«Венок морской славы: моряки на службе Отечеству»
Не скажет ни камень, ни крест, где легли Во славу мы русского флага! И все же не дали врагу мы пройти, И честь сохранили мы стяга!
В годы Великой Отечественной войны флот не только воевал с «берегом», так же морскими операциями были действия по защите или разгрому конвоев. Более 70% усилий ВМФ пришлось на перевозки войск, нанесение ударов по побережью, высадку десантов и минную войну в интересах обороны побережья.
Посадка десанта под командой лейтенанта Гулько на корабль.
Северный флот, октябрь 1942 г. Автор фото: Евгений Халдей.
Авиация ВМФ вышла на первое место среди ударных сил флота. На ее боевом счету 50% всех транспортных потерь противника. Однако более 70% самолетовылетов морской авиации было совершено против наземных целей, хотя господство в воздухе стало определять и господство на море.
Подводные лодки в годы использовались в основном для борьбы на коммуникациях, при этом эффективность их действий против торговых судов оказалась значительно более высокой, чем против боевых кораблей.
Мостик «К-1», В центре - командир подлодки В.Г. Стариков, весна 1943 г.
Кроме того, подводные лодки сковывали действия противника, который постоянно ощущал угрозу ударов из под воды. Крейсера и эсминцы ВМФ сыграли важную роль в обороне приморских городов и баз в первые годы войны. Без них было бы невозможно обеспечивать стратегические перевозки на Севере.
Значительное развитие в ходе войны получила морская пехота. Ее численность в 1945 году достигла 40 тысяч человек по сравнению с несколькими тысячами в 1941 году. Во всех десантах морская пехота высаживалась в первых бросках и после тяжёлого перехода морем вступала в бой с превосходящими силами противника.
Моряки-десантники Тихоокеанского флота на пути в Порт-Артур. На переднем плане участница обороны Севастополя, десантник Тихоокеанского флота Анна Юрченко. Август 1945 г.
Советские моряки уничтожили около 700 транспортных средств противника общей вместимостью свыше полутора миллионов брутто-регистровых тонн и потопили около 600 кораблей и вспомогательных судов. Это были тяжелые, невосполнимые потери, которые подорвали экономический потенциал Германии, а также затруднили пополнение и снабжение ее войск морским путем.
Командир эсминца «Гремящий» капитан-лейтенант Николаев зачитывает текст гвардейской присяги. Полярный, 16 мая 1943 года.
В начальный период войны ВМФ активнейшим образом участвовал в обороне военно-морских баз и ряда приморских городов. Оборона Одессы – 73 дня, Ханко – 164 дня, 250 дней держался Севастополь и, наконец, 900 дней выстоял в блокаде Ленинград!
Для сравнения: английская военно-морская база Гонконг оборонялась всего одну неделю. Инициатива, активность и самоотверженность моряков не обходились без значительных жертв.
Северный Флот в годы войны. Командующий -адмирал А. Г. Головко (июнь 1941 г. — до конца войны)
В ходе войны в задачи флота входило прикрытие приморского фланга 14-й армии от вражеских десантов и обстрелов кораблей, защита своих путей морского сообщения и удары по коммуникациям врага, нарушавшие транспортные перевозки противника. В результате боевых действий противник потерял 214 кораблей, более 400 транспортов и 1300 самолетов.
Командующий Северным флотом вице-адмирал А. Головко (справа от стола) награждает личный состав подводной лодки К-1 в Полярном.
Флот также высаживал десанты и разведывательные отряды в тыл врага. Большую роль в сражениях при обороне Заполярья сыграли высадки десанта в губе Большая Западная Лица в 1941-м и 1942-м годах, на мыс Пикшуев и в Мотовском заливе. Во время советского наступления в 1944-м году флот высаживал десант в губе Малой Волоковой, в порту Лиинахамари и в Варангер-фьорде. Флот формировал и посылал на сухопутный фронт части морской пехоты, прославившиеся в боях под Москвой, Ленинградом, Сталинградом и на Северном Кавказе. За время войны более 48 тысяч североморцев были удостоены правительственных наград, 85 человек стали Героями Советского Союза, трое из них дважды.
Виктор Николаевич Леонов (1916 -2003) еще до Великой Отечественной войны служил на одной из подводных лодок Северного флота.
В начале войны Виктор подал рапорт с просьбой зачислить его в разведывательный отряд. Так он стал разведчиком. В октябре 1944 года отряд Леонова штурмом овладел артиллерийской батареей в тылу врага на мысе Крестовом. Операция отряда Леонова действительно была проведена блестяще: гитлеровцы, обладая в разы большим количество сил и оружия, окруженные непреступными скалами, находясь у себя в тылу, были разгромлены. Около двух суток разведчики добирались к своей цели по совершенно непролазным местам, что и позволило им внезапно атаковать противника. Их смелые и эффективные действия открыли дорогу советским десантникам.
