МБОУ «Энтузиастская основная общеобразовательная школа»
Юрьев – Польский район
Владимирская область
Исследовательская работа
на тему:

Выполнила: ученица 8 класса
Носкова Ольга Алексеевна
Руководитель: учитель географии и биологии
Васильева Светлана Алексеевна
2012 год.
Содержание.
Введение ……………………………………………………………………………..
Методика исследований…………………………………………………………….
I. Факторы отрицательного влияния автомобильного транспорта на человека
и окружающую среду………………………………...………………………….
1.1 Влияние вредных веществ на организм …………………………………..
1.2 Энергетическое загрязнение ……………………………………………….
II. Методика исследований.
2.1 Исследование интенсивности движения…………………………………..
2.2 Определения химического состава…………………………………………
Результаты исследования и их обсуждение………………………………………...
Выводы………………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………..
Приложение……………………………………………………………………………
Введение
1 сентября 2011 г. стал в XXI веке историческим. В селе Энтузиаст открыли новую основную общеобразовательную школу, которую ждали более 20 лет. Пережив это событие, мы на занятиях кружка «Юный исследователь» обратили внимание на то, что рядом со школой проходит основная дорога села и ребята какое-то время находятся около школы в ожидании школьного автобуса. Поэтому мы решили проверить наличие ионов свинца и хлора в снеге, почве и в растительном соке на различных участках около школы и определить влияние автотранспорта на состояние воздуха экологии около школы.
Ни для кого не секрет, что проблема загрязнения окружающей среды очень актуальна в наше время. Практически любая отрасль деятельности человека затрагивает эту проблему.
Одним из основных источников загрязнения окружающей среды является транспорт.
Вдоль автомобильных дорог в снегу за 4 месяца накапливается большое количество различных веществ, поступающих с выхлопными газами автотранспорта. Вместе с талой водой они всасываются из почвы растениями, которые быстро растут и развиваются за весенне-летний период. Насколько сильно влияние этих веществ на рост и развитие растений данных нет.
В результате выбросов автомобильных двигателей обогащается атмосфера рассеянным свинцом, оседающим на поверхности почвы (в придорожной зоне) в виде мелких твердых частиц или рассеивающихся в воздухе в виде аэрозолей. Растения придорожных районов накапливают свинец в своих органах, усваивая его преимущественно из почвы. Растущие вдоль дорог растения становятся пищей для животных. В результате чего свинец накапливается в организме животных, вызывая обширные патологические изменения в нервной системе, крови.
Исследовательская работа проводилась с ноября 2011 по октябрь 2012 г.
Цель исследовательской работы – изучение влияния автотранспорта на экологическое состояние школьного двора.
При выполнении данной работы были поставлены следующие задачи:
изучить факторы отрицательного влияния автомобильного транспорта на человека и окружающую среду;
произвести подсчет автомобилей, проезжающих в течение часа в разное время суток;
высчитать приблизительное количество загрязняющих веществ в атмосфере в период с 800 до 900 и 1200 до 1500(время, когда ученики идут в школу и возвращаются домой).
проанализировать экологическое состояние школьного двора на основе качественного определения химического состава снежного покрова: определить наличие свинца, и хлора в пробах снега, почвы и растительном соке собранных в школьном двору.
Проследить рост и развитие растения тыквы, при поливе талой водой, взятой у дороги и в школьном двору.
Работа включает в себя данные исследования, проведенного методами наблюдения, эксперимента и интервью, осуществляемого в селе Энтузиаст по ул. Центральной, где и находится наша школа.
Объект моего исследования: автомобили проезжающие мимо школы.
Предмет моего исследования: вредные вещества, содержащиеся в выхлопных газах автомобилей.
Методика исследований
I. Факторы отрицательного влияния автомобильного транспорта на человека и окружающую среду
1.1 Влияние вредных веществ на организм.
Автомобильный транспорт – самый массовый быстро развивающийся вид транспорта в городах. Ежегодно в нашей стране появляется 2 млн. новых автомобилей. Каждый день за руль садятся 6000 новых автолюбителей. В последнее время часто слышишь поговорку: «Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения».
В тоже время автомобильный транспорт является главным источником загрязнения воздуха, составляя 60-80 % всех выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
В выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания содержится до 280 компонентов, большинство из которых относится к категории вредных. Основные из них: углекислый газ, углерод, углеводород, оксид углерода, оксид азота, сажа, тяжёлые металлы (свинец, кадмий) и др.
