МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГОРАЗВИТИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВАИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение социального обслуживания
«Иркутский реабилитационный техникум»
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
АД.01 ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА
основной профессиональной образовательной программы
по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации
Иркутск, 2020
СОГЛАСОВАНО | | УТВЕРЖДЕНО | |
Методическим объединением «ИВТ. ОП» Протокол №1 от «08» сентября 2020 г. | | Методическим советом ОГБПОУСО ИРТ Протокол № 3 от «23» сентября 2020 г. |
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине «Основы интеллектуального труда»/ Сост. А. Л. Глушинская. – Иркутск, 2020 г. – 17 с.
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и студентов, осваивающих программу подготовки по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации, содержат план организации СРС, алгоритм работы по выполнению сообщений, презентаций, памятки, учебно-исследовательской работы студентов, а также перечень информационных ресурсов.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………… …………………..............4
План организации самостоятельной работы студентов…………5
Методические указания по подготовке письменного сообщения…………………………………………………………8
Методические указания по подготовке и защите презентации…9
Методические указания по составлению памятки……………….10
Методические рекомендации по написанию исследования…….11
Перечень информационных ресурсов……………………………16
Введение
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (далее - СРС) является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине «Основы интеллектуального труда» по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации отводится 16 часов учебного времени.
В ходе внеаудиторной самостоятельной работы студент решает следующие задачи:
самостоятельно применяет в процессе самообразования учебно-методические материалы, разработанные преподавательским составом техникума в помощь студенту;
изучает учебную и научную литературу, углубляет и расширяет знания, полученные на аудиторных занятиях;
осуществляет поиск ответов на поставленные преподавателем вопросы и решает задачи;
самостоятельно изучает отдельные темы (разделы) дисциплины;
самостоятельно планирует процесс освоения материала в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса;
совершенствует умение анализировать и обобщать полученную информацию;
развивает навыки научно-исследовательской работы.
В качестве видов внеаудиторной самостоятельной работы студентов предусмотрены:
подготовка сообщений на заданные темы;
составление памятки;
организация работы и написание учебно-исследовательской работы студентов;
выполнение презентаций для защиты учебно-исследовательской работы студентов.
Все задания только базового уровня освоения, в связи с недостаточным уровнем интеллектуального развития, низким уровнем школьных знаний, особенностями физического/умственного развития.
План организации самостоятельной работы студентов
Тема (согласно РП) | Объем часов на СРС (согласно РП) | Содержание СРС | Форма отчета | Срок сдачи | Методическое сопровождение |
Интеллектуальный труд и его значение в жизни общества | 2 | Составить сообщение по темам (по выбору): «Интеллектуальный труд как профессиональная деятельность», «Интеллектуальная культура в системе общей культуры будущего специалиста». | письменное сообщение | Урок № 2 | Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. –М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам). Бережнова Е. В., Краевский В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности: Учебник.- М.: Академия, 2012 Борикова Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалифицированную работу. Учеб. пособие/ Л. В. Борикова. -М.:Академия, 2012.с. 128 Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с. Пушкарь А. И., Потрашкова Л. В. Основы научных исследований и организация научно-исследовательской деятельности: Учебное пособие.- X.: ИД «ИНЖЭК», 2012. |
Рациональное планирование времени. Тайм-менеджмент в организации учебной работы | 2 | Организация и подготовка сообщений по темам (по выбору): «Тайм-менеджмент и его роль в жизни человека», «Основные правила планирования временем». | письменное сообщение | Урок №5 | Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. –М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам). Бережнова Е. В., Краевский В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности: Учебник.- М.: Академия, 2012 Борикова Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалифицированную работу. Учеб. пособие/ Л. В. Борикова. -М.:Академия, 2012.с. 128 |
