СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние занятий туризмом на здоровье школьника

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта влияния занятий туризмом на здоровье школьников.

Просмотр содержимого документа
«Влияние занятий туризмом на здоровье школьника»

Краснодарский край Калининский район х. Греки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа № 10

имени кавалера трёх орденов Славы Сороки Андрея Максимовича













Обобщение опыта:

Влияние занятий туризмом на здоровье школьника











Подготовил учитель физкультуры Лебедь Виктор Анатольевич


2015 год








Работая учителем физической культуры с учащимися и проводя занятия в кружке по спортивному туризму, я отметил тенденцию, что ежегодно в школу поступают всё больше и больше детей с недостаточным уровнем физического развития и слабым здоровьем. Это приблизительно 25-35% от класса

Детям с ослабленным здоровьем противопоказаны занятия профессиональными видами спорта, а они очень хотят заниматься физической культурой. Тогда я стал искать решения этой проблемы. Мною было принято решение разнообразить уроки физической культуры.

Мне эта тема близка так же потому, что я много лет руковожу кружком по туризму. Туризм позволяет детям с ослабленным здоровьем и разным уровнем физического развития и подготовленности заниматься на уроках физической культуры. На уроках и в секции по туризму школьники получают дифференцированную физическую нагрузку, исходя из их уровня физического развития и подготовленности.

Работая с детьми, я отметил, что у них возрастает интерес к этой деятельности, и занятия приносят им удовольствие. Физическая активность н соответствует допустимому уровню, и учащиеся справляются с нагрузками, не замечая их трудности.

С этой целью в школе была разработана и реализуется комплексно-целевая программа «Здоровье». Программа предусматривает укрепление здоровья детей, профилактику заболеваемости, рефлексивное управление и воспитание здорового образа жизни всех участников образовательного процесса (учителей, учащихся и их родителей) улучшение следующих показателей:

1. Внимательного отношения к своему здоровью всех участников образовательного процесса;

2. Сформированности здорового образа жизни в социуме школы;

3. Повышения мотивации обучения, следовательно, улучшения результатов всего образовательного процесса.

В этой программе определены основные направления практической деятельности по оздоровлению детей, одним из которых в нашей школе является туризм.

Желание компенсировать, хотя бы малую долю того, что недодает ребятам школа, я стараюсь пополнить уроками и в секции по спортивному туризму.

.

Туризм способствует:

- укреплению нервно-психического здоровья;

- закаливанию организма подростков;

- укреплению опорно-двигательного аппарата;

- формирования чувства коллективизма;

- эколого-краеведческое воспитание;

- патриотическое воспитание;

-повышению двигательной активности и предупреждению угрозы развития гиподинамии.

Для решения этих проблем в нашей школе созданы все условия. Благодаря функционированию:

Туристической секции

Наличие спортивного инвентаря для занятий туризмом ( страховочные системы с карабинами, верёвки разной длины и диаметра, палатки, спальники, Наличие современной спортивной площадки для уроков и тренировок по спортивным и подвижным играм.

Как учителю и руководителю секции, мне необходимо было заняться поиском решения этой проблемы.

Туризм — является уникальным физическим средством, способствующим физическому развитию, закаливанию и укреплению здоровья. Занятия туризмом в любую погоду в любое время года особенно полезны для детей и подростков, поскольку благоприятно влияют на развитие сердечнососудистой и дыхательной систем, что в свою очередь вызывает рост и укрепление опорно-двигательного аппарата ребёнка. Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен каждому ребенку. Мало сказать, полезен — он необходим каждой развивающейся личности, ибо, как сказал Гете, — «Без странствований не создается ни одна индивидуальность».Отсюда возникает императив: каждому учащемуся независимо от его склонностей, желаний, увлечений школа за годы учебы должна дать некоторую порцию туризма. Занятие спортивным туризмом гармонически развивает, все группы мышц. Систематические занятия спортивным туризмом совершенствуют такие ценные физические качества, как выносливость, силу, быстроту, координацию движений. Туристические навыки необходимы и для формирования психологических качеств, таких как, воля, упорство, настойчивость, смелость, которые необходимы школьнику для повседневной учебной деятельности.

Туристические навыки – жизненно необходимы для человека любого возраста. Однажды приобретённые навыки туризма сохраняется у человека на всю жизнь. Прикладное значение туризма поисково — спасательная работа, обеспечение сохранения жизни людей. Этим должен владеть каждый, имеющий навыки спортивного туризма. Огромное количество несчастных случаев в лесу, горах ежегодно происходит из-за того, что люди не умеют вести себя в экстремальных условиях, не могут оказать первую доврачебную помощь. Большей частью это дети школьного возраста.

Туризм, является прекрасным средством патриотического, экологического и эстетического воспитания школьников.

Ведущая педагогическая идея данного опыта заключается в том, что оптимальная физическая подготовка учащихся достигается, если повысить интерес школьников к занятиям физической культурой и создать условия для развития творческих способностей через занятия спортивным туризмом на. На этих уроках учащиеся изучают основы туристических навыков, топографические знаки, туристское личное и групповое снаряжение и его применение на практике,(преодоление туристической полосы препятствий),организация походов, установка палатки и разведение костра, ориентированию, осваивают навыки работы с картой. Работа с учащимися на уроках строится с учетом дифференцированного, индивидуального подхода к каждому ребенку. Весь теоретический материал пропускается через каналы восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический. Учащиеся с успехом используют в учебной деятельности двигательные навыки и физические качества, развитые на уроках по спортивному туризму. Занятия проходят на улице, и это способствует закаливанию организма и укреплению здоровья. Дети и я работаем в атмосфере сотрудничества, положительных, созидательных эмоций, направленных на раскрытие и формирование креативной компетенции ученика. Благодаря оптимизации творческих способностей учащихся в учебной деятельности, происходит формирование ребенка как личности.

На занятиях по спортивному туризму моя задача как учителя — научить детей владеть собой в нестандартной ситуации, принимать самостоятельные решения в случае возникновения проблемы. Ведь только то, что человек сам успешно выполняет, вызывает у него желание повторить, закрепить результат, а, это значит , изменить себя с психологической, физической стороны. Поэтому цель моей работы направлена на раскрытие личности ребенка, её творческого потенциала, одарённости. На занятиях по спортивному туризму школьник получает необходимые теоретические знания от учителя и старается эти знания применить на практике в различных нестандартных ситуациях. После прохождения дистанции учащийся обсуждает успехи и ошибки с товарищами, делится впечатлениями. Ученик тренирует память, так как нужно запомнить все возможные правила техники безопасности похода, страховки, знание и чтения топографических знаков и чтения простейших карт.

Педагогический процесс, проходящий в игровой форме, позволяет учитывать разный уровень физической, технической и возрастной подготовленности учащихся и, конечно, укрепить их здоровье.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!