Областное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение
«Курский базовый медицинский колледж»
Тема «Внеаудиторная самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины «Основы философии». Задания профессиональной направленности.
Подготовила: преподаватель
гуманитарных дисциплин
Панченко Е.В.
Курск 2022
Содержание
1. Введение.
2. Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов профессиональной направленности.
3. Методические рекомендации для студентов при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы.
Введение
Наиболее актуальными в настоящее время становятся требования к личным качествам студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести поиск необходимых учебных материалов; повышается роль самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиливается ответственность преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы. В связи с этим самостоятельная работа студентов является важной и неотъемлемой частью учебного процесса.
Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа выполняет ряд функций, среди которых необходимо отметить:
- развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов);
- ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается ускорение и мотивация);
- воспитательная (формируются и развиваются познавательные качества студента);
- исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления);
- информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях).
Задачами самостоятельной работы студентов являются:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование умения использовать справочную литературу;
- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений.
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Остановимся на внеаудиторной работе студентов.
На самостоятельную внеаудиторную работу студентов в соответствии с программой дисциплины «Основы философии» выделяется 30% от учебной нагрузки, т.е. 14 часов. Всего отводится по программе 48 часов. Одним из мотивов стимулирующих интерес к изучению того или иного вопроса дисциплины, является его практическая значимость, связь будущей профессией. Поэтому все задания носят профессионально – ориентированный характер, позволяющим акцентировать внимание студентов на моральных, этических нормах; создавать условия для формирования общих компетенций. Компетенции XXI века определяют личностный и социальный статус современного медицинского работника: информационная активность, умение мыслить, решать творческие задачи.
Ориентированность процесса изучения дисциплины «Основы философии» на профессию позволяет решать следующие задачи:
формировать познавательную активность, самостоятельность и интерес к дисциплине и своей будущей профессии;
организовать учебно-воспитательный процесс с учётом профессиональной направленности.
Таким образом, представление о будущей профессии является самым устойчивым мотивом, придающим смысл внеаудиторной работе при изучении дисциплины «Основы философии».
З
Лао - цзы
адания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов профессиональной направленности.
Тема «Философское наследие Древнего мира». (2 часа)
1. В древнекитайской философии, в направлении даосизма ключевым понятием выступает «дао». Человека не в состоянии влиять на мировой порядок, его удел покой и смирение. Вы, как будущий медицинский работник относитесь к данной трактовке. Почему? Приведите примеры.
2
Конфуций
. Конфуций – основоположник гуманизма. Что такое гуманизм? Как принцип гуманизма должен быть реализован в профессиональной деятельности медицинского работника? Приведите примеры.
Тема «Античная классическая философия» (2 часа)
Клятва Гиппократа
«
Гиппократ
Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство:
Считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому»
Почему «Клятва Гиппократа» является нравственным кодексом медицинского работника? Какие этические нормы составляют основу его поведения? Проанализируйте текст и сделайте выводы.
2
Сократ
.У Сократа – «отца философии» существует учение о добродетелях. Что такое«добродетель»? Используя Интернет – ресурсы, покажите каким
добродетелями наделял человека Сократ.
Тема «Философские модели в религиозном мышлении» (1 час)
Авиценна
Докажите, что «Канон врачебной науки» Авиценны является наиболее знаменитым медицинским трактатом Средневековья? Какой вклад в развитие медицины внес Авиценна? Прокомментируйте высказывание Авиценны, что врач (медицинский работник) должен «обладать глазами сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва»?
Т
Парацельс
ема «Свободомыслие в эпоху Возрождения» (1 час)
Парацельс – один из представителей эпохи Возрождения. Используя Интернет – ресурсы, дайте определение «болезни» по Парацельсу. С чем вы можете согласиться, а с чем готовы поспорить?. Свою точку зрения обоснуйте.
Тема «Немецкая классическая философия» (2 часа)
1. Как трактует понятие «долг» И.Кант? Проведите сравнительный анализ философских взглядов философов по данному вопросу.
Философ | Характеристика философских взглядов о долге |
Сократ | |
Аристотель | |
И.Кант | |
Какая трактовка, как медицинскому работнику, Вам наиболее близка, почему? На основании систематизации материала сделайте вывод.
Тема «Развитие философии в XX веке» (1 час)
1
З.Фрейд
.Согласно концепции З.Фрейда, поведение человека определяется влиянием бессознательной сферы. Раскройте структуру личности по З.Фрейду и дайте ответ на вопрос: «Как вы считаете, нужно ли современному медицинскому работнику учитывать «влияние бессознательного» на поведение пациента? Почему? Свою точку зрения обоснуйте
Тема «Учение о всеобщей связи и развитии» (2 часа)
Используя один из законов диалектики, прокомментируйте афоризм Парацельса: «Все есть яд, и все есть лекарство, тем или другим делает лишь доза». Можно ли назвать его диалектическим? Почему?
Тема «Учение о человеке – антропология» (3 часа)
1. Нужно ли человеку задумываться о смысле жизни? Может ли быть «смысл жизни» в профессиональной деятельности? Почему? Что такое «альтруизм»?
