СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Вместе с семьей» (опыт взаимодействия воспитателя средней группы с семьями воспитанников)

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Детство  - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

В моей группе взаимодействие с родителями основано на структурно – функциональной модели. Эта структурно – функциональная модель условно состоит из трех блоков

  1. информационно – аналитического,
  2. практического,
  3. контрольно – аналитического.

Просмотр содержимого документа
««Вместе с семьей» (опыт взаимодействия воспитателя средней группы с семьями воспитанников)»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 53»

«Вместе с семьей»

(опыт взаимодействия воспитателей второй младшей группы с семьями воспитанников)


Детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Кто из родителей не мечтает, чтобы его ребенок вырос самым умным, самым красивым, добрым. Иначе говоря, мы мечтаем, о всестороннем совершенстве наших детей. Какими они будут – зависит от родителей. Первые уроки жизни малыш получает в семье, и в начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные в его жизни люди – родители. Благодаря их любви, заботе эмоциональной близости ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям.

Но вот ребенок приходит в детский сад - и это влечет за собой изменения в его жизни. Его окружают незнакомые люди и очень важно, чтобы родители и воспитатели, объединив свои усилия, обеспечили малышу эмоциональный комфорт. Поэтому, мы воспитатели второй младшей группы, поставили цель – наладить тесный контакт с семьей (слайд №3)

В нашей группе взаимодействие с родителями основано на структурно – функциональной модели. Эта структурно – функциональная модель условно состоит из трех блоков (слайд № 4)

  1. информационно – аналитического,

  2. практического,

  3. контрольно – аналитического.

1. Информационно – аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Работа с родителями в рамках информационно – аналитического блока строится нами по двум взаимосвязанным направлениям.

Работая в рамках первого направления мы просвещаем родителей, передаем им необходимую информацию по тому или иному вопросу. Для решения вопросов используем разные формы:

  1. индивидуальное и подгрупповое консультирование – родители нашей группы имеют возможность получать консультации по интересующим их вопросам как у нас – воспитателей, так и у специалистов (психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинской сестры). В каждом конкретном случае стараемся вникнуть в суть проблемы родителей. Пытаемся на примере показать, рассказать, как надо поступать в том, или ином случае, рекомендуем нужную литературу.

  2. В распоряжении родителей групповая библиотека, где родители могут брать книги для семейного чтения. Помимо художественной литературы в библиотеке представлена методическая литература по воспитанию детей – дошкольников.

  3. Используем информационные листы, листы – памятки,

  4. Активно используем такую форму работы с родителями, как газета. Мы считаем, что газета способствует воспитанию у родителей самосознания, помогает им обучать и развивать детей играя, объединяет ребят и взрослых вокруг общего интересного дела. Нами был разработан макет газеты. Постоянными рубриками в ней стали «Поговорим серьезно», «Уроки для родителей», «Домашняя игротека», «Пришли мне чтения доброго». Родителям полюбились тематические газеты, посвященные «8 марта», «23 февраля», «Новому году». Содержание публикаций в газете было направлено на решение задач, связанных с развитием речи, познавательным развитием. В конце каждой публикации мы предлагали домашнее задание, выполнив которое , они могли увидеть проблемы своего ребенка и осознанно помочь ему. В рубрике «Домашняя игротека» знакомили родителей с простыми, но интересными, а главное полезными играми для детей. (слайд № 6).

Работая в рамках второго направления организуем продуктивное общение всех участников образовательного процесса. С этой целью мы планировали и проводили такие мероприятия, которые вовлекли родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком. Использовали такие формы взаимодействия, которые создавали условия для ситуативно – делового, личностно ориентированного общения на основе общего дела. Одной из таких форм является групповая традиция. В нашей группе мы организовали групповую традицию «Познавательную игротеку».

Цель игротеки:

- активизировать на разнообразном содержании самостоятельную познавательную активность детей;

- закреплять, конкретизировать и расширять имеющиеся и получаемые детьми сведения о мире;

- организовать взаимодействие педагогов, родителей детей.

Главный принцип работы познавательной игротеки заключается в следующем:

- все, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей. Придя в игротеку, дети сами определяют, кто и чем займется. Взрослый выступает в роли наблюдателя и «научного консультанта».