За доблесть и мужество В. Л Леонову было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1945 г Леонов также самоотверженно сражался на Дальнем Востоке против японских самураев. В порту Гэндзан разведчики Леонова разоружили и взяли в плен около 2000 солдат и офицеров противника, захватив несколько складов боеприпасов, 3 артиллерийских батареи и 5 самолетов. Еще более «громким» делом отряда Леонова стало пленение в корейском порту Вонсан сразу 3,5 тысяч японских солдат и офицеров. Они сдались отряду из 140 советских моряков. Указом Президиума Верховного Совета Советского Союза от 14 сентября 1945 года старший лейтенант Виктор Николаевич Леонов был повторно удостоен медали «Золотая Звезда», став дважды Героем Советского Союза.
Борис Феоктистович Сафонов (1915-1942). Североморский летчик, гвардии подполковник, дважды Герой Советского Союза.
Б.Сафонов начал свой боевой счет на третий день войны и через 3 месяца уже имел 16 лично им уничтоженных фашистских самолетов. Руководимая им эскадрилья за этот же срок сбила 49 вражеских машин, не потеряв при этом ни одной своей. Зенитом боевой славы Бориса Сафонова было сентябрьское воздушное сражение 1941 года. 7 советских истребителей, ведомых Сафоновым встретились с 52 вражескими самолетами. С первого же удара было сбито несколько вражеских машин. Строй фашистских самолетов был нарушен и инициатива боя прочно взята советскими летчиками. Гитлеровские летчики истерически радировали: «Окружены истребителями! Внимание! Внимание! В воздухе Сафонов! Сафонов!». Так 7 советских истребителей уничтожили 13 самолетов, сорвали их атаку и заставили спасаться бегством. В этом бою Сафонов лично сбил три машины.
16 сентября 1941 года Б.Сафонову присвоило звание Героя Советского Союза. Неоднократно приходилось Сафонову со своими летчиками прикрывать морские коммуникации. 30 мая 1942 года группа самолетов во главе с Сафоновым вылетела на прикрытие транспортов, шедших в Мурманск. Вдалеке от наших берегов на караван напали фашистские бомбардировщики. Завязался тяжелый бой. В этом бою Сафонов сбил 3 вражеские машины. Это была его последняя победа. Герой не вернулся на свой аэродром... Ему было 26 лет.
Он был первым из советских летчиков, кто уже к маю 1942 года имел на личном счету 30 лично сбитых самолетов противника и еще 3 в групповых боях.
14 июня 1942 года Герой Советского Союза гвардии подполковник Борис Сафонов был награжден второй медалью «Золотая Звезда». На родине Сафонова, в Тульской области, установлен бронзовый бюст героя.
Александр Осипович Шабалин (1914-1982)
Александр Шабалин — контр-адмирал советского флота, участник советско-финской войны и Великой Отечественной войны, дважды представленный к званию Героя Советского Союза, причем в течение одного года.
В годы войны он был командиром обыкновенного торпедного катера ТКА-12. За годы Великой Отечественной войны Александр Шабалин потопил 32 боевых корабля и транспорта противника. Таких достижений в мире просто не было.
Его катер «ТКА-12» с первых дней войны стал грозой для фашистских кораблей. Шабалин первым открыл боевой счет североморских торпедных катеров, потопив 11 сентября 1941 года вражеский транспорт.
Буквально спустя 3 недели после этого торпедный катер «ТКА-12» потопил в Варангер-фьорде немецкий транспорт, на борту которого на фронт следовало более 2-х тысяч немецких солдат и офицеров, по некоторым данным, это были горные егеря, элита немецких войск. За эту атаку Александра Шабалин был представлен к ордену Ленина.
22.12.1943 года, действуя против большого немецкого конвоя, Шабалин приблизился к каравану противника. Фашистские корабли продолжали следовать своим курсом. Впереди шли два сторожевых корабля, «По обоим ударим, - уверенно сказал Шабалин и скомандовал: — Залп!». Шабалин предпочитал атаковать противника со его же стороны побережья, с той стороны, откуда его меньше всего ожидали увидеть. Не раз случалось так, что в ночном бою его катер выпускал все свои торпеды и, потопив или повредив суда противника, уходил не в открытое море, а опять же к неприятельскому берегу, прячась в тени высоких скал, а после спокойно уходил домой на базу.
22.02.1944 правительство присвоило Александру Шабалину звание Героя Советского Союза. К тому моменту он потопил 4 транспорта, 2 боевых корабля и 1 подводную лодку.
Одной из самых замечательных операции, в которой наиболее ярко проявилось боевое мастерство офицера Шабалина, была Печенгская десантная операция, проведенная в октябре 1944 года. Необходимо было прорваться в порт, который враги укрепляли около трех лет. Все побережье было усеяно дотами, дзотами и крупными батареями. Путь был тяжелым. У самого входа в залив фашисты обнаружили десант. С берегов полоснули прожекторы, ракеты, но Шабалин, как и всегда, нашел наиболее безопасный путь. Всюду свист пуль, грохот взрывов... Но катер благополучно прорвался к причалу, и десантники высадились на берег. . На другой день Шабалин снова привел свой катер к этому же месту и перебросил подкрепление. За эту операцию Александр Осипович Шабалин был награжден второй медалью «Золотая Звезда».
Магомет Имадутдинович Гаджиев (1907-1942). Капитан 2 ранга, командир дивизиона подводных лодок, Герой Советского Союза.
