СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеаудиторная самостоятельная работа по теме: "Электронные материалы учебного назначения"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеаудиторная самостоятельная работа по теме: "Электронные материалы учебного назначения"»





Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»









Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»









Внеаудиторная самостоятельная работа по теме:

Электронные материалы учебного назначения







Выполнила:

студентка группы 3 «А»

__________ Спиридонова Е.Е.

Проверил:

преподаватель

__________Кульченко О.Н.















Астрахань, 2023

Обучающая программа (ОП) – это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Оно должно способствовать максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью. ОП является лишь частью всей системы обучения, следовательно, должна быть увязана со всем учебным материалом, выполняя свои специфические функции и отвечая вытекающим из этого требованиям.


Программы называются обучающими, потому что принцип их составления носит обучающий характер (с пояснениями, правилами, образцами выполнения заданий и т.п.). Программами они называются потому, что составлены с учетом всех пяти принципов программированного обучения:

-     наличие цели учебной работы и алгоритма достижения этой цели;

-     расчлененность учебной работы на шаги, связанные с соответствующими дозами информации, которые обеспечивают осуществление шага;

-     завершение каждого шага самопроверкой и возможным корректирующим воздействием;

-     использование автоматического устройства;

-     индивидуализация обучения (в достаточных и доступных пределах).

Чаще всего ОП применяют для демонстраций в ходе учебных занятий или самостоятельного изучения предмета. Наибольшую популярность среди такого рода учебных материалов получили различные курсы иностранных языков, гораздо реже попадаются обучающие программы по естественнонаучной тематике: например «Физика на компьютере». Особая разновидность учебных пособий – разнообразные мультимедийные энциклопедии, такие, как Microsoft Encarta, «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Выделяют следующие виды электронных учебных материалов.

Электронный учебник – самостоятельное учебное электронное пособие комплексного назначения, которое обеспечивает непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, информационно – поисковую деятельность студента. Электронный учебник содержит теоретический и практический материалы в соответствии с учебной программой, с использованием элементов мультимедиа технологий.

Сетевой курс – электронный учебно – методический комплекс, обеспечивающий все основные виды занятий по дисциплине с учетом специфики всех форм (технологий) обучения, в том числе контроль самостоятельной работы студента. Сетевой курс (электронный учебно – методический комплекс) предназначен для использования через телекоммуникационные сети, а также распространения и использования в виде локальных копий на переносимых машиночитаемых носителях.

Сетевой курс представляет собой систему дидактических средств обучения по конкретной дисциплине, издаваемых с целью наиболее полной реализации образовательных и воспитательных задач, сформулированных соответствующей учебной программой. Обязательными компонентами сетевого курса являются: теоретический материал, глоссарий, промежуточный и итоговый контроль знаний в тестовой форме, практикум для выполнения практических/курсовых заданий (с вариантами) на практических занятиях и на самостоятельную работу студента.

Особенно важным аспектом сетевого курса является обеспечение самостоятельной работы студентов и ее контроль преподавателем. При этом очень важно методически обосновать возможности получения знаний и навыков за счет привлечения новой информации, ознакомления с дополнительными библиографическими источниками, а также представить информацию об организации своей самостоятельной работы и самоконтроля.

Банк тестовых заданий (электронный тест) – электронное издание, содержащее систематизированный комплект заданий, позволяющий качественно и эффективно измерить уровень и оценить степень подготовленности студента, предназначенное для использования через телекоммуникационные сети для промежуточного и итогового контроля знаний по отдельной учебной дисциплине, нескольким учебным дисциплинам (комплексный тест), отдельному учебному циклу.

Электронный справочник позволяет обучаемому в любое время оперативно получить необходимую справочную информацию в компактной форме.

В электронный справочник включается информация как дублирующая, так и дополняющая материал учебника.


Несмотря на то, что пользоваться бумажным учебником по сравнению с электронным более удобно, ЭУ приобрел в последнее время большую популярность благодаря своим функциональным возможностям. Преимущества ЭУ по сравнению с простым типографским:

-     Возможность быстрого поиска по тексту.

