Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Зерноградский педагогический колледж»
Разработка педагогического проекта
«Вместе против коррупции!!!»
форма реализации педагогического проекта:
интерактивное взаимодействие
г. Зерноград
2022г.
Цель: повышение правовой грамотности обучающихся в сфере антикоррупционного законодательства, формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения.
Добрый день, уважаемые студенты 3В группы! Я предлагаю вам посмотреть небольшой ролик, чтобы определить тему нашей встречи.
♫ролик
Так о чём сегодня пойдёт речь? (ответы студентов)
Вы абсолютно правы, мы с вами рассмотрим понятие «коррупция», раскроем содержание данного понятия, его проявления, последствия в современном обществе и меру наказаний за проявление коррупционной деятельности
Тема нашего кураторского часа «Вместе - против коррупции».
Эпиграф:
Думая, что всё могут купить за свои богатства,
многие, прежде всего, продали себя.
Бэкон Френсис (1561-1626), английский философ
Как вы понимаете значение этих слов? Как вы понимаете термин «коррупция»?
Учащиеся формулируют определения, так как они понимают.
Послушайте лекцию на тему: Коррупция и её виды (Финогенова Наталия).
Согласно Российскому законодательству, коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.
Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.
Формы коррупции:
Взятка;
Растрата;
Мошенничество;
Вымогательство;
Фаворитизм - в государственной и общественной жизни страстное покровительство любимцам (фаворитам) и назначение любимцев на высокие должности, несмотря на то, что они не обладают ни способностями, ни знаниями, необходимыми для их службы;
Злоупотребление должностными полномочиями;
Коррупция - сращивание государственных структур со структурами
преступного мира в сфере экономики, а также продажность и подкуп политических и общественных деятелей, государственных чиновников.
Многие сравнивают коррупцию с болезнью. У каждой болезни есть свои причины, которые нужно лечить.
Каковы же причины коррупции?
Задание: В течение 3-х минут написать на листе причины коррупции. Одна причина - 1 балл. Чья команда напишет больше причин, та команда зарабатывает большее количество баллов.
Причины коррупции:
- Низкая заработная плата государственных служащих
- Незнание законов
- Желание легкой наживы
- Частая сменяемость лиц на различных должностях
- Нестабильность в стране
- Коррупция как привычка
- Низкий уровень жизни населения
- Слабая развитость государственных институтов
- Безработица
- Неразвитость институтов гражданского общества
подсчёт баллов
Теперь послушаем доклад на тему: История развития коррупции в России. (Ночёвка Инна)
Мздоимство (коррупция) упоминается в русских летописях XIII в. По сохранившимся записям летописцев, взятки появились еще в Древней Руси, и сразу же с ними стали решительно бороться. Так, митрополит Кирилл осуждал мздоимство наряду с пьянством и колдовством, за что и настаивал карать соответствующе, то есть смертной казнью.
Первое же «антикоррупционное законодательство» в России было принято в царствование Ивана III.
А его внук Иван IV Грозный издал-таки указ, по которому зарвавшихся чиновников надлежало немедленно казнить.
В XVII в. коррупция должностных лиц стала одним из поводов к московскому восстанию 1648 г. и царю Алексею Михайловичу пришлось в специальном обращении к восставшим обещать, что он сам будет следить за тем, чтобы вновь назначенные судьи чинили расправу «без посулов». Изданное после этого Соборное уложение 1649 г. предусматривало многочисленные наказания за преступления, попадающие под понятие коррупции.
В юридической терминологии 18 века взятки назывались «посулами» (нарушение закона за какую-либо плату). За них виновные подвергались телесным наказаниям. Например, в 1654 году за лихоимство были выпороты кнутом князь Алексей Кропоткин и дьяк Иван Семёнов, взявшие деньги и бочку вина с купцов за обещание не отправлять их в Москву, куда они должны были быть переселены по указу царя Алексея Михайловича.
При Петре I мздоимцев били батогами, клеймили, ссылали. Однако их жажда к наживе была неискоренима. По свидетельствам современников, Петр даже грозился издать указ, по которому любой, кто украдет у государства деньги, на которые можно купить верёвку, будет повешен.
С 1826г. при императоре Николае I коррупция стала механизмом государственного управления.
С 1918г. – по декрету о взяточничестве полагалось тюремное заключение на 5 лет с конфискацией имущества.
С 1922г. – по Уголовному Кодексу за взяточничество расстрел.
С 1957 г. – официально борьба приостановлена, т.к. коррупция считалась редким явлением.
Вспомните, какие пословицы и поговорки отражают коррупционную деятельность в современном обществе?
Каждая команда называет по очереди пословицы и поговорки. Побеждает та команда, которая назовет большее их количество.
Примерный список пословиц и поговорок:
Бог сотворил два зла: приказного да козла.
Вору потакать — что самому воровать.
В суд поди и кошелек неси, а то скажут: завтра.
Дай грош – будешь хорош.
Ему и жалованья не надо, допусти только казенного воробья кормить.
За правду денежки подавай, да и за ложь тож.
Закон, что дышло: куда повернул, туда и вышло.
Закон, что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет.
Законы святы, да законники супостаты.
Когда золото всплывает, то правда тонет.
И умный берет, когда глупый дает.
На кривой суд образца нет.
Один закон для богатых, другой для бедных.
Пчелка и та взятку берет.
Рыба гниет с головы.
С кого судья взял, тот и прав стал.
Сухая ложка рот дерет.