Оксид углерода - это бесцветный, не имеющий запаха газ. Оксид углерода воздействует на нервную и сердечно сосудистую системы, вызывает удушье.
Оксид азота – ядовитый газ, раздражающе действующий на органы дыхания. Окислы азота в дыхательных путях, соединяясь с водой, превращаются в азотную и азотистую кислоты, известные своим свойством вызывать раздражение слизистых оболочек и весьма тяжелые заболевания. По этой причине окислы азота в несколько раз более опасны для человека, чем окись углерода.
Углеводороды – обладают наркотическим действием, в малых концентрациях вызывают головную боль, головокружение, слабость, потеря аппетита, бессонница.
В этом наборе весьма коварна окись углерода. Оксид углерода, соединяясь с красными кровяными тельцами (гемоглобином), мешает ему нести кислород в ткани организма. В последние годы загрязнение атмосферы привело к тому, что ухудшилось снабжение кислородом клеток человеческого организма. Исследования в крупных городах показали, что в тканях 40-летнего человека столько кислорода, сколько должно быть у 80-летнего!
При вдыхании оксида углерода в течении нескольких часов возможно отравление, что может привезти к обморочному состоянию.
Сажа ухудшает условия дыхания, может вызывать приступы удушья, аллергии и бронхиальной астмы. Сажа раздражает кожные покровы, засоряет кожные железы и может быть причиной гнойничковых заболеваний.
Из соединений твёрдых металлов наиболее вредными для человека являются соединения свинца. Накопление свинца в организме может вызывать раковые и другие опухоли. Но особенно вреден свинец для детей.
Свинец накапливается в зубах и костях и может влиять на отставание в умственном развитии, вплоть до необучаемости.
Ионы хлора поддерживают нормальное осмотическое давление плазмы крови, лимфы, участвуют в обмене веществ, в образовании соляной кислоты желудочного сока.
Избыток хлора в организме – причина заболеваний желудочно-кишечного тракта, головных болей, нарушение общего обмена веществ.
При избытке нитратов в почве они полностью не перерабатываются, накапливаются в растительной продукции и попадают в организмы животных и человека. В желудочно-кишечном тракте нитраты превращаются в соли азотистой кислоты – нитриты, которые отравляют организм. Признаки отравления организма – слабость, головокружение, тошнота, расстройство желудка и т.д. Снижается работоспособность человека, возможна потеря сознания. В крови увеличивается содержание молочной кислоты, холестерина, лейкоцитов, снижается количество белков. Нитриты могут вступать во взаимодействие с гемоглобином, образуя метгемоглобин, в котором железо окислено до Fe(III). Это вещество, угнетающее дыхательный центр, так как не способно переносить кислород. Многие растения способны накапливать большое количество нитратов, например капуста, кабачки, петрушка, укроп, свекла столовая, тыква и др. Такие растения называют нитратонакопителями.
А между тем, многочисленные эксперименты показали, что загрязнение атмосферы и ухудшение здоровья горожан происходят не столько из-за выброса вредных веществ, сколько из-за громадного потребления кислорода двигателями внутреннего сгорания и резкого снижения его доли в зоне дыхания людей. Так, для сгорания 1 кг бензина требуется около 300 л кислорода, и за час работы мотор средней легковушки поглощает столько кислорода, сколько нужно человеку для дыхания в течение месяца. Двигаясь со скоростью 80-90 км/ч в среднем, автомобиль превращает в углекислый газ столько кислорода, сколько 300-350 человек.
Общеизвестно, что кислорода, необходимого легким, в незагрязненном воздухе чуть больше 20%. При работе двигателя в окружающем его пространстве содержание кислорода с каждым оборотом снижается, а токсичных компонентов — возрастает. При наличии на улицах большого количества автомашин и, тем более, «пробок», такой процесс носит лавинообразный характер, приводящий к ухудшению условий сгорания топлива и увеличению в выхлопных газах окиси углерода и углеводородов. При отсутствии ветра на оживленном перекрестке доля кислорода снижается до 15%.