Организация самостоятельной работы студентов и её основные виды | 2 | Составление памятки «Золотых правил» работы в группе | письменное сообщение | Урок №7 | Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с. Пушкарь А. И., Потрашкова Л. В. Основы научных исследований и организация научно-исследовательской деятельности: Учебное пособие.- X.: ИД «ИНЖЭК», 2012. |
Технология работы с информационными источниками | 2 | Выполнение тестовых заданий по теме: «Виды информации» | письменное сообщение | Урок №9 | Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. –М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам). Бережнова Е. В., Краевский В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности: Учебник.- М.: Академия, 2012 |
Методы научного познания | 8 | Изучение рекомендаций по написанию учебно-исследовательских работ Организация и обработка полученной информации по выбранной теме. Оформление текста учебно-исследовательской работы. Составление текста доклада. Создание компьютерной презентации. | Устное сообщение Письменное сообщение Защита текста учебно-исследовательской работы/презентация | Урок №13, 14, 15, 16 | Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. –М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам). Бережнова Е. В., Краевский В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности: Учебник.- М.: Академия, 2012 Борикова Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалифицированную работу. Учеб. пособие/ Л. В. Борикова. -М.:Академия, 2012.с. 128 Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с. Пушкарь А. И., Потрашкова Л. В. Основы научных исследований и организация научно-исследовательской деятельности: Учебное пособие.- X.: ИД «ИНЖЭК», 2012 |
ВСЕГО ЧАСОВ | 16 | |
Методические указания по подготовке письменного сообщения
Ознакомьтесь с опорным материалом по теме.
Оцените важность информации в каждом предложении абзаца.
Исключите предложения, несущественные с точки зрения основной информации.
Найдите избыточную информацию в оставшихся предложениях.
Исключите избыточную информацию из предложений.
Сорасположите разрозненные предложения в соответствии с логикой изложения материала.
Изложите материал темы.
Объем письменного сообщения, доклада – 5-7 страниц
Структура письменного сообщения:
Содержание (основные пункты),
Введение (актуальность темы, степень ее научной изученности, историография, цели и задачи),
Основная часть (факты, описание),
Заключение (выводы по итогу работы),
Список использованных ресурсов
Требования к оформлению:
На листе формата А4 левый край должен иметь отступ 30 мм, правый – 10 мм, нижний и верхний края – по 20 мм.
При написании используют шрифт TimesNewRoman (12-14 пунктов, для заголовков – 16), полуторный межстрочный интервал и одностороннюю печать.
Отступы от параграфов и заголовков составляют 3 интервала, разделы и главы начинаются с новых страниц.
Номер ставится на каждом листе, кроме титульного (он считается, но не нумеруется).
Критерии оценки письменного сообщения:
«отлично» - содержание сообщения соответствует заявленной теме, при рассказе студент придерживается плана-задания, четко прослеживается логика сообщения, студент хорошо владеет текстом сообщения
«хорошо» - содержание сообщения соответствует заявленной теме частично, при рассказе студент придерживается плана-задания, логика сообщения не видна, подобранный иллюстративный материал отражает тему частично, студент показывает фрагментарные знания по данной теме
«удовлетворительно» - содержание сообщения не соответствует заявленной теме, логика сообщения едва улавливается, студент частично владеет текстом сообщения.
3. Методические указания по подготовке и защите презентации
Титульный лист содержит сведения о вышестоящей организации, сведения об организации-исполнителе, название презентации, разработчик (ФИО студента, направление подготовки, номер группы, ФИО руководителя проекта, место учебы, год).
Второй слайд «Содержание» - список основных вопросов, рассматриваемых в содержании.
Все заголовки выполняются в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание), в конце точка не ставится.
Текст форматируется по ширине. Размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы было хорошо видно. Подчеркивание не используется, т.к. оно в документе указывает на гиперссылку. Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится точка.
На слайдах презентации не пишется весь тот текст, который произносит докладчик
Текст должен содержать только ключевые фразы (слова), которые докладчик развивает и комментирует устно.
