуропаты считают, что молоко не совместимо с кашами, да и многие специалисты говорят о том, что каша на молоке тяжело усваивается желудочно-кишечным трактом. Если вы думаете, что каша на молоке вкуснее, чем на воде, то это не совсем так. Просто нужно правильно готовить. Крупа должна быть хорошо проварена в большом количестве воды. Вместо молока, кашу можно сдобрить сливочным маслом или сливками. Готовя детям на завтрак каши, вы обеспечиваете их силами и энергией на целый день.

Использованные источники:

1. Р. Ротенберг. Детская энциклопедия здоровья «Расти здоровым», М.: «Физкультура и спорт», 2007.
2. И.М. Скурихин, В.А. Шатерников « Как правильно питаться», М.: «Легкая и пищевая промышленность», 2011.

3. Ю.Ф. Змановский «Воспитаем детей здоровыми», М.: «Медицина», 2009.
5. Интернет – ресурсы.