1.2 Энергетическое загрязнение 1. Шумовое воздействие
На наш взгляд, сильно влияет на здоровье человека, его психологическое состояние шумовое воздействие. Шум - это всякие нежелательные, неприятные звуковые колебания, беспорядочно изменяющиеся во времени. Луканин В.Н. различает четыре вида воздействия шума:
раздражающее воздействие (шумовые всплески, переменное акустическое воздействие в сочетании с шумом постоянного уровня и громкие звуки);
снижение самообладания (предъявление жалоб и претензий к объектам и субъектам повышенных шумовых воздействий);
воздействие шума на характер принимаемых решений, что важно, например, для водителя при быстрой смене обстановки в городских условиях движения;
воздействие шума на внимание в процессе длительной работы с учетом наличия корреляции уровня шума с вероятностью совершения ДТП1.
Основными источниками внешнего шума являются автотранспорт, а также некоторые виды производства и строительство. Показатели интенсивности шума от различных видов транспортных средств представлены на рис. в приложении №1.
Как видно из рисунка к самым шумным видам транспортных средств относятся грузовые автомобили с дизельным двигателем (90-95дБА), а к самым «тихим» – легковые автомобили высоких классов (65-70 дБА).
В настоящее время можно уже говорить о том, что выработаны международные нормы, определяющие уровни шума, производимые автомобильными транспортными средствами. «для легковых автомобилей – 80дБА, автобусов и грузовых автомобилей в зависимости от массы и вместимости соответственно от 81 до 85 дБА и от 81 до 88 дБА».
2. Вибрации
Другим источником транспортного дискомфорта (для водителя и пассажиров) являются колебания и вибрации, возникающие в процессе движения автомобиля. Воздействие вибраций можно рассматривать по аналогии с шумом в двух аспектах: воздействие на водителя и пассажиров автомобиля и воздействие на окружающие объекты.
Общая вибрация передается через опорные поверхности на тело сидящего или стоящего человека и вызывает сотрясение всего организма; локальная вибрация передается через руки человека. Водитель автомобиля одновременно подвергается воздействию общей и локальной вибрации, а пассажир и пешеход, находящийся рядом с проезжей частью, - общей.
Уровень вибрации зависит от скорости движения, покрытия дороги, технического состояния автомобиля, Для предотвращения воздействия вибрации на организм человека применяются различные устройства (амортизаторы, демпферы, рессоры, пружины и т.д.).
3. Электромагнитные излучения
Основной источник электромагнитных излучений автомобиля — система зажигания и, в первую очередь, свечи, распределитель, высоковольтные провода. Электромагнитные поля с высокой плотностью энергии оказывают вредное воздействие непосредственно на организм человека.
4. Автокатастрофы Ежегодно в мире в автокатастрофах погибают 0,2 млн. человек, 0,5 млн. становятся калеками, 10 млн. получают травмы. По использованию площадей в мире по крайней мере треть площади города приходится на дороги и автостоянки. Строительство дорог в большей степени стимулирует увеличение транспортных потоков и, как следствие, снижение средней скорости перемещения.
Ожидается, что с ростом численности автомобильного парка при относительной стабилизации протяженности дорожной сети и развития технических средств регулирования движения произойдет рост дорожно-транспортного травматизма, увеличение уровней загрязнения вредными веществами атмосферного воздуха, почвы, водоемов и грунтовых вод. По данным ГАИ в России совершается ежегодно до 140 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибает 37 тыс. человек и более 200 тыс. человек получают увечья и травмы. По удельному уровню погибших в ДТП Россия опережает страны ЕС в 10-12 раз.
II. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.
А что происходит с человеком, если он оказывается вблизи транспортного потока? Многочисленные медицинские эксперименты показали, что при длительном вдыхании воздуха с содержанием кислорода менее 15% наступает смерть.
Особенно опасна такая ситуация для ребенка, ведь дети маленького роста, им достается кислорода еще меньше, чем рядом стоящим взрослым, а потребности детей в кислороде выше.
Признаки дефицита кислорода: общая слабость, ухудшение цвета кожи лица; депрессия, нарушение сна; головокружение, головные боли, раздражение, усталость; снижение умственной работоспособности, ослабление памяти; нарушение обмена веществ, избыточный вес, снижение иммунитета.
Специалисты установили, что один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 тонн кислорода, а выбрасывает 800 кг окиси углерода, 40 кг оксида азота и 200 кг различных углеводородов.
А если умножить эти цифры на количество всех автомобилей в нашем селе! Получается, что с, одной стороны, автомобиль облегчает нашу жизнь, делает её комфортнее, а , с другой стороны, отравляет в прямом смысле слова.