Войну Магомед встретил в море: получил радиограмму «Бейте немецких фашистов!» В Северном флоте было три дивизиона подлодок типа Щ, М и К. Они вели поиск противника, торпедировали суда неприятеля, ставили мины. На тот момент К являлась самой большой подлодкой в мире, погружалась на предельную глубину — 100 м, развивала рекордную скорость 22 узла над водой и 13 узлов под водой, имела 8 торпедных аппаратов, запас из 16 торпед и 20 мин заграждения, два 100-мм и два 45-мм орудия с большим количеством снарядов. Ей были не страшны ни штормы, ни ураганы. В автономном плавании она могла находиться более месяца. Именно «катюши» были в «тяжелом дивизионе» Гаджиева.
Как писал его соратник, капитан 2-го ранга О. Баранов, «девичье это имя пристало к подводным лодкам — крейсерам типа К с легкой руки отважного комдива М. Гаджиева». И не случайно: Катюшей звали жену Магомеда.
В сентябре 1941 года подлодка К-2 с комдивом на борту вступила в артиллерийский бой. Поняв, что догнать крупное транспортное судно под водой не удастся, Гаджиев приказал всплыть и расстрелять его из пушки. Три потопленных судна за один бой! Подлодка сумела уйти от бомб, сброшенных с гидросамолета, и вернулась на базу. И тут комдив еще раз отличился. Вопреки запрету стрелять в собственной бухте, Гаджиев разрешил комендорам (морским артиллеристам) сделать холостой выстрел в честь победы. Один выстрел — один потопленный корабль противника. С тех пор это стало традицией.
12 мая 1942 года подводная лодка «К-23», на которой находился Гаджиев, атаковала конвой, а затем вступила в бой с охранявшими суда тремя противолодочными кораблями. Силы оказались неравны, и попытавшаяся уйти в подводном положении лодка, оставлявшая на поверхности след соляра, была потоплена глубинными бомбами с большого охотника «Uj 1109». Магомету Гаджиеву приписывают фразу: «Нигде нет такого равенства, какое существует на подводной лодке, где все или побеждают, или погибают». Фраза оказалась пророческой: из находившихся на борту К-23 не уцелел никто.
Паньков Владислав Васильевич Гвардии полковник, летчик – истребитель первого класса, Кавалер орденов Отечественной войны и Красной Звезды, четырех орденов Красного Знамени.
Он был одним, из 344 балаковцев, участвовавших в героической обороне и снятии блокады Ленинграда.
Владислав Васильевич родился в 1920 году в с. Каменная Сарма, Саратовской области. «В 10 классе, - вспоминал Владислав Васильевич, - мне ужасно хотелось повторить жизнь Павла Корчагина». Проучившись 1,5 года в Саратовском автодорожном институте, понял, что душа к избранной профессии не лежит. В итоге стал учителем математики и древней истории. В 19 лет В.В. Паньков стал директором школы. Но мечтой его был пятый океан. Летать, как Валерий Чкалов, стать летчиком-истребителем, на самолете И-16 как в любимом фильме «Истребители». И мечта сбылась! В 1940 г его направляют учиться в летную школу. И летать он учится на тот самом истребителе И-16.
После окончания Ейского авиационного училища в 1942 году, его зачислили в состав авиационной дивизии Балтийского флота ( 14-й гвардейский Краснознаменский истребительный авиационный полк). На фронт лётчик-истребитель Паньков и его друзья-товарищи попали в январе 43-го. На Балтику. Их полк базировался недалеко от Ленинграда, который ещё находился в осаде.
Истребитель И-16 «Ишачок» применял на фронте до конца 1943 г
Вот как об этом событии пишет в своей книге Анатолий Лашкевич «В воздушных боях. Балтийское небо»: «На период Синявинской операции в строю полк имел 19 самолетов Як-7Б и 2 ЛаГГ-3. Но на боевые задания могли летать только 17 летчиков: 4 летчика были ранены, а 7 летчиков, прибывших в полк в июне, проходили ввод в строй. В конце июля в полк прибыли еще 9 летчиков, в том числе младшие лейтенанты Н. Ханбеков, П. Морозов, М. Соловьев, В. Паньков, Н. Репин, П. Андрияш, М. Асин, Н. Гладкевич. На должность командира звена с ВВС ТОФ прибыл в полк лейтенант Василий Бородин».
Молодёжь получила боевое крещение в первый же день. На аэродром налетели немецкие самолеты:
- Штурман посадил нас, молодых, в домик изучать карту. Вдруг – бомба: одна, вторая, третья – недалеко от домика. Мы – под стол, а потом долго над своим страхом смеялись.
Вот так начиналась боевая жизнь. Сначала лётчиков приучали к морю. Лететь над бесконечной морской гладью, когда не видно берега, психологически очень трудно. Вот каким запомнился истребителю Панькову первый морской ознакомительный полет: - Пересекли Нарвский залив. Мне ведущий говорит: «47-й, снижаемся до бреющего». Я – за ним, а сам всё равно повыше. А он: «Ниже, ниже, ты видишь – у меня бурун, а у тебя нет». На 25-й минуте снизился. Ощущение, что летишь ниже уровня моря.
