Министерство образования и науки Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Внеаудиторная самостоятельная работа по теме:
Электронные материалы учебного назначения
Выполнила:
студентка группы 3 «А»
__________ Спиридонова Е.Е.
Проверил:
преподаватель
__________Кульченко О.Н.
Астрахань, 2023
Обучающая программа (ОП) – это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Оно должно способствовать максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью. ОП является лишь частью всей системы обучения, следовательно, должна быть увязана со всем учебным материалом, выполняя свои специфические функции и отвечая вытекающим из этого требованиям.
Программы называются обучающими, потому что принцип их составления носит обучающий характер (с пояснениями, правилами, образцами выполнения заданий и т.п.). Программами они называются потому, что составлены с учетом всех пяти принципов программированного обучения:
- наличие цели учебной работы и алгоритма достижения этой цели;
- расчлененность учебной работы на шаги, связанные с соответствующими дозами информации, которые обеспечивают осуществление шага;
- завершение каждого шага самопроверкой и возможным корректирующим воздействием;
- использование автоматического устройства;
- индивидуализация обучения (в достаточных и доступных пределах).
Чаще всего ОП применяют для демонстраций в ходе учебных занятий или самостоятельного изучения предмета. Наибольшую популярность среди такого рода учебных материалов получили различные курсы иностранных языков, гораздо реже попадаются обучающие программы по естественнонаучной тематике: например «Физика на компьютере». Особая разновидность учебных пособий – разнообразные мультимедийные энциклопедии, такие, как Microsoft Encarta, «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия»
Выделяют следующие виды электронных учебных материалов.
Электронный учебник – самостоятельное учебное электронное пособие комплексного назначения, которое обеспечивает непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, информационно – поисковую деятельность студента. Электронный учебник содержит теоретический и практический материалы в соответствии с учебной программой, с использованием элементов мультимедиа технологий.
Сетевой курс – электронный учебно – методический комплекс, обеспечивающий все основные виды занятий по дисциплине с учетом специфики всех форм (технологий) обучения, в том числе контроль самостоятельной работы студента. Сетевой курс (электронный учебно – методический комплекс) предназначен для использования через телекоммуникационные сети, а также распространения и использования в виде локальных копий на переносимых машиночитаемых носителях.
Сетевой курс представляет собой систему дидактических средств обучения по конкретной дисциплине, издаваемых с целью наиболее полной реализации образовательных и воспитательных задач, сформулированных соответствующей учебной программой. Обязательными компонентами сетевого курса являются: теоретический материал, глоссарий, промежуточный и итоговый контроль знаний в тестовой форме, практикум для выполнения практических/курсовых заданий (с вариантами) на практических занятиях и на самостоятельную работу студента.
Особенно важным аспектом сетевого курса является обеспечение самостоятельной работы студентов и ее контроль преподавателем. При этом очень важно методически обосновать возможности получения знаний и навыков за счет привлечения новой информации, ознакомления с дополнительными библиографическими источниками, а также представить информацию об организации своей самостоятельной работы и самоконтроля.
Банк тестовых заданий (электронный тест) – электронное издание, содержащее систематизированный комплект заданий, позволяющий качественно и эффективно измерить уровень и оценить степень подготовленности студента, предназначенное для использования через телекоммуникационные сети для промежуточного и итогового контроля знаний по отдельной учебной дисциплине, нескольким учебным дисциплинам (комплексный тест), отдельному учебному циклу.
Электронный справочник позволяет обучаемому в любое время оперативно получить необходимую справочную информацию в компактной форме.
В электронный справочник включается информация как дублирующая, так и дополняющая материал учебника.
Несмотря на то, что пользоваться бумажным учебником по сравнению с электронным более удобно, ЭУ приобрел в последнее время большую популярность благодаря своим функциональным возможностям. Преимущества ЭУ по сравнению с простым типографским:
- Возможность быстрого поиска по тексту.
- Организация учебной информации в виде гипертекста. Гипертекст – возможность создания «живого», интерактивного учебного материала, снабженного взаимными ссылками на различные части материала.
- Наличие мультимедиа повышает качество обучения и позволяет удерживать внимание обучаемого.
- Моделирование изучаемых процессов и явлений, возможность проводить «компьютерные эксперименты» в тех областях человеческого знания, где реальные эксперименты очень трудоемки или попросту невозможны. Например, возможность поработать с графическим представлением атома водорода, взятым из обучающей программы «Микрофизика на компьютере».
- Наличие системы самопроверки знаний, системы рубежного контроля, совместимость с электронной экзаменационной системой. Возможность оценки приобретенных знаний.
При создании ЭУ нецелесообразно просто переносить типографский вариант учебного пособия в электронный вид и затем конвертировать в гипертекст, т.к. такой учебник будет неудобен для обучающегося, так как читать с монитора не так удобно, как книгу. При создании ЭУ целесообразны:
- иная организация материала учебника: главы целесообразно сделать более короткими чтобы их было проще читать на экране;
- разделение материал на несколько контекстов (например, обязательный для прочтения, дополнительный, вспомогательный, определения и т.п.) и визуально их выделить;
- содержание учебного материала, в соответствии с требованиями психологов, рекомендуется разбивать на модули. Освоение учебного материала, соответствующее конкретному модулю, должно быть ориентировано не более чем на два часа контактного времени;
- после изучения очередного модуля приобретенные учащимися или студентами знания следует контролировать с помощью соответствующей программы, включенной в состав ЭУ;
- уделение особого внимания интерфейсу пользователя;
- сжатость и краткость изложения материала при максимальной информативности текста. .
Современные Интернет–технологий дают возможность использовать уникальные экспериментальные ресурсы, расположенные порой на другом конце земного шара: вести наблюдения звездного неба на настоящем телескопе или управлять реактором атомной станции, воспользоваться для перевода учебного текста онлайновым словарем, выбрав его из списка доступных, препарировать виртуальную лягушку. Как о перспективе недалекого будущего можно говорить и о «виртуальных» онлайн–лабораториях, в которых ученики будут проводить эксперименты на оборудовании, расположенном на другом континенте или в соседнем здании.
На базе сетевых технологий возник совершенно новый вид учебных материалов: Интернет–учебник (ИУ). Область применения ИУ: обычное и ДО, самостоятельная работа. Снабженный единым интерфейсом, такой ИУ может стать не просто пособием на один учебный курс, а постоянно развивающейся обучающей и справочной средой.
ИУ обладает теми же качествами, что и ЭУ, плюс возможность тиражирования практически без носителя – существует одна версия учебного материала в сети Интернет и ученик-пользователь получает к ней доступ привычным для себя способом через свой браузер. Это вносит существенные преимущества по сравнению с ЭУ, а именно:
- сокращается путь от автора учебника к ученику;
- появляется возможность оперативно обновлять содержание учебника;
- сокращаются расходы на изготовление учебника;
- решается проблема идентичности, то есть почти на всех аппаратных платформах материал будет выглядеть практически одинаково;
- появляется возможность включения в учебник любого дополнительного материала, которой уже имеется в сети Интернет.
Ценно, что доступ к ИУ возможен с любой машины, подключенной к сети Интернет, что позволяет при наличии интереса со стороны пользователей попробовать освоить какой либо курс ДО. Однако, гораздо большие перспективы сулят не ЭУ сами по себе, а объединение учебников с программами, контролирующими знания ученика, дополненное общением между преподавателем и учащимися в реальном времени. В этом плане Интернет предоставляет богатейшие возможности: от ставшей уже традиционной электронной почты до видеоконференций и Web-chat. На этой основе организуются в настоящее время дистанционное образование.