Наша школа находится у самой главной дороги села. Я решила узнать: а чем же дышим мы, находясь в школе или около неё?
2.1 Исследование интенсивности движения.
Место проведения исследования: центральная дорога с.Энтузиаст
Оборудование: часы, блокнот, карандаш.
Ход работы:
1. Выбрать участок дороги.
2. Определить количество единиц автотранспорта, проходящего в определенные промежутки времени.
3. Составить таблицу «Интенсивность движения».
4. С помощью формулы сделать расчет выбросов.
В ходе предварительных исследований, был выбран участок дороги с максимальным движением в центре села.
В течение нескольких дней, путем подсчета было определено количество автомобилей, прошедших за определенные промежутки времени.
Расчет приблизительное количество выхлопных газов, которые выбрасывают автомобили. Известно, что один легковой автомобиль выбрасывает за сутки 1 кг выхлопных газов, в состав которых входит до 30 г угарного газа, окиси азота, соединений свинца.
Примерный расчет:
А) 1 мин-60 сек, 1 час-60 мин, сутки-24 часа
24x 60x60= 86400 с
Б) Скорость автомобиля: V =50км/час или 14 м/с
В) За одну секунду автомобиль выбрасывает: 1000г/86400с x 1c(грамм газов)
Г) Определение общего количества газов: М= 1000/86400с x Т x N, где
М – количество выбрасываемых газов, Т – время (с), затраченное автомобилем на проезд возле школы, N – количество автомобилей за определенное время.
Результаты подсчетов приведены в приложении № 2.
2.2 Определения химического состава
Для проведения второго этапа исследования использовался снег, почва и сок произрастающих там растений.
Снеговой покров накапливает в своем составе практически все вещества, поступающие в атмосферу. Снег – один из наиболее информативных и удобных индикаторов загрязнения воздушной среды. Пробы снега для исследования отбираем со всей глубины снежного покрова в 3 точках:
1) на школьной стоянки;
2) расположенная в 35 м от дороги;
3) участок, расположенный около входа в школу в 60 м от дороги.
На каждом участке исследования в стерилизованные банки отбирается снег по всей глубине его отложения (до начала уроков).
К концу уроков температура талой воды сравнялась с комнатной (18°С). Был проведен качественный анализ талой воды, результаты которого приведены в приложении №3.
Определение наличия свинца и хлора в пробах
Определение наличия свинца.
Берутся образцы снега, растений и почвы в исследуемых районах (в трех точках).
Пробы поместить в разные пробирки. Объем разных проб должен быть одинаков.
Добавить во все пробы строго одинаковое количество спирта и воды. Затем некоторое время полученный раствор упаривать.
Добавить к раствору КJ (йодид калия).
В результате в растворе выпадет черный осадок, что будет свидетельствовать о наличии свинца.2
II. Наличие ионов хлора определяем при помощи нитрата серебра
Мы знаем, что хлор и его соединения – одни из самых опасных веществ для всей окружающей среды. Для определения хлора мы взяли пробирку, в которой находится так называемый раствор сравнения, с которым мы сравнивали растворы, получающиеся в результате опытов. Этот раствор был получен следующим образом: в пробирку был помещен раствор, содержащий заранее известные соединения хлора. Далее при помощи вещества – нитрата серебра, находящегося в пробирке, было доказано, что вещество действительно содержит соединения хлора. Доказательством послужило появление интенсивного белого осадка, хорошо заметного на черном фоне. Точно также определяли наличие или отсутствие соединений хлора в образцах растительного сока и почвы3.
Влияние обнаруженных ионов на рост и развитие растений (эксперимент)
Для проведения следущиго этапа исследования было выбрано растение – тыква, т.к. она наиболее доступна для выращивания в комнатных условиях и быстро растет. Было определено четыре группы растений – 1 контрольная и 3 опытные.
Семена растений были замочены в соответствующей для каждой группы воде. После прорастания, семена пересадили в почву. Наблюдение за ростом растений длилось 10 дней. Изменения фиксировались каждый день.
Влияние автотранспорта на растения в природе
В сентябре были собраны растения (пырей ползучий) растущий вдоль дороги, на расстоянии 20м от дороги и в лесу, получили из него сок, добавили в него спирт и проверили на наличие ионов свинца и хлора.
Влияние автотранспорта на загрязнение почвы
На тех же участках были взяты образцы почвы, залили их на три дня водой, затем профильтровали, полученный фильтрат проверили на наличие ионов свинца и хлора.