Этот ознакомительный полёт стал и боевым. Возвращаясь на базу, напарники увидели, как выше них идёт воздушный бой:
- «Если кто из самолётов пойдет вниз, будем атаковать», - кричит ведущий. И вот Ме-109-й. Мне: « 47-й, перезаряди оружие. Я атакую ведущего, а ты ведомого». Ведущий так близко подошёл к вражескому самолёту, что, казалось, врежется. Так и надо было. А я немножко опоздал, но рыжего немца за штурвалом увидел. Этот рыжий немец, который остался жив из-за того, что неопытный Паньков промахнулся, запомнился навсегда.
Группа летного состава 14-го Гв.ИАП у
самолета Як-9Т, 1944 г.
«Из числа прибывших из училища в июле-августе 1943 г молодых летчиков хорошо показали себя Н. Ханбеков, Д. Соловьев, Л. Медведев, А. Лысенко, М. Асин, В. Мошкалов, Н. Репин и А. Паньков. Постепенно накапливался боевой опыт и оттачивалось боевое мастерство»,-вспоминает А.Лашкевич. Теперь они летали на истребителе Як-7Б. К этому времени стало ясно: истребитель Як-7Б по своим маневренным качествам не уступал немецким истребителям Me-109 и ФВ-190, чего не скажешь про истребитель ЛаГГ-3.
Осенью 1943 г. полк , где служил В.В.Паньков приступил к подготовке операции по освобождению Ленинграда от блокады. Особое внимание летного состава было уделено изучению района предстоящих боевых действий, оборонительных сооружений и системы ПВО противника перед фронтом 2-й Ударной армии генерала Федюнинского, а также дислокации авиации врага перед Ленинградским и Волховскими фронтами. В войсках царил небывалый подъем, бойцы буквально рвались в бой.
Вскоре после освобождения города Ропши нашей 9-й Штурмовой авиационной дивизии приказом Главнокомандующего Вооруженных Сил маршала И. В. Сталина было присвоено почетное наименование «Ропшинской».
13 февраля 1944 г. полк Панкова и 7-й ГШАП перелетели на новое место базирования — на аэродром Котлы.
«Февраль, короткий месяц, оказался самым трудным за весь период существования полка. Не прекращая боевую работу, полк осваивал новый аэродром, на котором едва строились землянки. За 29 февральских дней полк произвел 573 боевых вылета, из них больше половины на штурмовку войск врага, четверть на сопровождение Ил-2 и остальные на разведку и прикрытие своих войск. В 9 групповых воздушных боях (надо отметить, что в них приняло участие 26 самолетов противника и 21 наш) наши летчики сбили 12 самолетов противника. Но полк потерял двух командиров звеньев: Владимира Мошкалова и Виктора Никитина. Виктор Никитин погиб при сопровождении Ил-2 на г. Нарву от зенитного огня. Мошкалов погиб, прикрывая штурмовики, сбитый в воздушном бою истребителями Me-109.» (А.Лашкевич)
Самолет Як-9 и аэродромный бензозаправщик БЗ-335 (№ Л-3-63-73) на базе автомобиля ЗиС-6.
Выписка из наградного листа. Орден Красного Знамени № 1:
"За период участия в Отечественной войне с августа 1943 года по февраль 1944 года произвёл 37 успешных самолётовылетов на самолётах ЛАГГ-3Ф и ЯК-1, из них:
а) на сопровождение штурмовиков - 12 вылетов;
б) на прикрытие своих войск и кораблей в море - 5 вылетов;
в) на штурмовку войск и техники противника - 18 вылетов;
г) на отражение самолётов противника - 2 вылета.
16.02.44 года 8 ЯК-1 и ЯК-7б вылетели на сопровождение самолётов ИЛ-2 на бомбо-штурмовой удар по войскам и технике противника на ст. Сандо. При подходе к цели встретили 10 самолётов противника: 4 ФВ-190, 4 МЕ-109 и 2 "Чайки". В завязавшемся воздушном бою в результате решительных действий наших лётчиков было сбито 3 самолёта противника, из них один ФВ-190 сбил тов. Паньков. При выполнении боевых заданий по штурмовке, несмотря на сильный огонь ЗА противника, с исключительным мужеством и отвагой делает по 2-3 захода на цель, метко поражая её пушечно-пулемётным огнём своего самолёта.
Однажды Владислав Паньков едва не погиб. Во время боя с немецкими «Фоккевульфами» его самолёт был подбит. Сам лётчик не пострадал, а вот мотор…
- Я знал, что минут через пять мотор заклинит. И я, пока было время, надул на всякий случай спасательный жилет.
И правильно сделал. Самолёт вместо того, чтобы плавно приводниться, клюнул носом, и Владислав моментально оказался в воде. Холод был такой, что Паньков вскоре потерял сознание. Очнулся, когда его на катер втаскивали да спирт крепко сжатый рот вливали; «Ну, паря, война тебя не возьмёт». Оказалось, это напарник В.Панкова спасательный катер на него навёл. Он не был ранен, был в полном сознании и потому боролся за жизнь пока были силы. В бессознательном состоянии его подняли на катер и стали растирать чем было. Спасли. 5 дней карантина в лазарете, уколы и снова в бой. Вот что значит выносливость и желание победить войну.
Этот день 26 апреля 1944 года Владислав Паньков впоследствии отмечал как второй день рождения.
