«ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Природа является естественной средой обитания человека, он не может жить без условий неживой природы (воды, воздуха, земли) и других живых существ (людей, растений, животных). Человек взаимосвязан с природой.
В связи с бурным развитием техники загрязняются воздух, вода, исчезают ценные животные и растения. Особое внимание сейчас уделяется улучшению биосферы (чистота водоёмов, воздуха, почв) – необходимые условия жизни на Земле.
Природные условия помогают человеку выполнять гигиенические правила. Человек использует воду, чтобы содержать в чистоте себя, свое жилище и одежду, употреблять в пищу чистые продукты. Дышит свежим воздухом, употребляет в пищу урожай с плодородной земли. С помощью всех этих природных условий, человек сохраняет здоровье.
Здоровье человека зависит от удовлетворения его важнейших потребностей, условий окружающей среды и сохранения целостности всех органов. Если у человека все органы целы и нормально работают, потребности удовлетворены, а условия среды хорошего качества, он как правило, чувствует себя благополучно: здоров, весел, бодр, с удовольствием общается с другими людьми и природой.
Долг каждого воспитателя, родителей и педагогов заключается не только в том, чтобы дать качественные знания детям, но и в том, чтобы сформировать установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет – жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Природа целебна для ребёнка, она играет большую роль в оздоровлении: зелёные растения поглощают углекислый газ из воздуха и выделяют в него кислород. Установлено, что воздух лесов в 200 раз чище воздуха крупных промышленных городов.
Восприятие красоты и гармонии форм, красок и звуков, наблюдение происходящих в природе явлений вызывают чувство радости и дают огромное наслаждение.
Надо отметить, что состояние человека определяется не только удовлетворённостью его биологических потребностей, но и характером его взаимодействия с людьми и другими живыми существами. Если человек дружелюбен с другими, то он спокоен, радостен; если конфликтует – раздражён, недоволен и зол.
Пребывание в природных сообществах поддерживает и укрепляет здоровье ребёнка: снимает усталость, поднимает настроение, предоставляет возможность для закаливания, занятий спортом, подвижных игр.
Прогулки в сосновом бору, купание в морской воде помогают предупредить и излечить болезни человека.
Чтобы ребёнок рос физически крепким, сильным, выносливым необходимо закаливать его организм. Основным средством закаливания являются воздух, солнце, вода.
Самый доступный вид закаливания – воздушные ванны. Ребёнок дошкольного возраста должен находиться на свежем воздухе не менее 3 часов в сутки. Солнечные ванны должны быть строго дозированными. Во время солнечных ванн голову следует прикрывать панамкой.
Наиболее сильным средством закаливания является вода. К водным процедурам относятся обливание, обтирание, душ, купание в открытых водоёмах.
При всём при этом важно научить ребёнка беречь условия среды, необходимые для жизни живого – воду, воздух, землю, сохранять их качество, экономно расходовать, не загрязнять. Ещё очень важно научить ребёнка соблюдать правила безопасного поведения в природе, такие как:
1. Одеваться следует в соответствии с погодой;
2. Не следует гулять под дождём без зонта;
3. Зимой не брать сосульки и снег в рот;
4. Не есть грязные (не мытые) овощи, фрукты и ягоды;
5. Не брать в рот незнакомые ягоды;
6. Не подходить на улице к незнакомым собакам, кошкам, не гладить их;
7. Не отнимать корм у животного и не подходить когда животное ест;
8. Будь осторожен с крупными домашними животными. Не мучай домашних животных, они терпеливы до определенного периода.
9. Не нужно совать пальцы в клетку с птицами, грызунами;
10. После игры с домашними животными тщательно вымой руки;
11. Не пытайся ловить насекомых, они опасны, особенно осы, пчёлы;
12. Грибы собирать только со взрослыми.
И многие другие правила.
Общаться с животными следует доброжелательно и осторожно, до тех пор, пока это доставляет им удовольствие. При проявлении признаков недовольства необходимо животное отпустить.
Комнатные растения задерживают пыль и вредные вещества, приглушают шум, очищают и увлажняют воздух.
Нельзя забывать, что некоторые комнатные растения могут быть ядовитыми: азалия, пуансеттия, олеандр, плющ обыкновенный, маранта, диффенбахия, эуфорбия.
Не следует забывать, что общение с домашними питомцами - животными, растениями поднимает ребёнку настроение, помогает снять усталость.
Это общение полезно для укрепления здоровья и физического развития детей.