Результаты исследований
Исследование интенсивности движения.
Наблюдения проводились с 15 октября по 9 ноября, с 3 по 12 декабря 2011 года, с 18 по 11 марта 2012 года. Общее количество часов, в течение которых проводились наблюдения, составляет 38 часов 45 минут или 139 500 секунд. За период наблюдений было зафиксировано 445 автомобилей. Данные наблюдений приводятся в приложении №1.
Таким образом, используя формулы, были произведены следующие расчеты:
1. Определение общего количества газов по формуле М= 1000/86400с x Т x N, где М – количество выбрасываемых газов, Т – время (с), затраченное автомобилем на проезд возле школы, N – количество автомобилей за определенное время.
1000/ 86400 x 4,3 x 445= 22,147027 (грамм)
В результате исследований была подтверждена информация об отрицательном влиянии автомобильных выбросов на окружающую среду и человека. Выявлены загрязняющие элементы, которые делятся на раздражающие, противоплазматические яды, окислительно-восстановительные и сажу, которая усиливает токсичность остальных выбросов.
В результате практической части работы определено количество автомобильного транспорта, который проезжает в то время, когда ученики идут в школу или возвращаются домой. За период исследования проехало 445 автомобилей. Каждый из них выбрасывал в атмосферу отравляющие вещества.
Используя разработанную методику, выявлено количество веществ поступивших в атмосферу. За время наблюдений (38 часов 45 минут) автомобили проезжали всего 1886,8секунд, что составляет 31 минуту 44 секунды. За эти минуты в атмосферу попало чуть больше 22 граммов выбросов. Если подсчитать, сколько выбросов попадает в воздух в течение учебного года, то цифра получается существенной
216x 22= 4752 грамма или 4 кг 752 грамма
В течение 9 лет обучения в школе
1) 4752 x 9 = 42768 грамма или 42 кг 768 грамма
2) 42768: 85= 503,2 (грамм на каждого ученика школы в течение 9 лет учебы)
Определения химического состава.
Взятые пробы снега мы растопили. Для исследования использовали одинаковый объем талой воды – 0,5 мл.
1.Отфильтровали осадок ( во всех пробах его оказалось мало, около 1 грамма), рассмотрели его под микроскопом. Во всех пробах присутствовал песок, мелкие частички пыли.
2.Провели тест на кислотно-щелочную среду с помощью индикаторов: универсальной лакмусовой бумаги, растворов метилоранжа и фенолфталеина (спиртового).
Результат: в пробах №1,2, среда нейтральная, в пробе №3 среда кислая
3.Затем мы исследовали взятые пробы с помощью реактива- нитрата
серебра (AgNO3) на присутствие ионов хлора
Результат: в пробах №1 и 2 обнаружены ионы хлора Ag + + CI - == AgCI ( осадок белого цвета).
4. Исследовали пробы снега на содержание ионов свинца. На участках 1 и 2 обнаружены ионы свинца
Для проведения второго этапа исследования было выбрано растение – тыква, т.к. она наиболее доступна для выращивания в комнатных условиях и быстро растет. Было определено четыре группы растений – 1 контрольная и 3 опытные.
Семена растений были замочены в соответствующей для каждой группы воде. После прорастания, семена пересадили в почву. Наблюдение за ростом растений длилось 10 дней. Изменения фиксировались каждый день.
Для этого мы взяли семена тыквы одного урожая и сорта, поместили по 10 семян в предварительно простерилизованные чашки Петри и налили на дно каждой из них талую воду(предварительно пронумеровав ).
№1 – со школьной стоянки;
№2 – расположенная в 35 м от дороги;
№3 – участок, расположенный около входа в школу в 60 м от дороги.
№4 – контрольная (дистиллированная вода)
Весь опыт занял десять дней.
Первый день наблюдения за семенами: результатов нет.
Второй день: проклюнулись все семена в 1, 2 и4пробах, в 3 проклюнулось половина семян. Нужно отметить, что все семена из пробы №1( вдоль дороги) имели длинные корешки. Все остальные семена прорастали равномерно.
На четвертый день опыта- появились первые листочки. Проростки из пробы №1 были самыми сильными и зелеными.
Пятый день – медленный рост стеблей наблюдали в пробе №2 ,наиболее интенсивный рост и в пробе № 1.