Количество слайдов – 10-15
Объем презентации – не более 15 слайдов включая титульный и содержание
Критерии оценки и защиты презентации:
«отлично» - презентация выполнена с учетом требований, содержание соответствует заявленной теме, четко прослеживается логика работы, качественно осуществлен отбор материала, подобраны хорошие иллюстрации, студент хорошо владеет текстом сообщения
«хорошо» - презентация выполнена с учетом требований, содержание соответствует заявленной теме, четко прослеживается логика работы, материал не отобран, дано много ненужной информации, подобраны хорошие иллюстрации, студент частично владеет текстом сообщения
«удовлетворительно» - презентация выполнена с учетом требований, содержание не соответствует заявленной теме, логика работы едва улавливается, материал не отобран по содержанию, мало иллюстраций, студент не владеет текстом сообщения
4. Методические указания по составлению памятки
Памятка — краткое нормативное, производственно-практическое или
справочное издание (пособие), содержащее самые важные сведения, которыми надо руководствоваться, выполняя какую-либо операцию или осуществляя некоторую деятельность.
Для составления памятки по заданной теме нужно найти информацию с разных источников (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература), изучить ее и выписать тезисы (основные мысли или основные действия).
Памятка составляется индивидуально.
Работа должна быть представлена на бумаге формата А4 в печатном (компьютерном) или рукописном варианте.
Составление тезисов (перечня действий)
1. Предварительно изучите информацию по заданной теме с разных источников (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература), продумайте цель, которую вы ставите, приступая к работе над ней.
2. Внимательно изучите информацию, определите еѐ основную мысль.
3. Разделите информацию по заданной теме на смысловые части, определите микротемы.
4. Сформулируйте пункты плана, логически и последовательно связав их между собой.
5. Воспринимая текстовую информацию, стремитесь четко представить себе, что является главным для автора, а что для вас.
6. Выберите для тезисов основные идеи и положения, отделив важные детали от подробностей, запишите их словами автора или собственными словами, разместив в определѐнной последовательности.
7. Руководствуйтесь основным принципом тезирования текста — не допускайте искажения содержания.
8. Составьте тезисы, а затем, используя эти материалы, оформите памятку на листе формата А4.
Объем работы: 1-2 листа
Критерии оценивания:
«отлично» - составленная памятка соответствует изучаемому материалу, соблюдены требования к составлению тезисов;
«хорошо» - основные требования к оформлению памятки соблюдены, но при этом допущены недочеты, например: имеются неточности в формулировке тезисов, пропущены некоторые действия, имеются упущения в оформлении;
«удовлетворительно» - требования к оформлению памятки не соблюдены, допущены недочеты, неточности в формулировке тезисов, имеются упущения в оформлении.
5. Методические рекомендации по написанию исследования (см. Методические рекомендации УИРС)
Исследование – это целенаправленное, ограниченное по времени и ресурсам мероприятие, ориентированное на создание уникального продукта или услуги.
Исследовательская работа имеет следующую структуру:
Титульный лист;
Содержание;
Введение;
Основная часть;
Заключение;
Список литературы;
Приложения.
Во введении (1-2 страницы) автор может обосновать выбор темы проекта, отразить его актуальность, показать научную новизну, теоретическую и практическую значимость работы. Логичным заключением введения будет формулировка цели и задач исследования, указание методов, которые использовались при разработке проекта.
Основная часть состоит из 1-2 разделов (до 7-10 страниц). Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй - практический. Содержание основной части должно точно соответствовать теме и полностью ее раскрывать. Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную обучающимся, характеристику методов решения проблемы, сравнение старых и предполагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость).
Заключение (1-2 страницы) содержит выводы, к которым автор пришел в процессе анализа собранного материала (при этом желательно подчеркнуть их самостоятельность, новизну, теоретическое и практическое значение результатов).
Список использованной литературы (не менее 3 источников) оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа.
В приложении помещаются дополнительные материалы, которые способствуют лучшему пониманию полученных автором результатов.