А самый трудный и горький бой, по его словам, – над портом Либава в ноябре 44-го. Тогда из 12 самолетов истребители потеряли пять. И один из них – близкого друга Коли Репина. Как выяснилось спустя много лет уже после войны, Коля не сгорел, а упал в болото. Его самолёт нашли пионеры.
Владислав Васильевич участвовал в обороне Ленинграда и снятии блокады. Также участвовал в освобождении Нарвы, Выборга, Таллина, Риги, Кенинсберга. За годы Великой отечественной войны Владислав Васильевич совершил 267 боевых вылетов, большинство из которых были боевые на сопровождение ударной авиации в Финском заливе и Балтийском море. В воздушных боях сбил в группе 10 самолетов противника, подводную лодку "Малютку", один сторожевой корабль. Из его воспоминаний мы узнали, что на его личном счету было уничтожено более 100 солдат и офицеров противника, 3 танка, одна штабная машина, 5 грузовых автомобиля, 7 установок МЗА.
Победу Паньков встретил в Ленинграде, в городе, который он защищал. Он и его друзья прилетели на аэродром Центральный на новых самолётах. И здесь узнали об окончании войны.
Награжден 4-мя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны
2-й степени, Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За Победу над Германией», Жукова и многими другими, орденом «За вклад в Победу» (2005 г.).
После войны продолжил летную службу, испытывал первые реактивные самолеты МИГ. В 1958 году по состоянию здоровья ушел в отставку в звании подполковника.
Вернувшись в Балаково в 1962 году, работал в отделе кадров объединения «Химволокно», Более двадцати лет работал лаборантом, мастером в Балаковском институте техники, технологии и управления. Создал в институте Музей боевой и трудовой славы.
Являлся членом президиума объединенного Совета Балаковской ветеранской организации.
Принимал активное участие в написании Книги Памяти о балаковцах, воевавших с фашизмом, и книги «Венок трудовой славы» о тружениках тыла г. Балаково в годы Великой Отечественной войны.
Почетный гражданин города Балаково. Скончался 11 февраля 2011 года.
Был… Это не о нем. Владислав Васильевич и сейчас с нами. Материалами на музейной выставке, а так же в памяти потомков , знавших этого человека...
«Летчику-балтийцу»…
Если ты вышел с фашистами драться.
Насмерть рази их в упорном бою!
Помни, товарищ, что все ленинградцы
Смотрят с земли на работу твою.
Нам нелегко, это ясно без споров,
Но родились-то мы в русском краю.
Нам завещал полководец Суворов
Мужество, стойкость и славу свою.
В драке с фашистом отбрасывай жалость,
Так ему двинь, чтоб задохся в дыму!
Чтобы с овчинку оно показалось
Наше балтийское небо ему!..
Из книги И. Каберова «В прицеле свастик а»
За период боев лётчики Балтийского Флота произвели 16663 боевых вылета, сбросили 2600 тонн авиабомб. В воздушных боях и на аэродромах уничтожили 65 самолётов противника, потопили и повредили 37 транспортов и боевых кораблей, перебросили 70000 тонн грузов, выставили 45 мин. Свои потери составили 59 самолётов и 110 человек лётного и технического состава.
Л. Самойлов. 1945 г, ГИМ
Женщины на флоте в годы войны.
В потоке добровольцев, желающих защищать Родину с оружием в руках, оказалось немалое количество женщин. Принято считать, и эта цифра фигурирует во всех источниках, что всего за годы войны поступило в войска (в том числе и на флот) добровольно и по мобилизации порядка 800 тысяч женщин-военнослужащих.
Всего за подвиги в годы Великой Отечественной войны 90 женщин стали Героями Советского Союза. Больше половины из них были удостоены этого звания посмертно. Последний раз в истории СССР звание Героя Советского Союза было присвоено 5 мая 1990 г. «Золотой Звездой» была награждена Екатерина Демина (Михайлова) — бывшая санинструктор 369-го отдельного батальона морской пехоты и старший санинструктор сводной роты Берегового отряда сопровождения Дунайской военной флотилии.
Екатерина Михайловна Демина - единственная женщина, служившая в разведке морской пехоты, главный старшина в отставке. Ушла на фронт в 15 лет, приписав себе 2 года.
На пароходах Ладоги работало более 100 женщин, они выполняли обязанности матросов, рулевых, кочегаров. Первым помощником капитана на пароходе «Никулясы» была Тося Киселева, окончившая речной техникум. Несмотря на штормы, непрерывные бомбежки и обстрелы, пароход в срок доставлял грузы для воинов и жителей осажденного Ленинграда. Бывали дни, когда судно получало до 6 7 пробоин, но продолжало идти к намеченной цели.
1 сентября 1942 года на пароход «Никулясы», который вел по Ладоге две баржи с военным грузом, налетели 8 вражеских самолетов. Осколком бомбы перебило буксирный трос. Т. Киселева, несшая в то время вахту, отдала команду повернуть назад, чтобы вновь взять баржи на буксир. Матрос Егорова точно и быстро выполнила приказание, хотя самолеты противника продолжали атаковать, делая один заход за другим. Радистка комсомолка Петухова была ранена, но успела сообщить в порт о нападении на пароход. Казалось, гибель судна неминуема, но, к счастью, подоспела помощь, судно было спасено, а раненым оказана медицинская помощь.