Восьмой день – во всех пробах развитие стеблей составляет 70-100%.У большинства появился третий лист.
На 10 день ( окончание опыта) Растения из пробы № 3и 4 –самые развитые, хотя взошли позже всех и дольше развивались.
Проростки из пробы №1 раньше и лучше других развивались, но в последующие дни после окончания опыта 4 из них погибли. В пробе №2, к моменту завершения наблюдения, было небольшое отставание в росте стеблей от остальных, также 4 проростка погибли
В сентябре собрали растение пырей ползучий на тех же участках, где брали пробы снега и взяли пробы почвы. Выбрали пырей ползучий по той причине, что этот вид произрастал на всех трех участках. Из растений выжали сок и сделали спиртовой настой. Почву поместили в воду на три дня, затем профильтровали, и исследовали все образцы на наличие ионов свинца и хлора. В пробах растений и почвы, взятых вдоль дороги присутствуют ионы свинца и хлора. На участке №2 (30м) от дороги также были обнаружены эти ионы. А на участке №3 ионов свинца не обнаружено, но ионы хлора есть как в почве, так и в растительном соке.
Заключение и выводы
Данные исследовательской работы показали, что наибольшее количество свинца, которое содержится снежном покрове находится в непосредственной близости у дороги. Чем дальше мы удаляемся от дороги, тем меньше становилось количество свинца в снежном покрове.
1. Так как, нитросоединение органического вещества обнаружено во всех пробах, то источник его появления – атмосферные осадки. А источник появления вещества в атмосфере, скорее всего от центральной котельны.
2. Источником хлоридов могут быть противогололедные реагенты. Ионы хлора повышают засоление почв, что сказывается на росте и развитии растений. Но в тоже время небольшое количество хлора необходимо все живым организмам, поэтому ионы хлора были обнаружены во всех пробах растительного сока.
3. Наибольший интерес в нашей работе представляло моделирование экологической ситуации, в ходе которой выяснилось, что при высокой концентрации свинца и хлора растения очень быстро реагируют на эти соли и у них отмирают основные части (корневая система), увядают листья, и растения быстро погибают.
4. Содержание ионов свинца в растительном соке подтверждает наше предположение о том, что растения поглощают из почвы и накапливают в себе эти ионы.
Опираясь на результаты и проанализировав выводы, мы рекомендуем жителям села:
не употреблять в пищу растения, растущие вблизи дорог;
не собирать грибы и лекарственные растения вблизи от автомобильных дорог;
высаживать вдоль дорожных магистралей растения, устойчивые к загрязнению окружающей среды, для ограничения попадания вредных веществ выхлопных газов, например березу и иву.
Литература
1.С.В. Алекссев, Н.В.Груздева, Э.В.Гущина « Экологический практикум школьника». Изд. « Учебная литература» 2005г.
2 .Т.Я.Ашихмина « Школьный экологический мониторинг» Москва « Рандеву – АМ» 2000г
3. С.Е. Мансурова, Г.Н. Кокуева « Школьный практикум. Следим за окружающей средой нашего города». Изд. « Владос» 2001 г.
4. А.А. Мухутдинов, Н.И. Борознов, Б.Г. Петров. «Основы и менеджмент промышленной экологии»: учебное пособие Казань «Магариф» 1998 год.
5. В.Н. Луканин, Автотранспортные потоки и окружающая среда: Учебное пособие для вузов. М.: ИНФРА-М, 2005. с. 4
6. Интернет - ресурсы
Приложение № 1
Показатели интенсивности шума от различных видов транспортных средств

Приложение №2.
Исследование интенсивности движения.
