СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние для групповой работы на развитие мотивации в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельность учителя на уроке состоит в отборе и применении форм,соответствующих реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Влияние для групповой работы на развитие мотивации в начальной школе.»

«Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации в начальной школе».

Деятельность учителя на уроке состоит в отборе и применении форм, соответствующих реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса. Одной из таких форм является групповая работа, которая позволяет улучшить успеваемость, раскрыть систему отношений школьника к миру, одноклассникам и самому себе. Ведь известно, что результатом обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность их применять для самостоятельного постижения знаний, т.е. речь идет о развитии у детей начальных классов общеучебных умений и навыков (познавательных, коммуникативных, регулятивных). Таким образом, групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке.

При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Особенно важно, что групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей. На практике я активно стала использовать этот прием с целью развития коммуникативности учащихся, повышения интереса к приобретению знаний и самому процессу обучения, приобретение навыка формулировать свои мысли и аргументировано отстаивать свою точку зрения, а также для умения навыков самооценки. Учителя и раньше применяли различные приемы работы в группах, но это не являлось системой. А когда это входит в регулярную систему работы, то ученики с удовольствием идут на урок, ожидая каких-то сюрпризов от учителя. Это стимулирует их активность и повышает мотивацию обучения.

 Наиболее благоприятные условия для включения ученика в активную работу на уроке создают групповые и парные формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, предлагает своё мнение, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.  Групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения. Когда дети объединяются в группы, сотрудничество представляет собой способ работы , где есть распределение обязанностей и повышенное чувство ответственности за каждого члена группы. Диалог в группе помогает учащимся выражать свое мнение, раскрывать себя в процессе обмена идеями, задавать вопросы в процессе оценивания. Большинство учащихся просто не умеют высказывать свои убеждения, размышления и аргументировать, они чаще всего излагают не свои мысли и размышления, а дают те ответы, которые я от них требую. Т.е. учащиеся лишаются мотива в своем развитии. Раскрыть способность учащихся работать в группах, научить их слушать и слышать друг друга, уважать мнение других, развивать навыки критического мышления, потому что без всех этих компонентов невозможна коллективная деятельность и, как следствие, продукт такой деятельности -самомотивация и самореализация личности. Я стараюсь подбирать задания на урок разноплановые и разноуровневые, используя ИКТ.

В игровой форме или по результатам индивидуальной работы дети объединялись в группы. Интересно было наблюдать за их реакцией, когда они, получив картинку, начинали искать подобную и радоваться членам своей группы

. На уроке по теме «Однородные члены предложения» я делила детей по названию птиц на картинках. Они уже поняли по предыдущим урокам, что делятся по цвету или форме карточки, а здесь я их обхитрила и на разноцветных карточках различной формы на обратной стороне я приклеила изображения птиц.

На уроке по теме «Второстепенные члены предложения», я решила разделить детей на 3 группы по линиям, как подчеркиваются дополнения, определения, обстоятельства. Если на предыдущих уроках ученики видели наглядную картинку для деления или разноцветный жетон, по которым они быстро делились на группы, то здесь учащиеся не сразу поняли что перед ними. А я тем самым подвела их к новой теме. Многие разочаровались, что деление проходит не по их плану, но в ходе урока, дети забывают о своих симпатиях и антипатиях, потому что вовлечены в работу и у них нет времени на выяснение своих личных отношений. В этом большой плюс групповой работы. Приступая к работе в группах, мною было доведено до учащихся о распределении ролей в группе, в целях достижения наилучшего результата, но в тоже время, выполняя свои обязанности, каждый должен активно участвовать в работе. Подбирая задания на уроки, старалась выбрать те, которые больше будут влиять на развитие мыслительных процессов и требовать большего взаимодействия и вклада от каждого ребенка, в достижении результата, тем самым мотивируя их к собственному развитию в обучении. И даже у самых пассивных ребят, открывалось какое-то новое дыхание, стремление сделать работу не хуже, чем другие. Они прислушивались к советам, проявляли свою смекалку и творческий подход. Поэтому каждый был вовлечен в работу. При этом, порой они делали так задание, как никто даже и не подумал бы. Получатся, что через диалог и решение проблемных ситуаций, развивается не только речь учащихся, но и умение отстаивать свою точку зрения. Я считаю, что это и есть главный плюс групповой и парной работы. На своих уроках я применяла различные формы и приемы работы в группе и в парах. Работа в группах требует нетрадиционной организации рабочих мест. Для парной работы удобны обычные ряды, а для групповой работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребёнок видел своих собеседников, не сидел спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, на котором фиксируется итог работы группы, был в пределах досягаемости всех участников.