-     Организация учебной информации в виде гипертекста. Гипертекст –  возможность создания «живого», интерактивного учебного материала, снабженного взаимными ссылками на различные части материала.

-     Наличие мультимедиа повышает качество обучения и позволяет удерживать внимание обучаемого.

-     Моделирование изучаемых процессов и явлений, возможность проводить «компьютерные эксперименты» в тех областях человеческого знания, где реальные эксперименты очень трудоемки или попросту невозможны. Например, возможность поработать с графическим представлением атома водорода, взятым из обучающей программы «Микрофизика на компьютере».

-     Наличие системы самопроверки знаний, системы рубежного контроля, совместимость с электронной экзаменационной системой. Возможность оценки приобретенных знаний.

При создании ЭУ нецелесообразно просто переносить типографский вариант учебного пособия в электронный вид и затем конвертировать в гипертекст, т.к. такой учебник будет неудобен для обучающегося, так как читать с монитора не так удобно, как книгу. При создании ЭУ целесообразны:

-     иная организация материала учебника: главы целесообразно сделать более короткими чтобы их было проще читать на экране;

-     разделение материал на несколько контекстов (например, обязательный для прочтения, дополнительный, вспомогательный, определения и т.п.) и визуально их выделить;

-     содержание учебного материала, в соответствии с требованиями психологов, рекомендуется разбивать на модули. Освоение учебного материала, соответствующее конкретному модулю, должно быть ориентировано не более чем на два часа контактного времени;

-     после изучения очередного модуля приобретенные учащимися или студентами знания следует контролировать с помощью соответствующей программы, включенной в состав ЭУ;

-     уделение особого внимания интерфейсу пользователя;

-     сжатость и краткость изложения материала при максимальной информативности текста. .

Современные Интернет–технологий дают возможность использовать уникальные экспериментальные ресурсы, расположенные порой на другом конце земного шара: вести наблюдения звездного неба на настоящем телескопе или управлять реактором атомной станции, воспользоваться для перевода учебного текста онлайновым словарем, выбрав его из списка доступных, препарировать виртуальную лягушку. Как о перспективе недалекого будущего можно говорить и о «виртуальных» онлайн–лабораториях, в которых ученики будут проводить эксперименты на оборудовании, расположенном на другом континенте или в соседнем здании.

На базе сетевых технологий возник совершенно новый вид учебных материалов: Интернет–учебник (ИУ). Область применения ИУ: обычное и ДО, самостоятельная работа. Снабженный единым интерфейсом, такой ИУ может стать не просто пособием на один учебный курс, а постоянно развивающейся обучающей и справочной средой.

ИУ обладает теми же качествами, что и ЭУ, плюс возможность тиражирования практически без носителя – существует одна версия учебного материала в сети Интернет и ученик-пользователь получает к ней доступ привычным для себя способом через свой браузер. Это вносит существенные преимущества по сравнению с ЭУ, а именно:

-     сокращается путь от автора учебника к ученику;

-     появляется возможность оперативно обновлять содержание учебника;

-     сокращаются расходы на изготовление учебника;

-     решается проблема идентичности, то есть почти на всех аппаратных платформах материал будет выглядеть практически одинаково;

-     появляется возможность включения в учебник любого дополнительного материала, которой уже имеется в сети Интернет.

Ценно, что доступ к ИУ возможен с любой машины, подключенной к сети Интернет, что позволяет при наличии интереса со стороны пользователей попробовать освоить какой либо курс ДО. Однако, гораздо большие перспективы сулят не ЭУ сами по себе, а объединение учебников с программами, контролирующими знания ученика, дополненное общением между преподавателем и учащимися в реальном времени. В этом плане Интернет предоставляет богатейшие возможности: от ставшей уже традиционной электронной почты до видеоконференций и Web-chat. На этой основе организуются в настоящее время дистанционное образование.