№ | дата | Время наблюдений | Количество автотранспорта | T среднее (в секундах) |
1 | 15.10 | 800-900 | 12 (1-автобус,2 грузовые машины) | (4,2+4+4,2+3,8+4+4,1+4,1+3,8+4,7+4.2+4,5+4,3):12=4,2 сек. |
2 | 16.10 | 800-900 1200-1300 | 23 (1 автобус) | (4,5+4+4,3+5+3.8+4.2+4+4,1+4+4,2+4+4+4,6+3,8+4,1+3,9+4+4,2+4,1+ 3,8+4,2+4,1+4,4):23 =4,1 сек. |
3 | 17.10 | 8 00 –8 30 | 6 (1 грузовая) | (3,9+4,5+4,7+4,9+5,2+4,7): 6= 4,7сек |
4 | 19.10 | 8 00 –8 30 12 30-1300 | 12 | (4,7+4,5+3,9+4,1+3,9+4,3+4,6+3,8+3,9+4,2+4+4,1):12=4,2 сек. |
5 | 20.10 | 800-900 | 6(1 автобус) | (4,3+3,9+3,8+4+3,9+4,1):6 =4 сек. |
6 | 23.10 | 8 00 –8 30 | 5 | (5+4,8+4,7+4,8+4,2): 5= 4,7 сек |
7 | 24.10 | 1200-1300 | 10 | (4,1+3,9+4,2+3,8+4+4,1+3,8+3,9+4,2+4):10=4,03 сек |
8 | 25.10 | 800-900 1200-1300 | 21(1 автобус) | (4+4,3+3,9+4,1+4,1+4,7+4,2+4,1+3,9+3,8+4,4+3,9+4,2+4+3,8+4,6+3,9+ 3,8+4,1+4,2+4,7):21 =4,1 сек. |
9 | 26.10 | 8 00 –8 30 | 4 | (4,6+3,9+4,4+4,7): 4= 4,4 сек |
10 | 29.10 | 800-900 1400-1500 | 23 (3 грузовые) | (4,4+3,9+4,5+4,1+4,3+3,9+4,3+4,2+4,1+4,6+4,4+4,8+4,3 +4,2+4,1+4,3 +4,5+4,3+4,1+3,8+4,2+4,1+4,3):23 = 4,2 сек. |
11 | 30.10 | 800-900 | 11 (1 автобус) | (4,3+4,2+3,9+4,6+4,5+3,9+4,1+4,9+4,7+4,3+4,1):11=4,3 сек. |
12 | 31.10 | 8 00 – 8 30 1230-1300 | 15 | (3,9+3,8+4,5+4,1+3,9+4,3+4,2+4,6+4+4,3+4,3+4,2+3,9+4,6+4,8):15 =4,2 сек. |
13 | 01.11 | 1200-1300 | 7 | (4,1+4,2+4,1+3,9+3,9+4+4,1):7 =4,04 сек. |
14 | 02.11 | 800-900 1300-1400 | 17 (1 автобус) | (4,6+3,8+3,7+4,3+4,1+4,3+3,9+4,1+3,8+4,4+4,3+3,8+3,9+4,2+3,6+4,1 +4,3):17 = 4,07 сек. |
15 | 03.11 | 1400-1500 | 16 (1 грузовая) | (4,3+3,9+3,8+4+4,5+3,9+3,8+4,1+3,7+4,3+3,9+4,1+3,7+3,9+4,2+3,8): 16 = 4 сек |
16 | 06.11 | 800-900 | 10 (1автобус) | (4,2+4,1+3,7+3,9+3,8+4+4,1+3,8+3.9+4,9): 10 = 4,04 сек. |
17 | 08.11 | 800-900 | 13 | (3,8+3,7+4,7+3,9+3,7+4,2+3,9+4,2+4,1+3,8+3,9+4,2+3,9):13=4 сек. |
18 | 09.11 | 1200-1300 | 15 (2 грузовых) | (4,2+4+3,7+4,3+4+3,9+4,8+4,3+4,1+3,9+4+4,1+3,9+4,2+4,3):15=4,1сек. |
19 | 03.12 | 800-830 1300- 1400 | 18 (3 грузовых,1 автобус) | (4,1+4,5+4.,3+3,9+4,9+4,6+4,5+3,8+4,9+4,3+4,9+3,8+4,6+5,0+4,7+4,6+ 4,3+4,2):18 = 4,4 сек |
20 | 06.12 | 1200 –13 30 | 17 | (4,8+4,5+4,8+4,7+4,3+4,6+4,9+5,1+4,8+4,3+4,6+3,9+4,7+4,8+4,6+ 4,2+4,6): 17=4,6 сек |
21 | 07.12 | 7 45 – 8 30 | 10 | (4,6+4,8+4,3+4,7+4,8+4,6+4,1+4,8+4,6+4,9):10=4,6сек |
22 | 08.12 | 800 - 830 | 5 (1 автобус) | (4,3+4,7+4,4+4,8+4,3):5=4,5 сек |