По объему исследовательская работа должна быть не менее 10 листов печатного текста, но не более 20 стр. Для приложений отведено не более 10 стандартных дополнительных страниц.
Оформление текстовой части Работа оформляется в соответствии с ГОСТ 2.105 – 95 «Общие требования к текстовым документам».
Текст набирается с соблюдением следующих правил:
1. Работа выполняется на листах формата А4. Текст работы излагается на одной стороне листа;
2. Текст должен быть набран через полтора интервала;
3. Шрифт «Times New Roman», размер шрифта № 14;
4. Параметры полей страницы: левое поле – 3,0 см, правое поле – 1,0 см, верхнее поле– 2,0 см, нижнее поле – 2,0 см.;
5. Текст должен быть расположен по ширине страницы с учетом полей;
6. Абзацные отступы должны быть одинаковыми по всему тексту – 1,5 см;
7. Слова внутри абзаца разделяются только одним пробелом;
8. Перед знаком препинания пробелы не ставятся, после знака препинания - один пробел;
9. Между инициалами, между инициалами и фамилией, перед сокращениями и между ними ставится неразрывный пробел (Сtrl + Shift +пробел) Например: 1998 год, т. д., А. С. Пушкин);
10. Набор текста осуществляется без переносов;
11. Кавычки («»), скобки ([],()), маркеры и другие знаки должны быть сохранены аналогичными на протяжении всего материала;
12. В тексте работы при упоминании какого-либо автора указываются сначала его инициалы, затем фамилия (например, по мнению А. П. Гайдара; как подчеркивает К. П. Сидоров, и т. д.);
13. Опечатки, описки и графические неточности в тексте исправляются подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черной тушью (чернилами, пастой) рукописным способом. Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графика) не допускаются.
14. В изложении текста лучше использовать безличную форму глагола (применяется, определяется) и т.п.
1.3 Оформление заголовков и подзаголовков Заголовки разделов следует располагать в середине строк и без точки в конце. Заголовок печатается с прописной буквы шрифтом № 14, без подчеркивания. Если заголовок включает в себя несколько предложений, их разделяют точками. Точка в конце последнего предложения не ставится. Переносы слов в заголовках не допускаются. Расстояние между названием раздела и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Такое же расстояние задерживается между заголовками раздела и подраздела. Каждый раздел текстового документа следует начинать с нового листа. Также должна быть проведена нумерация разделов основной части работы. Нумерацию проводим согласно правилам: Текст работы делится на разделы и подразделы, которые должны иметь порядковые номера.
Заголовки (разделы) должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной части текста и обозначаться арабскими цифрами, например: 1; 2; … При этом точка между номером и названием раздела не ставится.
Подзаголовки (параграфы) должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела и обозначаться арабскими цифрами без точки в конце, например: 1.1 , 2.2 , 3.3 и т.д.
Если раздел (подраздел) состоит из одного пункта, он также нумеруется.
Пример
Заголовок первого раздела
Первый подраздел первого раздела
Второй подраздел первого раздела
Заголовок второго раздела
Первый подраздел второго раздела
Второй подраздел второго раздела
Нумерация страниц Нумерация должна быть сквозной до окончания текстового документа. Первой страницей является титульный лист. Он включается в сквозную нумерацию документа, но номер страницы на нем не ставится. Вторым является содержание, номер страницы также не ставится. На последующих страницах номер проставляют вверху и посредине поля листа арабскими цифрами без знаков препинания шрифтом № 10.
Оформление иллюстраций Иллюстрации (рисунки, графики, диаграммы и схемы) нумеруются в пределах раздела арабскими цифрами, например, «рисунок 3.1» (первый рисунок третьего раздела) или имеют сквозную нумерацию в пределах всего документа.
На все рисунки в работе должна быть ссылка в тексте. Два рисунка, следующие один за другим, должны быть разделены не менее чем двумя строчками текста.
