СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние жестовой песни на формирование творческой личности детей с нарушениями слуха

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Влияние жестовой песни на формирование творческой личности детей с нарушениями слуха»

ГБОУ Стерлитамакская коррекционная школа – интернат

для глухих и слабослышащих обучающихся















Выступление

на дефектологическом семинаре


«Влияние жестовой песни

на формирование творческой личности

детей с нарушениями слуха»









Подготовила:

Радюхина Оксана Александровна














2019 год


В коррекционной школе для глухих и слабослышащих обучающихся в коррекционном блоке предмет музыкально ритмические занятия занимает немаловажную роль. В предмет входят такие разделы как: – движения под музыку;

– восприятие музыки;

– игра на музыкальных инструментах;

– автоматизация произносительных навыков;

– декламация песен.

Жестовая песня – специфический вид искусства, очень популярный среди детей с нарушениями слуха. Этот вид искусства помогает детям эмоционально раскрепоститься, развить свои творческие способности, снять языковой барьер. Жестовое пение – это сплав актёрского мастерства, хореографии, языка жестов. Оно даёт возможность самовыражения и спасает от ощущения глухоты, замкнутости; способствует развитию слухового восприятия, памяти, ритма, пластики.

В процессе подготовки к исполнению жестовой песни дети с нарушениями слуха учатся правильно, эмоционально, выразительно и ритмично исполнять танцы, петь жестовые песни, передавая характер музыки и смысл текста.

В исполнении песни глухой опирается только на свои вибрационные ощущения. Они не маскируются, не заслоняются слуховыми ощущениями, как это имеет место у слышащих.

Целью музыкальных занятий с обучающимися имеющие нарушения слуха при исполнении жестовой песни, является формирование творческой личности.

Разучивание жестовых песен включает 3 этапа:

I этап – знакомство с песней: беседа о композиторе, авторе, о выражении эмоций исполнителем песни; прослушивание песни в аудиозаписи; характеристика мелодии; работа над текстом песни, словарная работа.

II этап – разучивание песни.

III этап – заключительная работа над песней: работа над интонацией; выражениями лица; позами и движениями, эмоциональное, выразительное исполнение песни жестами под фонограмму и постановка номера.

Жестовые песни помогают детям с нарушениями слуха слышать музыку, развивать познавательные процессы, обогащать словарный запас, выражать эмоции мимикой, жестами, развивать слухо-зрительное восприятие слов, прививать артистичность и пластичность. Дети становятся раскрепощенными, исчезает комплекс неполноценности, расширяется кругозор. С каждой победой нашим детям хочется выучить еще больше песен, так как с каждым проникновением в глубину смысла песни, обогащается их внутренний мир, развивается чувство сопереживания, дети становятся добрее.

Жестовый язык не вредит детям с нарушениями слуха,не задерживает устную речь. Наоборот, он поддерживает мозг «в тонусе», отчего устную речь учить становится гораздо легче.

Глухие и слабослышащие дети, которых с детства учат жестовому языку, жестовым песням, быстрее и лучше осваивают речь, набирают словарный запас и бегло читают. Этого нельзя сказать о большинстве детей,которые не пользуются жестовой речью. (Герасимова Виктория 4 класс)

Раннее обучение и жестовому языку и устной речи одновременно очень полезно всем детям. Для молодого мозга раннее использование жестового языка биологически первично, чем устной речи. Чем больше у ребёнка возможностей общаться в среде богатой и жестовой и устной речью, тем умнее будет его мозг.

Отсюда следует, что необходимость в жестовом языке не уменьшилась, а, наоборот, возросла. Формирование культуры жестового общения идет через обучение исполнению жестовых песен.

Жестовая песня – это особый вид искусства, доступный не каждому. Обычно, жестовая песня ассоциируется со слабослышащими людьми, так – идёт фонограмма песни,а артист переводит слова языком жеста. Песня превращается в настоящую театрализованную композицию.Это способствует развитию памяти,слуха,ритма,пластики движений.При этом обогащается словарный запас.

Актуальность и уникальность дополнительного вида деятельности «Жестовая песня» состоит в том,что этот вид деятельности даёт возможность детям с нарушениями слуха заниматься творчеством в качестве равноправных участников культурной жизни общества за рамками образовательных учреждений. Занятия жестовой песней воспитывают и развивают в детях тактильно-вибрационное,слуховое, зрительное внимание, формирование координации движений, развивают музыкальный слух и дыхание.

При исполнении жестовых композиций обучающиеся совершенствуют навыки общения,учатся выражать и передавать жестами,мимикой,позой основные эмоции,содержание песен,чувства,образ. Учатся понимать эмоциональное состояние – веселое,грустное, торжественное, печальное.

Важным компонентом песни является жест – выразительное движение рук,служащее одним из средств эмоционального выражения и передачи чувств и эмоций. Неречевая коммуникация(передача песни жестами) представляет собой сложный процесс взаимодействия – в нём участвуют и жест и мимика и артикуляция.

Мимика – это координированные движения мышц лица,так же,как и жесты,отражающие чувства и эмоции человека. Этот «зрительный язык» помогает в сочетании с выразительными жестами,пластичными движениями,четкой артикуляцией передавать содержание песни,состояние души,чувства и эмоции.

Важную роль в жестовой песне имеет и артикуляция. Слова песни должны передаваться чётко и грамотно. Очень важно передать смысл песни, а не набор слов, которые обучающиеся переносят жестами зрителям.


Говорят, что музыка лечит. Действительно, – дети быстро развиваются, у них улучшается слух, а главное – они получают навыки общения.

У глухих ребят в пении раскрывается их душа. Они хорошо запоминают ритм, настроение мелодии. За многие годы работы в школе я не перестаю удивляться тому, каким образом дети ощущают музыку. У глухих людей очень сильно развито тактильно-вибрационное ощущение. Очень часто дети на занятиях подходят к звуковой аппаратуре и касаются их своими маленькими ручками, чтобы ощутить вибрации музыки. Так они учатся «слышать» свои первые звуки. Но сейчас, благодаря развитию новых технологий и внедрению качественных индивидуальных слуховых аппаратов, у детей появилась возможность развивать свой остаточный слух и в какой-то мере наслаждаться многообразием мира звуков.

Очень радует, что дети сами проявляют огромный интерес к музыке, что им хочется петь, пусть по-своему.

Чтобы разучить одну песню, иногда требуется не один месяц. Но самое сложное жестами и мимикой выразить то, что обычные артисты передают голосом, руками, жестом и глазами. Глаза у них живые, и руками они стараются показать все эмоции. Причём получается это у них неплохо, иногда даже мурашки по телу. На занятиях мы воспитываем их природную пластику, а нехватка слуха очень сильно компенсируется выразительностью рук и взгляда. А руки их и глаза очень выразительны!