23 | 10.12 | 1300-1400 | 11 (2 грузовых) | (4,5+4,7+4,2+4,7+3,9+4,8+4,9+4,6+4,5+4,2+4,8):11=4,5сек |
24 | 11.12 | 800 -830 1430-1500 | 9 | (4,3+4,7+4,8+4,7+4,2+4,6+4,1+3,8+4,9):9=4,5сек |
25 | 12.12 | 800 -830 | 4 | (4,6+4,7+4,2+4,8):4=4,6сек |
26 | 18.02 | 1400-1500 | 14 (1 грузовая) | (4,3+4,2+4,3+4,1+4,5+4,2+4+4,1+4,2+4+3,9+4,1+4,5+4,2):14=4,2 сек. |
27 | 20.02 | 1300-1400 | 8 | (4,5+4,6+4,8+3,8+4,2+4,3+4,4+4,7):8=4,4сек |
28 | 21.02 | 800 - 830 | 5 | (4,9+4,4+4,5+4,2+4,5):5=4,5сек |
29 | 22.02 | 1400-1500 | 12 (2 грузовых) | (4,1+4,8+4,2+4,6+4,6+3,9+4,1+4,9+4,5+4,7+4,3+4,8):12=4,5 сек |
30 | 25.02 | 800-900 1300-1400 | 21 (1 автобус, 3 грузовые) | (4,1+4,2+3,9+4,2+3,9+3,8+4,3+4,4+4,1+3,9+3,7+4,2+4+3,9+3,8+4,1+4,3 +4+4+3,8+4,2+4,1):21 = 4,2 сек. |
31 | 27.02 | 800 - 830 | 4 | (4,7+4,5+4,2+4,6): 4 = 4,5 сек |
32 | 28.02 | 800-900 | 7 | (4,3+4,7+4,1+4,3+4,2+4,0+4,1):7=4,2 сек |
33 | 03.03 | 1300-1400 | 15 (1 грузовая) | (3,8+4,1+4,2+3,9+3,8+4,1+3,7+3,9+4,2+4,3+3,9+3,7+4,2+4,4+3,9):15 = 4 сек. |
34 | 04.03 | 800 - 830 | 5 | (4,1+4,3+4,4+4,3+4,7):5= 4,4 сек |
35 | 05.03 | 1200-1300 | 10 | (4,1+3,9+4,2+3,8+4+4,1+3,8+3,9+4,2+4):10=4,03 сек |
36 | 06.03 | 1300-1400 | 9 | (4,3+4,6+4,2+4,8+5,0+4,7+4,6+4,2+4,5): 9= 4,5 сек |
37 | 10.03 | 800 - 830 | 6 | (4,1+4,3+4,6+4,2+4,3+4,4):6= 4,3 сек |
38 | 11.03 | 800-900 1400-1500 | 20 (2 грузовых) | (4,1+4,2+4,5+4,2+3,9+4,4+4,3+4,4+4,1+3,9+4,6+4,2+4,3+4,3+4,7+4,1 +4,3+4,2+4,4+4,6+4,2):20 = 4,5 сек. |
всего | 38 часов 45 мин | 445 | (4,1+4,7+4,2+4+4,7+4,03+4,1+4,4+4,2+4,3+4,2+4,04+4,07+4+4,09+ 4+4,1+4,4+4,6+4,6+4,5+4,5+4,5+4,6+4,2+4,4+4,5+4,5+4,2+4,5):37=4,3 сек |
Приложение №3
Результаты исследования проб
Определяемый ион | Реактив | Проба снега №1 | Проба снега №2 | Проба снега №3 | Проба раст. Сока №1 | Проба раст. Сока №2 | Проба раст. Сока №3 | Проба почвы №1 | Проба почвы №2 | Проба почвы №3 | примечание |
Хлорид ионы С1 | AgNO3 | ++ | + | | +++ | + | + | +++ | + | - | Белый осадок |
Ион свинца Pb2+ | р-р КI, на 2 капли уксусной к-ты | ++ | + | незначительно | +++ | ++ | - | +++ | ++ | - | Черный осадок |
Приложение №4.
Исследование интенсивности движения

Определения химического состава


1 Луканин В.Н., Автотранспортные потоки и окружающая среда: Учебное пособие для вузов. М.: ИНФРА-М, 2005. с. 43
2 С.В. Алекссев, Н.В.Груздева, Э.В.Гущина « Экологический практикум школьника». Изд. « Учебная литература» 2005г.
3 Т.Я.Ашихмина « Школьный экологический мониторинг» Москва « Рандеву – АМ» 2000г
16