Ты – мне, я – тебе.
подсчёт баллов
Как коррупция и ее проявления - взяточничество и подкуп влияют на различные сферы деятельности и организации? (ответы студентов)
Коррупция влечет за собой сокращение объема денежных средств, которые правительство должно выплачивать трудящимся и расходовать на приобретение предметов снабжения: книг, медикаментов, компьютеров и т.д
подрывает доверие к правительству.
Задание: Предлагаю вам, рассмотреть ситуации и назвать в каких из них представлены случаи коррупции, а в каких нет.
1. Водитель, нарушивший правила, чтобы не платить штраф в полном объёме через банк, платит некоторую сумму сотруднику ГИБДД. Сотрудник ГИБДД не требует, чтобы платили ему, но от денег не отказывается.
КОРРУПЦИЯ, так как в результате злоупотребления служебным положением сотрудник ГАИ нанес вред государству, которое не получило сумму штрафа.
Кто больше виноват? (обе стороны)
Вывод: в ситуациях со взяткой виноваты две стороны
2. Чиновник помогает предприятию или фирме получить выгодный кредит или заключить выгодный контракт. Руководство предприятия или фирмы выплачивает чиновнику определенный процент за содействие.
КОРРУПЦИЯ, так как в результате злоупотребления служебным положением чиновник нанес вред государству, выразившийся либо в виде завышения суммы контракта, либо в виде занижения процентов по кредиту, либо в виде получения не самого качественного товара.
3. Человек быстрей других продвигается по службе, потому что является родственником или протеже министра, или другого высокопоставленного чиновника.
Согласно Уголовному кодексу РФ это НЕ КОРРУПЦИЯ
4. Должностное лицо правительства поздно приходит на работу, рано возвращается с работы и в рабочее время занимается личными делами.
Не коррупция. Нарушения договора, не исполнение своих должностных обязанностей.
По данным некоторых социологических опросов, четверть наших граждан вообще не считают, что коррупция является ненормальным явлением. Приветствуют коррупцию. То есть в обществе в целом практически отсутствует нетерпимость к коррупции как к институту.
В жизни часто нарушают наши права, нам приходится их отстаивать, а нарушенные восстанавливать. Командам необходимо восстановить поговорки в течении определенного времени.
Ну, а задание будет состоять в том, чтобы каждому слову, сказанному ведущим, противопоставить антоним, т.е. перевернуть его, тогда и получатся различные крылатые фразы и знаменитые высказывания. Например, ведущий говорит: "верх", команда записывает: "низ", право - лево, черное - белое и т.д. Фразы:
Нога ногу пачкает - РУКА РУКУ МОЕТ;
Владей одним долларом, и не имей одного врага - НЕ ИМЕЙ СТО РУБЛЕ, А ИМЕЙ СТО ДРУЗЕЙ;
Трудящийся имеет право стоять на свободе - ВОР ДОЛЖЕН СИДЕТЬ В ТЮРЬМЕ;
С чемоданом или с волей завязывают - ОТ СУМЫ И ОТ ТЮРЬМЫ НЕ ЗАРЕКАЮТСЯ;
На тебя подарком не угодишь - С МЕНЯ ВЗЯТКИ ГЛАДКИ;
Чужая мафия тебя не ценит - РОДНАЯ МИЛИЦИЯ МЕНЯ БЕРЕЖЕТ;
Давай или забывай - БЕРИ И ПОМНИ.
подсчёт баллов
Коррупция не исчезнет до тех пор, пока мы не заставим ее исчезнуть. Поступайте правильно:(на слайде читают, произносят вслух по очереди)
не давайте и не берите взятки;
старайтесь добиваться желаемых результатов на основе личной добропорядочности;
предавайте гласности случаи коррупции;
принимайте участие в проводимых во всем мире многочисленных кампаниях, акциях по борьбе с коррупцией;
изучайте данное явление.
Вам необходимо создать плакат на тему нашего кураторского часа, т.е. «Вместе – против коррупции». В Вашей работе, можете использовать все, что Вы сегодня узнали: и пословицы, и поговорки, и основные определения, а также использовать факты из истории.
Учащиеся выполняют работу в течении 10 минут.
Каждая группа выступает с защитой своей работы в течение 3 минут.
Сегодня мы с вами много узнали о коррупции, теперь выбор за вами, какую дорогу вы выберите.
Молодость! Возьми с собой в дорогу
Самую заветную мечту,
За людей душевную тревогу,
Сердца жар и мыслей красоту,
Мудрость чувства,
Стойкость в бурях жизни,
Мужество во всем и до конца,
Верность другу,
Преданность Отчизне,
Имя гражданина и борца.
От нас с вами зависит - в каком государстве мы будет жить: честном или коррумпированном.
Завершая наш кураторский час, я хочу сказать, что Вы все большие молодцы, работали просто замечательно! Плакаты содержательны и отражают тему нашего занятия. И сейчас предоставим слово нашему арбитру. (подведение итогов, награждение победителей).
Я верю, что у нашей страны великое будущее, она сумеет пережить все трудности и станет еще прекрасней.
Список литературы:
Амиров К.Ф., Амирова Д.К. Антикоррупционное и правовое воспитание. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, студентов колледжей и вузов. – Казань: Магариф-Вакыт, 2010;
Данилова А.А. История России 1945-2008. Учебник 11 класса для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.
Интернет источники:
http://porogoosh.edusite.ru/p40aa1.html
Консультант плюс: http://base.consultant.ru/co