Знакомим младших школьников с основными правилами совместной работы.

  1. Работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.

  1. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.

  1. Качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности.

  2. Уметь защищать общее дело и свою работу в частности.

Роль учителя при групповой форме работы.

  1. Наблюдать со стороны за ходом работы групп; быть готовым, прийти на помощь, но только по просьбе группы.

  1. Не спешить прерывать работу группы, кроме тех случаев, когда она идёт не по правилам или учащиеся неправильно поняли задание.

  1. Не отдавать предпочтение ни одной группе – всем уделять равное внимание.

. Работа в группах.

- Разведчики, у вас сложились хорошие команды. Я предлагаю вам еще поработать вместе. Каждая команда получит карточку с заданием и в течение двух минут  постарается его выполнить.

Задание группе «Родственное слово»:

НАЙДИ ЧУЖАКА СРЕДИ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ.

ДОКАЖИ.
ПОМОГИ ЕМУ НАЙТИ РОДСТВЕННИКОВ.

ЧУЖАК.

   Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей разговаривает. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет.  Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал.

    Вышла мудрая Вода на крыльцо, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью.  Пригорюнился чужак. Где ему родственников искать?

Задание группе «Безударный гласный».

                                                               ПРОЧИТАЙТЕ ПОСЛОВИЦУ.

НАЙДИТЕ СЛОВА С БЕЗУДАРНЫМ ГЛАСНЫМ В КОРНЕ СЛОВА.

ВЫДЕЛИТЕ ОРФОГРАММУ.

                      Красна  весна  цветами ,  а  осень – плодами.

Задание группе «Парный согласный»:

                                                      Разгадай кроссворд.

                                 1.    Иголки лежали, лежали, да вдруг побежали.

                                 2.     Не бьет, не ругает, а все от него плачут.

                                 3.     Искусственный водоем.

                                 4.    Ловись…….  и мала, и велика.

                                 5.     Красная и черная, кислая и сладкая, так и

                                         просится в рот, и в варенье, и компот.

Проверка работы каждой группы проводится с помощью мультимедийной приставки.

( Группа отчитывается о своей работе, а на экране поэтапно высвечивается ее ответ.)

V. Домашнее задание по выбору.

Дается после отчета каждой группы.

1.      Сочинить сказку про чужака среди родственных слов.

2.      Составить кроссворд со словами на изученные орфограммы.

3.      Написать по  5 слов с парным согласным и безударным гласным в корне слова.

( Задания  на карточках вывешиваются на доску)

VI. Подведение итога урока.

- Работая в группах, мы подвели итог нашим знаниям по теме: «Корень слова. Однокоренные слова.»

  - Все ли мы хорошо усвоили? Над чем еще нужно поработать?

  - Какие задания вам понравились больше всего?

VII. Самооценка работы с помощью сигналов.

( Через мультимедийную приставку на экран высвечиваются цветовые критерии оценки:

Красный – отлично поработал, справился со всеми заданиями.

Зеленый – хорошо поработал, но были недочеты.

Синий – испытывал трудности при выполнении заданий.»

При безотметочном обучении в 1классе я использовала поощрения за различные достижения при освоении предметных знаний, а также способов учебной деятельности. Этими поощрениями являются жетоны умельцев. Вместе с детьми мы выявляем мастеров по всем видам предметной деятельности: красивому, грамотном письму; выразительному, быстрому, безошибочному, осознанному чтению; декламации, пересказу; безошибочному счету, решению задач и т. д. Помимо мастеров по учебным дисциплинам определяются мастера в учебной деятельности: мастера-исследователи, мастера по организации парной и групповой работы. Особенно почетно быть мастером на все руки, то есть собрать большое число жетонов по разным направлениям деятельности. Эта методика позволяет не только оценивать и накапливать информацию о формировании всех видов деятельности учащихся, но и развивает стремление школьников к учебным достижениям. Данную работу я планирую продолжить и в 3 классе.