2
. Что такое «здоровье»? Используя Интернет – ресурсы, найдите афоризмы Н.И.Пирогова, посвященные данному вопросу. Прокомментируйте содержание афоризма Н.И.Пирогова: « Жить на белом свете – значит постоянно бороться и побеждать». Как высказывание выдающегося русского врача может помочь в профессиональной деятельности?
Н.И.Пирогов
3
. В философии человек является наивысшей ценностью. Появляется новаямедицинская аппаратура, новые методы исследования, но остаются неизменными понятия этических норм медицинского работника. Дайте определения:
-медицинской чести;
- благородства души;
- милосердия;
- сострадания;
- бескорыстия.
Методические рекомендации для студентов при подготовке заданий внеаудиторной самостоятельной работы.
Письменный ответ на вопрос.
Письменные работы, являясь частью учебного плана, занимают важное место в процессе обучения. Они расширяют знания, полученные на теоретических занятиях.
Основными задачами данного вида деятельности является:
иметь научное представление об основных этапах истории человечества, философии и их хронологии;
уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к окружающей действительности;
Цель письменных работ овладение приемами работы с источниками и литературой, что является основой исследовательской деятельности. Выработанные в ходе подготовки контрольных работ навыки будут иметь первостепенное значение при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.
Письменная работа должна полностью раскрывать тему, основываться на источниках и интерпретации исследовательской литературы, быть написана правильным литературным языком, не должна содержать орфографических ошибок. К этим требованиям необходимо добавить ряд условий, обязательных для успешного выполнения данного вида самостоятельной работы:
На этапе подготовки к написанию работы необходимо сгруппировать и проанализировать необходимые источники и литературу, ознакомиться с важнейшими публикациями, относящимися к теме работы.
Правильно структурировать собранный материал, составив развернутый план работы.
Необходимой частью письменной работы является небольшое по объему «Введение». В нем формулируются актуальность и значимость темы в современных условиях.
В основной части работы необходимо раскрыть содержание темы. Изложение материала должно быть логически правильным, аргументированным, подкрепленным ссылками на источники или выводы ведущих исследователей. Необходимо провести анализ, сравнение или обобщение исследуемого материала.
Особое внимание следует обратить на выполнение общепринятых правил цитирования и интерпретации источников и литературы.
Одним из важнейших требований к работе является владение понятийным аппаратом науки.
Письменная работа должна отражать не только знания по выбранной теме, но и умение делать выводы, видеть взаимосвязь между фактами и событиями. Поэтому важнейшей частью работы является «Заключение», где подводятся итоги.
Выполнение письменных работы способствует углублению знаний, полученных во время лекционных и семинарских занятий, формированию умения корректно и аргументировано обосновать свою точку зрения, развивает мышление и речь. Эти умения и навыки являются составной частью ОК и необходимы в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.
Сравнительный анализ и заполнение таблицы.
При заполнении таблицы необходимо помнить о следующих положениях:
1. В ходе беседы обсуждается предстоящая работа, составляется план действий, критерии, пункты заполнения таблицы. При возникновении затруднений необходимо проконсультироваться с преподавателем.
2. На основании тезисов заполняется таблица.
3. На основании проделанной работы необходимо сделать выводы в соответствии с целями самостоятельной работы, подвести итог.
Работа с источниками, афоризмами
В научно-познавательной статье, афоризме обычно излагается материал, отражающий проблематику вопроса, философскую позицию автора. Поэтому перед чтением обязательна подготовА к его восприятию. Для сознательной деятельности необходимо выполнять ряд требований:
- деление текста на части;
- чтение по частям;
- выделение основной мысли в каждой части;
- рассматривание доказательства;
- сравнение излагаемого материала с тем, что было известно ранее;
- формулировка вывода, решение проблемы.
При работе с афоризмом необходимо раскрыть содержание высказывания в соответствии с философской концепцией автора. Афоризм – это «крылатое выражение», которое несет в себе определенный философский смысл. Необходимо раскрыть основную философскую идею.
Оценка выполненной работы производится в соответствии с требованиями письменной работы.
Правила поиска информации в поисковых системах
- Запросы должны быть простыми. Если вы ищете конкретное понятие, место или продукт, начните с его названия или имени. Для большинства запросов вовсе не нужны редкие операторы или изощренный синтаксис. Чем проще, тем лучше.
- Подумайте, какие слова присутствуют на странице, которую вы ищете. Поисковая система не человек. Это программа, которая сравнивает слова, которые вы вводите, и слова, которые имеются на веб-страницах. Используйте слова, которые с наибольшей вероятностью могут присутствовать на искомой странице.
-Опишите, что вам нужно, используя как можно меньше слов. Каждое слово в запросе служит для сужения и уточнения области поиска. Поскольку используются все слова, каждое дополнительное слово ограничивает круг результатов. Если ввести слишком много ограничений, можно пропустить полезную информацию. Начните поиск с нескольких ключевых слов. Даже если вы не нашли то, что нужно, просмотрите найденные результаты, и вы поймете, какие дополнительные слова нужно включить в следующий запрос, чтобы получить более объективные результаты.
-Подбирайте более информативные слова. При этом следует помнить, что даже если вы используете правильное слово, но большинство людей редко им пользуется, это слово может не оказаться на нужной странице.