-игротеку дети посещают со своими родителями. Для этого выделен один день в неделю и время с 17.00 до 18.30. Такие посещения имеют особую значимость для развития дошкольников, для формирования взаимоотношений между ребенком и его близкими. Здесь происходит содержательное общение взрослых и детей и родители имеют возможность оценить знания своего ребенка, увидеть его познавательнее предпочтения и интересы. Развивающая среда игротеки динамична. Она отражает комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности. Материал познавательной игротеки представлен дидактическими и настольно-печатными играми разной направленности, иллюстративным материалом разной тематики. Все материалы игротеки обязательно снабжены пояснительными записками. Они предназначены для чтения детям взрослыми. Особенно важны пояснительные записки для родителей (в них дается лаконичная познавательная информация, задания, упражнения, вопросы, указывается возраст, на который рассчитаны сведения и задания). Познавательная информация в пояснительных записках дается в адаптированном виде, так как рассчитана на то, что взрослые зачитывают ее детям. При этом (очень часто) открытие делает не только ребенок, но и взрослый, находящийся рядом. Работа в групповой игротеке планируется таким образом, чтобы в рамках одного содержания сочетались разные виды деятельности. (слайд № 7)

Групповая традиция «Сладкий час».

В нашей группе стало традицией проводить групповой досуг общения с чаепитием, привлекая к помощи родителей. «Сладкий час» в своей группе проводим в середине недели, когда после трех дней пребывания ребенка в детском саду он немного устал. Введение групповой традиции «Сладкий час» позволяет детям непринужденно поговорить со взрослыми и друг с другом на любую интересующую их тему. В этом учебном году нами были запланированы такие темы: «Сервировка стола», «Столовый этикет», «Дары осени», «История о посуде», «Чаепитие друзей», «Новый год стучится в дверь», «Праздник смелых людей» (чаепитие с папами), «Мой любимый праздник мам» (чаепитие с мамами). Благодаря этой традиции познакомили детей и их родителей с хорошими манерами, правилами культуры еды, правилами и нормами общения в ситуациях знакомства, формировали основы культуры речевого общения и многое другое. В рамках этой традиции проводим и празднуем дни рождения воспитанников (слайд №9), (слайд № 8).

Альбом «Моя семья», портфолио «Мой мир».

Каждой семье мы предложили создать своими руками альбом «Моя семья» и портфолио «Мой мир». Основным нашим требованием было то, что бы родители оформляли и заполняли странички вместе с детьми. При оформлении страничек родители вместе с ребенком проявляли творчество, фантазию, мастерство (использовали фотографии, рисунки, аппликацию и многое другое). Создание альбома и портфолио – не разовое мероприятие. Постоянная работа с ними способствует появлению у детей самых разнообразных познавательных интересов. В течение года альбомы пополняются новыми страничками, посвященными отдельным членам семьи (слайд № 11)

Групповая традиция «Театрализованные пятницы».

Цель традиции: обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, способствовать своевременному и полноценному психологическому развитию и приобщению к общечеловеческим ценностям.

Задачи «театрализованных пятниц»:вызвать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников, сохранять непосредственность и живость детского восприятия, родителям – деликатно и тактично помогать детям в создании выразительных образов, утверждать позицию ребенка в ситуации семьи и детского сада (способствовать возникновению ощущения значимости каждого ребенка и коллективной театрализованной деятельности, побуждать родителей отмечать и поддерживать успехи детей и помогать им оценивать полученные результаты).

Оптимальное время для проведения «театрализованных пятниц» - пятница, вторая половина дня. Выбор этого временного периода связан с тем, что эффективность развития детей в театрализованной деятельности во многом определяется присутствием родителей и в качестве зрителей, и в качестве помощников.



2. В рамках практического блока мы использовали формы и методы направленные на решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием.

3. В контрольно – оценочном блоке мы предполагали анализ эффективности проводимых мероприятий. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, сразу после проведения того или иного мероприятия мы использовали следующие формы:

- опрос,

- книгу отзывов,

-оценочные листы,

-экспресс – диагностику,

- собеседование с родителями,

-учет активности родителей.

В заключение хотим отметить, что в какой бы форме не проводилась работа с родителями, она должна быть проникнута симпатией, интересом, уважением к ребенку и родителям как к личностям.