СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние ДОУ на формирование общей культуры личности ребёнка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описывается опыт работы ДОУ по формированию культуры личности ребёнка

Просмотр содержимого документа
«Влияние ДОУ на формирование общей культуры личности ребёнка»

Влияние ДОУ на формирование общей культуры личности ребёнка


Изменения, происходящие в обществе, влекут за собой изменения в работе дошкольных учреждений.

Государственная политика в области образования Российской Федерации одной из основных задач поставила модернизацию дошкольного образования как института социального развития. Дошкольное образование стало первым уровнем в образовательной системе, что нашло отражение в новом законе «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с этим законом впервые в российской истории разработан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - стандарт, который определяет новый подход к пониманию Детства, как отрезка времени ценного для детей не подготовкой к школьной жизни, а тем, что они в нем живут. Он направляет всех нас на понимание самоценности Детства в координатах достоинства, а не в координатах получения. Академик А.Г. Асмолов по этому поводу сказал: «Самоценность периода Детства определяется постулатом – быть многим, а не обладать многим».

Одна из задач Федерального государственного стандарта ДО направлена на:

- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

Для решения данной задачи в нашем дошкольном учреждении ведётся работа по созданию условий:

- Обеспечение эмоционального благополучия

Дошкольное учреждение имеет благоприятное социо-культурное и образовательное окружение. У нас налажены связи с различными учреждениями образования, здравоохранения, культуры.

- Создание и обогащение предметно-пространственной среды

Предметно-пространственный мир детского сада включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Организуя предметно-развивающую среду в различных возрастных группах детского сада, наши педагоги учитывали принцип личностно-ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей; руководствовались требованиями Федерального государственного стандарта, где среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, а так же соответствовать возрастным возможностям детей.


- Социальное партнёрство с семьёй и другими социальными институтами

Социальное партнерство способствует как полноценному развитию личности воспитанников, так и повышению профессионализма педагогических работников, дает импульс для обогащения образовательной деятельности ДОУ.

- Реализация программ развития ДОУ и ООП

Развитие личности ребенка осуществляется в детских видах деятельности, которую организуют педагоги ДОУ в процессе общения ребенка с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Благодаря налаженной работе инструктора по физической культуре совместно с воспитателями групп в здоровьесберегающей компетентности наши дети учатся: заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасного поведения; владеть двигательными навыками; выражать свое эмоциональное состояние по поводу различных событий; владеть навыками личной гигиены и основами здоровьесбережения.

Для развития коммуникативно-языковой компетентности наши педагоги учат ребят: использовать разнообразные средства устной коммуникации для налаживания отношений и взаимодействия; отбирать необходимые лексические, грамматические средства языка и использовать их в играх, в словесном творчестве и других видах деятельности.

В познавательной компетентности дети умеют: проявлять интерес к окружающему миру; выбирать способы деятельности, адекватные поставленной задаче; добиваться поставленной цели; владеть экологическими знаниями; задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи; реализовывать замыслы в конструктивной деятельности; объединять предметы на основе общих понятий и давать им словесное обозначение.

В творческой компетентности педагоги помогают научиться ребятам: проявлять интерес к основам знаний о музыке, искусстве; выражать свое отношение к художественным произведениям, народному творчеству; создавать индивидуальные художественные образы выразительными средствами.

В социальной компетентности у детей формируются такие навыки, как: выбор адекватной альтернативы поведения; знание меры своих возможностей; включение в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми; понимание ценности культуры казахского и других народов, проживающих в нашей стране.

В федеральном законе «Об образовании в РФ» с.44, п.1, говорится, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. В этой связи изменяется и позиция детского сада в работе с семьей.

На современном этапе требуются иные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения, которые должны определяться сотрудничеством и доверительностью.

Взаимодействие педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, и, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, формировании ценных жизненных ориентаций.

Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада.

В нашем детском саду родители, члены семьи помогают значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, вносят свой вклад в образовательную работу.

Одни родители с удовольствием принимают участие в совместных проектах, другие помогают в оснащении педагогического процесса, третьи - помогают детям освоить что-то новое. Другие родители и члены семьи включаются в образовательную, оздоровительную работу с детьми становятся их наставниками.

Они ведут студии, обучают детей рукоделию, игре в шашки и шахматы, занимаются театрализованной деятельностью и т.д.

В детском саду для детей организованы студии:

в средней группе – студия «Наши руки не для скуки» - наствник Смирнова Олеся Генадьевна;

в старшей группе «Шахматёнок» - наставник Алферьев Александр Владимирович;

в подготовительной №1 «Очумелые ручки» - наставник Плотникова Светлана Евгеньевна;

в подготовительной №2 «Рукодельница» - наставники Чиркова Надежда Александровна, Ярая Елена Георгиевна.

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

«Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательные школы, школа искусств, спортивный комплекс, библиотека и др.

Так, на базе библиотеки проводятся библиотечные уроки, учащиеся школы искусств (в прошлом выпускники ДОУ) дают концерты в детском саду; при взаимодействии с городским историческим музеем дети посещают уроки музейной педагогики, посещая спектакли учатся быть вежливыми, отзывчивыми, осваивают правила поведения в обществе.

Наши дети принимают участие в конкурсах разных уровней – городских, Всероссийских, международных, где занимают призовые места.


Изложенное выше, доказывает, что задача по формированию общей культуры личности детей в нашем доу ведётся на должном уровне.


В заключении хочется сказать словами О.Высотской:


«Берегите друг друга!

Добротой согревайте!

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

Суету позабудьте

И в минуту досуга,

Рядом вместе побудьте!»

(О. Высоцкая)