Во время Великой Отечественной войны в ВМФ служила Донченко Александра Николаевна, инженер – капитан 1 ранга, работала в Ленинграде во время блокады, руководила строительством морских судов. Кандидат технических наук. Единственная в СССР женщина, окончившая военно-морскую академию.
За 1943-45 годы в условиях блокады, ленинградцы построили 66 кораблей. Часть была спущена на воду в 1945-м году, после снятия блокады.
Карбышева Елена Дмитриевна , дочь Героя Советского Союза генерала Дмитрия Карбышева, закончившая морское отделение инженерно-командного факультета в 1941году, служила в ВМФ СССР, ушла в отставку в звании инженера-подполковника. Великая Отечественная война застала Елену в Ленинграде. В период обороны города принимала участие в строительстве оборонительных рубежей. Затем была эвакуирована из блокадного Ленинграда с личным составом военного училища. Окончив училище в апреле 1945 года по специальности «Береговое строительство», продол-жила военную службу на Черноморском флоте на военно-морской базе в городе Поти. С 1963 года в звании инженер-майора служила инженером в Главном штаб ВМФ вместе с со своим мужем — Семёновым Владимиром.
Валентина Яковлевна Орликова
(19.02.1915 — 31.01.1986) — первая женщина-капитан БМРТ единственная в мире женщина-капитан китобойного судна («Шторм»), ветеран Великой Отечественной войны, первая женщина в рыбной отрасли страны, удостоенная звания Героя Социалистического труда. 1942 г.
Волжская военная флотилия
Волжская военная флотилия – флотское объединение Красной армии во время Гражданской и Великой Отечественной войн. В её состав всходили 7 канонерских лодок, 14 бронекатеров, 33 катерных тральщика, 2 плавучие зенитные батареи, железно-дорожная батарея и два батальона морской пехоты. До марта 1942 г. корабли базировались в Сталинграде, с началом боёв их перевели в Ульяновск. Во время сражений флотилия оказывала огневую поддержку, высаживала десанты, переправляла части Красной армии, оружие, боеприпасы и продовольствие в город, вывозила из Сталинграда раненых, женщин и детей.
С помощью флотилии уничтожили несколько полков пехоты немцев, около 20 танков, более десятка самолётов. В город переправили около 90 тыс. солдат и офицеров, эвакуировали более 50 тыс. человек. Была расформирована в июне 1944 года.
С начала битвы на Волге и до 16 декабря 1942 года под интенсивным огнём противника, а в ноябре-декабре к тому же в тяжелейших ледовых условиях корабли Волжской флотилии совершили более 35 тысяч рейсов, перевезли на правый берег 88 тысяч бойцов и командиров Красной армии с вооружением и боеприпасами, а также 13 тысяч тонн грузов. Из Сталинграда они эвакуировали 47 тысяч раненых и около 7 тысяч женщин, стариков и детей. Особо следует отметить, что в ноябре-декабре 1942 года корабли и вспомогательные суда флотилии были единственным средством доставки людей и грузов в осаждённый город.
Канонерская лодка «Усыскин», прославившаяся во время Сталинградской битвы и награждённая орденом Красного Знамени. Фотография сделана зимой 1942-43 года на реке Ахтуба в районе села Безродное, где канонерка базировалась во время битвы за Сталинград. Фотография сделана после окончания битвы 2 февраля 1943 года.
За проявленный героизм и успешные действия канонерские лодки «Усыскин» и «Чапаев» награждены орденами Красного Знамени.
С 10 января и до полного разгрома окружённой группировки противника «Усыскин» и «Чапаев» практически ежедневно вели артиллерийский огонь по позициям врага. Только за 25–30 января 1943 г они израсходовали около тысячи снарядов. Последний залп с канонерской лодки «Усыскин» по противнику был дан 30 января, а с канонерской лодки «Чапаев» — 31 января 1943 года.
Женщины-речники Сталинграда
В августе 1942 г., когда над городом шли ожесточенные воздушные бои, вместе с опытными волгарями стояла па своем посту матрос парома Анна Егорова. Даже в самые напряженные моменты сражений, ожесточенных обстрелов и бомбежек она не проявляла ни малейшей растерянности и страха. Не думая о себе, патриотка помогала грузить раненых на паром, а затем переправляла их на левый берег Волги . Анна Егорова не только грузила вагоны на паром, но спасла жизнь раненым воинам, перевязывая их на пароме. И так каждый день до полного разгрома гитлеровцев под Сталинградом эта простая сталинградская девушка совершала героические поступки.
Смелым и волевым воином была Р. Челышева – рулевой судна «Краснофлотец», перевозившего боевую технику для фронта.
Днем и ночью совершал опасные рейды маленький буксирный пароходик «Ласточка» – ветеран Нижней Волги. Его команда состояла всего из трех человек: опытного капитана В. И. Крайнова, механика В. Д. Григорьева и его дочери Ирины, работавшей кочегаром.