Каждую иллюстрацию сопровождают подрисуночной подписью, которая включает в себя: порядковый номер, заголовок и, если требуется, экспликацию (истолкование, объяснение), которая строится следующим образом — элементы диаграммы, рисунка, графика обозначают цифрами или другими условными знаками, последние выносят за пределы иллюстрации и снабжают объясняющим текстом.
Рисунки располагают после первой ссылки на них в тексте. Ссылки приводят с указанием порядкового номера рисунка, например, «… на рисунок 3.1» или ссылка — (рисунок 3.1); в случае, когда рисунок не заверстан сразу после абзаца, — со ссылкой на него — (см. рисунок 3.1). При ссылке в тексте слово «рисунок» пишется со строчной буквы, в подрисуночной подписи — с прописной буквы. Название рисунка в подрисуночной подписи также пишется с прописной буквы.
Оформление таблиц Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Информация в таблице размещается по принципу: одна ячейка — одно сообщение.
Таблицы во всем проекте должны быть выполнены единообразно. Текст в ячейках набирается без абзацного отступа, межстрочный интервал — одинарный. Допускается уменьшение кегля текста шрифта.
Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.
На все таблицы должны быть ссылки. При ссылке следует писать слово «таблица 2» или «см. таблицу 3.1» со строчной буквы. Нумерацию в виде «Таблица 1» располагают над таблицей слева. Наименование таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Располагают его над таблицей слева.
Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» («Окончание») и указывают номер таблицы, например, «Продолжение таблицы 1» («Окончание таблицы 1»).
В случае переноса на следующую страницу, таблицу следует начинать со строки продолжения, т. е. со строки, содержащей только номера столбцов без названия столбцов. При этом в первой части перенесенной таблицы под строкой с названиями столбцов помещается строка продолжения (номера столбцов). Если вся таблица размещается на одной полосе, строка продолжения не делается.
Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.
Заголовки граф (столбцов) и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф — со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Допускается полужирное прямое начертание шрифта заголовков граф и строк таблицы. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы.
При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф, но это снижает удобочитаемость текста.
Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим. В одной графе количество десятичных знаков должно быть одинаковым. Если данные отсутствуют, то в графах ставят знак «длинное тире». Если цифры, математические знаки повторяются, проставляют повторные их значения, заменять их кавычками или комбинацией кавычек и тире не допускается.
Содержание этапов исследования
Этап 1. « Начальный». Выбор проблемы, введение в проблему, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач поиска. Выработка плана работы.
Этап 2. «Поисковый». Работа в информационном поле, сбор необходимой информации по проблеме в различных источниках, анализ и структурирование собранного материала, качественная и количественная обработка собранного материала.
Этап 3. «Исследовательский». Проведение исследования, решение поставленной проблемы.
Этап 4. «Обработка результата». Переработка полученных данных, анализ и редактирование полученных данных, подтверждение или отрицание выдвинутой ранее гипотезы, оформление полученных данных в виде продукта проекта.
Этап 5. «Заключительный». Подведение итогов работы, составление письменного отчета, подготовка к публичной защите проекта в виде презентации.
Рекомендации по созданию презентации для демонстрации результатов мини-проекта
− Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
− Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; фамилия, имя, отчество автора; наименование техникума,
− Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
− Дизайн - эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.
− В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов.
− Последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.
6. Перечень информационных ресурсов
Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. –М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
Бережнова Е. В., Краевский В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности: Учебник.- М.: Академия, 2012
Борикова Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалифицированную работу. Учеб. пособие/ Л. В. Борикова. -М.:Академия, 2012.с. 128
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.
Пушкарь А. И., Потрашкова Л. В. Основы научных исследований и организация научно-исследовательской деятельности: Учебное пособие.- X.: ИД «ИНЖЭК», 2012.
Дополнительные источники:
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум - М, 2001.- 48с.
Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105.
Леонтович, А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. - №1. – С 105-107.
Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 51-60.
Поддьянов А.Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А.Н. Поддьянов // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №3. – С. 29-32.
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с.
Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 61-66.
Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ / Т.Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №4. – С. 34-45.
5