Мощность всего лишь 90 л. с. Ходил он без какой-либо маскировки, постоянно мелькая то на правом, то на левом берегу. «Ласточке» было поручено переправить в Красную Слободу несколько сотен малышей. С наступлением темноты тронулись в путь, неожиданно началась прицельная бомбежка. Близкие разрывы сотрясали корпус судна. Но «Ласточка» под постоянными бомбежками сделала еще несколько рейсов. На левый берег было переправлено более трехсот детей.
В Волгоградском музее речников хранится письмо от эвакуированных детей. Они пишут:
«Милая “Ласточка”, очень тебя благодарим, что ты спасла нам жизнь. Еще благодарят за нас и шлют тебе привет наши мамы и тети. Отцам и братьям мы послали письмо на фронт. Они тоже скажут спасибо».
За время Сталинградской битвы пароход «Ласточка» переправил в город 18 тыс. бойцов и офицеров и эвакуировала из города 14 тыс. жителей и раненых.
Смелым и волевым воином была Р. Челышева – рулевой судна «Краснофлотец», перевозившего боевую технику для фронта.
В ВМФ известен единственный случай, когда весь экипаж военного корабля — от матроса до командира — состоял из женщин. В 1942 г. на Волге, под Сталинградом, успешно действовал тральщик № 611. На его палубе установили крупнокалиберный пулемет, сбрасыватели глубинных бомб, «Семеро смелых» — так вскоре назвали девичий экипаж тральщика ТЩ-611. Этот минный тральщик сейчас находится на вечной стоянке в городе Камышине.
Экипаж катера-тральщика Т-611 Волжской военной флотилии. Слева направо: краснофлотцы Агния Шабалина (моторист), Вера Чапова (пулеметчик), старшина 2-й статьи Татьяна Куприянова (командир корабля), краснофлотцы Вера Ухлова (матрос) и Анна Тарасова минер). Июнь-август 1943 г.
Первая в мире женщина-водолаз — Нина Соколова.
В 1940-е годы в блокадном Ленинграде работала первая в мире женщина-водолаз — Нина Соколова. Благодаря ей в город доставили десятки тысяч тонн грузов, от хлеба до бензина. Спасены тысячи жизней. 644 часа под водой. Нина Васильевна руководила работой отряда из 200 водолазов в Ленинграде. В 1943 году она участвовала в строительстве бензопро-вода, проложенного по дну Ладожского озера и ставшего для осажденного Ленинграда "артерией жизни". Награждена 2-мя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны II степени и «Знаком Почёта», многими медалями. В 34 года Нина Соколова - уже инженер-полковник.
Кульман Хелена Андреевна - разведчица штаба Балтийского флота, младший политрук была заброшена в тыл врага неподалеку от г. Тарту.
С началом войны она попыталась уйти добровольцем на фронт, но в военкомате ей отказали. Эвакуирована в Челябинскую область, работала в колхозе. В январе 1942 года ушла на фронт бойцом медсанбата 7-й эстонской стрелковой дивизии. Вскоре бесстрашную девушку направили в разведшколу в Ленинград, С 14.09.1942 г она регулярно обеспечивала разведданными командование флота. 3 января 1943 года на хуторе у поселка Луутснику (Выруский район) она была схвачена немцами. Посмертно Леэн Кульман присвоено звание Героя Советского Союза.
Морская пехота. Муж и жена Григорьевы. Новороссийск. 01.06.1942
Личный состав 1-го батальона 3-й бригады морской пехоты Балтийского флота. Ленинградская обл. 1943г.
Евдокия Николаевна Завалий (1924-2010) - единственная женщина во Второй мировой войне, которая командовала взводом морской пехоты.
На фото: комвзвода Евдокия Завалий, матрос Пряморуков (слева), старшина 2-ой статьи Седых
После того, как в её родном селе 13 августа 1941 года части удалось вырваться из окружения, Евдокия Николаевна попросила бойцов показать, как обращаться с оружием. Чтобы остаться в армии прибавила себе 2 года. Вскоре во время отступления при переправе через Днепр у острова Хортица от разрыва снаряда она получила проникающее ранение в живот. Попала в госпиталь, в станице Курганная под Краснодаром. Врач хотел её комиссовать, однако она настояла, чтобы её оставили в армии. Ее имя в документах сократили как Евдоким – так она и воевала под мужским именем 8 месяцев. Под Моздоком Дуся взяла в плен немецкого офицера и ее назначили командиром отделения разведки.
Евдокия Николаевна боялась, что после разоблачения её снова отправят в санитарки. Однако, учитывая её боевые заслуги, её отправили феврале 1943 года на курсы младших лейтенантов в г. Фрунзе (ныне Бишкек).
В октябре 1943 года лейтенант Евдокия Завалий была назначена командиром взвода отдельной роты автоматчиков 83-й бригады морской пехоты. После этого назначения, некоторые острословы из других взводов смеялись, называя ее подразделение «Дуськин взвод». Ее всегда направляли туда, где трудно. Евдокия Завалий и ее взвод наводили ужас на гитлеровцев дерзкими вылазками, за которые немцы стали называть девушку «Фрау Черная смерть». Она участвовала в крупнейшей десантной операции периода Великой Отечественной войны – Керченско-Эльтигенской. За штурм 7 мая 1944 года Сапун-Горы во время освобождения Севастополя она была награждена орденом Отечественной войны II степени.
Из воспоминаний Евдокии Николаевны:
«...Черные бушлаты всегда наводили на них [немцев] смертельный ужас. Внезапностью, дерзостью и бесстрашием. Головы у моих ребят отчаянные были. Но когда фрицы узнали, что среди них - женщина, сначала поверить не могли, а потом стали охотиться за мной. Что касается уважения, не знаю, но расскажу еще один случай. Это была самая дерзкая и самая трудная операция, которую поручили моему спецвзводу.
В феврале 45-го шли жестокие бои за Будапешт. 4 дня морские пехотинцы пробивались к крепости, где размещалось гитлеровское гнездо - штаб-квартира фашистского палача Хорти. Все подходы к замку были заминированы, оборудовано множество огневых точек. Командование 83-й бригады поставило задачу: во что бы то ни стало проникнуть внутрь крепости. Обследуя все закоулки, моряки обратили внимание на канализационный люк, спустились в него и обнаружили подземный ход. Разведчики доложили, что пройти подземельем можно, но дышать там трудно - стоит тяжелый смрад, от которого кружится голова. Командир роты Кузьмичев вспомнил, что среди захваченных нами трофеев есть подушки с кислородом. Просчитали, что идти надо до четвертого колодца, и решили рискнуть. Мой взвод шел впереди роты - одна подушка на двоих, делаешь спасительный вдох и отдаешь соседу. Коллектор оказался уже, чем предполагали, шли согнувшись, ноги увязали в зловонной жиже. У четвертого колодца остановила взвод.
Сердце бешено колотится, но там, наверху, было тихо. Значит, правильно рассчитали.
Покинув колодец, бойцы редкой цепочкой рассыпались вдоль серой стены замка, очередью уложили часового. Внезапное появление «черных комиссаров» повергло противника в замешательство, нам хватило этих секунд, чтобы ворваться в здание, пока застрочил пулемет. Подоспела рота и другие подразделения - брали этаж за этажом и вскоре полностью очистили от гитлеровцев замок и прилегающие кварталы. В числе пленных оказался немецкий генерал. Он смотрел на нас, как на призраков, не в силах понять, каким чудом мы оказались в тылу его войск.
Когда ему сказали, что прошли под землей, не поверил, пока не увидел разведчиков, не успевших отмыться от грязи и нечистот. Когда услышал, что комвзвода была девушка, опять не поверил и оскорбился: «Худшего издевательства вы не могли придумать?!»
Командуя взводом, она освобождала Севастополь, штурмовала Сапун-гору участвовала в боях за Балаклаву, Сахарную Головку и Керчь, переправлялась через Днестровский лиман, освобождала Бессарабию, воевала за освобождение Тамани, Туапсе, Новороссийска, высаживалась с десантом в румынскую Констанцу, болгарские Варну и Бургас, Югославию.
Вместе со своим интернациональным взводом, в котором были русские и украинцы, белорусы и узбеки, грузины и евреи, татары и азербайджанцы, гвардии лейтенант Евдокия Завалий прошла славный боевой путь – участвовала в обороне Кавказа, в боях за Крым, Бессарабию, на Дунае, в освобождении Югославии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Австрии, Чехословакии.
– Мы никогда даже не задумывались о том, кто какой национальности. Мы все были советские. Сражались и погибали все одинаково, за единую цель – за Победу! Каждый из 55 моих автоматчиков, до сих пор стоит перед глазами, – с дрожью в голосе говорит Евдокия Николаевна, – хотя никого из них, уже нет в живых.
Дмитрий Седых бросился под танк с последней гранатой, Михаил Паникахо заживо сгорел, облитый горючей смесью, но успел вскочить на вражеский танк и поджечь его…
Одна из фронтовых газет того времени сообщала о героизме гвардейцев: «Бойцов во главе с женщиной-офицером высадили в тыл врага десантные катера. Была постав-лена задача перекрыть дорогу, по которой отступали на Вену разбитые под Буда-пештом фашистские части. Шесть суток отбивали ребята яростные атаки врага. А потом с воздуха на них посыпались бомбы. Со стороны Будапешта на моряков двинулись «тигры». Казалось, что все кончено. Не выдержит горстка морских пехотинцев, не устоит. Но пока подоспела помощь, семь фашистских танков горело перед траншеями смельчаков. «Тигров» подожгли моряки из взвода лейтенанта Завалий...»
Предсказание бабушки сбылось – она была ранена 4 раза. После одного из ранений потребовалось срочное переливание крови и боец её взвода Гасан Гусейнов, не задумываясь, отдал свою кровь и тем самым спас ей жизнь.
После окончания войны её хотели направить на учебу в военное училище, но сказались 4 ранения и 2 контузии, полученные ею во время войны. В 1947 году она демобилизовалась и уехала в Киев. Военное прошлое ещё долго не покидало её: «Я после войны ещё долго по ночам ходила в атаку. Кричала так, что соседи пугались. А бабушка молилась и говорила маме: «Это нечистый дух из неё выходит!» - вспоминала Евдокия Николаевна.
В Киеве она познакомилась со своим будущим мужем, вышла замуж. У неё 2 детей, 4 внуков и 4 правнука. Работала директором гастронома. Кавалер четырёх боевых орденов и почти 40 медалей.